Из различных дискуссий с противниками шиизма, особенно ваххабитами, мы вынесли такое понимание, что одна из их главных проблем заключается в том, что они отрицают вторую часть исламской шахады. Они признают (на словах) первую часть, то есть «ля иляха илля ллах«, но по факту отрицают вторую часть: «мухаммад расулю ллах«.
Когда они начинают обвинять шиитов в ширке, это на самом деле вытекает из их полного непонимания и абсолютной джахилийи об истинном положении Посланника Аллаха (С) и его пречистого Семейства. Однако поскольку Семейство они не признают вообще, то имеет смысл сосредоточиться на Посланнике Аллаха (С). Если человек познает истинное положение Посланника Аллаха (С), то ему будет легче затем признать то же самое и относительно его Ахль уль-Бейт (А).
Суть наших расхождений с ваххабитами состоит в том, что они отрицают то, что одни творения могут быть посредниками между Аллахом и другими творениями. Иными словами, они отрицают то, что Посланник Аллаха (равно как и его Ахль уль-Бейт) является нашим Вали (руководителем) во всех делах и посредником между нами и Аллахом, которому поручены наши дела. Они утверждают, что Посланник Аллаха (С) не способен принести нам никакой пользы или вреда, и что верить в его посредничество или руководство — ширк.
Это и есть отрицание второй части исламской шахады. Эта часть говорит: «ва ашхаду анна мухаммадан абдуху ва расулюх» — «и свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник». Давайте спросим, что означает в этой формуле «посланник» (расуль)?
1. Коран говорит: «Мы отправили тебя только как милость для миров» (21: 107). Тут использован глагол «арсала» («отправили»), однокоренной со словом «расуль» («посланник»). То есть Посланник Аллаха (С) является посланником как милость для миров. Иначе говоря: он доводит милость Аллаха до всех миров. А что такое «миры»? «Миры» — это всё творение. В суре «Фатиха» мы читаем: «Хвала Аллаху, Господу миров«. Аллах является Господом миров, то есть всего творения.
Мухаммад (С) отправлен расулем (посланником) как милость для всех миров. Он — посредник в милости для всех миров. В этом заключается истинное понимание второй части исламской шахады: «И свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник».
По сути, «посланник» означает то же самое, что и «посредник». Мухаммад (С) — посредник в милости Аллаха для всех миров. А «миры» — это всё творение Аллаха. Дунья, Судный День, ахират — это всё миры. И Посланник Аллаха (С) является посредником в милости Аллаха до всех этих миров. Аллах избрал его и даровал ему такое положение.
Но прежде расуля (посланника) он является рабом (абдом): «И свидетельствую, что Мухаммад — Его раб и посланник». И можно сказать так: посланником он является только потому, что является рабом. Посланник Аллаха (С) — совершенный раб Аллаха, тот, чьё подчинение Аллаху и поклонение Ему является совершенным, а потому Аллах сделал его посланником, доносящим Его милость до каждой частицы бытия.
В этом аяте Аллах назвал его «милостью» (рахма). А в 156-м аяте суры «Возвышенности» Аллах говорит о милости (рахма): «Милость Моя объемлет всякую вещь» (7: 156).
Посредничество — это суть и основа пророчества. Аллах отправляет пророков для руководства человечеством. Разве Он не может руководить людьми напрямую, без посредников? Мусульмане — в противоположность идеологии Ибн Теймии — убеждены, что Аллах бесконечно выше творения, никак не подобен ему и не имеет ни места, ни времени, ни частей тела. Он крайне величествен и совершенно непознаваем. В этом состоит подлинный таухид Мухаммада, да будет мир над ним и родом его! Если же Аллах так велик и неподобен творению, то как возможно сообщение между Ним и этим творением? Как могут сообщаться друг с другом два несходных начала? Ответ: только через посредство. Ввиду своей крайней возвышенности над творением Аллах ставит между Собой и этим творением посредствующее звено, «соединительную линию», наделенную особыми качествами, такими как исмат (непорочность). Эта соединительная линия нужна не Ему (Он ни в чем не нуждается), а творениям, поскольку они сами по себе не в состоянии напрямую сообщаться с Творцом.
