Продолжаем отвечать на «доводы» ваххабитов против временного брака. Данную работу вы можете читать как условный диспут «шиитов» и «ваххабитов». Она представляет собой ответ на серию реальных видео одного ваххабитского проповедника против временного брака. Мы решили, что лучше всего будет собрать данные «далили» в одном месте в виде стенограммы и опровергнуть.
Второе видео ваххабита. Он говорит:
Аллах говорит в этом аяте (то есть в аяте 24 суры «Женщины»): «И разрешено вам в том, что за этим, искать своим имуществом, соблюдая целомудрие (мухсинин), не распутничая». Слово «мухсин» заключительное звено в этом аяте. Если бы Аллах это слово «мухсин» не употребил, то логично было бы слово «истимтаа» («удовольствие») отнести к мута.
«Мухсин», человек мухсин, женщина «мухсина» — это тот, кто был именно в постоянном браке. Обратите внимание! Тот, который делал муту – он не «мухсин»! «Мухсином» его не называют. Еще раз: тот человек, который сделал мута, даже если это было в дозволенное время (то есть в начале Ислама, когда мута была дозволена), я имею в виду год завоевания Мекки… Даже если это было в дозволенное время, то тогда даже его или её «мухсином» или «мухсина» не называли… Не именовался он таким описанием.
«Мухсин» — это тот, кто состоял или состоит в законном, то есть постоянном браке. «Завадж даим» называется («постоянный брак» по-арабски). Тот, кто состоял в «завадж даим», тот называется «мухсином». Поэтому Аллах сказал: «И разрешено вам в том, что за этим, искать своим имуществом, соблюдая целомудрие (мухсинин), не распутничая (мусафихин)». А «мусафих» — это прелюбодей, то есть антоним слова «мухсин». Это очень важный момент! Поэтому вопрос: мута делает «ихсан» или не делает?
Смотрите, если мута делает «ихсан» (то есть делает «мухсином»), то данный аят тоже можно отнести к мута. Если же мута «ихсан» не даёт, то есть не делает человека «мухсином», то тут речи нет для мута.
Итак, теперь довод. То есть то, что постоянный брак делает «мухсином», это понятно, нету никаких сомнений, ни у шиитов, ни у нас. Никях делает мужчину «мухсином», а женщину «мухсина». То есть в статусе брака. А теперь делает ли мута «мухсином» или нет? Читаем в «Мирату ль-укуль», том 23:
«Спросили у Абу Ибрахима (А) и Абу Абдилляха (А): “Если у человека есть мута, то делает ли она его мухсином?” Он сказал: “Нет, это возникает, когда у него есть что-то постоянное”».
То есть два Имама Маасума (А) признали, что мута не делает человека «мухсином». Значит, это лишь подтверждает нашу позицию. В данном аяте речь идёт лишь о «мухсинах», которые состоят в постоянном браке. Вот Аллах чётко разъяснил в данном аяте. Хвала Аллаху!
Ответ шиитов:
Этот «довод» наш доморощенный ваххабит вычитал на ряде арабоязычных сайтов, которые распространяют подобную глупость и считают её «далилем» против у шиитов. Интересно, что наш «опровергатель», скопировав «далиль», сам не разобрался в теме и не понял, что такое «ихсан» и «мухсин». Он допускает ряд серьезнейших ошибок, являясь джахилем в этом довольно важном вопросе фикха, как мы сейчас покажем.
Слово «ихсан» происходит от глагола «хасуна», означающего «быть крепким, укреплённым» (это слово пишется с «сад» в середине и не имеет отношения к «ихсану» в значении «доброго дела»). То есть «ихсан» — это некая «крепость», «укреплённость» — в данном случае в области половых отношений, что на русский передаётся не совсем точным словом «целомудренность». Соответственно, «мухсин» — это человек, «укреплённый» в области супружеских отношений, «целомудренный». Возможно, вместо неадекватного в данном случае слова «целомудренный» можно было бы перевести «мухсин» как «крепко стоящий на ногах», хотя и такой перевод будет условным. Человек-мухсин, человек «в ихсане» — это такой «укреплённый» в половой области человек, человек «крепко стоящий на ногах» в браке.
