Откуда в шиизме различные секты?

Один из вопросов, с помощью которого пытаются посеять сомнения в истине шиизма, звучит так: если шииты на верном пути, то откуда в шиизме множество разнообразных сект? Иснаашариты, исмаилиты, алавиты, зейдиты – какая из них правильная?

Ответ состоит в том, что в шиизме нет и не было разных сект. Настоящий Шиизм – то есть настояший Ислам – всегда был и остается ОДИН, и это – шиа иснаашария, шиизм двенадцати Имамов (мир им), кроме которого в мире не существует никакой другой истины.

И этот шиизм имел в виду Посланник Аллаха (С), когда говорил по поводу ниспослания аята «лучшее творение» (Сура «Ясное знамение», аят 7:  «Поистине, те, которые уверовали и творили добро, они – лучшее творение»): «Это ты, о Али, и твои шииты».

(Более подробно хадисы об этом читайте здесь).

Шиизм имел в виду Пророк (С), когда сказал: «После меня будет двенадцать халифов (имамов)» — известный хадис, присутствующий и в суннитских книгах (более подробно об этом во второй части данной статьи).

Посланник Аллаха (С) сказал: «В моей умме будет 73 течения, и только одно из них спасется».

Чтобы установить какое из «73 течений» ислама стоит на Истине, надо поступить самым простым образом: обратиться к Корану и Сунне. И тогда мы увидим, что в них упоминается только «шиизм» — как в Коране (например, говорится об Ибрахиме как «шиите» — 37: 83), так и в хадисах. И снова о том, что под «шиитами» здесь подразумеваются лишь шииты двенадцати Имамов (шиа иснаашария), свидетельствуют такие хадисы, как известное высказывание Пророка (С) «после меня будут 12 халифов (имамов)».

Но нигде ни в Коране, ни в Сунне, ни даже в высказываниях сподвижников не употребляются выражения «сунниты», «ахль ус-сунна валь джамаа», «салафиты», «ашариты», «ханафиты», «шафииты», «маликиты» и т.п. Всё это –поздние нововведения, придуманные самими людьми и не имеющие Божественного происхождения.

Итак, название единственного спасшегося течения нам удалось легко установить на основе признанных всеми мусульманами источников.

Теперь посмотрим, откуда взялись заблудшие течения, также называемые «шиитскими», но при этом отклонившиеся от пути двенадцати Имамов (мир им), – исмаилиты, зейдиты и другие, входящие в число 72 заблудших.

Как известно, главным признаком шиизма является вера в Имамат, то есть священное руководство людей из Дома Пророка (С). При жизни самих Имамов (А), то есть до эпохи сокрытия последнего из них (256 год хиджры), основой для появления заблудших течений становились, как правило, разногласия относительно личности следующего Имама.

С чем это связано? Во-первых, сами Имамы (А) и их шииты находились под тяжелейшим прессом тиранического государства. При давлении репрессивного аппарата огромной империи небольшая община не могла свободно передавать информацию о своем учении и личности следующего Имама (А). В некоторых случаях предыдущий Имам объявлял о переходе Имамата к своему наследнику только нескольким наиболее преданным соратникам, из-за опасения его убийства.

Во-вторых, внутри самой шиитской общины активно действовали агенты того же самого тиранического государства, которые подыскивали и обучали людей, способных разжечь смуту в рядах шиитов. Стоило появиться малейшему разногласию, как государство цеплялось за него и искусственно раздувало в целое течение. Этот метод давно известен как «разделяй и властвуй», и он активно используется всеми тиранами прошлого и настоящего времени.

Так, Джафар, сын десятого Имама Хади (А), незаконно объявил себя Имамом, тогда как им был назначен его брат Хасан (А), и сумел быстро собрать вокруг себя группу сторонников. Однако эта группа распалась буквально в течение нескольких дней, и сам Джафар отказался от своих притязаний.

После смерти предпоследнего, одиннадцатого Имама Аскари (мир ему) существовало 14 эфемерных «шиитских» сект, в той или иной мере искусственно созданных и поддержанных халифатской тиранией. Ни одна из них не просуществовала сколь-нибудь длительное время и не оставила после себя ни малейшего следа. Спустя некоторое время шейх Муфид пишет: «Сейчас (373 год хиджры) не существует каких-либо шиитских групп, кроме шиа иснаашария (шиизм двенадцати Имамов), которые верят в имамат его светлости Махди (А), а все другие секты исчезли, и кроме недостоверных рассказов о них ничего не осталось» (Аль-фусуль уль-мухтара, С. 321).

