Пять раздельных обязательных времён для намаза, присутствующие у «ахлу сунна валь джамаа», не указаны в Коране и являются бидаатом в религии Ислам. В Коране есть только три времени намаза.
В суре «Худ» сказано:
وَأَقِمِ الصَّلاَةَ طَرَفَيِ النَّهَارِ وَزُلَفاً مِّنَ اللَّيْلِ
«Совершай намаз в в двух концах (сторонах) дня и в некоторые часы ночи» (11: 114).
Фраза «два конца дня» («две стороны дня») указывает на время от рассвета солнца (фаджр) до его заката, то есть включает в себя три намаза – утренний, полуденный и послеполуденный.
Выражение «в некоторые часы ночи» говорит о вечернем и ночном намазах, которые совершаются в первой половине ночи.
Таким образом, этот аят указывает на три времени намаза:
1. Начало дня (первый из «двух концов дня»), то есть утро.
2. Конец дня, то есть время завершения полуденного и послеполуденного намазов.
3. Первые часы ночи, то есть время вечернего и ночного намазов.
Теперь посмотрим на аят 78 суры «Перенёс ночью»:
أَقِمِ الصَّلاَةَ لِدُلُوكِ الشَّمْسِ إِلَى غَسَقِ اللَّيْلِ وَقُرْآنَ الْفَجْرِ
«Совершай намаз с полудня до наступления ночного мрака и читай Коран на рассвете» (17: 78).
Тут также указаны три времени:
1. Полдень, то есть время наступления полуденной и послеполуденной молитв.
2. Ночной мрак, то есть либо шариатская полночь как окончание времени совершения вечерней и ночной молитв, либо закат солнца, то есть начало времени вечерней и ночной молитв.
3. Рассвет – время утреннего намаза.
Так же толкует этот аят и известный суннитский муфассир Фахр Рази в своём «Тафсире»:
إن فسرنا الغسق بظهور أوّل الظلمة ـ و حکاه عن ابن عبّاس و عطا و النضر بن شمیل ـ کان الغسق عبارة عن أول المغرب و على هذا التقدیر یکون المذکور فى الایة ثلاث اوقات وقت الزوال و وقت أول المغرب و وقت الفجر، و هذا یقتضى أن یکون الزوال وقتاً للظهر و العصر فیکون هذا الوقت مشترکاً بین الصلوتین و أن یکون أول المغرب وقتاً للمغرب والعشاء فیکون هذا الوقت مشترکاً أیضاً بین هاتین الصلوتین فهذا یقتضى جواز الجمع بین الظهر والعصر و المغرب و العشاء مطلقاً
«Если мы поймём “наступление ночного мрака” как закат солнца – как это и передано от Ибн Аббаса, Ата и Назра ибн Шумейла, — то это слово будет означает начало вечерней молитвы, и тогда в данном аяте будет говориться о трёх временах – полдне, вечере и утре. А это означает, что полдень является общим временем для обеденной и послеобеденной молитв, а вечер – общим временем для вечерней и ночной молитвы. А это значит, что можно объединять обеденную молитву с послеобеденной, а вечернюю – с ночной».
(«Тафсир» Фахра Рази, том 21, С. 27).
До этого момента Фахр Рази верно понимает смысл данного аята, однако потом говорит, что поскольку запрещено совмещать намазы кроме как во время путешествия, то этот аят ограничен путешествием и другими исключительными обстоятельствами. Тогда как в действительности в содержании аята нет ничего, что указывало бы на такой его ограниченный смысл – это не говоря уже о наличии множества хадисов о том, что Посланник Аллаха (С) совмещал намазы без какой-либо исключительной причины и не находясь в путешествии.
Может быть, кто-то скажет, что в этом аяте указаны только некоторые времена молитвы, а не все. О том, что это не так, ясно говорит тот аят, который следует сразу после него: «И ночью усердствуй в нем добровольно для себя, — может быть пошлет тебе твой Господь место достохвальное» (17: 79). Тут речь идёт о добровольном (нафиля) ночном намазе (салят ал-лейл), который единственный из всех желательных намазов имеет определённое время для своего совершения (от наступления полночи до утра). Аллах не случайно упомянул этот желательный намаз после указания трёх времён обязательного – этим самым нам даётся знать, что каких-либо других времён для обязательных намазов не существует.
