Абу Бакр был предком Имама Садыка (А)?

На многих ваххабитских сайтах распространена информация, будто предком Имама Садыка (А) являлся Абу Бакр. В «доказательство» этого ваххабиты ссылаются на поддельный риваят от самого Имама Садыка (А), который будто бы приведен в «Кафи»: ولدنی ابو بکر مرتین – «Абу Бакр дважды является моим предком» (то есть по двум материнским линиям). На это мы говорим:

1.    В действительности такого риваята в «Кафи» не существует, в чем легко может убедиться каждый, открыв этот сборник.

2.    То, о чем говорят ваххабиты, в действительности приведено в книге «Умдат ут-талиб» (عمدة الطالب) под авторством Ибн Унбы, а также в книге «Кашф уль-гумма» (کشف الغمه) , автор – шейх Арбили, со ссылкой на книгу Абдулазиза аль-Ахзара ль-Джанабизи, который является суннитским ученым, и этот риваят приведен там без иснада.

Этот же риваят в «Бихар уль-анвар» дан из того же «Кашф уль-гумма». У алламе Сейида Мухсина Амили он также приведен из «Кашф уль-гумма».

3.    Таким образом, первый, кто привел этот риваят, был суннитским автором, и его слова не являются каким-либо доводом для шиитов.

Вот в какой форме приведен этот риваят в «Кашф уль-гумма»:

وقال الحافظ عبد العزیز بن الأخضر الجنابذى رحمه الله أبو عبد الله جعفر بن محمد بن على بن الحسین بن على بن أبى طالب علیهم السلام الصادق وأمه أم فروة واسمها قریبة بنت القاسم بن محمد بن أبى بکر الصدیق رضى الله عنه وأمها أسماء بنت عبد الرحمن بن أبى بکر الصدیق ولذلک قال جعفر علیه السلام ولقد ولدنى أبو بکر مرتین .کشف الغمة ، ج2 ، ص 374 .

И сказал Абдулазиз аль-Ахзар ль-Джанабизи: «Абу Абдиллях Джафар ибн Мухаммад (то есть Имам Садык) – его мать Умм Фарух по одной линии была дочерью Касима ибн Мухаммада ибн Аби Бакра Сиддыка, разия Ллаху анху, а по другой линии – ее мать Асма была дочерью Абдуррахмана ибн Аби Бакра Сиддыка, разия Ллаху анху, а посему Имам Садык сказал: “Абу Бакр был моим предком два раза”».

4.    Для суннитов этот хадис также не может быть каким-либо далилем, потому что он не имеет иснада.

Кроме того, Абдулазиз аль-Ахзар ль-Джанабизи умер в 611 году по хиджре, а Имам Садык (А) – в 148 году, и между ними расстояние почти в пять столетий.

К сожалению, суннитские авторы принимают без критики риваяты, критикующие шиитов, даже если они не имеют иснада, зато безо всякого основания отвергают риваяты, поддерживающие шиитскую точку зрения. Например, Захаби, известный суннитский ученый, после изложения приведенного выше риваята безо всякого иснада, тут же комментирует от себя: «Имам Садык был разневан на рафидитов; когда он видел, как они поносят его предка Абу Бакра, становился их врагом. Однако рафидиты – джахили…» — и т.д. прочие ругательства (سیرأعلام النبلاء- الذهبی- ج6 — ص255).

И тот же Захаби о хадисе от Пророка (С), имеющем достоверный иснад «О Али, твои враги – мои враги, а мои враги – враги Аллаха», пишет: «یشهد القلب أنّه باطل» — «Мое сердце говорит мне, что этот хадис ложный» — не приведя при этом ни одного далиля в пользу его ложности с точки зрения науки риджаль, слабости передатчиков и так далее! (میزانالاعتدال،ج1،ص82 – Мизан уль-иатидаль, том 1, С. 82).

