Ваххабиты обычно начинают разъяснение таухида с «рубубии» и «улюхии». У них есть еще третья часть, которая называется «таухид асма ва сифат» и представляет собой не что иное, как ширк (таджассум и ташбих – уподобление Аллаха творениям), как мы показали во многих других материалах проекта АРШ313.
Теперь разберем «таухид рубубия» и «таухид улюхия».
Что такое «таухид рубубия»? Ибн Фаузан – известный ваххабитский автор – пишет: «Таухид рубубия – это признание того, что Аллах является творцом, знающим, управляющим всеми вещами. Он оживляет и умертщвляет, Он дарует пропитание, и Он является всемогущим» (Салих ибн Фаузан. «Аль-иршад иля сахихи ль-иатикад», С. 19).
Иначе говоря, «таухид рубубия» — это (согласно ваххабитской классификации) убеждение в том, что Аллах является Господом миров, сотворившим всё и управляющим всем. Всякая вещь принадлежит Аллаху, всем владеет только Аллах, а творения не управляют и не владеют ничем – в этом состоит суть «таухида рубубия».
До этого места таухид ваххабитов не имеет особых расхождений с таухидом мусульман. Они начинаются тогда, когда ваххабиты заявляют, будто все люди на протяжении истории исповедовали «таухид рубубию», то есть были муваххидами, включая тех многобожников, которые выступали против Пророков (мир им).
Как пишет Ибн Теймия: «Никто из потомков Адама никогда не верил в существование двух Господов (рабб), и никто из людей не говорил, что есть два Бога с одинаковыми качествами и действиями» (Ибн Теймия. «Дира таариз», том 9, С. 344).
Он также пишет: «Все многобожники (мушрики) были убеждены в таухиде рубубия» (Там же, С. 345).
Ему вторит Абд уль-Ваххаб: «Многобожники верили, что Аллах является Творцом и Дающим пропитание, и что кроме Него нет никого, и что Он не имеет сотоварищей» (Мухаммад ибн Абд уль-Ваххаб. «Кашфу ль-шабахат», С. 15).
Ибн Фаузан пишет: «Таухид рубубия является присущим фитре человека, и никакая из общин прошлого не имела в нем расхождения» (Салих ибн Фаузан. «Аль-иршад иля сахихи ль-иатикад», С. 19).
Для подтверждения своих слов ваххабиты обращаются к некоторым аятам Корана, например: «А если ты их спросишь: «Кто сотворил небеса и землю и подчинил солнце и луну?» — они, конечно, скажут: «Аллах». До чего же они обольщены! Аллах уширяет удел, кому пожелает из Своих рабов, и размеряет силу. Поистине, Аллах сведущ о всякой вещи! А если ты их спросишь: «Кто низвел с небес воду и оживил ею землю после ее смерти?» — они, конечно, скажут: «Аллах». Скажи: «Хвала Аллаху!» Но большая часть их не разумеет!» (29: 61-63).
Или: «Скажи: «Кто посылает вам удел с неба и земли? Или — кто владеет слухом и зрением? И кто выводит живое из мертвого и выводит мертвое из живого? И кто правит делом?» И они скажут — «Аллах». Скажи же: «Разве вы не побоитесь?»» (10: 31).
В свою очередь, «таухид улюхия» — это призыв поклоняться только Аллаху, убеждение, что только Аллах достоин поклонения. «Таухид улюхия» — это то же самое, что «таухид фи ибадат» («таухид в поклонении») у других мусульман.
Можно сказать еще и так: «таухид рубубия» — это теоретический таухид (познание Аллаха как Господа), а «таухид улюхия» — это практический таухид (поклонение Аллаху как Господу).
Разделив целостный таухид Мухаммада (ДБАР) на «рубубию» и «улюхию», ваххабиты получили возможность говорить: «Пророки приходили не с чем иным, как с “таухидом улюхия”, то есть призывом поклоняться только Аллаху. А что касается “таухида рубубия”, то все люди и так исповедовали его на протяжении всей истории».
Отсюда вытекает возможность обвинять мусульман в ширке: ведь мекканские мушрики признавали Аллаха как Господа, сотворившего всё и управляющего всем, но при этом поклонялись еще и другим богам, помимо Него. И ваххабиты говорят: «Посмотрите, то же самое делают современные мусульмане! Они признают господство (рубубию) Аллаха, но при этом поклоняются еще и другим богам, когда взывают за помощью к Пророку или праведникам, совершают тавассуль и т.д.»