Вообще самый большая волна образования лже-шиитских сект началась после шахадата шестого Имама Садыка (А), а до этого времени шиизм в целом был един как Шиа иснаашария, шиизм двенадцати Имамов – шиитский мейнстрим, основной столп шиизма до настоящего времени. Связано это с тем, что как раз в то время власть в халифате перешла от Омейядов к Аббасидам, которые при захвате ее использовали шиитские лозунги, знали шиизм изнутри, а потому применяли более изощренные и хитрые методы для его разрушения, чем прямые и беспощадные враги Ахль уль-Бейт — Омейяды. Достаточно сказать, что седьмой Имам Муса Казым (А), сын Имама Садыка (А), почти всю жизнь содержался ими в тюрьме, в подземной камере без света, а последующие Имамы (А) достигали шахадата уже в молодом возрасте. Естественно, при этих условиях, когда шииты были практически лишены сообщения со своими Имамами (А), их было легко ввести в заблуждение.

Второй важнейший момент, который необходимо отметить по данному вопросу – это ложность отнесения многих заблудших квазиисламских сект к «шиитам». Таковы – все секты «гулат» («вышедшие за пределы»), то есть те, которые приписывали божественность Мухаммаду, Али или другим Имамам (мир им). Эти секты не только не относятся к «шиитским», но и вообще стоят вне Ислама. Как известно, гулаты существовали еще при жизни Али (А) – они приходили к нему и объявляли его богом, после чего он сжег их, после неоднократного наставления и предупреждения.

Гулатство возникло как явный результат проникновения языческих верований в Ислам, причем обожествлению начали подвергаться наиболее заметные и святые личности – Пророк (С), Али и Имамы (А). Сами Имамы (А) постоянно проклинали гулат в своих речах, а шиитские ученые – в своих книгах. Таким образом, гулатские секты не имеют к шиизму никакого отношения.

С гулатами были связаны так называемые «батыниты» (батынийа) – сектанты, не признававшие буквального смысла Корана и хадисов и отвергавшие шариат. Эти группы также стоят вне Ислама и никак не связаны с шиизмом.

Из всех заблудших сект, так или иначе относимых к «шиизму», до настоящего времени выжили две – исмаилиты и зейдиты, также внутри себя разделенные еще на ряд сект. Алавиты являются чистыми гулат, поэтому к шиитам и мусульманам их нельзя относить.

Исмаилиты также тесно связаны с гулат и батынийей, то есть в той или иной степени обожествляют Имамов, отказываются от шариата и прямых слов Корана. Их запутанное учение построено не столько на Коране и Сунне, сколько на философии и синтезе различных доисламских религий. Исторически они возникли из группы сторонников Исмаила, старшего сына шестого Имама Садыка (А), который умер раньше своего отца. Некоторые из исмаилитов стали считать, что Исмаил не умер, а сокрылся, а другие признали, что он умер, но передал имамат своему сыну Мухаммаду. Большую роль в отделении исмаилитов от истинного течения шиа иснаашария с самого начала сыграли гулаты, особенно Аби Хаттаб и его последователи.

Зейдиты после Хусейна (А) считают четвертым Имамом его внука Зейда ибн Али, сына Имама Саджада (А), поднявшего антиомейядское восстание. Имама Саджада (А) они не признают потому, что считают, будто Имам обязательно должен восставать против власти с оружием в руках. Но поскольку Зейд не являлся Имамом, его последователям было неоткуда черпать знания, а потому зейдиты скопировали свою акыду у мутазилитов, а фикх – у ханафитов. Также в их акыду проникло много элементов ахле амма, например, хорошее отношение к первым трем проклятым (узурпаторам халифата)!

Эти секты немногочисленны, замкнуты в себе, не занимаются пропагандой и не играют существенной роли в делах Ислама.

Показательно, что эти течения, отказавшись от руководства кого-либо из полной цепи 12 Имамов (как исмаилиты не признают последующих Имамов после шестого Имама Садыка), с течением времени совершенно сбились с пути, наполнили свои вероубеждения всевозможными искажениями и фактически вышли из Ислама. Нельзя как-либо соотносить их с Шиизмом и применять к ним само это слово, использованное в Коране для «отца единобожия» Ибрахима (А), а Посланником Аллаха (С) – для характеристики единственного спасшегося течения. Сейчас эти секты постепенно сходят на нет, и имя Шиизма принадлежит только единственной партии Истины – шиа иснаашария.

Не лишен интереса сам механизм образования сект в шиизме и суннизме. Об этом подробно мы можете прочитать здесь.

 

Комментирование закрыто.