Можно также упомянуть 130-й аят суры «Та.Ха», хотя обычно говорят, что он касается не намаза, а поминания (восхваления) Господа во всякое время суток:
فاصبر على ما یقولون و سبّح بحمد ربک قبل طلوع الشمس و قبل غروبها و من آناء اللیل فسبّح و اطراف النهار لعلکترضى
«Терпи же, что они говорят, и прославляй хвалой Господа твоего до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй Его и в концах дня, — может быть, ты будешь доволен» (20: 130).
Если данный аят касается намаза, а не просто прославления Господа, то мы также имеем тут три времени:
1. До восхода солнца – время утреннего намаза.
2. До захода (солнца) – время полуденного и послеполуденного намазов.
3. «Во время ночи» — время вечернего и ночного намазов.
4. «В концах дня» — это снова промежуток от утреннего до послеполуденного намаза (от рассвета солнца до заката), упомянутый второй раз для подчёркивания важности этих намазов.
Итак, суммируем ещё раз все фразы, которые использует Коран для указания временных промежутков для совершения молитвы: 1. «Оба конца дня» 2. «Некоторые часы ночи» 3. «Полдень» 4. «Ночной мрак» 5. «Рассвет» 6. «Восход солнца» 7. «Заход солнца» 8. «Время ночи» 9. «Концы дня».
Мы спрашиваем у «ахлу сунна валь джамаа»: каким образом в этих фразах можно разглядеть указание на пять времён совершения молитвы?!
Посмотрим ещё раз:
1. «Оба конца дня» — утро и закат.
2. «Некоторые часы ночи» — ночь.
3. «Полдень» — полдень.
4. «Ночной мрак» — ночь.
5. «Рассвет» — рассвет.
6. «Восход солнца» — восход солнца.
7. «Заход солнца» — закат.
8. «Время ночи» — ночь.
9. «Концы дня» — утро и закат.
В итоге, как бы мы ни крутили, как бы ни старались, получим только три временных промежутка, а именно:
1. С рассвета солнца до его восхода.
2. С полудня до заката солнца.
3. С заката до середины ночи.
Каким образом «ахлу сунна» умудрились извлечь отсюда пять времён – пусть объясняют своим последователям.
Упоминание трёх времён для намаза – утро, затем с полудня до вечера, затем ночное время – может иметь только одно значение: то, что из пяти намазов два не имеют собственного обязательного времени, а именно – послеполуденный и ночной. Иными словами, время этих двух намазов наступает сразу же после исполнения предыдущих (полуденного и вечернего). Как только мы выполнили полуденный намаз, можем совершать послеполуденный, так как у него нет особого выделенного времени. И точно так же – с ночным.
Ответ на возражения оппонентов по поводу этой статьи
Поскольку по буквальному тексту Корана никак нельзя доказать наличие пяти времён намаза, вся аргументация наших оппонентов сводится к одному: «Наши учёные сказали, что тут имеется в виду пять времён!»
Все доказательства наших противников сводятся к двумя аятам:
1. «О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза (قبل صلاة الفجر до фаджра), когда вы снимаете одежду в полдень и ПОСЛЕ ВЕЧЕРНЕГО НАМАЗА (من بعد صلاة العشاء после иша). Вот три времени наготы для вас. Ни на вас, ни на них нет греха за вход без разрешения, помимо этих случаев, ведь вы посещаете друг друга. Так Аллах разъясняет вам знамения. Аллах — Знающий, Мудрый» (сура ан-Нур, аят 58: перевод ваххабитский!).
По этому поводу ваххабиты пишут:
«Аль-Иша – в языковом значении – начало мрака ночи, или время после заката солнца (магриб) до полного мрака» («аль-Муъджам аль-Васит», с. 603). Несмотря на то, что граница между временем совершения магриб-намаза и иша-намаза тонкая, но все же это разные промежутки времени».
