Ниспослан ли аят «Не запрещайте блага, которые разрешил вам Аллах» об Али (А)?

Ваххабиты выдвигают следующую шубху (сомнение, возражение):

Али ибн Абу Талиб противоречил Сунне Пророка (ДОСТОВЕРНЫЙ ШИИТСКИЙ ХАДИС)

Говорит ‘Али ибн Ибрахим аль-Кумми:

(صحيح)
أما قوله: ﴿يا أيها الذين آمنوا لا تحرموا طيبات ما أحل الله لكم﴾ فإنه حدثني أبي عن ابن أبي عمير عن بعض رجاله عن أبي عبدالله عليه السلام قال: نزلت هذه الآية في أمير المؤمنين عليه السلام وبلال وعثمان بن مظعون، فأما أمير المؤمنين عليه السلام فحلف أن لا ينام بالليل أبداً وأما بلال فإنه حلف أن لا يفطر بالنهار أبداً، وأما عثمان بن مظعون فإنه حلف أن لا ينكح أبداً فدخلت امرأة عثمان على عائشة وكانت امرأة جميلة، فقالت عائشة ما لي أراك معطلة فقالت ولمن أتزين فوالله ما قاربني زوجي منذ كذا وكذا، فإنه قد ترهب ولبس المسوح وزهد في الدنيا، فلما دخل رسول الله صلى الله عليه وآله أخبرته عائشة بذلك، فخرج فنادى الصلاة جامعة، فاجتمع الناس فصعد المنبر فحمد الله وأثنى عليه ثم قال ما بال أقوام يحرمون على أنفسهم الطيبات ألا أني أنام بالليل وأنكح وأفطر بالنهار فمن رغب عن سنتي فليس مني، فقاموا هؤلاء فقالوا يا رسول الله فقد حلفنا على ذلك فأنزل الله تعالى: ﴿لا يؤاخذكم الله باللغو في أيمانكم ولكن يؤاخذكم بما عقدتم الأيمان فكفارته إطعام عشرة مساكين من أوسط ما تطعمون أهليكم أو كسوتهم أو تحرير رقبة فمن لم يجد فصيام ثلاثة أيام ذلك كفارة أيمانكم إذا حلفتم﴾ الآية.

✒ «Что касается слов: ﴾О те, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах сделал дозволенными﴿, то мне передал мой отец, от Ибн Абу ‘Умейра, от некоторых его людей, от Абу ‘Абдуллаха, мир ему, что он сказал: “Этот аят был ниспослан в отношении повелителя правоверных [‘Али], мир ему, Биляла и ‘Усмана ибн Маз‘уна. Что касается повелителя правоверных, мир ему, то поклялся никогда не спать ночью. Что касается Биляла, то он поклялся никогда не разговляться вечером. Что касается ‘Усмана ибн Маз’уна, то он поклялся никогда не жениться. Затем жена ‘Усмана зашла к ‘Айше, а она была красивой женщиной. ‘Айша спросила [её]: “Чем ты так обеспокоена?”. Она сказал: “Клянусь Аллахом, мой муж не приближался ко мне уже с таких-то пор! Он стал вести монашеский образ жизни, нося грубую одежду и воздерживаясь от [этого] мира”. Когда же пришёл Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род, то ‘Айша сообщила ему об этом. Он вышел [из дома ‘Айши], призывал на общую молитву и собрал людей. Он поднялся на минбар, восхвалил Аллаха и поблагодарил Его, а затем сказал: “Что же случилось с людьми, которые запрещают себе блага? Воистину, я сплю по ночам, женюсь на женщинах и разговляюсь по вечерам, а кто не желает [следовать] моей Сунне, тот не от меня”. И тогда те [трое] встали и сказал: “О Посланник Аллаха, [это] мы поклялись [сделать] это!”. И тогда Всевышиний Аллах ниспослал [следующий] аят: ﴾Аллах не взыщет с вас за празднословные клятвы, но взыщет за то, что вы скрепили клятвами. В искупление этого необходимо накормить десятерых бедняков средним (или лучшим) из того, чем вы кормите свои семьи, или одеть их, или освободить раба. Кто не сможет сделать этого, тот должен поститься в течение трех дней. Таково искупление ваших клятв, если вы поклялись и нарушили клятву﴿».

📚См. «Тафсир аль-Кумми» (1/263-264).

✅ Мухаммад Бакыр аль-Маджлиси назвал иснад хадиса достоверным (сахих) в «‘Уйун аль-хаят» (1/348).
________________________________

Этот хадис является еще одним доказательством, что члены Ахлю-ль бейт не были «непорочными», как это ложно заявляют шииты-рафидиты.

Ответ на это:

1. Этот хадис ни в коем случае не является «сахих». Посмотрим на скрин:

Электронная ссылка тут.

Как мы видим, иснад здесь такой: «Передал мне мой отец от Ибн Аби Умейра от некоторых людей от Имама Садыка (А)«.

Итак, иснад сообщения обрывается, и он никак не может быть «сахих», как пишет Алламе Маджлиси. При всем уважении к этому великому ученому, тут он явно ошибся. Возможно, он в этой книге цитировал хадис по памяти, а потому допустил ошибку относительно его иснада. В любом случае, такие неточности и ошибки вполне допустимы, потому что никто не является непорочным, кроме Ахль уль-Бейт Пророка (С).

