ХАДИСЫ У ШИИТОВ И СУННИТОВ. Часть 5: Ранние шиитские сборники хадисов

«Усуль 400»

Первые книги шиитских хадисов приняло называть «Усуль 400» («400 основ»). Это выражение впервые встречается в книге Ибн Шахр-Ашуба (умер в 588 г. хиджры) «Маалиму ль-улама» со ссылкой на шейха Муфида:

«Шейх Муфид сказал, что от времени повелителя верующих Али (А) до времени Имама Хасана Аскари (А) шииты составили 400 книг под названием “усуль”».

(«Маалиму ль-улама», С. 3).

Надо заметить, однако, что в работах шейха Муфида, дошедших до нас, не встречается это выражение.

В целом книга «Асль» (единственное число от «усуль») — это книга, написанная в период самих Имамов (А), где все хадисы являются достоверными. В прямом виде до нас дошло только 16 книг «Асль».

Согласно другому мнению, книги «Усуль» — это те 400 книг, который были написаны только во время Имама Садыка (А) его учениками.

«Четырёхкнижие» (Четыре сборника хадисов)

Четыре главных сборника хадисов были записаны вскоре после начала Большого сокрытия. Эти сборники:

  1. «Кафи» («Достаточное») шейха Кулайни;
  2. «Ман ла йахзуруху ль-факих» («Тот, кого не посещает факих» — сокращенно просто «Факих») шейха Садука;
  3. «Тахзибу ль-ахкам» («Очищение законов») шейха Туси;
  4. «Аль-истибсар» («Проницательность») шейха Туси.

Разумеется, как и все классификации, выделение четырех сборников в качестве главных является условным, связанным с такими обстоятельствами, как их объем, достоверность приведённых хадисов, удобство использования и т.д.

Также надо отметить, что шиитские ученые не используют выражение «четыре сахиха» по отношению к этим книгам, как делают «сунниты» по отношению к «шесть сахихам», при этом считая все приведённые в них хадисы априори достоверными и не подлежащими критике.

Авторов четырех сборников (Кулайни, Садука и Туси) на языке хадисоведения принято называть «тремя мухаммадами», потому что каждого из них звали «Мухаммад».

Пятым из основных шиитских сборников была великая книга шейха Садука «Мадинату ль-ильм» («Город знания»), которая, возможно, была больше по объёму, чем остальные четыре сборника вместе взятые. Ибн Шахр-Ашуб говорит, что она включала в себя десять томов. Ссылки на эту книгу присутствуют в работах всех шиитских авторов вплоть до 9-го века хиджры, когда она была безвозвратно утрачена. Алламе Маджлиси уже не имел доступа к этой книге.

Дадим краткую информацию о «Четырехкнижии»:

  1. «Кафи»

Автор книги – шейх Мухаммад ибн Йакуб ибн Исхак Кулайни (умер в 329 г. хиджры). Шейх Муфид охарактеризовал эту книгу так: «Самая славная из шиитских книг и наиболее полезная из них» («Мустадраку ль-васаил», том 3, С. 532).

Написание этой книги заняло у автора 20 лет.

«Кафи» состоит из трёх частей: «Усуль кафи», «Фуру кафи», «Роузату ль-кафи».

«Усуль кафи» включает в себя хадисы, касающиеся вопросов акыды и ахляка: таухид, имамат, Коран, разум, иман и т.д. В «Фуру кафи» входят хадисы, касающиеся фикха (вузу, гусль, намаз, пост, закят и так далее). «Роузату ль-кафи» включает в себя хадисы по различным темам: письма, хутбы, диспуты, тафсиры аятов, история.

Общее число хадисов «Кафи» — 16199.

Особенности «Кафи»:

Во-первых, автор застал время Малого сокрытия, а потому был близок к эпохе Имамов (А), что сделало возможным передачу им хадисов при минимальном числе посредников. Значительная часть хадисов «Кафи» имеет в иснаде только трёх посредников.

Во-вторых, сборник разделён на главы, что облегчает пользование им. Отметим, что для нас это привычно, однако в то время сборники хадисов обычно не были разделены на главы и включали в себя всё, что слышал составитель от Имамов (А) или передатчиков от Имамов (А), без какого-либо упорядочивания.

В-третьих, хадисы сахих и ясные по смыслу стоят в начале каждой главы. Затем автор разместил хадисы, являющиеся менее достоверными и менее ясными по смыслу.

В-четвёртых, в большинстве хадисов имеется прямой иснад, упомянутый полностью.

В-пятых, в некоторых хадисах присутствует так называемая «идда», то есть автор книги говорит: «от некоторых (идда) из наших товарищей», не упоминая их имена. Более поздние ученые привели имена всех передатчиков, подразумеваемых под «иддой» Кулайни.

  1. «Факих»

Автор книги – Мухаммад ибн Али ибн Бабавей Кумми, известный как шейх Садук (306 – 381 хиджры) – величайший хадисовед, написавший около 300 книг хадисов, большинство из которых, к сожалению, не дошли до нас.

