Эта работа является продолжением статьи «Мыть ноги при вузу — явное противоречие ахлу сунна Корану!» В этой работе вы увидите, что «ахлу сунна», моя ноги при вузу, противоречат не только Корану, но и своим собственным хадисам! Всем желающим разобраться в теме советуем сначала прочитать указанную выше статью, а затем — эту.
В данной работе мы хотели бы разобрать три вещи. Во-первых, хадисы, приведенные в источниках «ахлу сунна», о том, что ноги надо не мыть, а протирать. Во-вторых, грамматические особенности аята о вузу и мнения суннитских ученых о нём. Во-третьих, инсинуации ваххабитов по поводу того, что в шиитских источниках будто бы есть указания на «мытьё» ног при вузу.
1. Хадисы из источников «ахлу сунна» о протирании ног
Табари в 6-м томе своего «Тафсира» в толковании разбираемого аята приводит много достоверных хадисов от передатчиков «ахлу сунна» о том, что при вузу надо протирать ноги:
— от Ибн Аббаса: «Вузу — это два мытья и два протирания» (то есть мытье лица и рук и протирание головы и ног).
— от Хамида, что Муса ибн Анас сказал Анасу ибн Малику: «Хаджадж, обращаясь к нам, сказал, что нет частей тела, более грязных, чем стопы ног, а потом надо мыть их при вузу». Анас сказал: «Он солгал, а Аллах сказал правду», и прочитал аят: «…и протирайте ваши головы и ноги». (Ибн Касир сказал в своем «Тафсире», том 2, С. 27 по поводу данного хадиса: «Этот хадис — сахих по иснаду»).
— От Шааби: «Коран был ниспослан о протирании». А потом он сказал: «Разве ты не видишь, что при совершении таяммума те места, которые надо было мыть при вузу (то есть лицо и руки) надо протирать, а те места, которые надо было протирать, надо оставить?»
— От Исмаила, что он спросил у Амира: «Вот, люди говорят, что Коран был ниспослан о мытье ног». Он сказал: «Коран был ниспослан о протирании ног».
— От Катады: «Аллах вменил в обязанность два мытья (лица и рук) и два обтирания (головы и ног)».
Эти же хадисы привёл Куртуби в 6-м томе своего «Тафсира».
Также приводит Наххас в «Маани ль-куран», том 2, С. 273:
وروي عن الشعبي أنه قال: (نزل جبريل بالمسح والغسل سنة)
«Шааби сказал: “Джабраил был ниспослан с протиранием ног, а их мытьё — сунна (то есть желательное действие, а не обязательное)ˮ».
И привёл Джассас в «Ахками ль-куран», том 2, С. 433:
قال أبو بكر: قرأ إبن عباس والحسن وعكرمة وحمزة وابن كثير: ((وأرجلكم)) بالخفض وتأولوها على المسح
«Абу Бакр сказал, что Ибн Аббас, Хасан, Акрама, Хамза и Ибн Касир читали слово “ногиˮ в родительном падеже, считая, что их надо протирать».
Ибн Касир в своём «Тафсире», том 2, С. 27 приводит от Анаса ибн Малика:
نزل القرآن بالمسح والسنة بالغسل
«Коран был низведён о протирании, а Сунна — о мытье» (то есть мыть ноги — желательное действие, а не обязательное).
А потом Ибн Касир пишет: «Этот хадис — сахих по иснаду».