Так вот, Имам (А) говорит в хадисе, что мута не обеспечивает такой «ихсан», не даёт эту «твёрдость» и «укреплённость» в брачных отношениях. Вещь, в принципе, понятная сама по себе. Мута обычно не даёт «ихсан» просто в силу того, что муж здесь, как правило, не имеет с женой постоянных семейных отношений. Однако не только мута! «Ихсан» не даёт также и постоянный брак, если муж находится далеко от жены и не живёт с ней постоянно, например. Иначе говоря, критерием здесь является не форма брака – временный или постоянный, — а форма самих отношений мужа с женой, то есть присутствие жены рядом с мужем во всех ситуациях жизни, днём и ночью. Это и есть «ихсан». Он может иметь место как при муте, так и при постоянном браке, и наоборот, может не иметь места ни при том, ни при другом. Иначе говорят, «ихсан» или «тахсин» — это такое состояние, когда жена всегда может вступить в отношения с мужем, когда бы ни захотела, и муж всегда может вступить в отношения с женой, когда бы ни захотел. Если муж в постоянном браке долго отсутствует, например, в силу поездки, или жена не может вступать с ним в половые отношения в силу болезни, то «ихсан» отсутствует.
Поэтому прелюбодей и прелюбодейка, не состоящие в браке, не караются смертной казнью, но им назначаются всего лишь удары палкой – потому что они не «мухсины», у них нет состояния «ихсана», нет половой обеспеченности и «крепости». Потому и спрос с них меньше. Ислам – религия справедливости!
У Имам Садыка (А) спросили:
أخبرني عن الغائب عن أهله يزني هل يرجم إذا كانت له زوجة وهو غائب عنها؟ قال: لا يرجم الغائب عن أهله ولا المملك الذي لم يبن بأهله ولا صاحب المتعة، قلت: ففي أي حد سفره لا يكون محصنا؟ قال: إذا قصر وأفطر فليس بمحصن
«Если мужчина находится вдалеке от своей жены и совершает прелюбодеяние, карается ли он смертной казнью?» Имам (А) сказал: «Не подвергается смертной казни тот, кто находится вдалеке от своей семьи, раб, который не может достичь семьи, и совершающий мута».
Передатчик спросил: «А на какой стадии своей поездки он не будет считаться мухсином?» Имам (А) сказал: «Если он вышел на расстояние, на котором уже может совершать сокращённый намаз, то он не считается мухсином».
(«Васаилу шиа», том 28, С. 74).
Если человек «мухсин», то есть как бы «обеспеченный» всем что надо в браке, то он карается смертной казнью за прелюбодеяние, а если он не «мухсин» и у него что-то не так в данной области, то его всего лишь бьют плетьми.
Вот почему Имам (А) в приведённом ваххабитом хадисе говорит, что совершающий муту – не «мухсин». Находящийся в муте как бы не «упакован» всем необходимым в браке, а потому наказание за прелюбодеяния для него мягче (как и для находящегося в путешествии или раба).
Читаем в фикховом трактате «Мабани такмилат минхадж салихин» сейида Хои:
«Вопрос 158: В ихсане мужчины признаются две вещи. Первое: свобода, и нет казни за прелюбодеяние для раба…. Второе: чтобы у него была постоянная жена, с которой он мог бы совершать совокупление, или рабыня, и он мог бы соединяться с ней когда хочет».
Ссылка: http://www.al-khoei.us/books/?id=5487
В фикховой книге «Минхадж салихин» современного марджи Исхака Файаза читаем:
«Вопрос 801… Однако если мута совершается в течение такого периода, что становится привычной для человека, так что он может совершать половой контакт с женщиной когда захочет, то надо признать, что такое обеспечивает ихсан. Однако то, что говорится в хадисе: “это возникает, когда у него есть что-то постоянное”, то явно, что имеется в виду присутствие жены рядом с мужчиной во всех состояниях и во всякое время дня и ночи, так что он может совершить с ней половой контакт когда захочет».
Хадисов об ихсане и состояниях, которые обеспечивают или не обеспечивают его, очень много. Например:
У Имама Бакира (А) спросили: «Даёт ли ихсан свободный рабыне?» Он сказал: «Свободный не даёт ихсан рабыне, и раб не даёт ихсан свободной. Однако христианин даёт ихсан иудею, и иудей даёт ихсан христианину».