В этом, по мнению ваххабитов, и состоит ширк мусульман, которые фактически ничем не отличаются в их глазах от мушриков Мекки (а их лидер Абд уль-Ваххаб считал мусульман даже более упорными в «ширке»!)
Итак, разделив таухид на «рубубию» и «улюхию», ваххабиты заявляют четыре вещи:
1. Таухид рубубия и улюхия являются разными аспектами таухида. Необходимо отделять их друг от друга.
2. Многобожники на протяжении всей истории были в действительности единобожниками (муваххидами) в «таухиде рубубия», но мушриками в «таухиде улюхия».
3. Все Пророки, и среди них – Мухаммад (ДБАР) – были ниспосланы Аллахом, чтобы бороться с ширком в улюхии, а не в рубубии.
4. Современные мушрики (и в их числе – мусульмане) тоже являются муваххидами в «рубубии» и многобожниками в «улюхии», потому что они просят о помощи кого-то помимо Аллаха. А потому, как Пророк (ДБАР) боролся с многобожниками своего времени, — точно так же надо бороться с многобожниками нашего времени, включая мусульман: их кровь и имущество дозволены по причине их ширка в «улюхии»!
Доказательство несостоятельности этой идеологии состоит из нескольких пунктов:
1. Разделение таухида на «рубубию» и «улюхию» является искусственным нововведением, бидаатом. Нет ни аятов, ни хадисов, ни даже мнений мусульманских ученых, производивших бы такое разделение. Первым, кто выдумал его, был Ибн Теймия. Разве Пророк (ДБАР) сказал где-то: «Знайте, что есть две части таухида – рубубия и улюхия. Имейте в виду, что я пришел бороться с ширком в улюхии, а не в рубубии. Не забывайте также, что тот, у кого есть ширк в улюхии, — его кровь и имущество дозволены»? Удивительно, что ваххабиты, которые яростно отрицают философию, построили всё своё учение на вымышленном, «философском» разделении целостного таухида на две части, о чем нет никаких аятов или хадисов! «Воистину, самое непрочное жилище – это жилище паука. Если бы они только знали!» (29: 41).
2. Во-вторых, этой идеологии присуща крайняя путаница в терминах. Слово «рабб» («господь»), от которого произведен термин «рубубия» («господство»), в арабском языке означает «хозяина», «господина», владеющего чем-то, но не творца. «Творец» по-арабски – это «халик». Ваххабиты искусственно впихивают «халикию» (Аллах – Творец всех вещей) в «рубубию», как в консервную банку, тогда как это совсем другое понятие.
3. Противопоставление «рубубии» и «улюхии» лишено смысла. Согласно убеждениям ваххабитов, ширк в рубубии не имеет отношения к ширку в улюхии. Говоря иными словами, человек может быть убежден, что Аллах – Творец всех вещей, Управляющий всеми вещами, Дарующий пропитание всем вещам, но при этом поклоняться другим богам, помимо Него!
В действительности невозможно отделить «таухид в рубубии» от «таухида в улюхии». Нельзя найти такого человека, который был бы сердцем убежден в господстве Аллаха и при этом поклонялся бы другим существам, о которых он хорошо знает, что они сами сотворены и не владеют ничем. Если человек поклоняется другим богам, помимо Аллаха, то потому, что он наделяет их именно «рубубией», то есть божественными чертами: считает, что они чем-то владеют и управляют, могут сами по себе принести вред или пользу. А потому у мекканских многобожников, как и у прочих, был ширк как в рубубии, так и в улюхии, причем ширк в улюхии проистекал из ширка в рубубии.
Говоря иными словами: «таухид в рубубии» располагается выше, чем «таухид в улюхии». Второй является производным от первого. Сначала надо познать, кому поклоняешься, а потом поклоняться ему. Имам Хусейн (А) сказал: «О, люди! Аллах создал рабов только для того, чтобы они познавали Его, а когда познали Его, поклонялись бы Ему, а когда поклонялись Ему, не поклонялись бы никому, кроме Него». («Илалу шшараи» Садука, том 1, С. 9).
Ваххабиты, напротив, утверждают, что можно быть единобожником в познании, но многобожником в действии! Например, если человек полностью убежден, что Аллах – Творец, Управляющий, Знающий, Питающий и верит в это всем сердцем, но совершает тавассуль, то есть обращается с просьбами к творениям, то они назовут его многобожником, хотя Коран и хадисы говорят, что воздание получается по намерению (нияту).