Также приводит Ибн Кадама в «Мугни», том 1, С. 121:
وروي عن علي أنه مسح على نعليه وقدميه ثم دخل المسجد فخلع نعليه ثم صلى, وحكي عن ابن عباس أنه قال: ما اجد في كتاب الله إلا غسلتين ومسحتين وروي عن أنس بن مالك أنه ذكر له قول الحجاج: اغسلوا القدمين ظاهرهما وباطنهما وخللوا ما بين الأصابع فأنه ليس شيء من ابن آدم أقرب إلى الخبث من قدميه فقال أنس: صدق الله وكذب الحجاج, وتلا هذه الآية: (( وَامسَحُوا بِرُؤُوسِكُم وَأَرجُلَكُم إِلَى الكَعبَينِ )) , وحكي عن الشعبي أنه قال: الوضوء مغسولان وممسوحان فالممسوحان يسقطان في التيمم
«И передано от Али, что он протёр по своим сандалиям и по стопам своих ног, а потом снял сандалии при входе в мечеть и помолился так. И передано от Ибн Аббаса, что он сказал: “Я нахожу в Книге Аллаха только два мытья и два протиранияˮ. И передано от Анаса ибн Малика, что когда перед ним упомянули слова Хаджаджа о том, что ноги надо мыть, он сказал: “Он солгал, а Аллах сказал правдуˮ, и прочитал аят: “…и протирайте ваши головы и ногиˮ. И передано от Шааби, что он сказал: “Вузу — это два мытья и два протирания, и те части тела, которые надо протирать при вузу, не надо протирать при таяммумеˮ».
Таким образом, от многих сподвижников и табиинов пришло по достоверным иснадам в источниках самих «ахлу сунна», что ноги надо протирать, а не мыть! И при наличии таких хадисов — не говоря уже о ясном аяте Корана! — «ахлу сунна» обосновывают своё мнение о мытье ног хадисами, которые говорят совсем не о вузу, а о чистоте тела!
Посмотрим на те хадисы, которые они приводят из своих источников:
— Сообщается от ‘Абдуллаха Ибн ‘Амра, что он сказал: «Как-то раз, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, отставший от нас в пути, присоединился к нам уже после того, как настало время послеполуденной молитвы/‘аср/, а мы совершали омовение и начали протирать свои ноги, и тогда (пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) изо всех сил закричал: “Горе пяткам от (мук) огня!” − дважды или трижды (повторив эти слова)”» Передали аль-Бухари (163) и Муслим (241).
— Сообщается от Абу Хурайры, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда раб (Аллаха), исповедующий ислам (или верующий раб), совершает омовение /вуду/ и омывает своё лицо, с лица его вместе с водой (или вместе с последней каплей воды) сходит всё греховное, на что он смотрел своими глазами, когда он омывает руки, вместе с водой с рук его сходит всё греховное, что он ими брал, а когда он омывает свои ноги, вместе с водой с ног его сходит всё греховное, к чему они направлялись, (и так продолжается до тех пор), пока не выходит он очистившимся от грехов» Передал Муслим (244).
Оба хадиса говорят об очищении тела, а не о ритуальной чистоте во время вузу. Всем понятно, что чистота вузу — это духовная чистота, а не телесная. Но даже если эти хадисы относятся к вузу, то они говорят о смывании с ног наджиса перед ним. Арабы того времени были известны тем, что мочились стоя, и делали это прямо в пустыне, так что брызги мочи оскверняли их ноги. Поэтому Посланник Аллаха (С) велел им мыть ноги перед совершением вузу.
Более того: в первом из хадисов совершенно ясно сказано о необходимости протирания ног, так откуда же «ахлу сунна» взяли тут мытьё?! Прочитаем снова: «Мы совершали омовение и начали протирать свои ноги». То есть сахабы знали, что порядок совершения омовения состоит в протирании ног, и делали это. И тогда Посланник (С) закричал: «Горе пяткам от мук огня!» — чтобы напомнить им, что они забыли вымыть ноги от наджиса перед совершением вузу. Если понимать это замечание Пророка (С) как указание на неправильный порядок совершения вузу, то непонятно, откуда сахабы вообще взяли, что ноги надо протирать? Кто им сказал об этом? Почему они не мыли их? И почему Пророк (С) не стал отрицать протирание ног, а всего лишь напомнил им о том, что их пятки (а не все ступни!) остались немытыми?! В этом же хадисе, приведённом в Муслиме, он говорит им: «Закончите вузу». А ведь если вузу с протиранием ног было неправильным, то он должен был сказать: «Совершите вузу заново».
