На ресурсах противников шиизма часто встречается ложь, будто сборник проповедей, изречений и писем Имама Али (А) «Нахдж уль-балага» не имеет иснадов, а потому является недостоверным.
В действительности сейид Рази — составитель этой книги — не стал размещать иснады проповедей и писем Имама (А), чтобы не делать книгу слишком объемной. В те времена книги записывались от руки на дорогостоящих кусках кожи или выделанной бумаги, и шииты, находившиеся под прессом тиранических режимов, не имели возможности писать объемные книги — в отличие от своих противников, пользовавшихся поддержкой этих самых режимов.
По тем же самым причинам шейх Садук урезал — или, по меньшей мере, сильно сократил иснады своей книги «Ман ла йахзуру ль-факих». В «Кафи» Кулайни и других основных сборниках шиитских хадисов в иснадах часто встречается выражение «от некоторых из наших друзей», что подразумевает три передатчика, которые вырезаны из иснада в целях сокращения места и названы в конце книги.
Вместе с тем, необходимо назвать одну особенность шиитского хадисоведения, которая делает книгу «Нахдж уль-балага» достоверной. Это — то, что ШИИТСКИЕ ХАДИСЫ ЗАПИСЫВАЛИСЬ В КНИГАХ, А НЕ ПЕРЕДАВАЛИСЬ УСТНЫМ ПУТЕМ. Эта особенность одновременно составляет одно из главных отличий шиитских хадисов от суннитских, которые в подавляющем большинстве случаев имеют устную цепочку передатчиков.
Дело в том, что суннитские халифы, начиная с Абу Бакра и заканчивая Омейядами, запрещали запись хадисов, и этот запрет действовал по меньшей мере сто лет. Когда же запись хадисов была разрешена, не осталось никаких других источников, кроме устной передачи: «такой-то слышал от такого-то, что он слышал от такого-то» и т.д. По поводу же достоверности таких устных слухов, передающих то, что якобы говорил Посланник Аллаха (С) через СТО ЛЕТ после его смерти, читатель может судить сам.
Сторонники «суннизма» обвиняют шиитов в том, что книга, записанная через 400 лет после смерти Имама Али (А), не может быть достоверной, основываясь на особенностях собственного хадисоведения, а не нашего. Действительно, если бы передача материала «Нахдж уль-балага» происходила устным путем — как у «суннитов», — то что могло бы остаться от хадисов Имама Али (А) через 400 лет при таком способе передачи?
Однако они забывают, что шиитские хадисы почти всегда записывались, а потому срок, через который они были сгруппированы в какую-либо книгу по какой-либо теме, не имеет значения — будь то 100 лет, 400 лет или 1000 лет.
Назовем некоторых сподвижников Имама Али (А) и то, что они записали за ним:
1. Абу Рафиа – хранитель Бейт уль-маль (общественной казны) повелителя верующих (А). Он записал книгу «Сунан валь ахкам валь казайа» («Сунна, решения и судейство»). Эта книга посвящена фикху. Говорят, что это была первая шиитская книга (то есть первая из книг, записанных не Али, а его шиитами).
2. Сулейм ибн Кейс. Записанная им книга со слов Али (А) называется «Книгой Сулейма ибн Кейса». Она содержит хадисы, переданные Али (А) от Посланника Аллаха (С), и дошла до нас. Сулейм ибн Кейс был стойким шиитом Али (А). Во времена омейядского правления он подвергся суровым преследованиям, и скрывался от Хаджаджа ибн Йусуфа – кровавого омейядского наместника и палача – у известного «суннитского» факиха и ученого Абана ибн Аби Айаши. Через него Абан ибн Аби Айаша стал шиитом. В связи с этим позднейшие суннитские ученые сделали всё возможное, чтобы опорочить Абана и сделать его слабым передатчиком. Не имея возможности сделать это через доказательства, они прибегали прежде всего к ругательствам, наподобие «Абан ибн Аби Айаша – более наджис, чем моча собаки» и т.п. И всё это только за то, что он принял руководство повелителя верующих Али ибн Аби Талиба (А).