4. Нет сомнения, что основа любого ширка – в рубубии, а не в улюхии. Коран постоянно подчеркивает, что причиной действий, запачканных ширком, являются ложные убеждения, джахилия, невежество, суеверия и выдумки. Именно отсутствие познания Аллаха как истинного Творца, Управителя, Питающего и Знающего является истоком и причиной всякого ширка, тогда как отклонения в ибадате – это уже последствия и вторичные явления.
5. Аяты из Корана, которые приводят ваххабиты в подтверждение того, что мекканские мушрики якобы были муваххидами в «рубубии», на самом деле имеют другое значение. Доисламские арабы считали Аллаха верховным богом, наряду с которым есть еще другие боги, наделенные определенной силой и «полномочиями». А потому, когда у них спрашивали: «Кто сотворил мир?» — они отвечали: «Аллах», то есть верховный бог – верховный, но не единственный! Аллах был для них главным богом, ниже которого располагаются другие божества, также наделенные «рубубией» в пределах своей компетенции.
Вообще вероубеждение мушриков во всех частях света – от Аравийского полуострова до Индии и Китая, при всем различии церемоний и имен богов, – во все времена было пантеистическим. Многобожники верили в «верховное существо», от которого по нисходящей происходят более частные боги и силы, пока дело не дойдет до материального мира. То есть они рассматривали творение как проявление божества, единое с ним по субстанции и бытию. Боги более низкого порядка были для них порождением Высшего божества, наделёнными Его силой и властью. Невежество Ибн Теймии и его последователей помешало им разглядеть эту простую вещь: что ширк в «рубубии» заложен в саму основу любого многобожия, будь то индуизм, ламаизм, суеверия доисламских арабов или культ великого Мганги.
Вот почему арабы называли ангелов «дочерьми» Аллаха (то есть Его порождениями женского пола): «Неужели у вас — мужчины, а у Него — женщины?» (53: 21). Вот почему Аллах говорит: «И сделали они из Его рабов для Него часть. Поистине, человек неблагодарен явно!» (43: 15). Вот почему в суре «Ихляс» сказано: «Не рождал и не был рожден» (то есть от Него не исходило никакого порождения).
И если многобожники говорили о своих богах: «Мы поклоняемся им только для того, чтобы они приблизили нас к Аллаху» (аят, который часто приводят ваххабиты, чтобы доказать мнимый «ширк» сегодняшних мусульман), то эти слова имели смысл, противоположный тому, что делаем мы, когда берем Пророка (ДБАР), Имамов (А) или аулия как посредников между собой и Аллахом, дабы удостоиться приближения к Нему. Для многобожников не было грани между Творцом и творением, а потому их боги, которые должны были приблизить их к Аллаху (верховному богу), были проявлением самого же Аллаха, Его порождением или манифестацией (ширк в рубубии). Для нас же, мусульман, такая грань является основной, а потому мы знаем, что Пророк (ДБАР) или Имамы (А) – тоже творения, не наделенные качествами Творца и Господа. Зная же это, мы находимся в безопасности от ширка как в рубубии, так и в улюхии.
Когда мушрики говорили, что их боги приближают их к Аллаху, они думали, что эти боги являются проявлениями Аллаха, Его порождениями, едиными с Ним по происхождению (представьте себе, как пар происходит из воды). Именно из-за своего ширка в «рубубии» они воспринимали богов как «ступени», по которым можно подняться к высшему Богу. Но когда мы, мусульмане, говорим, что Пророк, Имамы или аулия приближают нас к Аллаху, мы этим самым имеем в виду, что они являются высшими знамениями (аятами) Аллаха, по которым Он познается (потому что невозможно познать Творца кроме как по знамениям в Его творении), и ведущими по прямому пути Его религии к Его раю. А потому мы обращаемся к ним, почитаем их и делаем к ним зиярат, при этом полностью отдавая себе отчет, что они – творения, рабы Аллаха и не обладают самостоятельной силой и властью.
Итак, словесное значение здесь может быть сходным, но сущность такого «приближения» полностью отличается. Дело обстоит совсем плохо, если человек не в состоянии понять этой разницы.
6. В священном Коране нет четкого различия между словами «рабб» (Господь) и «илях» (Бог), от которых происходят термины «рубубия» и «улюхия». Как правило, Коран использует слово «Господь» в значении «Бог», и наоборот. Говоря иначе: та разница между «рубубией» и «улюхией», на которой настаивают ваххабиты, не существует в Коране.