Таким образом, мы имеем следующее:
1 Коран ясно говорит о необходимости протирать ноги, а не мыть.
2. Достоверные хадисы от сахабов и табиинов в источниках «ахлу сунна» говорят о необходимости протирания.
3. Те хадисы, которые приводят «ахлу сунна» из своих источников о необходимости мытья, как минимум являются недостаточным и неубедительным аргументом, а как максимум — говорят снова-таки о протирании, а не о мытье.
2. Грамматические особенности аята
В Коране сказано:
«О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте (игсилу) ваши лица и руки до локтей, обтирайте (имсаху) головы и ноги до щиколоток.
Как мы уже говорили, слово «ноги» в аяте Корана о вузу имеет два варианта прочтения (кираата), оба из которых являются равноценными: в винительном и родительном падеже.
Если данное слово читается в родительном падеже, то это автоматически подтверждает шиитскую точку зрения, поскольку существует полная грамматическая согласованность со словом «головы».
Если же это слово читается в винительном падеже, то слово «ноги» согласуется со словом «головы» не грамматически, а по смыслу, что разрешено правилами арабского языка. Запрещено относить его к словам «лица» и «руки» из-за того, что между ними стоит новый глагол (называемый в арабской грамматике «амиль»).
Ваххабиты пишут:
В самом Священном Коране слово «арджулякум» («ваши ноги») стоит именно в винительном падеже (насб) и оно связано со словами «фагъсилю уджухакум уа айдийакум» («умойте ваши лица и ваши руки»), которые также стоят в винительном падеже. А то, что слово «арджулякум» (ваши ноги) стоит сразу после глагола «обтирайте» со словом «би-ру’усикум» («ваши головы»), который стоит в родительном падеже, является вполне нормальным оборотом в арабском литературном языке, и данное соседство не указывает на то, что слова «ваши ноги» по смыслу связаны со словами «ваши головы».
Например, в арабском языке можно построить следующее предложение: «Хаза (это) – джухру (нора) добин (ящерицы) харибин (разрушенная)». Прилагательное «харибин» (разрушенная) в арабском тексте стоит в родительном падеже (хафд/джарр) из-за своего соседства со слово «добин», который стоит в родительном падеже, однако в действительности слово «харибин» (разрушенная) является приглатальным слово «джухру» (нора), и по своему смыслу будет в именительном падеже (раф’), как и существительное «нора», к которому оно относится. Таким образом смысл предложения: «Это – разрушенная нора ящерицы», а не «Это – нора разрушенной ящерицы», только потому что в арабском тексте слова «ящерица» и «разрушенная» стоят по соседству.
Этот пример приведён людьми, не знакомыми с грамматикой арабского языка, потому что в данном предложении — «хаза (это) – джухру (нора) добин (ящерицы) харибин (разрушенная)» — нет нового амиля, нет нового глагола. Поэтому согласованность с первым словом разрешена. Однако в разбираемом аяте Корана между словом «ноги» и между словами «лица» и «руки» стоит новый амиль, то есть глагол «протирайте». Таким образом, у нас получаются два предложения, в каждом из которых стоит по одному амилю, и запрещено относить слова второго предложения к первому, относить слова после второго амиля — к первому амилю.