Очевидно, свидетельство сердца является самым сильным аргументом в суннитской науке хадисоведения.

5.    Даже если предположить, что среди предков Имама Садыка (А) по материнской линии действительно был Абу Бакр, это не имеет никакого отношения к акыде и вероубеждениям мусульман.

Ваххабиты хотят доказать, что если Ахль уль-Бейт (А) женились на потомках халифов, то этим самым они признавали отсутствие разногласий между собой и ими. Это действительно (теоретически) было бы так, если бы противоречия носили имущественный или политический характер. Но на самом деле расхождение между Ахль уль-Бейт Пророка (С) и первыми тремя «халифами» и их последователями лежало в области акыды Ислама, фундаментального вероубеждения относительно Имамата как одного из столпов исламской веры и преемственности халифата в умме Пророка (С), а такое противоречие не может быть сглажено никакими браками, даже если бы они имели место.

Так, даже сегодня в арабских странах нередки браки между шиитами и суннитами, но такой брак нисколько не служит доказательством того, что одна из семей жениха или невесты приняла акыду другой стороны.

Или другой пример: третий халиф, согласно суннитским источникам, имел жену-христианку по имени Наиля. Однако это обстоятельство сунниты никогда не приводят в пользу того, что Усман принял христианство или в чем-то был согласен с христианами («Аль-бидаят ва н-нихаят, том 7, С. 153). Тогда почему вы приводите сообщение о матери Имама Садыка (А) как довод в пользу того, что у Ахль уль-Бейт (А) якобы не было расхождений с первыми халифами?!

Далее, те люди из потомков первых халифов, на которых (будто бы) были женаты члены Ахль уль-Бейт (А), не имели никакой связи со своими предками относительно ответственности за узурпацию халифата и угнетения истины, по слову Корана: «Ни одна душа не понесет ношу чужую» (Скот, аят 164).

Кроме того, необходимо помнить еще и то обстоятельство, что Ахль уль-Бейт (А) во избежания угнетения и зверств со стороны правящих режимов Омейядов и Аббасидов иногда внешне давали своим детям имена халифов. Точно так же и их браки могли быть вынужденными, как, например, Имам Реза (А) был принужден жениться на дочери халифа Мамуна.

6.    Как мы уже сказали, в книге Абдулазиз аль-Ахзар ль-Джанабизи, со слов которого некоторые шиитские ученые привели этот риваят, он не имеет иснада.

Но также и в других суннитских книгах, где приведен этот риваят, он является слабым, как мы сейчас покажем.

Миззи (مزّی) в книге «Тахзиб уль-камаль», том 5, С. 81-82, приводит его в такой форме:

خبرنا بذلک أبو الفرج عبد الرحمان بن أبی عمر محمد بن أحمد بن محمد بن قدامة المقدسی بدمشق ، وأبو الذکاء عبد المنعم بن یحیى بن إبراهیم الزهری بالمسجد الأقصى ، وأبو بکر محمد بن إسماعیل بن عبد الله بن الأنماطی الأنصاری بالقاهرة ، وأبو بکر عبد الله بن أحمد بن إسماعیل بن فارس التمیمی بالإسکندریة ، قالوا : أخبرنا أبو البرکات داود بن أحمد بن محمد بن ملاعب البغدادی بدمشق ، قال : أخبرنا القاضی أبو الفضل محمد بن عمر بن یوسف الأرموی ببغداد ، قال : أخبرنا الشریف أبو الغنائم عبد الصمد بن علی بن محمد بن الحسن ابن المأمون ، قال : أخبرنا الحافظ أبو الحسن علی بن عمر بن أحمد ابن مهدی الدارقطنی ، قال : حدثنا یعقوب بن إبراهیم البزاز ، قال : حدثنا الحسن بن عرفة ، قال : حدثنا محمد بن فضیل … .

