Братья попросили ответить на слова некоего ваххабита, который приводит из шиитских книг хадис о том, что «Аллах сядет рядом с Хусейном (А)». Данный ваххабит не сам нашёл этот хадис, а воспользовался уловкой своих более старших арабских собратьев, покопавшись в арабоязычном интернете и не обратив внимание на то, что на все эти уловки давно дан ответ.
Хадис (точнее, его окончание) звучит так: «…И не останется никого из обитателей небес и земли, чтобы они не окружили Хусейна (А), так что Аллах Великий посетит Хусейна (А) и поздоровается с ним и сядет с ним на седалище».
Этот хадис приводит Мирза Мухаммад Таки Мамакани в книге «Сахифату ль-абрар» из «Мадинату ль-мааджис» сейида Хашима Бахрани.
По этому поводу мы должны сказать следующее:
- Как мы уже неоднократно отмечали, например, в ответе по поводу риваята о «руках Аллаха», наше различие с муджассама (теми, кто приписывает Аллаху телесные атрибуты, вроде ваххабитов) не в том, что в наших книгах нет риваятов, которые внешне говорили бы о «руках Аллаха», «сидении Аллаха» и подобных вещах. Наше различие с ними в ПОНИМАНИИ этих риваятов. Если на то пошло, то о «руке Аллаха» или «глазе Аллаха», «вознесении на Трон» говорит и Коран. Однако, основываясь на сотнях хадисов от Непорочных (А), мы утверждаем, что все подобные выражения – как в Коране, так и в других хадисах – являются МЕТАФОРАМИ, которые надо понимать в переносном смысле. Тот, кто хочет получить более подробные сведения по данной теме и ознакомиться с соответствующими хадисами Имамов (А), может обратиться к соответствующим главам книги «Таухид» шейха Садука.
В соответствии с этим, «рука Аллаха» понимается как сила Аллаха, «сидение Аллаха» (как в приведённом хадисе) – положение близости и так далее. Все подобные выражения без исключения имеют переносный смысл, потому что у Аллаха нет ни места, ни времени, ни перемещения, ни тела, ни органов, ни частей.
Итак, повторим ещё раз: наше различие с ваххабитами состоит не том, что у нас нет хадисов, говорящих об Аллахе в телесных терминах, а в том, что мы понимаем все эти хадисы в переносном смысле, отрицая от Аллаха подобные атрибуты, – в отличие от ваххабитов, которые их принимают в буквальном смысле и считают, что у Аллаха действительно есть руки, ноги, перемещение, сидение и так далее.
Поэтому приводить подобные хадисы из наших книг без их толкования другими хадисами и без упоминания шиитской акыды по данному поводу – по меньшей мере нечестно. Единственная цель таких трюков — введение в заблуждение «суннитской» массы и незнающих из числа самих шиитов.
Поэтому обратимся к ваххабитам с одним советом: если вы приводите какой-то хадис из шиитских книг, то делайте это так, чтобы хадис указывал на акыду шиитов! Например, если мы приводим из ваших книг хадисы о том, что Аллах «сидит на скрипящем Троне», «лежит, положив ногу на ногу» или «подобен юноше», то делаем это потому, что такие хадисы согласуются с вашей акыдой, приписывающей Аллаху части тела, движение и положение в пространстве. Однако в приведении хадисов из наших книг, которые относятся к категории «шазз» («исключения»), имеют другое толкование и никак не указывают на нашу акыду, нет абсолютно никакой пользы – разве что оправдание вашей нечистой совести.
- Мирза Мухаммад Таки Мамакани – это не «известный шиитский учёный», как утверждает ваххабит на видео, а представитель шейхитской школы из Табриза. Да, умеренные шейхиты являются шиитами, однако их радикальное течение («карманиты») отделилось от основного направления шиизма, и из него вышли такие ереси, как бабизм.
Приведя этот хадис, Мирза Мухаммад Таки Мамакани говорит, что его нельзя брать буквально и что он нуждается в толковании. Таким образом, сам автор книги утверждает, что он не берёт слова хадиса в буквальном смысле, – то, что ваххабит на видео, разумеется, не стал приводить, хотя сам же зачитал начало шарха автора к этому хадису.
Мирза Мухаммад Таки Мамакани пишет: «Когда же раб достигает этого положения, между ним и Его Господом не остаётся завесы (хиджаба), и он входит в собрание святости и садится рядом со своим Возлюбленным на сидении любви, и такова сторона истины, которой Он является ему». Итак, автор книги не берёт слова о «сидении» в буквальном смысле и говорит, что «сидение» тут означает явление Истины в виде любви к рабу.
- Сейид Бахрани в книге «Мадинату ль-мааджиз» («Город чудес»), откуда и взят этот хадис, в толкование к нему пишет: «И его слова: “Так что Аллах Великий посетит Хусейна (А)…” – указывают на близость сана Хусейна (А) к Аллаху, и это понятно, потому что Аллах не является телом, и для Него невозможно движение, остановка или перемещение, и нет у Него никакого места – пречист Аллах, Господь миров!».
Таким образом, Сейид Бахрани тоже не принимает этот хадис в буквальном смысле и толкует его в значении близости Хусейна (А) к Аллаху.
- Что касается книги «Далаилу ль-имама» Табари, то эта книга имеет несколько списков, и в первоначальных отсутствует проблемное окончание риваята: «Так что Аллах Великий посетит Хусейна (А) и поздоровается с ним и сядет с ним на седалище». Это указывает на то, что данное дополнение не принадлежит к самому риваяту.