(«Васаилу шиа», том 28, С. 75).
Иначе говоря, если рабыня, которая замужем за свободным, совершает прелюбодеяние, то её не карают смертной казнью, потому что у неё нет ихсана. Однако христианин, женатый на иудейке, даёт ей ихсан, и наказание у них соответствующее.
У Имама Казыма (А) спросили: «Если у мужчины есть жена-рабыня, то даёт ли она ему ихсан, если он совершил прелюбодеяние?» Он сказал: «Да, потому что у него есть то, что удовлетворяет его и позволяет избегать прелюбодеяния». У него спросили: «А если у него рабыня, и он утверждает, что не может с ней совокупляться?» Он сказал: «Ему не надо верить». У него спросили: «А если у мужчины есть женщина в браке мута, это даёт ему ихсан?» Он сказал: «Нет, это даёт нечто постоянное у него».
(«Васаилу шиа», том 28, С. 68).
Думаем, после этих разъяснений вопрос совершенно ясен.
В каком именно месте наш ваххабит позорно сел в лужу? Да там, где он неправильно понимает слово «мухсин» и думает, что это имеет отношение к «никяху» или «не-никяху» (каковым он считает временный брак), к «постоянному» браку или «временному». В постоянном браке, как мы увидели, человек тоже может быть не «мухсином» — например, если он уехал далеко от своей семьи. Так что же, если постоянный брак тоже может не давать «ихсан», и человек в нём может быть не «мухсин», тогда его тоже не касается аят 24 суры «Женщины»? По логике этого ваххабитского джахиля так и получается. Посмотрим на его собственные слова:
Смотрите, если мута делает «ихсан» (то есть делает «мухсином»), то данный аят тоже можно отнести к мута. Если же мута «ихсан» не даёт, то есть не делает человека «мухсином», то тут речи нет для мута.
Но постоянный брак при некотрых условиях тоже не даёт ихсан, как мы увидели! Значит, данный аят говорит не о временном браке и не о постоянном – тогда вообще о чём он говорит?
Посмотрим на аяты 23-24 суры «Женщины». Аллах говорит: «И запрещены вам ваши матери, и ваши дочери, и ваши сестры…» — и далее идёт длинное перечисление женщин, запретных для брака, а потом Всевышний говорит: «…и мухсины из женщин, если ими не овладели ваши руки». То есть – замужние женщины, женщины-мухсины, у которых всё нормально в плане брачных отношений. Они для вас запретны, говорит Аллах, если только они не являются пленными («которыми овладели ваши руки»). То есть пленная дозволена для брака, даже если она находится замужем. Обратите внимание: речь идёт не только о женщинах-мусульманках, но и вообще о любых замужних женщинах. Все они запретны для брака, кроме тех случаев, когда взяты в плен в результате военных действий. Например, женщина-иудейка, состоящая замужем за иудеем, запретна для мусульманина точно так же, как и женщина-мусульманка, состоящая замужем за мусульманином.
Теперь обратите внимание на бред, который несёт наш ваххабит:
«Мухсин», человек мухсин, женщина «мухсина» — это тот, кто был именно в постоянном браке. Обратите внимание! Тот, который делал муту – он не «мухсин»! «Мухсином» его не называют. Еще раз: тот человек, который сделал мута, даже если это было в дозволенное время (то есть в начале Ислама, когда мута была дозволена), я имею в виду год завоевания Мекки… Даже если это было в дозволенное время, то тогда даже его или её «мухсином» или «мухсина» не называли… Не именовался он таким описанием.
Мы увидели, что женщина-мухсин в аяте выше – это вообще любая замужняя женщина, даже если она не мусульманка. И неважно, какова форма её брака. Разве мы, когда видим христианку или иудейку и хотим, например, жениться на ней, спрашиваем её: «Слушай, а ты вообще-то в какой форме брака состоишь? В постоянном ты браке или временном? Если ты не в постоянном браке по твоим законам, то ты не мухсина, и я могу тебя взять замуж». Абсурд, не правда ли? Человек не разобрался ни в аятах, ни в положениях фикха, запутался сам и путает других.