Итак, весь смысл пророчества (нубуввата) состоит в посредничестве между Аллахом и Его творением. А потому Аллах говорит: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и ищите посредничества (васила) к Нему...» (5: 35).
2. Теперь откроем 55 аят суры «Трапеза»:
«Ваш Вали – Аллах, Его Посланник и те, которые уверовали, которые выстаивают молитву и дают закят, будучи в поясном поклоне (то есть Имам Али и Имамы из его потомков)» (5: 55).
Слово «вали» (священный руководитель, отсюда вилаят — «руководство», «покровительство») использовано тут в единственном числе, а обладатели вилаята – во множественном. В этом аяте упоминается ОДИН вилаят и несколько его обладателей. Из этого следует, что вилаят Аллаха – это тот же самый вилаят Посланника (С) и Имамов (А). Иначе это можно выразить так: для всех творений вилаят Аллаха проявлен через вилаят четырнадцати Непорочных (А). Подчинение им — подчинение Аллаху, ослушание их — ослушание Аллаха, их гнев — гнев Аллаха, их довольство — довольство Аллаха, их воля — воля Аллаха и так далее.
А потому тот, кто приобщил сотоварищей к вилаяту четырнадцати Непорочных (А), избрал другую волю, кроме воли Аллаха, последовал за кем-то, помимо Аллаха, подчиняется кому-то, помимо Аллаха, а это и есть «приобщение сотоварищей», то есть ширк в его истинном понимании.
То, что под «теми, которые уверовали, которые выстаивают молитву и дают закят, будучи в поясном поклоне» имеется в виду Али (А), пришло во всех хадисах и тафсирах — шиитских и суннитских. Однако тут мы не будем это доказывать, поскольку в начале статьи договорились, что речь будет идти только о Посланнике Аллаха (С). А потому для упрощения довода над противниками шиизма можно для начала вообще оставить вторую половину аята и обратить внимание только на его первую часть: «Ваш Вали – Аллах и Его Посланник«.
Согласно ваххабитскому убеждению, этот аят пропагандирует не что иное, как «ширк». Слово «вали» (руководитель, покровитель) использовано тут в единственном числе, а обладатели вилаята (руководства, покровительства) — во множественном. А значит, вилаят Аллаха — это тот же самый вилаят Посланника, вилаят Посланника — это тот же самый вилаят Аллаха.
Этот великий аят подобен математике. Его особенность состоит в том, что он разрушает убеждения противников шиизма на корню, так что им остаётся только проглотить язык и молчать. А потому я настоятельно рекомендовал бы приводить во всех дискуссиях с врагами шиизма именно этот аят.
Говоря иными словами: этот аят утверждает, что вилаят (руководство) Аллаха проявлен для творений ЧЕРЕЗ вилаят Посланника (а после него Али и Имамов из рода Али, но это уже тема, которую мы договорились на данном этапе не трогать). А значит, Посланник (С) — это посредник во всем, что совершает Аллах для творений, во всём, в чем существует руководство Аллаха для творений. Там, где есть руководство Аллаха — там есть и руководство Посланника.
Это надо понимать не так, что Посланник в чем-то подобен Аллаху, и не так, что Аллах поручил ему дела творений, а Сам удалился от дел. Мы прибегаем к Аллаху от таких ложных убеждений, которые представляют собой не что иное, как куфр и ширк. Но истина состоит в том, что Посланник (С) является тем, ЧЕРЕЗ кого по воле Аллаха совершаются действия Аллаха. Всевышний Аллах поставил его на такое положение.
