ОБ ОБРАЩЕНИИ С ПРОСЬБАМИ К ИМАМАМ: ОТВЕТ ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Одно из самых частых обвинений, которые выдвигают ваххабиты к шиитам, — это то, что они «впали в ширк» и обращаются с просьбами к творениям Аллаха вместо Самого Аллаха. На этот счет они приводят некоторые аяты, например:

«Не взывайте же ни к кому наряду с Аллахом» (72: 18).

«Только к Аллаху должен быть обращен истинный зов. А те, к которым взывают они кроме Аллаха, не дадут им никакого ответа» (13: 14).

«Те, к кому вы обращаетесь с мольбами наряду с Аллахом, являются рабами, подобными вам самим. Взывайте к ним, и пусть они ответят вам, если вы говорите правду» (7:194)

«Те, к кому они обращаются с мольбой, сами ищут близости к своему Господу, пытаясь опередить других. Они надеются на Его милость и страшатся мучений от Него. Воистину, мучений от твоего Господа надлежит остерегаться» (17:57).

Этот вопрос мы очень много обсуждали в самых разных аспектах. Можете обратиться в раздел «Таухид: опровержение обвинений в ширке» и «Тавассуль».

Выдвигать подобные обвинения — значит проявлять полную джахилию относительно Корана и его аятов. Ответим тут на это одним предложением:

Говорить «о Мухаммад», «о Али», «о Хусейн», «о Фатима» — это все равно что говорить «о Аллах». Нет никакой разницы. Когда мы говорим «О Али, помоги» (йа Али мадад), мы на самом деле говорим: «О Аллах, помоги». Мы знаем, что ваххабиты извратят это утверждение, приписав шиитам обожествление Али. Однако тут имеется в виду совсем другое. Понимать это надо в соответствии с аятом «вилаят», который говорит:

«Ваш вали (руководитель) — только Аллах, Его посланник и те, которые уверовали и выстаивают молитву и дают закят, будучи в поясном поклоне» (5: 55).

Согласно всем тафсирам, как шиитским, так и суннитским, под «теми, которые уверовали и выстаивают молитву и дают закят, будучи в поясном поклоне«, имеются в виду Али ибн Аби Талиб (А) и далее Имамы после него.

Таким образом, аят говорит: «Ваш вали — это Аллах, Посланник и Али». Обратите внимание на очень важный момент: слово «вали» использовано тут в единственном числе! Это значит, что имеется в виду один и тот же вилаят (руководство). То есть вилаят Аллаха — это тот же самый вилаят Посланника и Али, а вилаят Посланника и Али — это тот же самый вилаят Аллаха. Нет разницы между ними. Аллах связал Свой вилаят с их вилаятом, Аллах сделал Свой вилаят их вилаятом, а их вилаят — Своим вилаятом.

Вилаят — это руководство во всех аспектах — как религией, так и мирозданием. Таким образом, руководство всем мирозданием и религией принадлежит Посланнику и Али (и далее — Имамам после Али). Их вилаят — вилаят Аллаха, а вилаят Аллаха — их вилаят. Вот почему говорить «йа Али» — всё равно что говорить «йа Аллах». Не потому, что мы считаем Али (А) Богом, а потому, что вилаят Али — это тот же самый вилаят Аллаха. Так же как вилаят Посланника Аллаха (С) — это тот же самый вилаят Аллаха, вилаят Фатимы Захры (А) — тот же самый вилаят Аллаха, вилаят Хасана и Хусейна (А) — тот же самый вилаят Аллаха…

Если читатель немного подумает над этим вопросом, то ему станет ясно, что мы говорим о чем-то совершенно очевидном. Тут нет никакого ширка и никакого обожествления творений Аллаха. Разве слова Посланника Аллаха (С) — это не слова Аллаха? Да, слово Посланника Аллаха (С) — это слово Самого Аллаха. Разве гнев Фатимы Захры (А) — не гнев Аллаха, а ее довольство — не довольство Аллаха? Об этом есть хадисы даже в суннитском «Сахихе» Бухари. Где тут ширк?

Итак, дело обстоит следующим образом. Аллах избрал и выделил особые творения (то есть Ахль уль-Бейт, четырнадцать Непорочных), которых сделал вратами к Себе, посредниками в любой Своей милости. Он сделал их волю — Своей волей, их слова — Своими словами, их гнев — Своим гневом, их довольство — Своим довольством, их вилаят — Своим вилаятом. И поэтому говорить «о Али», «о Мухаммад», «о Хусейн» — всё равно что говорить «о Аллах».

Можно объяснить это на таком примере. Представим себе руку, которая держит карандаш и пишет им. Движения руки — это те же самые движения карандаша, хотя рука управляет карандашом, а не наоборот. Но в самом их движении между ними нет разницы, они делают одно и то же. Это не значит, что рука стала карандашом, а карандаш — рукой. Между ними нет разницы именно в самом их движении, в тех буквах, которые они пишут. Рука в этом примере — это Аллах, карандаш — Ахль уль-Бейт, буквы — всё мироздание.