Тогда что же означает слово «мухсин» в продолжении аята? Аллах говорит: «Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, будучи мухсинами и не распутничая». Как это понимать? Мы увидели, что «мухсин» — это тот, у кого, грубо выражаясь, «всё отлично» в плане брака. То есть – женатый человек как минимум. Зачем же тогда ему добиваться женщин, являясь при этом «мухсином»? Где логика? Отсюда ясно, что слово «мухсин» в данном аяте имеет другой, более широкий смысл, а не тот узкий шариатский, который мы только что приводили. «Мухсин» тут – это просто антоним «распутника». То есть «целомудренный» человек в широком смысле.
А потому аргумент ваххабита с приведением шиитского хадиса о «мухсине», не имеет никакого смысла. Иначе говоря, «мухсин» имеет два значения: 1. Узкое шариатское — обозначает человека, у которого, условно говоря, «всё отлично» в плане брака: если он совершает прелюбодеяние, его карают смертной казнью. Совершающий мута в этом плане не «мухсин», а потому если его ловят на прелюбодеянии, то просто наказывают плетьми. 2. Широкий смысл, обозначающий любого целомудренного человека, который не распутничает, не занимается зина и т.д. (Есть еще и третье значение «свободного», то есть не являющегося рабом, но оно нас сейчас не интересует).
Мута не является распутством, поэтому слова аята вполне применимы к ней. Ну а то что она не даёт «ихсан» — так это конкретное шариатское положение, имеющее отношение к узкому вопросу о наказании за прелюбодеяние. Если свободный мужчина женат на рабыне, то он тоже не даёт ей ихсан, однако это не означает, что их брак – «нечестие», «прелюбодеяние» и т.д. Если мужчина уехал в поезку и располагается далеко от жены, находясь с ней при этом в постоянном браке, то у него тоже нет «ихсана», он не «мухсин», однако это опять же не имеет ни малейшего отношения к теме «нечестия», «распутства» и т.д. Ихсана нет также у больной женщины, не способной контролировать себя, находясь при этом в постоянном браке — и так далее. Однако же, с другой стороны, ихсан может быть у совершающего муту, при условии, что он имеет постоянный доступ к жене (как мы увидели у Исхака Файаза).
Итак, наш «разоблачитель» просто свалил всё в кучу, перемешал узко-шариатские вопросы о наказании за прелюбодеяние со значением слов в разбираемом аяте, и выдаёт эту умопомрачительную смесь джахилии и глупости за «опровержение шиитов».
Вы думаете, это только наше шиитское мнение? Отнюдь, так считают и имамы «ахлу сунна», которых наш «опровергатель» даже не дал себе труда почитать. А всё потому, что он занимается поверхностным беганием по ваххабистким сайтам в интернете и бездумно копирует приведённые там «далили», не имея ни глубокого представления о теме, ни знания своих же собственных источников.
Открываем «Тафсир кабир» Фахруддина Рази и читаем:
«…И слово Аллаха “будучи мухсинами” означает “будучи целомудренными от прелюбодеяния”, и Его слово “не распутствуя” означает “не совершая прелюбодеяния”. И эти две фразы повторены для усиления (то есть “будучи мухсинами” и “не распутствуя” – одно и то же и повторено для усиления)».
Ссылка: http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?idfrom=1702&idto=1705&bk_no=132&ID=510
Скан:
Открываем «Тафсир» Куртуби и читаем:
«И значение “мухсинат” (то есть “мухсины из женщин, если ими не овладели ваши руки”) – это замужние женщины. И говорят: “женщина мухсина”, то есть – замужняя. И говорят: “мухсина” – то есть свободная (не рабыня). И об этом говорит аят Корана: “…И мухсины из верующих женщин и мухсины из женщин-людей Книги…” И “мухсина” означает также “целомудренная”. И в этом смысле Аллах сказал: “будучи мухсинами и не распутствуя”».
Ссылка: http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?flag=1&bk_no=48&surano=4&ayano=24
Скан:
Обратите внимание: Куртуби говорит, что слово «мухсин» (или «мухсина» в женском роде) имеет три значения: 1. Замужняя женщина (соответственно, женатый мужчина) 2. Свободная (не рабыня) 3. Целомудренная (или целомудренный), то есть не совершающая зина.