Например, в суре «Пророки», аят 22, говорится: «Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они. Хвала Аллаху, Владыке трона, превыше Он того, что они Ему приписывают!»
Здесь слово «Бог» (илях) использовано в значении «Господь» (рабб), потому что в данном аяте имеется в виду творение и управление созданием.
В суре «Корова», аят 21 читаем: «О люди! Поклоняйтесь вашему Господу, Который сотворил вас и тех, кто был до вас».
В этом аяте слово «Господь» (рабб) использовано в значении «Бог» (илях), потому что тут содержится призыв к поклонению Ему.
7. Заключая завет с людьми, Аллах спросил их:
«Разве Я не ваш Господь?» Они сказали: «Да, мы свидетельствуем» (7: 172).
То есть свидетельства о рубубии было достаточно для заключения завета с Аллахом и признания их единобожниками. Аллах не спросил: «Разве я не ваш Господ и не ваш объект для поклонения?». И это – потому, что не может быть признания «таухида в рубубии», чтобы из него не вытекал также и «таухид в улюхии». Признания Аллаха Господом достаточно для единобожия.
В известном хадисе, который признают достоверным все направления Ислама, сказано, что ангелы, допрашивая мертвого в могиле, спросят его:
من ربک
«Кто твой Господь?»
Неверующий скажет: «Я не знаю», а верующий произнесет: «Аллах – мой Господь».
Это означает, во-первых, что признания Аллаха Господом достаточно, чтобы деяния человека были приняты: это признание объемлет сразу и теоретический, и практический аспекты религии, которые столь искусственно разделяют ваххабиты. Во-вторых, если бы мушрики имели «таухид рубубия», как нас пытаются убедить псевдо-салафиты, то есть верили бы в то, что Аллах – их Господь, то такой вопрос в могиле был бы бессмысленным, и все люди пошли бы рай.
В суре «Пещера», аят 38, говорится: «Он — Аллах, Господь мой, и я не предаю Господу моему сотоварищей!». То есть Пророк (ДБАР) отделяет себя от многобожников, говоря: «Я не придаю Господу моему сотоварищей». Это ясно свидетельствует, что у арабов того времени был ширк именно в рубубии, ибо они «придавали Господу сотоварищей».
В той же суре, аят 42, говорится, что когда неверующий увидит Огонь, он скажет: «О, если бы я не придавал сотоварищей моему Господу!», что указывает на их ширк в рубубии.
Также в суре «Разъяснены», аят 30, сказано: «Поистине, те, которые говорят: «Господь наш — Аллах», — а потом стоят прямо, на них нисходят ангелы». Тогда как, согласно убеждениям ваххабитов, признания Аллаха Господом недостаточно для веры, и само по себе такое признание еще не выводит человека из числа мушриков!
7. Одним из самых очевидных отклонений ваххабитов от Ислама является то, что они считают мекканских многобожников муваххидами, то есть единобожниками в «рубубии»! По их мнению, проблема мушриков состояла только в «улюхии»: признавая Аллаха Господом, Творцом, Управляющим, Питающим, Воскресающим и Умертвляющим, они при этом умудрялись поклоняться другим богам. Иначе говоря, арабы были единобожниками в убеждениях, но мушриками на практике, и Посланник Аллаха (С) пришел всего лишь для того, чтобы вывести их из этого «практического ширка», если можно так выразиться!
В Коране есть множество аятов, которые свидетельствуют, что арабы были мушриками как в рубубии, так и в улюхии. Отметим, что сама сура «Ихляс» («Таухид») была ниспослана для утверждения таухида рубубия:
«Скажи: “Он – Аллах Единый, Аллах Самодостаточный, не рождал и не был рожден, и не был равен Ему ни один”».
Если бы арабы были единобожниками в рубубии, то зачем надо было ниспосылать им эту суру, то есть специально говорить, что Аллах един, самодостаточен и не имеет сотоварищей?!
Не будет лишним также привести некоторые аяты, свидетельствующие, что многобожники имели ширк в «рубубии»:
«Не верует большая часть из них в Аллаха без того, чтобы не присоединять к Нему сотоварищей!» (12: 106).
В этом аяте ясно говорится, что большинство людей или большинство арабов того времени не исповедовали таухид рубубия.
Согласно суре «Поэты», в Аду они будут говорить: «Клянемся Аллахом, мы были только в явном заблуждении, когда равняли вас (то есть других богов) с Господом миров!» (аяты 97-98). Итак, они имели ширк в «рубубии», придавая равных Господу миров.