Дело в том, что Абан передал книгу Сулейма ибн Кейса и назвал ее достоверной, тогда как там содержатся сведения, крайне неприятные для «суннитского» мазхаба – как в акыде, так и в истории (например, об убийстве Фатимы (А) Умаром). Если вслед за Абаном ибн Аби Айашей признать эту древнейшую книгу Ислама достоверной, им придется пересматривать весь свой мазхаб – точнее, отказаться от него и перейти в мазхаб Ахль уль-Бейт (А), а потому ученые «ахль ус-сунна валь джамаа» посредством ругательств и оскорблений ведут борьбу с этим передатчиком вот уже много столетий.
Таким образом, книгу Сулейма ибн Кейса можно назвать первой шиитской книгой в акаиде (вопросах веры и идеологии).
3. Асбаг ибн Набата – один из сподвижников Али (А), прожил долгую жизнь (умер в 101 г. хиджры). Написал книгу о судействе повелителя верующих (А), где содержатся его шариатские решения, а также другие вопросы. Он же передал письмо к Малику Аштару.
4. Мейсам Таммар – особо приближенный сахаб повелителя верующих (А). Написал книгу по тафсиру со слов Али (А). Хадисы из нее дошли до нас через «Амали» Туси и «Риджаль» Кишши.
5. Зейд ибн Вахаб Куфи – составил книгу, где собрал хутбы, с которыми выступал повелитель верующих (А) с минбара в Куфе.
6. Аль-Кишши – написал книгу о риджале (передатчиках хадисов и сподвижниках).
7. Убейдуллах ибн Аби Рафиа – сын Абу Рафиа, писец повелителя верующих (А). Ему принадлежит книга «Казайа амири ль-муминин» — «Судейство повелителя верующих», а также книга о риджале.
8. Али ибн Аби Рафиа – его брат. Также был писцом Али (А). Написал книгу по фикху о вузу, намазе и других вопросах.
9. Салман Фарси – записал хадис «Джасилик» от Али (А).
10. Абу Зарр Гаффари. Написал книгу «Хутба» («Проповедь»).
11. Абдуллах ибн Аббас – у него была запись хадисов от Посланника Аллаха (С), а также решений Али (А) и тафсир Корана.
12. Джабир ибн Абдуллах Ансари – сподвижник Пророка (С) и шиит Али (А), проживший долгую жизнь. У него была книга о хадже, в которой, помимо прочего, описывались события Прощального хаджа Пророка (С).
13. Харис ибн Абдуллах Хамдани – собрал хадисы от Али (А) и записал его проповеди.
14. Абу Асвад Дуали – один из сподвижников Али (А), взял у него знание нахва (арабской грамматики). Как известно, начало арабскому языкознанию положили Али (А) и его шииты.
Упоминается также множество других сподвижников, которые передавали хадисы от Али (А). Упомянуть их всех здесь не представляется возможным. Шейх Туси в «Риджале» насчитывает 668 передатчиков хадисов от Али (А).
Снова необходимо отметить, что большинство этих передатчиков не передавали хадисы от Али (А) устно, а записывали их. Это очень важно, потому что при составлении своего сборника «Нахдж уль-балага» сейид Рази пользовался именно этими записями и книгами, а не устной передачей!
И по этой же причине он счел возможным отказаться от иснадов, потому что они уже были переданы в предыдущих книгах, восходящих к сподвижникам Имама (А).
Однако другие исследователи позднее проделали данную работу и привели полные и достоверные иснады «Нахдж уль-балага». Из них следует упомянуть книги:
1. «Масадиру нахдж уль-балага ва асаниду» («Источники Нахдж уль-балага и ее иснады») сейида Абдурреза Хасани аль-Хатиба.
2. «Иснаду нахджу ль-балага» («Иснад нахдж уль-балага») Мухаммада Дешти.
3. «Мадарек нахдж уль-балага» («Источники Нахдж уль-балага») Кашифу ль-Гита.
4. «Истинад нахдж уль-балага» («Установление иснада Нахдж уль-балага») Имтийаз Али Арши.
5. «Масадир нахдж уль-балага» («Источник Нахдж уль-балага») Абдуллаха Ниамата,
и многие другие.