Высказывания шиитских ученых о неискаженности Корана

  1. Мухаммад ибн Али ибн Бабавей Кумми, более известный как шейх Садук (умер в 381 г. хиджры) – мухаддис, факих, величайший из великих, «лицо мазхаба», «опора религии»:


إعتقادنا أنّ القرآن الذي أنزله الله على نبيّه صلّى الله عليه وآله وسلّم هو ما بين الدفّتين ، وهو ما في أيدي الناس ، ليس باكثر من ذلك ، ومبلغ سوره عند الناس مائة وأربع عشر سورة ومن نسب إلينا أنا نقول أنه أكثر من ذلك فهو كاذب

«Наше убеждение состоит в том, что Коран, который Аллах ниспослал Пророку (С), — это тот самый Коран, что содержится между двух обложек (существующего списка) и находится сейчас в руках людей, и не больше того, и что число сур в нем составляет 114… И тот, кто приписывает нам, будто мы говорим, что он больше этого, — лжец».

(«Рисалату иатикадат», С. 93).

  1. Шейх Муфид (умер в 413 г. хиджры):

وقد قال جماعة من أهل الإمامة : إنه لم ينقص من كلمة ، ولا من آية ، ولا من سورة ، ولكن حذف ما كان مثبتاً في مصحف أمير المؤمنين عليه السّلام من تأويله ، وتفسير معانيه على حقيقة تنزيله

«Все имамиты сказали, что в Коране ничего не убавлено, даже на одно слово, или аят, или суру. Однако из него удалено то, что было в свитке повелителя верующих (А) из толкования Корана (тавиль) и тафсира его значений в соответствии с ниспосланием».

(«Аваилу ль-макалат фи ль-мазахиби ль-мухтарат», С. 55).

  1. Шариф Муртаза Али ибн Хусейн Мусави, называемый Аламу ль-Худа (умер в 436 г. хиджры):

إنّ القرآن كان على عهد رسول الله صلّى الله عليه وآله وسلّم مجموعاً مؤلّفاً على ما هو عليه الآن واستدلّ على ذلك بأنّ القرآن كان يدرّس ويحفظ جميعه في ذلك الزمان ، حتى عيّن على جماعة من الصحابة في حفظهم له ، وأنّه كان يعرض على النبي صلّى الله عليه وآله وسلّم ويتلى عليه

«Поистине, Коран во время жизни Посланника Аллаха (С) был собран таким, каков он есть сейчас… И доказательство этого состоит в том, что Корану обучали, и его заучивали наизусть все в это время, и установлена группа сахабов, которые хранили его в памяти, и его зачитывали самому Посланнику Аллаха (С)».

وذكر أنّ من خالف في ذلك من الإمامية والحشوية لا يعتدّ بخلافهم ، فإنّ الخلاف في ذلك مضاف إلى قوم من أصحاب الحديث ، نقلوا أخباراً ضعيفة ظنّوا بصحّتها ، لا يرجع بمثلها عن المعلوم المقطوع على صحّته

«А что касается тех из имамитов, которые противоречили этому (неискаженности Корана), то они они попали под влияние людей хадиса (то есть суннитов), которые передавали слабые предания, веря при этом в их достоверность».

(«Маджму ль-байан», том 1, С. 15).

  1. Мухаммад ибн Хасан абу Джафар, известный как шейх Туси и называемый также «шейхом общины» или просто «шейхом» ввиду огромности его знаний и возвышенности положения (умер в 460 г. хиджры), говорит во введении к своему «Тафсиру»:

وأمّا الكلام في زيادته ونقصانه فممّا لا يليق به أيضاً ، لأنّ الزيادة فيه مجمع على بطلانها ، والنقصان منه فالظاهر أيضاً من مذهب المسلمين خلافه

غير أنّه رويت روايات كثيرة من جهة الخاصّة والعامّة بنقصان كثير من آي القرآن ، ونقل شيء منه من موضع إلى موضع ، طريقها الآحاد التي لا توجب علماً ولا عملاً ، والأولى الإعراض عنها وترك التشاغل بها لأنّه يمكن تأويلها ، ولو صحّت لما كان ذلك طعناً على ما هو موجود بين الدفّتين

«Что же касается слов об удалении чего-то из Корана или добавлении чего-то в него, то это не подобает Корану… Передано много риваятов как со стороны людей элиты (шииты), так и со стороны людей толпы (нешииты) о выпадении многих аятов из Корана, однако они относятся к разряду единичных (ахад), и не имеют значения ни с точки зрения знания, ни с точки зрения действия. Необходимо отвернуться от них и не не отвлекаться на размышления над ними, потому что возможно их толкование (в ином смысле); даже если они достоверны, это не означает сомнений в том, что сейчас находится между двумя обложками Корана».