وبه [الإسناد السابق] قال : أخبرنا الدارقطنی ، قال : حدثنا أبو بکر أحمد بن محمد بن إسماعیل الادمی ، قال : حدثنا محمد بن الحسین الحنینی ، قال : حدثنا عبد العزیز بن محمد الأزدی ، قال : حدثنا حفص بن غیاث ، قال : سمعت جعفر بن محمد یقول : ما أرجو من شفاعة علی شیئا إلا وأنا أرجو من شفاعة أبی بکر مثله ، ولقد ولدنی مرتین

То есть через длинную цепь передатчиков (которую мы разберем ниже) передается, что Джафар ибн Мухаммад (Имам Садык) сказал: «Надеюсь на шафаат (заступничество) Абу Бакра так же, как на шафаат Али, потому что он (Абу Бакр) является моим предком дважды».

Во-первых, в цепи передатчиков этого риваята есть несколько личностей, признанных суннитскими хадисоведами слабыми и невежественными, как то:

أبو البرکات داود بن أحمد بن محمد بن ملاعب البغدادی – Абу ль-Баракат Давуд ибн Ахмад ибн Мухаммад ибн Малаиб уль-Багдади: признан слабым Захаби в «Тарих ислам», том 44, С. 287.

عبد الصمد بن علی بن محمد– Абу ус-Самад ибн Али ибн Мухаммад: он тоже слабый, как упомянуто в «Тарих Багдад», том 11, С. 46.

عبد العزیز بن محمد الأزدی– Абдулазиз ибн Мухаммад аль-Азди: упомянут как слабый в «Мустадрак ильм ур-риджаль» Намази, том 4, С. 445, № 7909.

حفص بن غیاث– Хафс ибн Гайас: Сулейман ибн Хальф уль-Баджи со слов ученых ахль ус-сунна пишет о нем: «Хадисы от Хафса ибн Гайаса не принимаются» (Таадиль ва ттаджрих, том 1, С. 513).

Есть в иснаде хадиса четыре слабых передатчика, то как можно его принимать?

В другой суннитской книге этот риваят приведен в следующем виде:

أخبرنا أبو القاسم إسماعیل بن محمد بن الفضل أنا أبو منصور بن شکرویه أنا أبو بکر بن مردویه أنا أبو بکر الشافعی أنا معاذ بن المثنى نا مسدد نا یحیى عن جعفر بن محمد قال تالله لحدثنی أبی أن علیا دخل على عمر وهو مسجى بثوبه فأثنى علیه وقال ما أحد من أهل الأرض ألقى الله بما فی صحیفته أحب إلی من المسجى بثوبه قال یحیى ثم ذکر جعفر أبا بکر وأثنى علیه وقال ولدنی مرتین

По цепи передатчиков дошло, что Джафар ибн Мухаммад (Имам Садык) сказал: «Клянусь Богом, мой отец передал, что Али (А) вошел к Умару, закутавшемуся в свою одежду, поприветствовал его и сказал: “Никто на земле для меня не любимее, чем тот, кто сейчас завернулся в одежды”». Потом передатчик говорит, что Имам Садык (А) сказал: «Абу Бакр – дважды мой предок» (Ибн Асакир, «Тарих Демешк», том 44, С. 453-454).

В иснаде этого риваята есть Исмаил ибн Мухаммад ибн Фазль, о котором Захаби говорит: وکان ابن عساکر لما رأى إسماعیل بن محمد وقد کبر ونقص حفظه — «Когда Ибн Асакир видел его, он был старым, и его память стала слабой». И также написано: قالأبوسعد: … ورأیتهوقدضعف،وساءحفظه– «Сказал Абу Саад: “Когда я видел его, он стал слабым (с точки зрения передачи риваятов) и утратил память”» (Источник: سیراعلام النبلاء،ج20 ،ص86).