Общее число хадисов в «Факихе» — 5901.

В начале книги автор говорит, что взял хадисы только из достоверных источников шиитов, и что все хадисы «Факиха» являются доводом между ним и Аллахом. А потому ради краткости он не упомянул передатчиков некоторых хадисов. Таким образом, ряд хадисов «Факиха» (около 2 тысяч) являются «мурсаль» — не имеют санадов. Однако это не означает, что они не являются достоверными. В конце книги также имеется перечень передатчиков, у которых автор брал хадисы.

Другие книги шейха Садука, дошедшие до нас:

  1. «Илалу шараи» («Причины законов») – сборник хадисов, рассказывающих о причинах и смысле законов Ислама.
  2. «Таухид» — сборник, посвященный Единобожию (переведён на русский язык).
  3. «Маани ль-ахбар» («Значение хабаров») — сборник, посвященный различным вопросом акыды и ахляка.
  4. «Хисаль» («Числа») – сборник, включающий в себя хадисы на разные темы, отобранные в соответствии с числами.
  5. «Уйун ахбар реза» («Избранные хадисы имама Резы») – двухтомный сборник хадисов Имама Резы (А) на самые различные темы.
  6. «Камалу дин» («Совершенство религии») – сборник, посвященный сокрытию последнего Имама (А).
  7. «Савабу ль-амаль ва икабу ль-амаль» («Награда и наказание за деяния»).
  8. «Амали» («Записи») — сборник хадисов, переданных шейхом Садуком, на различные темы. Включает в себя 1039 хадисов.

         3. «Тахзиб»

Автор книги «Тахзибу ль-ахкам» («Очищение законов») – шейх Туси, названный «шейх таифа» («шейх течения», то есть шейх шиизма); скончался в 460 году хиджры. Был учеником шейха Муфида и сейида Муртазы, и книга «Тахзиб» в действительности является шархом (толкованием) на книгу «Мукниа» шейха Муфида, поэтому структура книга выстроена в соответствии с оглавлением «Мукниа». Шейху Туси было всего 25 или 26 лет, когда он написал эту книгу.

«Тахзиб» состоит из 10 томов и включает в себя 13590 хадисов.

Особенностью этого сборника является то, что шейх Туси попытался решить в нем проблемы противоречащих хадисов, находя точки их совмещения. Поэтому риваяты снабжены комментариями автора. Что касается иснадов, то иногда он следует минхаджу Кулайни, приводя иснад полностью, и иногда – минхаджу Садука, урезая иснад и ограничиваясь только приведением имён передатчиков.

  1. «Истибсар»

Эта книга содержит 5511 хадисов в четырёх томах. Целью её написания было совмещение противоречивых риваятов. Шейх Туси собрал в «Истибсаре» противоречивые хадисы и вывел способы их совмещения: например, один риваят был сказан в состоянии такыйи, другой без такыйи и т.д.

Помимо двух упомянутых книг, шейхом Туси написаны другие сборники хадисов:

  1. «Гейба» — сборник, посвященный темам, связанным с Имамом Махди (А);
  2. «Мисбаху ль-мутахаджжид» («Светильник бодрствующего») – сборник дуа и зияратов;
  3. «Амали» — сборник, записанный за шейхом Туси его учениками. Содержит в себе 1537 хадисов.

Сборники дуа и зияратов

Дуа и зияраты в шиизме имеют исключительное значение, поскольку являются хадисами, то есть словами Непорочных (А), в которых содержатся важнейшие истины познания Всевышнего и Его наместников, которые нельзя найти более нигде.

Поэтому сборники дуа и зияратов стали составляться уже в период Малого сокрытия. Важнейшими сборниками, близкими к тому периоду, являются:

  1. «Китабу ддуа» («Книга дуа») шейха Кулайни;
  2. «Дуа валь мазар» («Дуа и зияраты») шейха Садука;
  3. «Китабу ль-мазар» шейха Муфида;
  4. «Мисбаху ль-мутахаджжид» («Светильник бодрствующего») шейха Туси;
  5. «Камилу зиярат» («Совершенство зиярата») Ибн Калавей Кумми – большая книга, наделённая исключительным значением, состоящая целиком из достоверных хадисов, рассказывающих о достоинствах зияратов Имамов (А) и особенно Имама Хусейна (А).

Сейид Ибн Тавус написал семь книг, посвященных дуа, зияратам, праздникам и различным мустахабам в поклонении, в их числе – «Икбаль», «Мухадж даават», «Аман», «Мисбаху заир» и другие.

Было написано также множество других книг дуа и зияратов, наиболее известной и используемой из которых в настоящее время является книга «Мафатиху ль-джинан» («Ключи к райским садам») шейха Аббаса Кумми.