«А потом те, которые не веруют, приравнивают (сотоварищей) к своему Господу» (6: 1).
«Тот ли, кто создал небеса и землю и низвел вам с неба воду, и Мы вырастили ею сады, обладающие блеском, — вы не в состоянии были вырастить их деревья? Есть ли какой-то бог вместе с Аллахом? Да, они люди уклоняющиеся!» (27: 60).
Обратим внимание на этот аят: он говорит о рубубии Аллаха и о том, что мекканцы отрицали эту рубубию, говоря, что есть «бог вместе с Аллахом».
«Не предавайте же Аллаху равных, в то время как вы знаете!» (2: 22).
«Скажи: «Разве вы не веруете в того, кто сотворил землю в два дня, и делаете Ему равных? Это — Господь миров!»» (41: 9).
Зачем надо было обращаться к арабам с такими словами, если они верили в единого Господа?
Йусуф (А) сказал: «О товарищи по темнице! Различные ли господа лучше или Аллах, единый, могучий?» (12: 39) – то есть его сотоварищи по темнице, являясь многобожниками, не имели «таухида рубубия», веруя в «различных господ».
«И не прикажет он вам, чтобы вы взяли ангелов и пророков господами. Разве ж Он прикажет вам неверие после того, как вы — предавшиеся?» (3: 80).
«Мы отправили уже Нуха к его народу, и сказал он: «О народ мой! Поклоняйтесь Аллаху, нет у вас другого божества, кроме Него! Я боюсь для вас наказания дня великого»» (7: 59).
«И сказал Аллах: «Не берите двух богов; ведь бог — только один, и Меня бойтесь!»» (16: 51).
Согласно суре «Вырывающие», Фараон сказал: «Я — Господь ваш высочайший!» (79: 24). То есть Фараон сам объявил себя Господом (рабб): так как же ваххабиты могут говорить, что не было людей или общин, которые исповедовали бы ширк в рубубии?!
«И устроили они Аллаху сотоварищей из джиннов, в то время как Он их создал, и бессмысленно приписали Ему сынов и дочерей безо всякого знания. Хвала Ему, и превыше Он того, что они Ему приписывают!» (6: 100).
Так как же они говорят, что мушрики были муваххидами в рубубии?!
«Разве взяли они богов с земли, которые оживляют? Если бы были там боги, кроме Аллаха, то погибли бы они. Хвала Аллаху, владыке трона, превыше Он того, что они Ему приписывают!» (21: 21: 22).
В этом аяте Аллах подчеркивает ширк многобожников в вопросе умертвления и оживления. Иначе говорят, многобожники наделяли властью умертвлять и оживлять кого-то помимо Аллаха.
Итак, мы увидели, что ваххабитская акыда, построенная на разделении «таухида рубубия» и «таухида улюхия», не имеет никакого основания в религии Ислам. Это разделение было введено для того, чтобы обвинять мусульман в многобожии, приравнивая их к мекканским мушрикам: якобы они, как и те, признают «рубубию», но совершают ширк в «улюхии», поклоняясь другим существам, помимо Аллаха. Ваххабиты сделали таухид вопросом человеческого отношения к Аллаху, вопросом о том, кого можно просить, а кого нельзя. Это сделало их религию набором суеверий и абсурдных запретов, бесконечным поиском «ширка» и определения его границ. Центр их религии – не Сам Аллах, а отношение человека к Аллаху, причем именно в узком аспекте «просьб» и «почитания». Во всякой просьбе к кому-то, помимо Аллаха, как и в почитании кого-то, помимо Аллаха, лже-салафиты видят уход в «ширк в улюхии».
Если бы они следовали коранической точке зрения, то смогли бы легко увидеть, что «рубубии» достаточно: если человек признает Господство Аллаха, признает то, что только Аллах творит бытие и им управляет, умертвляет и оживляет, питает и наделяет, и что только Он владеет всякой вещью, — если он признает это, то дальше может делать что угодно: просить кого угодно и как угодно, почитать кого угодно и как угодно. И это – лишь до тех пор, пока он не наделяет объект просьб или почитания свойствами «рубубии», то есть свойствами Господа. Аллах приказал ангелам сделать земной поклон Адаму, и это не было ширком, потому что они не должны были признавать его Господом. Однако ваххабиты, следуя за своим имамом Иблисом, отказались от всякого почитания высших творений Аллаха, выдумав для этого отговорку «рубубии» и «улюхии».