(«Тибьян фи тафсири ль-куран», том 1, С. 3).

  1. Шейх Фазль ибн Хасан Абу Али Табарси, называемый «Амину ль-ислам» (умер в 548 г. хиджры):

ومن ذلك الكلام في زيادة القرآن ونقصانه ، فإنّه لا يليق بالتفسير ، فأمّا الزيادة فمجمع على بطلانها ، وأمّا النقصان منه فقه روى جماعة من أصحابنا وقوم من حشوية العامة : إنّ في القرآن تغييراً ونقصاناً

والصحيح من مذهب أصحابنا خلافه ، وهو الذي نصره المرتضى ـ قدّس الله روحه ـ واستوفي الكلام فيه غاية الإستيفاء في جواب المسائل الطرابلسيات

«…Сюда же относится разговор о удалении чего-то из Корана или добавлении в него. Что же касается добавления, то все сошлись на невозможности этого, а что касается удаления, то ряд шиитов и суннитов передали, что в Коране есть изменения и убавления… Однако в шиитском мазхабе верно противоположное этому (то есть то, что в Коране нет убавлений), и Муртаза (то есть Аламу ль-Худа) – да освятит Аллах его могилу! – настивал на этом».

(«Маджму ль-байан», том 1, С. 15).

  1. Сейид Ибн Тавус (умер в 664 г. хиджры) пишет в ответ суннитскому ученому Джабаи, обвинявшему «рафидитов» в вере в искажение Корана:

فمن ترى ادّعى اختلاف القرآن وتغييره ؟ أنتم وسلفكم ، لا الرافضة . ومن المعلوم من مذهب من تسمّيهم رافضة أن قولهم واحد في القرآن

«Кто сообщает о противоречиях в Коране и изменениях в нем? Вы и ваши предшественники, а не рафидиты, и известно о мазхабе, которые вы называете “рафидизмом”, что их слово едино о Коране…»

(Сааду ссууд», С. 144).

А также он пишет в ответ суннитским ученым, которые говорят о том, что передано от Айши, Умара и других относительно потерь аятов Корана и ошибок при его записи:

ألا تعجب من قوم يتركون مثل علي بن أبي طالب أفصح العرب بعد صاحب النبوة وأعلمهم بالقرآن والسنّة ويسألون عائشة ؟ أما يفهم أهل

البصائر أنّ هذا المجرد الحسد أو لغرض يبعد من صواب

«Достойны удивления те люди, которые оставили Али ибн Аби Талиба (А), самого красноречивого и знающего из арабов после обладателя пророчества (С), и самого ведающего о Коране и Сунне, и обратились к Айше! Понимающие понимают, что все это – исключительно из зависти и корысти».

(Там же, С. 267).

  1. Алламе Хилли (умер в 726 г. хиджры):

الحق أنه لا تبديل ولا تأخير ولا تقديم فيه ، وأنّه لم يزد ولم ينقص ، ونعوذ بالله تعالى من أن يعتقد مثل ذلك وأمثال ذلك ، فإنه يوجب التطرق إلى معجزة الرسول عليه وآله السّلام المنقولة بالتواتر

«Истина состоит в том, что в Коране нет ни изменений, ни перестановки вперед или назад, и что ничего из него не убавлено, и ничто к нему не прибавлено, и мы прибегаем к Аллаху от того, кто убежден в чем-то подобном, ибо он ставит под сомнение чудо Посланника Аллаха (С), переданное с достоверностью (мутаватир)!»

(«Аджвабати ль-масаиль», С. 121).

  1. Шейх Али ибн Абдульали Керки Амили, называемый «Мухаккик сани» (умер в 940 г. хиджры) написал книгу, посвященную отрицанию убавления чего-либо из Корана («Рисалату фи нафи ль-накизати фи ль-курани ль-карим»)
  1. Шейх Фатхуллах Кашани (умер в 988 г. хиджры) посвящает тому же самому вопросу исследование в своем тафсире «Минхаджу ссадикин».
  2. Сейид Нуруллах Тустари, известный как «Кази Шахид» (достиг шахадата в 1019 г. хиджры) в книге «Масаибу ннавасиб» в главе, посвященной имамату, говорит:

ما نسب إلى الشيعة الامامية من القول بوقوع التغيير في القرآن ليس ممّا قال به جمهور الإماميّة ، إنما قال به شرذمة قليلة منهم لا اعتداد بهم فيما بينهم

«То, что приписывают шиитам двенадцати Имамов относительно слов об изменениях в Коране, не относится к тому, о чем говорит большинство шиитов. Но об этом говорила лишь небольшая группа из них, которая не принимается в расчет».