Иначе говорят, в аяте ««Вам дозволены все остальные женщины, если вы добиваетесь их посредством своего имущества, будучи мухсинами и не распутничая» под словом «мухсины» имеются в виду просто те, кто не распутничает и не совершает зина. А потом сразу идёт аят о временном браке: «А за то удовольствие, которое вы получили от них (женщин), давайте им плату их, согласно установлению».
Смысл слов Аллаха предельно ясен: сначала перечисляются категории женщин, запрещённых для брака (матери, сёстры, замужние и т.д.), потом Аллах говорит, что все остальные женщины дозволены, и вы можете добиваться их, не стремясь к прелюбодеянию, то есть законным путём. А затем идёт предложение о временном браке, то есть Аллах говорит: а если вы хотите сделать с женщинами брак удовольствия (муту), то давайте им плату за это, как вы договорились. Смысл совершенно понятен, не надо ничего запутывать.
Заметим еще один момент: этот ваххабит упорно проявляет одну ошибку (мы это неоднократно встретим и дальше). Он почему-то упрямо называет временный брак «незаконным», даже когда он был признан и разрешён Исламом. Как иначе понимать его фразу: «“Мухсин” — это тот, кто состоял или состоит в законном, то есть постоянном браке». Как будто Аллах и Его Посланник (С) могли разрешить что-то незаконное!
Непонятно, почему этот ваххабит так поступает: то или он просто не контролирует процесс своей речи, говоря явно абсурдные вещи, то ли пытается сознательно ввести своих слушателей в заблуждение и выдать желаемое за действительное.
Ваххабит (продолжение):
Теперь что касается их фразы «махр». Они говорят: почему Аллах сказал «аджр» (плата), а не «махр», например? Давайте посмотрим.
Вот сура «Сонмы», аят 50: «О пророк, Мы разрешили тебе твоими женами тех, которым ты дал их плату (аджр, уджур)» (33: 50).
Тут надо обязательно сделать вывод, что это мута. Они так полагают, согласно их примитивной и далеко не уникальной логике. Если перевести правильно, то это будет «брачный дар», а если идти согласно примитивной логике шиитов, то получается, что Пророк (С) имел всех жён как мута. Конечно, шииты истолковывают свои фразы только так, как это им позволит продвинуть свою акыду. Если будет, например, выгодным назвать ручку «мута», они назовут. Если выгодно назвать книгу, что это, например, «Махди», они назовут. Если будет, например, назвать этот листок «кораблём», они назовут. То есть всё называют теми именами, которые позволяют перед их аудиторией как-то продвинуть свою акыду. Но как только мы начинаем всё это относить на доводы Корана и Сунны, на доводы сахабов, как это мы сейчас и делаем, оттуда начинается то самое разоблачение. Ин ша Аллах, продолжение в следующей нашей встрече.
Ответ шиитов:
Чтобы отвечать шиитам, надо для начала хотя бы знать, что они говорят. Шииты никогда не строили свою аргументацию на том, что в аяте 24 суры «Женщины» используется слово «аджр» (плата). Непонятно, почему ваххабит приписывает нам это:
Они говорят: почему Аллах сказал «аджр» (плата), а не «махр», например?… Они так полагают, согласно их примитивной и далеко не уникальной логике.
Где же мы так говорим? Слова «махр» нет в Коране, да и вообще неплохо было бы указать, откуда наш «разоблачитель» взял то, что он заявляет: «Шииты так полагают согласно их примитивной логике»? На что он опирается? На какие шиитские источники?
Как видим, данный ваххабит довольно хитро решил облегчить себе задачу, приписав шиитам аргументы, на которые те не опираются, и тут же по-быстрому «опровергнув» их. И всё это — лишь для того, чтобы заболтать тему, создать у зрителя видимость «разоблачения шиитов» (его собственная фраза) и не отвечать на реальные далили.
На самом деле в диспутах с «ахлу сунна» наше доказательство того, что аят 24 суры «Женщины» говорит о временном браке, строится совершенно не на слове «плата», а на контексте самого аята и сопоставлении его с другими аятами Корана (об этом мы уже говорили в первой части), а также на мнениях признанных самими суннитами муфассиров и сахабов (см. там же, а также тут — со всеми ссылками и сканами их источников).