Это признали ведущие грамматики арабского языка, в том числе из числа самих «ахлу сунна». Об этом пишет Фахр Рази в своём «Тафсире». Абу Хайан Андалуси, который считается одним из лучших специалистов в арабском нахве, пишет в своем тафсире «Бахру ль-мухит»:
وفيه الفصل بين المتعاطفين بجملة…
وقال الاستاذ أبو الحسن بن عصفور وقد ذكر الفصل بين المعطوف والمعطوف عليه: وأقبح ما يكون ذلك بالجمل، فدل قوله هذا على أنه ينزه كتاب الله عن هذا التخريج، وهذا تخريج من يرى أن فرض الرجلين هو الغسل
«И тут есть расстояние между двумя связанными словами… И сказал устад Абу Хасан ибн Масфур, говоря о разделении между словом и тем, которое к нему присоединено: “Это выглядит отвратительно, если предложение так построено. Коран пречист от таких вещей, о которых думают те, которые считают, что ноги надо мытьˮ».
(«Бахру ль-мухит», том 3, С. 452).
Один из самых известных суннитских ученых и факихов Ибн Хазм Андалуси пишет в книге «Мухалла», том 2, С. 56:
مسألة: وأما قولنا في الرجلين فان القرآن نزل بالمسح قال الله تعالى: (( وَامسَحُوا بِرُؤُوسِكُم وَأَرجُلَكُم إِلَى الكَعبَينِ )), وسواء قرئ بخفض اللام أو بفتحها هي على كل حال عطف على الرؤوس إما على اللفظ وإما على الموضع لا يجوز غير ذلك لأنه لا يجوز أن يحال بين المعطوف والمعطوف عليه بقضية مبتدأة وهكذا جاء عن ابن عباس: نزل القرآن بالمسح ـ يعني في الرجلين في الوضوء ـ .
وقد قال بالمسح على الرجلين جماعة من السلف منهم علي بن أبي طالب وابن عباس والحسن وعكرمة والشعبي وجماعة غيرهم وهو قول الطبري رويت في ذلك آثار منها:ـ (بسنده) عن رفاعه بن رافع أنه سمع رسول الله(ص) يقول: (لا يجوز صلاة أحدكم حتى يسبغ الوضوء كما أمره الله عز وجل ثم يغسل وجهه ويديه إلى المرفقين ويمسح رأسه ورجليه إلى الكعبين)
وعن إسحاق بن راهويه (بسنده) عن علي (كنت أرى باطن القدمين أحق بالمسح حتى رأيت رسول الله(ص) يمسح ظاهرهما)…
«Что же касается ног, то Коран был ниспослан о протирании ног, без различия того, читать ли слово “ногиˮ в винительном падеже или родительном. В любом случае слово “ногиˮ соединено со словом “головыˮ — или словесно (лафз), или по месту (по смыслу), — и невозможно ничего, кроме этого, потому что невозможно, чтобы существовал разрыв между словом и тем словом, которое к нему присоединено через новое предложение.
И так пришло от Ибн Аббаса: “Коран сказал о протиранииˮ — то есть о протирании ног. И о протирании ног сказала группы предшественников (саляфов), среди которых — Али ибн Аби Талиб, Ибн Аббас, Хасан, Акрама, Шааби и другие. И таким же было мнение Табари. И об этом передано от Посланника Аллаха (С). Например, от Рифаа ибн Рабиа, что Пророк (С) сказал: “Вам не разрешено совершать намаз, пока вы не совершите вузу так, как повелел Аллах: вымоете лицо и руки до локтей и протрете голову и ногиˮ. И от Исхака ибн Рахави от Али, что он сказал: “Я думал, что внутреннюю часть стопы лучше протирать, пока не увидел, как Посланник Аллаха (С) протирает внешнюю частьˮ.