Это подобно тому, как действие Аллаха по отниманию жизни (умерщвлению) осуществляется ЧЕРЕЗ ангела смерти, как сказал Он: «Упокоит вас ангел смерти, которому вы поручены» (32: 11). Этот аят, согласно убеждениям ваххабитов, тоже представляет собой «ширк». Поскольку, по их логике, тут должно быть сказано: «Упокоит вас Аллах, которому вы поручены». Ведь вера в любых посредников — это ширк, как они утверждают. Тогда как тут сказано, что людей упокоит (умертвит) именно ангел смерти. То есть ангел смерти тут — это тот, ЧЕРЕЗ кого осуществляется действие Аллаха по умерщвлению людей. Конечно, умертвляет только Аллах. Но делает Он это ЧЕРЕЗ ангела смерти. Ангел смерти является тем, ЧЕРЕЗ кого осуществляется действие Аллаха по умерщвлению.
Точно так же — и с Посланником Аллаха (равно как и с его Ахль уль-Бейт), только в гораздо более широком плане. Если через ангела смерти осуществляется только действие Аллаха по умерщвлению, то через Посланника осуществляются вообще все Его действия. Дарование милости, ризк, наделение, прощение — всё это осуществляется через его реальность. И в этом и состоит значение аята о том, что вилаят Аллаха — это вилаят Посланника: «Ваш Вали – Аллах и Его Посланник…«.
3. Согласно Корану, Посланник Аллаха (С) ОБОГАЩАЕТ и Посланник Аллаха (С) ДАРУЕТ.
Приводится, что как-то Абу Ханифа обедал вместе с имамом Садыком (А). Поев пищу, Имам (А) сказал: «Хвала Аллаху Господу миров! О, Господи! Эта еда была от Тебя и Твоего посланника!» Абу Ханифа сказал: «О, Аба Абдиллах! (прозвище Имама Садыка). Ты придал Аллаху сотоварища в виде посланника Аллаха!»
Имам (А) сказал: «Замолчи! Разве ты не слышал слова Аллаха в священном Коране:
وَمَا نَقَمُواْ إِلاَّ أَنْ أَغْنَاهُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ مِن فَضْلِهِ
«И мстят они только за то, что обогатил их Аллах и Его Посланник от своей щедрости» (сура 9, аят 74).
Или как в другом месте Всевышний Аллах говорит:
وَلَوْ أَنَّهُمْ رَضُوْاْ مَا آتَاهُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَقَالُواْ حَسْبُنَا اللّهُ سَيُؤْتِينَا اللّهُ مِن فَضْلِهِ وَرَسُولُهُ
«И если они были довольны тем, что даровал им Аллах и Его посланник, и сказали: «Довольно нам Аллаха, дарует нам Аллах от Своей щедрости и Его Посланник» (Сура 9, аят 59).
Абу Ханифа сказал: «Клянусь Аллахом! Я как будто и не слышал ранее эти прекрасные аяты!»
(«Канз аль-фаваид» стр. 196, «Васаиль аш-ши’а» том 24, стр. 351, «Бихар аль-анвар» том 47, стр. 240).
Это и есть дальнейшее разъяснение того, о чем мы сказали в предыдущем пункте: действия Аллаха осуществляются ЧЕРЕЗ Посланника (С), в том числе дарование, обогащение и наделение. При этом Посланник Аллаха, разумеется, не является сотоварищем Аллаха в Его действиях (это было бы ширком). Тот, Кто поистине действует — это только Аллах, но Ему было угодно, чтобы Его действия осуществлялись ЧЕРЕЗ Посланника (С), который является Его совершенным рабом. Это так же, как Аллаху было угодно чтобы Его действие по отниманию жизни осуществлялось ЧЕРЕЗ ангела смерти, хотя тот, кто является поистине действующим тут — это Аллах, а ангел смерти действует на втором уровне, то есть действует действием Аллаха. (Или, лучше сказать, на третьем уровне, поскольку действие по отниманию жизни идёт сначала через Посланника, а потом через ангела смерти. Аллаху было угодно установить такую иерархию в Своем творении).