А также в передатчиках этого хадиса есть Мааз ибн Масани (معاذبنالمثنى), про которого Ахмад ибн Ханбал говорит: قال أبو سعد : … ورأیته وقد ضعف ، وساء حفظه  — «Он – дурной человек и не имеет справедливости» (ابراهم بن مصلح ، ج3 ، ص35 و طبقات الحنابلة ، محمد بن أبی یعلی ، ج1، ص399).

Третий суннитский источник, где приведен этот риваят:

وقال حفص بن غیاث : سمعت جعفر بن محمد یقول : ما أرجو من شفاعة علی شیئا إلا وأنا أرجو من شفاعة أبی بکر مثله . لقد ولدنی مرتین

Сказал Хафс ибн Гайас: «Я слышал от Джафара ибн Мухаммада, как он сказал: “Надеюсь на шафаат Абу Бакра так же, как на шафаат Али, потому что он (Абу Бакр) является моим предком дважды”. Этот риваят без иснада приводит уже упоминавшийся Захаби в «Сиру ааляму ннубаля», том 6, С. 259. Поскольку здесь риваят не имеет иснада, то не стоит его даже обсуждать. Кроме того, он передан от Хафса ибн Гайаса, о слабости которого говорилось выше.

Кроме Захаби, многие суннитские ученые привели этот риваят в своих книгах, например, Ибн Хаджар, но ни один из них не привел иснада.

Таким образом, даже с точки зрения суннитских критериев этот риваят не имеет никакой ценности, и сунниты не могут принимать его во внимание.

7. Обратим внимание также на такой момент: в суннитских источниках Имам Садык (А) называет Абу Бакра «Сиддыком». Каким образом Имам (А) мог называть Абу Бакра «Сиддыком», когда ему было известно, что это было прозвище исключительно Али (А), украденное у него и присвоенное Абу Бакру?

8. На то, что этот риваят ложный, указывает также явная абсурдность его содержания – как будто бы Имам Садык (А) забыл, что заступником в Судный День является его предок Посланник Аллаха (С) и вообще не упомянул его, зато привел обычного человека Абу Бакра, которому даже с суннитской точки зрения никто не обещал права шафаата (заступничества) в Судный День.

9. Далее, в этом риваяте Имам Садык (А) как будто гордится родством с Абу Бакром, тогда как племя Абу Бакра было самым подлым и презираемым среди курайшитов, о чем говорил даже Абу Суфьян.

10. Наконец, каким образом Имам (А) мог гордиться родством с Абу Бакром, если это идет вопреки жизни и целям его предков – Фатимы (А) и Али (А), которые ни на секунду не признавали халифат Абу Бакра и никогда не приносили ему присягу?! Фатима (А), дочь Пророка (С), как известно, умерла разгневанной на Абу Бакра. Как сообщает Сахих Бухари – самая достоверная для суннитов книга после Корана:

فَغَضِبَتْ فَاطِمَةُ بِنْتُ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَیْهِ وَسَلَّمَ فَهَجَرَتْ أَبَا بَکْرٍ فَلَمْ تَزَلْ مُهَاجِرَتَهُ حَتَّى تُوُفِّیَتْ

«Фатима, дочь Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, оставила Абу Бакра, гневаясь на него, и ее гнев не прекратился до самой ее смерти» (Сахих Бухари, том 4, С. 42).

А ведь согласно многочисленным хадисам из суннитских книг, имеющим достоверный иснад, Пророк (С) сказал: «Гнев Фатимы – мой гнев, а мой гнев – гнев Аллаха», «Аллах гневается гневом Фатимы и доволен ее довольством». Например, хадис в том же Сахихе Бухари говорит:

عَنْ الْمِسْوَرِ بْنِ مَخْرَمَةَ أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَیْهِ وَسَلَّمَ قَالَ فَاطِمَةُ بَضْعَةٌ مِنِّی فَمَنْ أَغْضَبَهَا أَغْضَبَنِی

От Мисвара ибн Махрама, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Фатима – часть моего тела, и кто разгневал ее – разгневал меня» (Сахих Бухари, том 4, С. 210).