Известный суннитский муфассир Алуси пишет в своем «Тафсире», том 6, С. 75:
أن في العطف على المغسولات سواء كان المعطوف منصوب اللفظ أو مجروره لفصل بين المعطوف والمعطوف عليه بجملة أجنبية ليست اعتراضية وهو غير جائز عند النحاة على أن الكلام حينئذٍ من قبيل (ضربت زيداَ وأكرمت خالداً وبكراً) بجعل بكر عطفاً على زيد، أو إرادة أنه مضروب لا مكرم، وهو مستهجن جداً تنفر عنه الطباع ولا تقبله الأسماع فكيف يجنح إليه أو يحمل كلام الله تعالى عليه؟
«Если считать слово “ногиˮ относящимся к “мытьюˮ — без разницы, стоит оно в винительном падеже или родительном, — то это будет непростительной безграмотностью, из-за наличия разделения между словом и тем, к которому оно присоединено. И это не разрешено согласно правилам арабской грамматики, потому что будет похоже на “я ударил Зейда и помиловал Халида и Бакраˮ, если представить себе, что слово “Бакрˮ присоединено к “Зейдуˮ. Тогда получится, что Бакра ударили, а не помиловали. И это — крайне некрасивый оборот, от которого бежит всякое ухо. Так как же Книга Аллаха может содержать его?!»
Другой известный суннитский учёный Зеркеши говорит в своём «Бурхане», том 1, С. 304:
: تجنب الأعاريب المحمول على اللغات الشاذة، فإن القرآن نزل بالأفصح من لغة قريش، قال الزمخشري في كشافه القديم: القرآن لا يعمل فيه إلا على ما هو فاش دائر على ألسنة فصحاء العرب، دون الشاذ النادر الذي لا يعثر عليه إلا في موضع أو موضعين.
وبهذا يتبين غلط جماعة من الفقهاء والمعربين حين جعلوا من العطف على الجوار
قوله تعالى (وأرجلكم) في قراءة الجر، وإنما ذلك ضرورة فلا يحمل عليه الفصيح،
«Недопустимыми являются такие огласовки Корана, которые основаны на языковых исключениях, потому что Коран был ниспослан на самом красноречивом диалекте Курейша…. И отсюда выясняется ошибка некоторых факихов и языковедов, которые сделали слово “ногиˮ присоединенным к “мытьюˮ, потому что это не выглядит правильным с точки зрения арабского красноречия».
3. Ответ на инсинуации ваххабитов по поводу того, что в шиитских источниках будто бы есть указания на «мытьё» ног при вузу
Ваххабиты приводят три риваята из шиитских источников, которые будто бы указывают на необходимость мытья ног:
عن علي عليه السلام قال: «جلست أتوضأ، فأقبل رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم حين ابتدأت في الوضوء فقال لي: تمضمض واستنشق واستنثر ثم اغسل ثلاثًا، فقال: قد يجزيك من ذلك المرتان، فغسلت ذراعي ومسحت رأسي مرتين، فقال: قد يجزيك من ذلك المرة، وغسلت قدمي، فقال لي: يا علي، خلل بين الأصابع لا تخلَّل بالنار
Сообщается от ‘Али, мир ему, что он сказал: «Я сел, чтобы совершить малое омовение. Когда я начал совершать омовение, ко мне подошел Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Прополощи рот водой, промой нос и почисти зубы», затем я помыл свое лицо три раза, а он сказал: «Достаточно и двух раз». Затем я помыл свои руки (до локтей) и обтер свою голову два раза, а он сказал: «Достаточно и одного раза». Затем я помыл свои ноги, а он сказал мне: “О ‘Али, помой между пальцами, не оставляй их огню!”» См. «Тахзиб аль-Ахкам» ат-Туси (1/93), «аль-Истибсар» (2/67), «Уасаиль аш-Ши’а» (1/421-422).
Этот риваят специально приведён шейхом Туси в «Тахзибе» как пример поддельного риваята. Так зачем ссылаться на то, что само по себе приведено как иллюстрация подделки?
После этого риваята шейх Туси пишет:
الخبر موافق للعامة وقد ورد مورد التقية لأن من المعلوم من مذهب الائمة عليهم السلام مسح الرجلين دون غسلهما وذلك اشهر من ان يختلج احدا فيه الريب
«Этот хабар согласуется с мнением толпы (суннитов) и пришёл в состоянии такыйи, потому что от Имамов (А) известна необходимость протирать ноги, а не мыть их, и это — яснее того, чтобы кто-то мог строить тут какие-то сомнения».