Это можно сравнить с железом, погружённым в огонь. Если железо оставить в огне, то оно начнет действовать теми же действиями, что и сам огонь: будет обжигать, греть, светить и т.д. Однако оно будет действовать его действиями на втором уровне, поскольку все эти действия оно берёт из огня, и если его вынуть из огня, то оно перестанет обжигать, греть и светить. Железо здесь — это пример для Посланника Аллаха (и его Ахль уль-Бейт), а огонь — пример для действия Аллаха. Как мы сказали, железо не действует действиями огня само по себе. Точно так же и Посланник Аллаха: если изъять его из воли Аллаха, то он станет ничем, как и любое другое творение. А потому в исламской шахаде «раб» идёт прежде «посланника»: «Его раб и посланник».
4. Естественным выводом из всего этого является то, что подчинение Посланнику (С) есть подчинение Аллаху:
مَنْ يُطِعِ فَقَدْ أَطَاعَ اللَّهَ
«Кто повинуется Посланнику, тот повинуется Аллаху» (4: 80).
Поскольку все действия Посланника Аллаха (С) являются действиями Аллаха, то и повиновение ему является повиновением Аллаху. Иначе это можно выразить так: ПОСРЕДНИКОМ в любом подчинении Аллаху является Посланник (С).
Как видим, все аяты Корана поддерживают друг друга, толкуют друг друга, и все они говорят о посредничестве. Вся религия Ислам есть не что иное, как религия посредничества.
5. Об этом же подчинении говорит 59-й аят суры «Женщины»:
أَطِيعُوا اللَّهَ وَأَطِيعُوا وَأُولِي الْأَمْرِ مِنْكُمْ
«Подчиняйтесь Аллаху и подчиняйтесь Посланнику и повелителям дел среди вас«.
«Повелители дел» — это Непорочные Имамы (А), но в этой статье мы, как уже говорилось, оставим данный вопрос и будем говорить только о Посланнике Аллаха (С).
Обратим внимание, что подчинение тут не ограничено какими-то рамками и условиями, то есть является абсолютным. Подчинение Посланнику (С) во всех делах является подчинением Самому Аллаху.
6. Посланник Аллаха (С) будет свидетелем обо всех людях в Судный День:
«И так Мы сделали вас общиной посредствующей, чтобы вы были свидетелями относительно людей и чтобы Посланник был свидетелем относительно вас» (2: 143).
Иначе это можно выразить так: действие Аллаха по свидетельству (то есть судейству) обо всех творениях в Судный День будет осуществляться ЧЕРЕЗ Посланника (С).
7. Посланник Аллаха (С) является нашим заступником перед Аллахом:
«А если бы они, когда причинили несправедливость самим себе, пришли к тебе и попросили бы прощения у Аллаха и попросил бы прощения для них Посланник, они бы нашли, что Аллах — Прощающий, Милостивый» (4: 64).
Тут нет никакого ограничения для «жизни» Посланника Аллаха (С): тот, кто придёт к нему, то есть обратится к нему как при его физической жизни, так и после его физической смерти — получит его заступничество перед Творцом. Аллах не говорит тут: «пришли к тебе при твоей земной жизни» или «попросил бы прощения для них Посланник при его земной жизни». Тут имеется в виду любое время — и при его земной жизни, и после его земной жизни, и в Судный День и так далее. Посланник Аллаха (С) ВЕЧНО является нашим заступником перед Аллахом.
Вообще тут надо сказать, что типичный ваххабитский бред относительно того, что «эти аяты имеют в виду живого Посланника Аллаха, а мёртвый Посланник Аллаха не слышит, не видит и не может помочь» — весь этот бред исходит опять-таки из абсолютной, вопиющей джахилийи относительно его положения. Мухаммад (С) и род Мухаммада (С) были светом Аллаха и Его высшим творением до этой дуньи, в этой дунье и после этой дуньи. А потому в их отношении то, что они когда-то физически умерли в этом мире, принципиально ничего не меняет. Вопрос об их смерти и о том, «слышат ли они после смерти» не имеет особого значения. Адам и другие пророки и посланники обращались к Мухаммаду (С) и совершали тавассуль через него ещё до того, как он физически пришёл в этот мир и, соответственно, до того, как он «умер».