Ибн Кутейба в книге «Аль-имама ва сийаса» передает:

فقالت : نشدتکما اللّه ألم تسمعا رسول اللّه یقول : رضا فاطمة من رضای ، وسخط فاطمة من سخطی ، فمن أحبّ فاطمة ابنتی فقد أحبّنی ،
من أرضى فاطمة فقد أرضانی ، ومن أسخط فاطمة فقد أسخطنی ؟
قالا : نعم ، سمعناه من رسول اللّه صلى اللّه علیه وسلم ، قالت : فإنّی أُشهد اللّه وملائکته أنّکما أسخطتمانی وما أرضیتمانی ، ولئن لقیت
لنبی لأشکونّکما إلیه .

فقال أبو بکر : أنا عائذ باللّه تعالى من سخطه وسخطک یا فاطمة ، ثمّ انتحب أبو بکر یبکی ، حتى کادت نفسه أن تزهق . وهی تقول : واللّه
أدعونّ اللّه علیک فی کلّ صلاة أصلّیها

Фатима (А) сказала: «Во имя Аллаха, разве не слышали вы (Умар и Абу Бакр), как Посланник Аллаха (С) сказал: “Довольство Фатимы – мое довольство, а гнев Фатимы – мой гнев, и, поистине, кто любит Фатиму – тот любит меня. Тот, кто вызовет довольство Фатимы – вызвал мое довольство, и тот, кто вызовет гнев Фатимы – вызвал мой гнев?”»

Умар и Абу Бакр сказали: «Да, мы слышали это от Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует».

Фатима сказала: «Так вот, я призываю в свидетели Аллаха и Его ангелов, что вы двое вызвали мой гнев и не вызвали моего довольства, и когда я встречу Посланника, буду жаловаться ему на вас»

Абу Бакр сказал: «Прибегаю к Аллаху от Его гнева и от твоего гнева, о Фатима!» — и сильно заплакал, так что готов был расстаться с жизнью.

Фатима сказал: «Клянусь Аллахом, я буду проклинать тебя после каждого намаза!» (Аль-имама ва с-сияса, том 1, С. 31).

Так каким же образом может быть так, что пречистая дочь Пророка (С) обещает проклинать Абу Бакра после каждого намаза за узурпацию халифата и ее ограбление (отнятие у нее Фадака), а ее потомок Имам Садык (А) гордится своим родством с Абу Бакром ?!

Другой предок Имама Садыка (А) – Имам Али (А) в «Сахихе Муслим» называет Абу Бакра «предателем» и «лжецом»:

فَلَمَّا تُوُفِّیَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَیْهِ وَسَلَّمَ قَالَ أَبُو بَکْرٍ أَنَا وَلِیُّ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَیْهِ وَسَلَّمَ فَجِئْتُمَا تَطْلُبُ مِیرَاثَکَ مِنْ ابْنِ أَخِیکَ وَیَطْلُبُ هَذَا مِیرَاثَ امْرَأَتِهِ مِنْ أَبِیهَا فَقَالَ أَبُو بَکْرٍ قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَیْهِ وَسَلَّمَ مَا نُورَثُ مَا تَرَکْنَاهُ صَدَقَةٌ فَرَأَیْتُمَاهُ کَاذِبًا آثِمًا غَادِرًا خَائِنًا

«Когда Посланник Аллаха (да благословит Аллах его и приветствует) умер, Абу Бакр сказал, что он является его преемником, вы двое (Али и Аббас) пришли и… назвали Абу Бакра лжецом, грешником, изменником и предателем» (Сахих Муслим, том 5, С. 152 – книга джихада и добычи, глава хукм трофеев).

Опять тот же вопрос: как после всего этого Имам Садык (А) мог гордиться своим родством с таким человеком, вопреки тому, что говорил о нем его предок Али (А)?