А также:
«Сказал Ибн Джурейдж: сказал мне Ато ибн Аби Рабах: Каждый маленький мальчик или девочка должны спрашивать разрешения чтобы войти, как об этом сказал Аллах: «…в трех случаях: до рассветного намаза (قبل صلاة الفجر до фаджра), когда вы снимаете одежду в полдень и ПОСЛЕ ВЕЧЕРНЕГО НАМАЗА (من بعد صلاة العشاء после иша)» Сказали они: Это время (عتمة атама)» («Тафсир ат-Табари», 17/353) А что такое (атама عتمة)? Смотрим в словаре: «атама – это ночь, первая треть ночи, после исчезновения света сумерек» («Муъджам аль-Васит» с.583). А что такое «сумерки»? «Это – полутёмный промежуток между заходом солнца (магриб) и ночью, а также в предрассветные часы» (https://ru.wiktionary.org/wiki/сумерки ). Так вот, когда время для молитвы магриб проходит, настает время молитвы иша. На это указывает отрывок из аята: «и ПОСЛЕ ВЕЧЕРНЕГО НАМАЗА (من بعد صلاة العشاء после иша)». Теперь рафидиты должны понять, что время для молитвы магриб и время для молитвы Иша разные. На это вам указал Аллах в этом аяте, на это указывает арабский язык. Рафидиты, откройте свои глаза, и признайте истину».
Конец цитаты.
Видимо, автор сам плохо понимает, что именно хочет тут сказать. Что «намаз иша» в этом аяте — это на самом деле «намаз магриб»?! Полная путаница вытекает у него из объективных причин — невозможности подтянуть аяты Корана под «пять отдельных времён», как бы этого ни хотелось.
В любом случае, тут нет никакого указания на отдельное время для намаза иша. Аллах говорит: после намаза иша несовершеннолетним нельзя заходить ко взрослым. При чём тут отдельное время?
2. И второй аят:
«Хвала же Аллаху, когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и вечером, и когда вас застигает полдень!» (сура ар-Рум, аят 17-18).
Вот арабский оригинал:
فَسُبْحَانَ اللَّهِ حِينَ تُمْسُونَ وَحِينَ تُصْبِحُونَ
وَلَهُ الْحَمْدُ فِي السَّمَاوَاتِ وَالْأَرْضِ وَعَشِيّاً وَحِينَ تُظْهِرُونَ
Тут всё дело в слове «ашийан«, то есть «вечером». Ваххабиты упорно пытаются доказать, что «ашийан» означает не «вечером» (как это понятно любому знающему арабский язык), а «после обеда», то есть время намаза аср.
Сейчас мы вместе увидим, что это — не что иное, как мошенничество с их стороны и обман наивных адептов своей секты.
«Ашийан» (عَشِيّاً) происходит от «аши» (عَشِيُّ), означающего время после заката солнца («вечер», «ночь»). Это слово является однокоренным с «иша» (عِشاء), означающего «вечер», «ночь», а также «ночной намаз». Фактически, «аши» и «иша» — это одно слово.
Однако, что бы ни означало тут данное слово — это не так и важно, поскольку аят говорит не о намазе. Это ясно уже из его буквального текста: «Хвала же Аллаху…» — то есть Аллах Сам воздаёт Себе хвалу.
Посмотрим в тафсир Ибн Касира:
هذا تسبيح منه تعالى لنفسه المقدسة ، وإرشاد لعباده إلى تسبيحه وتحميده ، في هذه الأوقات المتعاقبة الدالة على كمال قدرته وعظيم سلطانه
«Этот аят — восхваление Аллаха Самому Себе и Своей святости и направление рабов к прославлению Его, в эти времена, идущие друг за другом, которые указывают на совершенство Его силы и величие Его власти.
Ссылка: http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=1422&idto=1422&bk_no=49&ID=1454
И далее на той же странице Ибн Касир пишет:
ثم قال : ( وعشيا وحين تظهرون ) فالعشاء هو : شدة الظلام ، والإظهار : قوة الضياء . فسبحان خالق هذا وهذا ، فالق الإصباح وجاعل الليل سكنا ، كما قال : ( والنهار إذا جلاها والليل إذا يغشاها ) [ الشمس : 3 ، 4 ] ، وقال ( والليل إذا يغشى والنهار إذا تجلى ) [ الليل : 1 ، 2 ] ، وقال : (والضحى والليل إذا سجى ) [ الضحى : 1 ، 2 ] ، والآيات في هذا كثيرة .