По отношению к таким высшим творениям Аллаха, как Посланник (С) и его Ахль уль-Бейт (А), вообще не имеет никакого значения, «мёртвые» они или «живые» в этой дунье. Они были высшим творением Аллаха и Его светом до того, как пришли в этот мир, продолжали оставаться таковыми, будучи представленными в физических телах в этом мире, и остаются таковыми после того, как покинули эти тела и эту дунью. И поистине, после внешней физической смерти в этой дунье они продолжают оставаться живыми, причем более живыми, чем мы. Как об этом ясно говорит аят Корана: «Не говорите о тех, которых убивают на пути Аллаха: «Мертвые!» Нет, они живые! Но вы не знаете этого» (2: 154). Мы, шииты, обращаемся к Ахль уль-Бейт, четырнадцати Непорочным (А), считая их посредниками между нами и Всевышним Аллахом: Мухаммаду (С), Али (А), Фатиме (А), Хасану, Хусейну и далее девяти Имамам из потомства Хусейна (мир им всем!). А как известно, все Ахль уль-Бейт стали шахидами на пути Аллаха, погибли мученической смертью. Коран же, как мы видим, запрещает называть мучеников «мёртвыми» и говорит, что они живы. Таким образом, когда наши противники обвиняют нас в том, что мы «обращаемся к мёртвым», они напрямую противоречат словам Аллаха. Они тупо и упорно продолжают называть их «мёртвыми», хотя Аллах тут ясно ЗАПРЕЩАЕТ так называть их.
Крупный учёный «ахлу сунна» Самхуди пишет в своей книге «Вафа уль-вафа»:
«Знай, что просьба о помощи через Пророка (С) или просьба о его заступничестве через его возвышенное положение перед Господом разрешается как перед его сотворением (в земном мире), так и после его смерти — как при его земной жизни, так и во время его жизни в барзахе или при Судном Дне».
Затем он приводит хадис о тавассуле Адама (А) через Мухаммада (С):
«Есть много хадисов об этом, но мы ограничимся только тем, что передали Хаким и “Сахихи” от Умара ибн Хаттаба, что Посланник Аллаха (С) сказал: “Когда Адам сделал ошибку, он обратился к Аллаху и сказал: ‘О Аллах, я прошу у Тебя посредством Мухаммада, чтобы Ты простил меня‘. Господь сказал: ‘О Адам, как же ты говоришь о Мухаммаде, а Я еще не сотворил его (то есть не сотворил в ближнем мире)?‘ Он сказал: ‘О мой Господь, когда Ты сотворил меня Своей дланью и вдохнул в меня от Своего духа, я поднял голову и увидел, что на Твоем Троне написано: „Нет бога, кроме Аллаха, Мухаммад посланник Аллаха“. И я понял, что он — самое любимое Тебе создание‘. И Аллах ответил: ‘Ты верно сказал, о Адам, он — самое любимое Моё создание. Если ты попросил меня посредством него, то Я простил тебя. Если бы не он, Я бы не создал тебя‘»».
Скрин:
8. В Коране Аллах постоянно упоминает Посланника в связке с Самим Собой:
«Если же вы этого не сделаете, то услышьте про войну от Аллаха и Его Посланника» (2: 279).
«А кто не повинуется Аллаху и Его Посланнику и преступает Его границы, того Он введет в огонь вечно пребывающим там» (4: 14).
«А кто выходит из своего дома, выселяясь к Аллаху и Его Посланнику…» (4: 100).
«Воздаяние тех, которые воюют с Аллахом и Его Посланником…» (5: 33).
«И кто берет покровителем Аллаха и Его Посланника и тех, которые уверовали (то есть Али и Имамов), то ведь партия Аллаха — они победят» (5: 56).
«Это — за то, что они откололись от Аллаха и Его Посланника… » (8: 13).
«Те, которые дали ответ Аллаху и Посланнику» (3: 172).