И потому, обращаясь к Мухаммаду (С), Али (А) или Хусейну (А), мы обращаемся к Самому Аллаху.  Всевышний Аллах сказал: «У Аллаха – прекрасные имена, так взывайте же к Нему посредством них» (6: 180). Ахль уль-Бейт — это и есть прекрасные имена Аллаха, и мы взываем к Нему посредством них.

Может быть, кто-то скажет: шииты подобны христианам, подобны суфиям и язычникам. Они тоже взывают к каким-то творениям Аллаха — камням, изображениям, святым, богам — и думают, что те помогут им. То, что делают шииты, очень похоже на их действия.

Это всё равно как кто-то сказал бы: «Мусульмане в хадже делают то же самое, что делают язычники: режут жертву, бегают вокруг каменного здания, кидают камнями в идола! Их обряды заимствованы у язычников!».

Внешнее сходство с чем-то — не показатель внутреннего сродства. Разница между обращением шиитов к Мухаммаду (С), Али (А), Фатиме (А), Хусейну (А) — и обращением язычников к их святым состоит в том, что АЛЛАХ НИЧЕГО НЕ СКАЗАЛ ОБ ЭТИХ СВЯТЫХ В СВОЕЙ КНИГЕ, ТОГДА КАК ОБ АХЛЬ УЛЬ-БЕЙТ ОН НИСПОСЛАЛ ЯСНЫЕ АЯТЫ, СВЯЗАВ ИХ ВИЛАЯТ СО СВОИМ ВИЛАЯТОМ. Мы следуем только Книге Аллаха и Сунне Непорочных (А). Если Аллах сказал, что вилаят Али (А) — это тот же самый вилаят Аллаха, то мы обращаемся к Али (А), чтобы через это обращение получить милость вилаята Аллаха. Поэтому мы говорим «йа Али», вставая и садясь. И, клянусь Аллахом, с фразой «йа Али» мы умрем, с этой фразой воскреснем на Судный День и с этой фразой войдем в Рай.

 

Так что же имел в виду Аллах в тех аятах, которые были приведены в начале статьи? Он имел в виду многобожников, которые взывали к тем предметам, существам или личностям, которых Аллах не наделил никаким вилаятом. Разве Аллах сказал, что у Ал-Лат или Уззы есть вилаят? Или, скажем, у христианских святых есть какой-то вилаят? Нет, Он сказал это только об Ахль уль-Бейт (А). Это во-первых. Во-вторых, многобожники не просто взывали к таким фигурам, но и наделяли их рубубией, то есть обожествляли их, считали, что их действия независимы от Аллаха. Они считали Аллаха верховным божеством, наряду с которым есть еще другие боги, наделенные рубубией. Именно эти два момента Аллах отверг приведёнными выше аятами. Они не имеют никакого отношения к вилаяту Ахль уль-Бейт и к истинному обращению к аулия Аллаха, практикуемому в настоящем Исламе, то есть Шиизме. Мы не считаем Посланника (С), Али (А), Фатиму, Хасана, Хусейна (мир им) и других Имамов богами, которые в чем-то независимы от Аллаха, даже на мгновение ока. Но мы убеждены — на основании Корана, — что Аллах связал их вилаят со Своим вилаятом и сделал Свой вилаят их вилаятом. Те, кто отрицают это, отрицают слова Аллаха и заблуждаются далеким заблуждением.

Ваххабиты говорят: «Вы обращаетесь с дуа к Али и Хусейну, а всякое дуа есть поклонение! Делая к ним дуа и прося их о чем-то, вы поклоняетесь им!». На это мы отвечаем: «Да, делая к ним дуа, мы поклоняемся, но не им, а Аллаху! Обращаясь к ним, мы поклоняемся Аллаху, потому что обращение к ним — это то же самое обращение к Аллаху».

А если они скажут: «Чем же будет тогда обращение суфиев к их мертвых шейхам или христиан к их святым? Разве это не ширк?». На это мы скажем: «Нет, это не ширк, но это бессмысленное занятие, потому что Аллах не наделил суфийских шейхов или христианских святых никаким вилаятом и ничего не сказал об этом в Своей Книге. Просить у них  — это всё равно что просить у стены дать тебе воды. Просить у стены — не ширк, а бессмысленное занятие, потому что Аллах не наделил её таким вилаятом, чтобы она дала тебе воды. Однако то и другое может стать ширком, если тот, кто просит у святого или у стены, считает их независимыми от Аллаха, обожествляет их. Только в таком случае это будет ширком».

И если они скажут: «Каким же образом взывание к Али и Хусейну стало поклонением Аллаху? Это поклонение не Аллаху, а самому Али или Хусейну!» — тогда спроси у них: «Когда ангелы поклонились Адаму, это было поклонением самому Адаму или Аллаху?». Они скажут: «Аллаху». Тогда скажи им: «Точно так же обращение к Али и Хусейну есть поклонение Аллаху. Когда Аллах велел ангелам совершить саджду Адаму, Он желал этим самым от них поклонения Себе и почтения Адаму. Этой садждой ангелы совершили поклонение (ибадат) Аллаху и выразили почтение Адаму (а в действительности тому свету Ахль уль-Бейт, который был скрыт в Адаме). Точно так же, когда мы обращаемся к Али или Хусейну, мы тем самым поклоняемся Аллаху и выражаем почтение Али и Хусейну».

Комментирование закрыто.