ПОЧЕМУ ШИИТЫ МАЖУТ СЕБЯ ГРЯЗЬЮ?

На траурных церемониях по Имаму Хусейну (А) некоторые шииты символически наносят себе на одежду или на голову грязь (точнее, глину, растворённую в воде). Это служит предметом насмешек со стороны насибитов, не познавших Ислам, Посланника Аллаха (С) и трагедию Ашуры. Давайте объясним, почему шииты так делают, и есть ли для этих действий какая-либо основа в хадисах и Сунне.

Символическое нанесение себе на одежду или на голову следов грязи — это один из видов выражения траура по Хусейну (А), наряду с надеванием черной одежды, плачем, ударами в грудь, чтением траурных стихов, процессий с цепями или нанесением себе символических порезов. Всё это имеет твердое основание в хадисах и Сунне.

Дело в том, что, согласно Исламу, траур по событиям Ашуры должен не только существовать в душе и сердце каждого верующего, но и выражаться во внешних действиях и символах. Так же как в хадже, когда мы кидаем камнями в столбы, это не означает, что мы побиваем шайтана в буквальном смысле. Столб — это не сам шайтан. Это символическое действие, которое означает внутреннее очищение души. Кто-то мог бы сказать: а зачем нам кидать камнями в столбы, если можно просто очистить свою душу? Относительно траурных церемоний часто выдвигается такая шубха: всё это лицемерие, зачем рыдать и побивать себя, достаточно в душе скорбеть по Хусейну (А)… Такой ход мысли в корне ложен и противоречит всей методике Ислама. Ислам тем и отличается от христианства, что он не сосредоточен только на внутренних чувствах человека, в отрыве от общества, в отрыве от внешней стороны. Любое внутреннее движение души должно сопровождаться внешним выражением. Почему Аллах повелел совершать намаз, состоящий из определенных внешних телесных движений, а не только душевных состояний? Почему коллективно совершаемый намаз лучше, чем тот, который происходит в одиночестве? Почему хадж состоит из целой серии символических деяний, детально описанных в хадисах и книгах фикха? Нужно одеть строго определенную одежду, совершить заданное число обходов вокруг Каабы, побить камнями столбы, заколоть жертву. Зачем это? Всё это имеет глубокий смысл, потому что без внешней стороны нет внутренней. Весь хадж — это система символов, воссоздающих события, связанные с началом завета с Ибрахимом — завета, исходом которого была Кербела. Кербела — это внутренний смысл хаджа.

Именно поэтому Имамы своим собственным примером побуждали нас всячески выражать свою скорбь по Хусейну, а не только печалиться по нему в душе. Все эти крики, стоны, вопли, удары — всё это система символов, важных как инструмент воссоздания каждый год атмосферы Ашуры, проживания её снова и снова.

Нанесение на себя грязи — это тоже один из таких символов, который служит для внешнего выражения того траура и скорби, которые присутствуют в душах верующих. Тем самым мы желаем показать, что приходим к Хусейну (А) смиренными, скорбящими, готовыми отдать за него свои жизни и упасть на землю и в грязь под ударами врагов, так же как сам Хусейн (А) был простёрт на земле в день Ашуры.

Символизм грязи и земли присутствует в Сунне и взят шиитами оттуда. И, как ни удивительно, он есть даже в источниках «ахлу сунна», хотя они, как всегда, не замечают этого. В «Сунан» Тирмизи приведено от Умм Салама — праведной супруги Посланника Аллаха (С):

حدثنا أبو سعيد الأشج حدثنا أبو خالد الأحمر حدثنا رزين قال حدثتني سلمى قالت دخلت على أم سلمة وهي تبكي فقلت ما يبكيك قالت رأيت رسول الله صلى الله عليه وسلم تعني في المنام وعلى رأسه ولحيته التراب فقلت ما لك يا رسول الله قال شهدت قتل الحسين

Передано от Салма: «Я вошла к Умм Салама и увидела, что она плачет. Я спросила: «Что заставило тебя плакать?» Она сказала: «Я увидела во сне Посланника Аллаха (С), и на его голове и бороде была грязь. Я спросила: «Что с тобой, о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Я увидел, как Хусейн убит»».

(«Сунан» Тирмизи, глава «Достоинства Хасана и Хусейна», хадис 3771).

Ссылка: http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=56&ID=2038&idfrom=7310&idto=7343&bookid=56&startno=3

Другая ссылка: http://hadith.al-islam.com/Page.aspx?pageid=192&BookID=26&PID=3704

Этот хадис есть также в шиитских источниках. Итак, если сам Посланник Аллаха (С) в знак скорби по Хусейну (А) имел грязь (землю) на голове и бороде, то какая проблема состоит в том, что шииты наносят на себя грязь в день Ашуры?

В другом хадисе из шиитских источников Имам Реза (А) говорит:

О Ибн Шабиб! Если ты плачешь по кому-то, то плачь по Хусейну ибн Али! Ибо он был зарезан, как режут баранов, и рядом с ним были убиты восемнадцать человек его семейства, которым нет подобных на земле. И плакали по его убийству семь небес и земель, и спустились на землю четыре тысячи ангелов для помощи ему, но не было им дозволено, и теперь они стоят у его могилы — всклокоченные и запылённые (покрытые грязью), ожидая прихода Каима (А), чтобы быть его помощниками, и их девиз — “йа лисарати ль-хусейнˮ (“за кровь Хусейнаˮ).

(«Уйун ахбар ар-реза», том 1, С. 289).

Если ангелы, стоящие у могилы Хусейна (А), покрыты грязью, то почему не делать то же самое людям, скорбящим по нему?

В заключение добавим, что эти объяснения были сделаны в основном для шиитов. Что же касается противников руководства Ахль уль-Бейт (А), то вряд ли стоит приводить им такие подробности. Это всё равно что разбирать тонкости тафсира с человеком, который вообще не признает Коран. В ответ на их насмешки и инсинуации следует призывать их к познанию Имама Хусейна (А) и трагедии Ашуры. Естественно, если человек не знает, кто такой Хусейн (А) и что случилось в день Ашуры, он не будет понимать, зачем шииты бьют себя, наносят на себя грязь и т.д. Однако если он увеличит своё познание, то поймёт правильность этих действий, и сам станет совершать то же самое.

Комментирование закрыто.