«О те, которые уверовали! Не предавайте Аллаха и Посланника» (8: 27).
«Аллах отрекается от многобожников и Его Посланник» (9: 3).
«Разве они не знали, что, кто противится Аллаху и Его Посланнику, для того — огонь Геенны» (9: 63).
«Увидит Аллах ваше дело и Его Посланник» (9: 94).
«Скажи: «Действуйте, и увидит ваше дело Аллах и Его Посланник и верующие (то есть Имамы)!» (9: 105).
«А когда верующие увидали сонмы, они сказали: «Это — то, что обещал нам Аллах и Его Посланник» (33: 22).
«Не бывает ни для верующего, ни для верующей, когда решил Аллах и Его Посланник дело, выбора в их деле. А кто не слушается Аллаха и Его посланника, тот попал в явное заблуждение» (33: 36).
Итак, согласно этим аятам, подчинение Посланнику есть подчинение Аллаху, война с Посланником есть война с Аллахом, переселение к Посланнику есть переселение к Аллаху, неверие в Посланника есть неверие в Аллаха, ответ Посланнику есть ответ Аллаху, предательство Посланника есть предательство Аллаха, и наоборот.
Говоря иными словами: любая связь с Аллахом, любое подчинение Аллаху и поклонение Аллаху выполняется только ЧЕРЕЗ Посланника (С).
9. Посланник Аллаха (С) является для нас наилучшим примером:
«Для вас в Посланнике Аллаха — прекрасный пример» (33: 21).
10. Посланник Аллаха (С) является самым высоким творением:
«Клянусь звездой, когда она падает! Не сбился с пути ваш товарищ и не заблудился. И говорит он не по прихоти. Это — только откровение, которое ниспосылается. Научил его Сильный мощью, Обладатель величия. Вот Он стал прямо на горизонте наивысшем, потом приблизился и спустился, и был в двух луках и даже ближе. И Он открыл Своему рабу то, что открыл, и сердце не солгало об увиденном» (53: 1-11).
То есть Посланник Аллаха (С) в мирадже был на положении «двух луков (или дуг) и даже ближе» — то есть на своем положении максимальной близости к действию Аллаха, и это — положение, недоступное никому из других творений. Как передаёт известный хадис о мирадже, Джабраил сказал: «Если я пойду дальше, мои крылья сгорят».
11. Согласно этому же аяту, всё, что говорит Посланник Аллаха (С), есть не что иное, как откровение.
12. В суре «Скручивание» читаем:
«Это — слово благородного посланника, обладателя силы у Властителя Трона могучего, того, кому подчиняются, верного» (81: 20-21). Имам Бакир говорит: «Это — то, чем наделил Аллах Своего Пророка (С), и ни одному из пророков не было дано то, что дано ему». Он — тот, кому подчиняются все творения с дозволения Аллаха, и он — Амин, доверенный Аллаха в донесении Его воли до творений.
И дальше Аллах говорит по него:
«И ваш товарищ не одержимый: он видел его на ясном горизонте, — то есть видел Джабраила — и на сокровенное не скупится» (81: 22-24). Ключи сокровенного, ключи гейба — у Посланника Аллаха (С), и он не скупится на сокровенное.
13. Аллах восхвалил нрав Пророка (С), назвав его «великим»:
«Поистине, твой нрав велик» (68: 4).
Тут использовано слово «хулук» (нрав, качество, свойство, описание), однокоренное с «хальк» (творение). То, о чем говорит этот аят — это величие Мухаммада (С), который является самым высоким творением.
Таким образом, из аятов Корана следует, что Посланник Аллаха (С) является абсолютным посредником между Аллахом и остальными творениями. И в этом и состоит истинное понимание Таухида. Нет Единобожия без посредничества, поскольку всё, что мы можем знать об Аллахе, мы можем знать только посредством Посланника Аллаха (С).
Те, кто отрицают это, подпадают под действие этого аята: «Поистине, те, которые не веруют в Аллаха и Его посланников и желают отделить Аллаха от Его посланников» (4: 150).