Другие сборники

На этом описание сборников раннего периода заканчивается. Вместе с тем, необходимо отметить, что ранних книг шиитских хадисов намного больше, чем то, что было упомянуто выше. Приведём названия некоторых важнейших из них:

  1. «Басаиру ддараджат» («Прозрение в степени (рода Пророка)») Абу Джафара Саффара Кумми (умер в 290 г. хиджры): автор книги был сподвижником Имама Аскари (А), и достоверность книги подтверждена самим Имамом (А). Эта книга содержит 1881 хадис о достоинствах Ахль уль-Бейт, их власти над мирозданием, сущности имамата и т.д.
  1. «Махасин» («Благие качества») Ахмада ибн Мухаммада Барки (умер в 274 году хиджры). Книга составлена во времена Имамов (А) и включает в себя 2636 хадисов на тему ахляка и адаба.
  1. «Мумин» («Верующий») Хусейна ибн Саида Ахвази – известного шиита 3-го века хиджры. Книга также относится к числу одной из самых старых книг шиитской традиции и включает в себя 201 хадис на тему качеств верующего.
  1. «Зухд» («Аскетизм») того же автора – включает в себя 290 хадисов.
  1. «Курбу ль-иснад» («Короткий иснад») Абдуллаха ибн Джафара Химьяри – из факихов 3-го столетия хиджры. Книга включает в себя 1387 хадисов от трех Имамов – Имама Садыка, Имама Казыма и Имама Резы (мир им). Книга получила название «Короткий иснад», потому что число передатчиков в ней не превышает трех человек из-за близости автора к эпохе Имамов (А).
  1. «Тафсир Айаши» под авторством Мухаммада ибн Масуда Айаши – ученого 3-го столетия хиджры: достоверная книга, содержащая в себе 2691 хадис от Имамов (А) на тему тафсира Корана, до суры «Пещера».
  1. «Тафсир Фурату ль-Куфи» под авторством Фурата ибн Ибрахима аль-Куфи – ученого 3-го века хиджры. Этот тафсир наряду с тафсиром Айаши и Тафсиром Имама Аскари (А) является древнейшим из сохранившихся шиитских тафсиров.
  1. Тафсир Имама Аскари (А) – был записан со слов самого Имама Аскари (А) его сподвижниками. Подлинность тафсира неоднократно ставилась под сомнение, однако в действительности сложно отрицать его принадлежность самому Имаму (А).
  1. «Дааиму ль-ислам» Нуамана ибн Мухаммада Магреби Мисри (умер в 363 г. хиджры) – содержит в себе риваяты по фикху с указанием иснадов.

10. Уже упомянутая книга «Камилу зиярат» («Совершенный зиярат») под авторством Джафара ибн Мухаммада ибн Калавей Кумми (умер в 367 году хиджры): содержит в себе множество хадисов о достоинствах Имамов (А), и особенно Имама Хусейна (А), и о качествах их зияратов.

11. «Тухафу ль-укуль» («Диковины разума») Хусейна ибн Али Харрани, из ученых 4-го века хиджры – содержит в себе различные риваяты, преимущественно на тему ахляка.

12. «Тафсир Кумми» — написан Али ибн Ибрахимом Кумми, ученым 3-4 веков хиджры. Также является одним из самых старых шиитских тафсиров. Состоит из хадисов Непорочных (А).

13. «Гейба» Нуамани – авторство принадлежит Мухаммаду ибн Ибрахиму Нуамани, ученому 4-го века хиджры. Книга содержит 274 хадиса, посвященных Имаму Махди (А).

14. «Амали» Муфида – содержит в себе запись уроков шейха Муфида, включая множество хадисов.

15. «Гурару ль-хикам» («Величайшие образцы мудрости») Абдульвахида Амади Тамими, ученого 5-го века хиджры. В этой книге собрано около 11 тысяч коротких хадисов от повелителя верующих Али (А), расположенных в алфавитном порядке.

16. «Иляму ль-вара би аалями ль-худа» («Объявление человечеству о флагах истинного пути») Абу Али Фазля ибн Хасана Табарси (умер в 548 хиджры) – содержит в себе хадисы о сире (жизненном пути), чудесах и достоинствах Пророка (С) и Имамов (А).

17. «Ихтиджадж» («Аргументация») Абу Мансура Ахмада ибн Али Табарси – из ученых 6-го века хиджры. Книга содержит диспуты и аргументы Пророка (С) и Имамов (А) против неверующих, еретиков и представителей других религий.

18. «Макариму ль-ахляк» («Усовершенствование нравов») Хасана ибн Фазля Табарси – из ученых 6-го века хиджры. Книга содержит риваяты на тему ахляка и адаба.

А также другие книги.

Интересен вопрос: а сколько всего неповторяющихся хадисов содержится в шиитских книгах? Согласно некоторым подсчётам, их число составляет около миллиона хадисов. Так или иначе, эта цифра кажется нам наиболее достоверной.

Один комментарий Добавить комментарий ↓