وقال الإمام أحمد : حدثنا حسن ، حدثنا ابن لهيعة ، حدثنا زبان بن فائد ، عن سهل بن معاذ بن أنس الجهني ، عن أبيه عن رسول الله صلى الله عليه وسلم ، أنه قال : » ألا أخبركم لم سمى الله إبراهيم خليله الذي وفى ؟ لأنه كان يقول كلما أصبح وأمسى : سبحان الله حين تمسون وحين تصبحون ، وله الحمد في السماوات والأرض وعشيا وحين تظهرون
«Аллах сказал: «…Ашийан (вечером) и когда вас застигает полдень«. И «ашийан» здесь — СИЛЬНЫЙ МРАК, а «полдень» — сияние солнца. Так хвала Тому, кто сотворил то и другое (то есть мрак и сияние дня)!…. И передал имам Ахмад, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Не сообщить ли вам почему Аллах назвал Ибрахима Своим другом, который был верен слову? Потому что днем и вечером он говорил: «Хвала же Аллаху, когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и вечером, и когда вас застигает полдень!»».
Итак, из «Тафсира» Ибн Касира для нас следуют две вещи:
1. Этот аят не имеет отношения к намазу.
2. Слово «ашийан» тут значит время после заката солнца (то есть время ночной темноты), а не «время после обеда».
Кроме того, если толковать данный аят так, как пытаются сделать ваххабиты, то получается странная вещь: Аллах назвал намаз зухр после намаза аср!
Посмотрим ещё раз (приведем слово «ашийан» уже в ваххабитском переводе):
«Хвала же Аллаху, когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и ПОСЛЕ ПОЛУДНЯ, и когда вас застигает полдень!»
Что же получается? Аллах говорит, чтобы мы сначала исполняли послеполуденную молитву (аср), а потом полуденную (зухр)?! Почему упоминание этих двух смежных молитв идёт не по порядку их следования?!
Итак, как бы ни старались «ахлу сунна», в Коране невозможно найти указание на отдельное время для намаза аср и иша.
Ответ на возражения оппонентов по поводу этой статьи — часть 2
Посмотрим еще раз на аят о наготе:
«О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза (قبل صلاة الفجر до фаджра), когда вы снимаете одежду в полдень и после намаза иша (من بعد صلاة العشاء после иша)» (сура ан-Нур, аят 58).
Ваххабиты пишут:
«Хотя в этом аяте, как мы уже говорили, основной смысл: необходимость просить разрешения, чтобы войти к взрослым. Но Аллах там прямо говорит: ПОСЛЕ ИША-НАМАЗА. Зачем говорить иша-намаз, если он не обязательный (по мнению рафидитов) и вообще делается после магриб-намаза совместно и сразу. Ответ очевиден: По этому то Аллах и упомянул именно Иша-намаз, по причине его отличия от магриб-намаза по времени».
Где мы говорили, что намаз иша не является обязательным?! Все пять намазов являются обязательными, с этим никто не спорит. Разговор идёт о том, В КАКОЕ ВРЕМЯ они обязательны. «Ахлу сунна» утверждают, что у каждого из пяти намазов есть своё отдельное время. Например, если азан на намаз зухр звучит в 13: 00, на намаз аср – в 16: 00, а на магриб в 19: 00, то человек не имеет права читать намаз аср до 16: 00 и не имеет права читать намаз зухр после 16: 00. У шиитов же время намазов зухр и аср является общим. То есть в любое время с 13: 00 до 19: 00 мы можем прочитать намаз зухр, а за ним – намаз аср. Например, можно прочитать намаз зухр после азана в 13: 00 (и это желательно – читать намаз сразу после азана) и аср – непосредственно после него. Можно прочитать намаз зухр сразу после азана и намаз аср – спустя несколько часов. Наконец, возможно совершить зухр, например, в 18: 00 и аср – в 18: 30, и так далее. То же самое – с намазами магриб-иша. Поэтому у шиитов только три азана, а не пять.
Если бы наши оппоненты правильно поняли это, то не допускали бы такую ошибку, говоря, что шииты считают намаз иша необязательным. Он обязателен, но не имеет собственного отдельного времени. Иначе говоря, его можно читать в промежутке между вечерним азаном и полночью в любое время после прочтения намаза магриб.
Аят о наготе, приведённый выше, говорит о самом намазе иша, а не о его времени. То, что намаз иша существует отдельно от намаза магриб, и то, что он обязателен – с этим никто не спорит. Мы говорим о том, что у этого намаза нет своего времени, и указанный аят никак не говорит, что у него есть такое отдельное время. Этот аят говорит о самом намазе, а не о его времени, поэтому приведение его никак не относится к теме.