11. Шейх Бахаи (умер в 1030 г. хиджры):

الصحيح أنّ القرآن العظيم محفوظ عن ذلك ، زيادة كان أو نقصاناً ، ويدلّ عليه قوله تعالى : ( وَإِنَّا لَهُ لَحَافِظُونَ ) .

وما اشتهر بين الناس من إسقاط اسم أمير المؤمنين عليه السّلام منه في بعض المواضع مثل قوله تعالى : ( يَا أَيُّهَا الرَّسُولُ بَلِّغْ مَا أُنزِلَ إِلَيْكَ ـ في علي ـ ) وغير ذلك فهو غير معتبر عند العلماء

«Истиной является то, что великий Коран сохранен от всякого убавления или добавления, на что указывают слова Аллаха: “…И Мы его сохраняем”. А то, что распространяется среди людей относительно выпадения имени повелителя верующих (А) из некоторых аятов Корана, как, например: “О, Посланник! Донеси то, что было ниспослано тебе об Али…”, то это не принимается учеными».

(«Алау ррахман», С. 26).

12. Фейз Кашани – один из ведущих шиитских мухаддисов, автор «Вафи» (умер в 1019 г.), говорит в комментарии к риваяту Базанти от Имама Резы (А): «Он протянул мне Коран и сказал: “Не смотри на него”. И я открыл его и прочитал: “Не были те, которые не уверовали…” И я нашел там имена семидесяти человек…»

Фейз Кашани комментирует:

لعلّ المراد أنّه وجد تلك الأسماء مكتوبة في ذلك المصحف تفسيراً للّذين كفروا والمشركين مأخوذة من الوحي ، لا أنّها كانت من أجزاء القرآن ، وعليه يحمل ما في الخبرين السابقين

وكذلك كلّ ما ورد من هذا القبيل عنهم عليهم السّلام ، فإنّه كلّه محمول على ما قلناه ، لأنّه لو كان تطرّق التحريف والتغيير في ألفاظ القرآن لم يبق لنا اعتماد على شيء منه ، إذا على هذا يحتمل كل آية منه أن تكون محرّفة ومغيّرة ، وتكون على خلاف ما أنزله الله ، فلا يكون القرآن حجّة لنا ، وتنتفي فائدته وفائدة الأمر باتّباعه والوصية به ، وعرض الأخبار المتعارضة عليه

«Смысл этого состоит в том, что он нашел данные имена написанными как тафсир к словам Корана о тех, которые не уверовали и остались многобожниками, а не так, чтобы эти имена являлись частью Корана… И таким же образом всё, что пришло от Имамов (А) в этом же роде, имеет такое же толкование, ибо если бы в Коране имело место искажение (тахриф) или изменение, то нам не осталось бы никакой веры в него, потому что мы тогда могли бы подозревать любой аят, что он искажен или изменен, и Коран перестал бы быть доводом для нас, и перестал бы приносить пользу, и не было бы смысла в следовании ему».

(«Вафи», том 1, С. 273).

На следующей странице Фейз Кашани приводит в доказательство своих слов о неискаженности Корана цитату из шейха Садука, которую мы привели выше, и некоторые хадисы.

И он пишет в качестве тафсира к словам Аллаха: «…И Мы его сохраняем» — «то есть Аллах сохраняет Коран от искажения, изменения, убавления или добавления» («Ауфа фи тафсири ль-куран», С. 348).

13. Хурр уль-Амили – один из ведущих мухаддисов, автор «Васаилу шшиа» (умер в 1104 г. хиджры), говорит:

إنّ من تتبّع الأخبار وتفحّص التواريخ والآثار علم ـ علماً قطعيّاً ـ بأنّ القرآن قد بلغ أعلى درجات التواتر ، وأنّ آلاف الصحابة كانوا يحفطونه ويتلونه ، وأنّه كان على عهد رسول الله عليه وآله وسلّم مجموعاً مؤلّفاً

«Тот, кто изучает хадисы и историю, тот знает с полной убежденностью, что Коран достигает высшей степени достоверности (таватур) при передаче, и что тысячи сахабов запоминали и читали его, и что он был собран уже при жизни Посланника Аллаха (С)».

(«Аль-фусулу ль-мухеммати фи таалифи ль-уммати», С. 166).