2. Содержание этого хадиса также является отвергаемым, поскольку Усман ибн Маз‘ун умер задолго до описываемых в нём событий. Сура «Трапеза», в которой приведён данный аят, была последней из сур, ниспосланных Пророку (С), и она ниспосылалась в последний год его жизни.

В «Тафсире» Айаши передано от Зурары, что Имам Бакир (А) сказал:

عن زرارة عن ابن أعين عن أبي جعفر عليه السلام قال: قال علي بن أبي طالب صلوات الله عليه نزلت المائدة قبل أن يقبض النبي صلى الله عليه وآله بشهرين أو ثلاثة

Повелитель верующих Али (А) сказал: «Сура Трапеза была ниспослана за два или три месяца до смерти Пророка (С)».

(«Тафсир Айаши», том 1, С. 128).

Ссылка тут.

Автор «Мизана» пишет:

 لم يختلف أهل النقل أنها آخر سورة مفصلة نزلت على رسول الله (صلى الله عليه وآله وسلم) في أواخر أيام حياته و قد ورد في روايات الفريقين: أنها ناسخة غير منسوخة 

Среди людей передачи (хадисов) нет расхождений, что она была последней полной сурой, ниспосланной Посланнику Аллаха (С) в последние дни его жизни, и в хадисах обоих течений (шиитов и суннитов) сказано, что она может отменять другие аяты, а её аяты не могут быть отмененными.

(«Тафсир Мизан», том 5, С. 157).

Ссылка тут.

И в источниках «ахлу сунна»:

Куртуби пишет:

قال القرطبي : هي مدنية بالإجماع . وأخرج ابن جرير ، وابن المنذر ، عن قتادة قال : المائدة مدنية . وأخرج أحمد ، والنسائي ، وابن المنذر ، والحاكم وصححه وابن مردويه ، والبيهقي في سننه ، عن جبير بن نفير قال : حججت فدخلت على عائشة ، فقالت لي : يا جبير تقرأ المائدة ؟ فقلت : نعم ، فقالت : أما إنها آخر سورة نزلت ، فما وجدتم فيها من حلال فاستحلوه ، وما وجدتم من حرام فحرموه

Эта сура — мединская, согласно иджме. И привёл Ибн Джарир и Ибн Мунзир от Кутады, который сказал: «Сура Трапеза — мединская», и привёли Ахмад, Нисаи, Ибн Мунзир, и Хаким, и он сказал, что это сахих, и Ибн Мардуя, и Бейхеки в «Сунане» от Джубейра ибн Нафира, который сказал: «Я совершал хадж и пришёл к Айше, и она сказала мне: «О Джубейр, ты читаешь суру Трапеза?» Я сказал: «Да». Она сказала: «Это — последняя сура, которая была ниспослана, и то, что вы найдете в ней из разрешенного — разрешайте, а что найдете в ней из запрещенного — запрещайте».

Ссылка тут.

Скрин:

Теперь посмотрим, когда умер Усман ибн Маз‘ун. В «Бихаре» приведён следующий хадис:

عن أبان عن أبي بصير ، عن أحدهما عليهما السلام قال : لما ماتت رقية ابنة رسول الله صلى الله عليه آله قال رسول الله : الحقي بسلفنا الصالح عثمان بن مظعون وأصحابه

От Абу Басира от одного из них (то есть от Имама Бакира или Имама Садыка, мир им): «Когда умерла Рукайя, дочь Посланника Аллаха (С), он сказал: «Присоединись к нашим праведным братьям, которые умерли раньше — к Усману ибн Маз‘уну и его товарищам».

(«Бихар», том 22, С. 161).

Ссылка тут.

Тот же самый хадис приведён в «Кафи», том 3, хадис 18.

Рукайя была не родной, а приёмной дочерью Посланника Аллаха (С), но в данном случае это для нас не важно. Важна дата её смерти.

В «Шаджарату туба» Мухаммада Махди Хаири читаем:

رقية كانت زوجة عتبة بن أبي لهب فطلقها قبل الدخول بها بأمر أبيه، وتزوجها عثمان في الجاهلية فولدت له ابنا سماه عبد الله ربه يكنى وهاجرت مع عثمان الى الحبشة ثم هاجرت معه الى المدينة، وتوفيت سنة أثنين من الهجرة

«Рукайя — была женой Утбы ибн Аби Лахаба… И она умерла на втором году хиджры».

(«Шаджарату туба», том 2, С. 242).

Ссылка тут.

Отсюда мы получаем, что Усман ибн Маз‘ун умер на втором году хиджры. Среди «ахлу сунна» является принятым, что он умер на третьем году хиджры.

В любом случае — Усман ибн Маз‘ун умер задолго до ниспослания суры «Трапеза», а потому разбираемый аят никак не мог быть ниспослан о нём.

Общий вывод:

Этот риваят не может быть принят. Он или полностью приписан Имаму Садыку (А), или же изменён. Возможно, дело обстояло так, что Имам (А) рассказал о некоторых сподвижниках, которые запретили для себя некие блага, но передатчики риваята изменили его слова, добавив туда имена Имама Али (А) и Усмана ибн Маз‘уна.

Комментирование закрыто.