Думаем, с этим всё ясно.
Также наши оппоненты приводят этот аят: «Намаз предписан верующим в определенное время» (сура ан-Ниса аят 103). Это также слабый довод, ведь тут нет никакого указания на пять времён. С тем, что намаз предписан в определенное время, никто не спорит. Мы говорим только о том, что таких времен три, а не пять.
Теперь снова обратимся к аяту:
«Хвала же Аллаху, когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и ашийан, и когда вас застигает полдень!» (сура ар-Рум, аят 17-18).
Теперь ваххабиты ссылаются на то, что в некоторых шиитских тафсирах утверждается, что этот аят говорит о намазе, и что под словом «ашийан» подразумевается именно намаз аср.
Давайте объясним это.
Во-первых, да, этот аят в том числе может вбирать в себя и намаз, ведь он говорит о прославлении, а намаз – один из видов прославления, но он говорит не только о нём. Смысл аята – это прежде всего прославление Аллаха во все времена суток, как мы и приводили из тафсира Ибн Касира (на что наши оппоненты не дали никакого ответа).
Во-вторых, мнение о том, что под «ашийан» тут понимается намаз аср, приведено в некоторых шиитских тафсирах со ссылкой на умаритские риваяты, а не хадисы Ахль уль-Бейт (А), и сделано это для общего обозрения.
Например, шейх Туси, на которого сослались ваххабиты, пишет в тафсире «Тибьян»:
» وحين تصبحون » يقتضي صلاة الفجر ﴿ وعشيا ﴾يقتضي صلاة العصر ﴿ وحين تظهرون ﴾ يقتضي صلاة الظهر — ذكره ابن عباس، ومجاهد
«И ГОВОРЯТ, что этот аят указывает на пять молитв… «Когда застигает вас утро» — это подразумевает утренний намаз, «и ашийан» — это подразумевает намаз аср, «и когда вас застигает полдень» — это намаз зухр. ОБ ЭТОМ СКАЗАЛИ ИБН АББАС И МУДЖАХИД«.
Ссылка: http://www.hodaalquran.com/rbook.php?id=10642&mn=1
То есть ссылка идёт на умаритские риваяты, которые приводят также Табари и прочие умаритские муфассиры, а не Ахль уль-Бейт (А). Это мнение приводится шейхом Туси для общего ознакомления, а не как тафсир аята как таковой. Напротив, сам шейх Туси пишет:
» سبحان الله » أي تنزيها لله تعالى مما لا يليق به ولا يجوز عليه من صفات نقص أو ينافي عظمه، وما اختص به من الصفات. وقوله » حين تمسون وحين تصبحون » فالامساء الدخول في المساء، والمساء مجئ الظلام بالليل، والاصباح نقيضه، وهو الدخول في الصباح، وهو مجئ ضوء النهار. ثم قال » وله الحمد في السماوات » يعني الثناء والمدح في السماوات » والأرض وعشيا » أي وفي العشي
«“Хвала Аллаху” – то есть очищение Аллаха от всего, что не подобает Ему из качеств, означающих недостаток или отрицающих величие. “Когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро” – и застигание вечера – это начало мрака вечера, а застигание утра – начало утра. А потом Он сказал: “ Ему хвала и в небесах, и на земле ” – то есть прославление, и “ашийан” – то есть вечером (аши)…».
Ссылка: http://www.hodaalquran.com/rbook.php?id=10642&mn=1
То же самое — в других тафсирах.
Но даже если согласиться с нашими оппонентами, что под «ашийан» понимается время намаза аср, то всё равно у них возникают здесь неразрешимые противоречия, и концы никак не сходятся с концами:
1. Если вы опираетесь на этот аят, утверждая, что «ашийан» тут означает отдельное время для намаза аср, то получается, что Аллах назвал четыре времени намаза, а не пять! Посмотрим ещё раз:
«Хвала же Аллаху, когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и ашийан, и когда вас застигает полдень!» (сура ар-Рум, аят 17-18).
Итак:
А. «Застигает вас вечер» — время намазов магриб и иша.
Б. «Застигает вас утро» — время утреннего намаза.
В. «Ашийан» — после полудня, по утверждению наших оппонентов, то есть время намаза аср.
Г. «Когда застигает вас полдень» — время намаза зухр.