14. Алламе Маджлиси – один из ведущих шиитских хадисоведов, автор гигантского сборника «Бихар уль-анвар» (умер в 1111 г. хиджры) — пишет:

فإن قال قائل : كيف يصحّ القول بأن الذي بين الدفّتين هو كلام الله تعالى على الحقيقة من غير زيادة ولا نقصان وأنتم تروون عن الأئمة عليهم السّلام أنّهم قرأوا : كنتم خير أئمّة أخرجت للناس ، وكذلك : جعلناكم أئمّة وسطاً ، وقرأوا : ويسئلونك الأنفال ، وهذا بخلاف ما في المصحف الذي في أيدي الناس ؟ .

قيل له : قد مضى الجواب عن هذه ، وهو : إنّ الأخبار التي جاءت بذلك أخبار آحاد لا يقطع على الله تعالى بصحّتها ، فلذلك وقفنا فيها ولم نعدل عمّا في المصحف الظاهر على ما امرنا به حسب ما بيّناه .

مع أنّه لا ينكر أن تأتي القراءة على وجهين منزلتين ، أحدهما ، ما تضمّنه المصحف ، والثاني : ما جاء به الخبر ، كما يعترف مخالفونا به من نزول القرآن على وجوه شتى

«Нам говорят: “Как же будет верным то, что находящееся между двух обложек в сегодняшнем списке Корана, — это и есть Слово Аллаха, без всяких добавлений и убавлений, если вы передаете от своих Имамов (А), что они читали: ‘Вы были лучшими имамами (аимма, а не умма), приведенными для человечества‘, или читали: ‘Мы сделали вас имамами (аимма, а не умма) в середине‘, а это противоречит тому свитку Корана, который есть сейчас в руках людей?”

Мы отвечаем: те риваяты, которые пришли по этой теме, являются единичными (ахад), и нельзя говорить об их достоверности, а потому мы оставили их, и мы не отклоняемся от того, что есть в том списке Корана, который принят всеми. Однако при этом не отрицается, что кираат может быть в двух вариантах: один – как это записано в списке, другой – как пришло в хадисах. И это – точно так же, как наши противники говорят, что Коран был ниспослан в различных вариантах».

(«Бихар уль-анвар», том 92, С. 75).

15. Сейид Мухаммад Махди Табатабаи, известный как «Бахр уль-улум» («Море знания») – автор многочисленных работ; ему приписываются встречи с Имамом времени (А); умер в 1212 г. хиджры. Пишет:

الكتاب هو القرآن الكريم والفرقان العظيم والضياء والنور والمعجز الباقي على مرّ الدهور ، وهو الحقّ الذي لا يأتيه الباطل من بين يديه ولا من خلفه تنزيل من لدن حكيم حميد ، أنزله بلسان عربيّ مبين هدىً للمتقين وبياناً للعالمين

«Книга – это благородный Коран и великий Фуркан, он есть сияние и свет и чудо, которое останется до скончания веков. И он – Истина; искажение не подойдет к нему ни спереди, ни сзади; ниспослан от Мудрого, Славного».

(«Фаваид фи ильми ль-усуль» — махтут).

            16Великий шейх, шейх Джафар, известный как «Кашифу ль-гита» («Открывающий покровы»); умер в 1228 г. хиджры:

لا ريب في أنّ القرآن محفوظ من النقصان بحفظ الملك الدّيان ، كما دلّ عليه صريح الفرقان وإجماع العلماء في جميع الأزمان ، ولا عبرة بالنادر ، وما ورد من أخبار النقيصة تمنع البديهة من العمل بظاهرها

«Нет никаких сомнений, что Коран защищен от убавлений сохранением Царя Судного дня, как сказали об этом все ученые во все времена. И нет никакой достоверности у того малочисленного, что пришло относительно убавления в Коране».

(«Кашфу ль-гита фи ль-фикх», С. 299).

           17. Шейх Муса Табризи (умер в 1307 г. хиджры) в «Шарху ррасаиль» занимается темой защиты Корана от тахрифа.

18. Сейид Мухаммад Хусейн Шахрестани Хаири (умер в 1315 г. хиджры) посвятил книгу «Рисалату фи хезфи ль-китаб» защите Корана от искажения, где доказывает отсутствие искажений Корана с помощью сильных и убедительных далилей.