Мы говорим, что слово «истимтаа» (удовольствие), использованное в данном аяте, является однокоренным с мутой и применялось сахабами и самим Посланником Аллаха (С) именно по отношению к муте, а не к постоянному браку. Об этом есть много хадисов в самых достоверных источниках «ахлу сунна». В качестве всего лишь одного примера — посмотрите на этот хадис из «Сахиха» Муслима:
Хадис 1405: От Джабира ибн Абдилляха и Салама ибн Аква: «К нам пришёл посланец от Посланника Аллаха (С) и сказал: “Посланник Аллаха разрешил вам мута” – то есть мута с женщинами».
Скан:
Тут использован тот же самый глагол, что и в аяте Корана из суры «Женщины»: истамтаа. И затем добавлено: «то есть мута с женщинами».
Исходя из этого, вопрос более чем ясен. Данный аят говорит о той же самой «истимтаа», которую практиковали мусульмане во время Посланника Аллаха (С), называя так временный брак, – точно так же как аяты о хадже говорят о том самом хадже, который был известен под таким названием в те времена. Основа слова «хадж» означает «направляться куда-то» и даже «аргументировать что-то», однако никому не придёт в голову утверждать, что те аяты Корана, которые говорят о хадже, имеют в виду не определённый ритуал паломничества к Каабе, а «отправление» куда-то или какой-то «спор». Тогда почему же вы делаете это в случае муты? Слово «истамтаа», использованное в 24-м аяте суры «Женщины», как и «хадж», имеет общее и частное значение. Общее состоит в «получении удовольствия» вообще, а частное – в муте как временном браке со своими законами и нормами. Тогда почему в случае «хаджа» вы применяете к аятам Корана его частное значение, а в случае муты – общее значение? Где логика? Скажите тогда, что аяты о «хадже» имеют в виду «отправление куда-то» в общем смысле! Скажите, что аяты о «закяте» говорят об «очищении вообще»! Скажите, что «салят» (намаз) означает просто «молитву» и «дуа», как и есть в основе слова!
Исходя из этого, не может быть никакого сомнения, что данный аят относится именно к муте.
Мы говорим, далее, что нет необходимости в одной и той же суре два раза повторять положение о разрешённости постоянного брака, ведь о нём Аллах сказал уже в 3-м аяте: «А если вы боитесь, что не будете справедливы с сиротами, то женитесь на тех, что приятны вам, женщинах — и двух, и трех, и четырех…» (4: 3). Так зачем же снова в 24-м аяте начинать со слов «И разрешено вам…» — и опять повторять, что постоянный брак разрешён?
Наконец, мы говорим, что в аяте о временном браке махр установлен как обязательный: «А за то удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им их плату по установлению». Та форма брака, о которой сказано в данном аяте, такова, что брак недействителен без махра. Тогда как другой аят Корана из суры «Корова» ясно говорит, что постоянный брак может быть действительным без махра: ««Нет греха над вами, если вы дадите развод женам, пока не коснулись их и не обусловили им условия. Дайте им в пользование, — на состоятельном — его мера и на бедном — его мера, — в пользование согласно с обычаем, как должно добродеющим» (2: 236). Согласно этому, муж и жена могут договориться о махре уже после заключения брачного договора. А если они разведутся раньше достижения такой договорённости о махре, то выплата махра не является обязательной, и мужчина взамен должен дать ей какой-то подарок. Итак, или в Коране есть противоречие, или же в 24-м аяте суры «Женщины» речь идёт о другой форме брака, и это – временный брак.
Далее, если брать суннитские источники, то такие муфассиры, как Табари и Куртуби, и такие сахабы, как Ибн Аббас, Джабир ибн Абдиллях, Абдуллах ибн Масуд, Ибн Аби Кааб, Имран ибн Хусейн, Саид ибн Джубейр, Муджахид в самых достоверных хадисах подтвердили, что данный аят говорит о временном браке.
Пожалуйста – вот наши аргументы из ВАШИХ книг. А где ваши контр-аргументы? Обратите внимание, наш горе-опровергатель не привёл ни одного далиля из СВОИХ книг в пользу того, что данный аят Корана говорит именно о постоянном браке! Ни одного далиля, ни одного хадиса или мнения признанных толкователей Корана! Совершенно ничего, кроме собственной беспомощной болтовни! Нищие доводы, ничтожные отговорки.
Продолжение следует