Итого четыре времени! Значит, одна половина этого аята говорит о возможности совмещения между намазами, а другая – о возможности разделения между ними. А как иначе? Ведь отдельного времени для намаза иша тут не названо. Оба намаза – магриб и иша (вечерний и ночной) собраны под одним временем – «вечер». Итак, если этот аят говорит о раздельном времени для намазов зухр и аср (по утверждению наших оппонентов), то он же и говорит об общем времени для намазов магриб и иша.
2. Даже если этот аят доказывает отдельное время для намаза аср, то в Коране всё равно нет отдельного времени для намаза иша. Получается, что 4 намаза указаны по своим временам, а намаз иша – нет? Только не надо снова приводить аят о временах наготы, потому что там сказано о самом намазе иша, а не о времени этого намаза.
3. Почему намаз аср в этом аяте указан раньше намаза зухр? Мусульмане должны читать аср раньше зухра?
Еще раз обращаемся с вопросом: покажите нам явное упоминание отдельного времени для намаза аср и намаза иша в Коране! Покажите нам это в Коране – и мы поверим вам! В Коране явно указаны рамки только трёх временных промежутков. Всё остальное – ваши домыслы и неубедительные натягивания.
Ответ на возражения оппонентов по поводу этой статьи — часть 3
Ваххабиты продолжают писать «ответы» на статью о трёх временах намаза в Коране. Поскольку никаких доводов из самого Корана у них нет, они снова и снова повторяют одно и то же, немного другими словами. Например, они пишут:
«В Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «Воистину, намаз предписан верующим в определенное время» (сура ан-Ниса аят 103), т.е. является фарзом выполнять намазы в определенные времена. Определенность времени (таукъыт) – это разграничение [по отдельным временам]. Аллах Сам определил времена для совершения намазов. Иджмаъ (единогласие) мусульман на том, что пятикратный намаз имеет специальные определенные времена, которые не могут наступить прежде намазов. СказалПравитель верующих Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах): «У намаза есть свое время, которое обусловил для него Аллах, и который будет правильным только в это время» («аль-Муляххас аль-фикхи»)».
Конец цитаты.
При чём тут «иджма» и при чем тут слова Умара, которые мы, шииты, не принимаем?! У вас в ВАШИХ СОБСТВЕННЫХ ИСТОЧНИКАХ нет даже явных слов Посланника Аллаха (С), указывающих на пять отдельных времён для пяти молитв. Их нет ни в Коране, ни в ВАШЕЙ ЖЕ СУННЕ, поэтому вам остаются жалкие ссылки на какую-то «иджму» или на слова Умара.
Мы, в свою очередь, не будем приводить хадисы из книг «ахлу сунна» о том, как Пророк (С) совмещал намазы, не находясь в путешествии, потому что задача статьи состояла в выяснении времён намаза из Корана, а не из Сунны.
От невозможности привести какие-то ясные далили, ваххабит в новом «ответе» прибегает к типичным насибитским трюкам, которые демонстрируют все ваххабиты, будучи припёртыми к стенке: начинает делать вид, что ничего не понимает, запутывать тему, переливать из пустого в порожнее и рассказывать, «какие плохие шииты». Такие вещи с нами никогда не проходили и не пройдут.
Теперь он делает вид, что ему не понятно, каким образом иша-намаз может существовать отдельно от магриб-намаза, при этом не имея своего собственного времени. Объясняем: в Исламе эта практика называется «объединением намазов» (джам‘у бейна салатейн), и у «ахлу сунна» она допускается для путешественника. В «Сахихе» Бухари передано от ибн Аббаса, что он сказал: «Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, объединял обеденную и предвечернюю молитвы, когда бывал в сафаре, а также и вечернюю и ночную».
От Анаса ибн Малика передано:
عن أنس ابن مالك قال: اذا ارتحل قبل أن تزيغ الشمس أخر الظهر الي وقت العصر ثم نزل فجمع بينهما .
«Когда Посланник Аллаха (С) отправлялся в путь до того, как солнце отклонилось от зенита, он (С) отложил намаз зухр до времени намаза аср, а потом, спустившись с лошади, объединил эти два намаза».
(«Фатху ль-бари» Ибн Хаджара, книга сокращения намаза).