И то же самое он пишет в «Истибсаре».
Вот два других риваята, приводимых ваххабитами:
عَنْ عَبَايَةَ قَالَ كَتَبَ عَلِيٌّ ع إِلَى مُحَمَّدٍ وَ أَهْلِ مِصْرَ أَمَّا بَعْدُ إِلَى أَنْ قَالَ ع ثُمَّ الْوُضُوءُ فَإِنَّهُ مِنْ تَمَامِ الصَّلَاةِ اغْسِلْ كَفَّيْكَ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ وَ تَمَضْمَضْ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ وَ اسْتَنْشِقْ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ وَ اغْسِلْ وَجْهَكَ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ ثُمَّ يَدَكَ الْيُمْنَى ثَلَاثَ مَرَّاتٍ إِلَى الْمِرْفَقِ ثُمَّ يَدَكَ الشِّمَالَ ثَلَاثَ مَرَّاتٍ إِلَى الْمِرْفَقِ ثُمَّ امْسَحْ رَأْسَكَ ثُمَّ اغْسِلْ رِجْلَكَ الْيُمْنَى ثَلَاثَ مَرَّاتٍ ثُمَّ اغْسِلْ رِجْلَكَ الْيُسْرَى ثَلَاثَ مَرَّاتٍ فَإِنِّي رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ ص هَكَذَا كَانَ يَتَوَضَّأُ
Сообщается от ‘Абайя, что он сказал: «‘Али, мир ему, написал письмо Мухаммаду и жителям Египта:… “Затем соверши малое омовение, ибо это из числа совершенства молитвы. Помой свои ладони три раз, затем прополощи (свой рот) три раза, затем промой (свой нос) три раза, затем помой свое лицо три раза, затем помой свою правую руку три раза, а затем левую руку до локтей. Затем оботри свою голову, а затем помой (агъсиль) свою правую ногу три раза, а затем левую ногу. Воистину, я видел, как Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, совершал малое омовение именно так”» См. «Мустадарак аль-Уасаиль» (1/305-306)
عن أبي عبد الله (عليه السلام) قال: إذا نسيت فغسلت ذراعك قبل وجهك فأعد غسل وجهك ثم اغسل ذراعيك بعد الوجه فإن بدأت بذراعك الايسر قبل الايمن فأعد غسل الايمن ثم اغسل اليسار وإن نسيت مسح رأسك حتى تغسل رجليك فامسح رأسك ثم اغسل رجليك
Сообщается от Абу ‘Абдуллаха, мир ему, что он сказал: «Если ты забыл, то помой руки до (мытья) лица, затем снова умой лицо, затем помой свои руки еще раз, после того, как помыл лицо. И если ты начал омовение со своей левой руки до того, как помыть правую, то повтори омовение с мытья правой руки, а затем помой левую. А если ты забыл обтереть свою голову до того, как помыть свои ноги, то оботри сначала свою голову, а затем помой свои ноги» См. «аль-Кафи» аль-Кулейни 3/35. Достоверность подтвердили аль-Маджлиси и аль-Бухбуди. См. «Мират уль-Укъуль» (13/113), «Сахих аль-Кафи» (1/190)
Оба они являются слабыми и пришли в состоянии такыйи, ввиду своего явного противоречия Книге Аллаха и достоверным хадисам от Имамов (А). Что же касается рассуждений ваххабитов о том, как «шииты приписали Имамам такыю и необходимость врать», то на это надо сказать, что, во-первых, такыя — не «враньё», а шариатская практика, указанная в Коране во многих местах, и используемая пророками. Во-вторых, такыю не обязательно делал сам Имам (А): это мог делать передатчик риваята, который таким образом исказил его, и в таком виде тот дошёл до нас.