19. Алламе Мухаммад Джавад Балаги (умер в 1352 г. хиджры):

ولئن سمعت من الروايات الشاذّة شيئاً في تحريف القرآن وضياع بعضه ، فلا تقم لتلك الروايات وزناً ، وقل ما يشاء العلم في اضطرابها ووهنها وضعف رواتها ومخالفتها للمسلمين ، وفيما جاءت به في رواياتها الواهية من الوهية من الوهن وما ألصقته بكرامة القرآن مما ليس له شبه به

«А если ты услышал в некоторых редких риваяты об искажении Корана, то не придавай этим риваятам никакого значения, и говори то, о чем свидетельствует знание относительно их запутанности, выдуманности и слабости их передатчиков, а также об их противоречии мусульманам».

(«Алау ррахман фи тафсири ль-куран», С. 18).

Следующие известные ученые посвятили свои труды отрицанию искажения Корана:

Шариф Рази (умер в 406 г. хиджры).

Шейх ибн Идрис, автор «Сараиру филь фикх» (умер в 598 г. хиджры).

Фазиль Джавад, из ученых 11 века хиджры, автор «Шарху зебдати филь усуль».

Сейид Мухсин Амин Амили, автор «Шиа ва манар» (умер в 1371 г. хиджры).

Шейх Абдульхусейн Рошти Наджафи, автор «Кашфу ль-иштибах» (умер в 1373 г. хиджры).

Шейх Мухаммад Хусейн Кашифу ль-Гита, автор «Аслу шшиа ва усулиха» (умер в 1373 г. хиджры).

Шейх Ага Бозорг Техрани, автор «Тафнид каули авам фи кудуми ль-калам» (умер в 1389 г. хиджры).

Сейид Мухаммад Хусейн Табатабаи, автор известного тафсира «Аль-Мизан» (умер в 1402 г. хиджры) – посвящает в своем знаменитом тафсире отдельное исследование вопросу о тахрифе и приходит к выводу о его отсутствии.

Сейид Мухаммад Касим Хои, глава наджафской школы последнего столетия, автор «Байан фи тафсири ль-куран», где подробно рассматривает вопрос об искажении и утверждает его отсутствие с помощью глубоких и сильных далилей.

Сейид Мухаммад Реза Гульпайгани: выпустил фетву по данному вопросу.

Сейид Наджафи Мараши: выпустил фетву по данному вопросу.

Если бы мы приводили все высказывания шиитских ученых на эту тему, то пришлось бы написать сотни страниц. Шейх Мухаммад Хусейн Кашифу ль-гита говорит:

«Поистине, та книга, которая есть сейчас в руках мусульман, — это та самая Книга, которую ниспослал Аллах как чудо и научение законам, различающим между харам и халяль, и, поистине, нет в ней ни убавления, ни прибавления, ни искажения (тахриф), и в этом состоит иджма шиитов. Те же из них или из других течений Ислама, которые говорят об убавлении в ней или искажении, они – заблуждающиеся, и их слова отрицает сама великая Книга: “Поистине, Мы ниспослали Напоминание, и Мы его сохраняем”. И те риваяты, которые пришли с нашей или их стороны относительно убавления в Коране или его искажения, — слабые и исключительные, и они являются единичными (ахад), и нет в них пользы ни с точки зрения знания, ни с точки зрения действия, и им надо отказать во всяком значении и разбить их об стену».

(«Аслу шшиа ва усулиха», С. 101-102).

И говорит сейид Шарафуддин:

«Вопрос четвертый: приписывание шиитам мнения об искажении Корана через выпадение из него слов или аятов… И я говорю: прибегаем к Аллаху от такого мнения и отрекается перед Аллахом от такого невежества. Всякий, кто приписал нам такое мнение, — джахиль о нашем мазхабе или клеветник на нас. Поистине, великий Коран является абсолютно достоверным (мутаватир) по нашим преданиям от Имамов прямого руководства (А) со всеми своими аятами и словами, буквами и знаками, и никто не отрицает этого, кроме слабоумного (маутух), и все Имамы из Ахль уль-Бейт (А) сошлись на том, что он восходит к их предку Посланнику Аллаха (С), и в этом нет никакого сомнения…

Коран был собран еще при жизни Пророка (С) в таком же виде, каков он есть сейчас относительно порядка и расположения аятов, сур и прочих его слов и букв, безо всякого убавления или прибавления, замены или искажения…

Да, книги шиитов и суннитов не свободны от присутствия хадисов, говорящих о наличии убавлений в Коране, однако все наши ученые не придают им никакого веса, из-за слабости их санадов и противоречия их тому, что сильнее их по санаду, или больше по числу, или убедительнее по доказательствам. И они – единичные (ахад) риваяты, а единичные риваяты являются доводом, когда служат для действия, а эти не пригодны для этого, и их нужно разбить об стену».

(«Аджвабату масаиль», С. 27).

 

Комментирование закрыто.