Ссылка: http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=2052&idto=2053&bk_no=52&ID=719
То есть Посланник Аллаха (С) прочитал намаз зухр ВО ВРЕМЯ НАМАЗА АСР. Это и есть то, над чем смеётся ваххабит относительно практики объединения намаза у шиитов:
«Просто, без комментариев! Пусть мусульмане здесь сами подумают, о чем говорит шиит-сабаит: шииты делают Зухр-намаз (полуденный) в 18.00 ч!!!»
Увы, если бы он был немного знаком со своими собственными хадисами и основами суннитского фикха, то знал бы, что точно так же делают и сунниты. Да, у них это разрешено только в путешествии, однако суть практики объединения намазов от этого не меняется. Посмотрите же, как ваххабит издевается над тем, что разрешил Аллах! Более того: он вообще не понимает, как это возможно, и как это делается (ни разу не находился в путешествии?).
В фикхе «ахлу сунна» для путешественника существуют две возможности объединения намазов:
— Объединение во время первого намаза — это совершение двух намазов во время первого из них,
— Объединение во время второго намаза — это совершение двух намазов во время второго из них.
То есть в путешествии можно исполнять намаз аср во время намаза зухр и исполнять намаз зухр во время намаза аср, совершая один намаз сразу вслед за другим.
Теперь смотрим, что пишет ваххабит:
«То есть, шииты-сабаиты не признают отдельного обязательного времени для таких намазов как Аср и Иша, а значит, фактически отрицают их раздельное существование, что ведет к их отрицанию вообще. Любой разумный человек, если ему сказать, например: «Я приду домой в полдень (Зухр)» или «я приду в после полуденное время (Аср)», а также если сказать ему: «я приду сразу после захода солнца (Магриб)» или «я приду в ночное время (Иша)», то этот человек поймет безошибочно, в какое время придет сказавший это. Это любой понимает, кроме шиитов-сабаитов-рафидитов. Они в упор не видят разницы между полуденным временем и послеполуденным, а также между временем закатных сумерек и ночью. У них это всё одно время».
То есть Посланник Аллаха (С), объединяя намазы (как следует из ВАШИХ же хадисов), «фактически отрицал их раздельное существование», что «вело к их отрицанию вообще»? Или он «в упор не видел разницы между полуденным временем и послеполуденным, а также между временем закатных сумерек и ночью»?
Если бы ваххабиты лучше знали хотя бы собственную религию, то не стали бы писать такого вздора. Когда путешественник у вас совершает намаз иша сразу после намаза магриб, то от этого намаз иша «перестаёт существовать»?!
А теперь снова о временах намаза в Коране. Как бы ни старались «ахлу сунна», они могут назвать из Корана максимум четыре времени – три из тех, что приводили мы, и еще одно место из аята суры «Рум», где спорное слово «ашийан» толкуется ими как указание на время послеполуденного намаза (аср), хотя на самом деле оно означает «вечер».
Ну хорошо, мы даже согласимся подарить им это толкование и признать «ашийан» указанием на время послеполуденного намаза. Но где же время намаза иша в Коране, ахлу сунна?! Где указание на отдельное обязательное время для намаза иша, покажите нам это в Книге Аллаха!
Они ссылаются на аят о временах наготы, где просто сказано: «…и после намаза иша» (то есть время наготы наступает после намаза иша). Тут ни словом, ни полсловом, ни намёком ничего не сказано о времени намаза иша! В этом аяте просто указан сам намаз иша как таковой, само его название.
ТАК ГДЕ ЖЕ ОТДЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ НАМАЗА ИША В КОРАНЕ?!
Выходит, Аллах называет четыре намаза по своим временам, но для намаза иша делает исключение. Для намазов магриб и иша в Книге Аллаха названо только одно общее время. О чём это говорит? Это говорит о том, что, согласно Слову Аллаха, намазы – как минимум — МОЖНО объединять. Ведь если бы дело обстояло иначе, Аллах явно указал бы на раздельное время для каждого намаза.
Если принять толкование «ахлу сунна» и считать, что под «ашийан» в аяте суры «Рум» подразумевается время намаза аср, то получится, что намазы можно как объединять, так и читать раздельно. Это и есть то, о чём сказали Ахль уль-Бейт (А), и их слово есть слово Корана, а слово Корана есть их слово. Мы, шииты, имеем три времени для пяти намазов – одно для фаджра, одно общее для зухр-аср и одно общее для магриб-иша. В течение общего времени намазов зухр-аср или магриб-иша можно читать их как вместе, так и раздельно – по желанию самого верующего, причем читать раздельно всё же является желательным, хотя и не обязательным.
РЕЗЮМЕ
В ходе письменного диспута, завязавшегося по поводу нашей статьи «В Коране названы только три времени намаза, а не пять» наши оппоненты привели следующие аяты:
1. «О те, которые уверовали! Пусть невольники, которыми овладели ваши десницы, и те, кто не достиг половой зрелости, спрашивают у вас разрешения войти в покои в трех случаях: до рассветного намаза, когда вы снимаете одежду в полдень и после намаза иша. Вот три времени наготы для вас» (сура ан-Нур, аят 58).
Ваххабиты утверждали, что слова «после намаза иша» содержат какое-то указание на отдельное время намаза иша. Совершенно очевидно, что этот аргумент недействительный, поскольку тут нет ни намёка на какое-либо время совершения намаза иша – назван только сам этот намаз как таковой. Это всё равно что сказать: «Читай намаз иша»: из этой фразы ясно только то, что существует «намаз иша», и его надо читать, но тут нет никакого указания на конкретное время этого намаза.
Думаем, с этим всё совершенно ясно.
2. «Намаз предписан верующим в определенное время» (сура ан-Ниса аят 103). Это тоже очень слабый довод, ведь здесь нет никакого указания на пять времён. С тем, что намаз предписан в определенное время, никто не спорит. Мы говорим только о том, что таких времен три, а не пять.
3. «Хвала же Аллаху, когда застигает вас вечер и когда застигает вас утро! Ему хвала и в небесах, и на земле, и ашийан, и когда вас застигает полдень!» (сура ар-Рум, аят 17-18).
Тут всё дело в спорном слове «ашийан». Ваххабиты утверждают, что тут имеется в виду послеполуденное время, то есть данный аят содержит указание на время намаза аср. Мы же показали, что «ашийан» означает «вечер».
4. Также они попытались перетолковать аяты суры «Та.Ха», приведённые нами в основной статье:
«Терпи же, что они говорят, и прославляй хвалой Господа твоего до восхода солнца и до захода, и во времена ночи прославляй Его и в концах дня, — может быть, ты будешь доволен» (20: 130).
«До захода», как утверждают наши оппоненты, означает время намаза аср. Однако из самого аята совершенно ясно, что «до захода» — это время полуденного и послеполуденного намазов (зухра и асра) вместе. Смотрим:
1. «До восхода солнца» – время утреннего намаза.
2. «До захода (солнца)» – время полуденного и послеполуденного намазов.
3. «Во время ночи» — время вечернего и ночного намазов.
4. «В концах дня» — это снова промежуток от утреннего до послеполуденного намаза (от рассвета солнца до заката), упомянутый второй раз для подчёркивания важности этих намазов.
Итак, все доводы наших оппонентов совершенно недействительны. Разве что аят №3 со спорным словом «ашийан» может служить неким оправданием для сторонников «ахлу сунна». Мы всегда стараемся быть справедливыми и объективными, поэтому скажем: да, если они считают в соответствии со своей логикой, что «ашийан» — это все-таки «послеполуденное время», то мы не будем спорить. Но в таком случае получается, что в Коране названы четыре времени намаза, одно из которых (время намаза аср) надо признать дополнительным.
Давайте объясним это ещё раз.
Итак, прежде всего: как бы мы ни старались, в Коране невозможно найти какое-либо указание на отдельное время намаза иша – даже в соответствии с логикой «ахлу сунна», даже если сильно постараться и прибегнуть к натягиваниям и подтасовкам. Наши оппоненты тут ничего не привели. А это означает следующее: Коран указывает на возможность как общего, так и раздельного прочтения намазов. Для намазов магриб-иша указано только одно общее время. Для намазов зухр-аср указано как общее, так и раздельное (по утверждениям наших оппонентов) время. Не назвав отдельного времени для намаза иша, Коран сказал тем самым, что эти намазы можно читать совместно.
Итак, даже если «ашийан» в аяте суры «Рум» означает время намаза аср (единственный более-менее разумный аргумент наших оппонентов из всех, которые они привели), то всё равно это принципиально ничего не меняет в том, что основных времени намаза в Корана — три, а не пять.
Комментариев (4) Добавить комментарий ↓