Ответ на обвинения в ширке

Главное различие между шиитами и суннитами состоит в том, что мы признаем вилаят Ахль уль-Бейт (А), а они нет.

Аллах говорит в Коране:

إِنَّمَا وَلِيُّكُمُ اللّهُ وَرَسُولُهُ وَالَّذِينَ آمَنُواْ الَّذِينَ يُقِيمُونَ الصَّلاَةَ وَيُؤْتُونَ الزَّكَاةَ وَهُمْ رَاكِعُونَ

«Воистину, вашими покровителями (вали) являются Аллах, Его Посланник и верующие, которые выстаивают молитву и дают закят, преклонившись» (5: 55).

Это аят говорит о вилаяте (руководстве, покровительстве). Согласно всем толкованиям, и шиитским, и суннитским, под теми, кто «выстаивают молитву и дают закят, преклонившись», имеется в виду Али (А) и далее его потомство.

Обратим внимание, что Аллах не говорит: «Вашим покровителем являюсь только Я». Он называет три покровителя: Себя, Посланника и Али. Значит, Аллах призывает делать ширк, наделять властью кого-то помимо Себя? Это совершенно не так, поскольку понятно, что свою силу и особые полномочия Посланник и Имамы берут только у Аллаха и в гораздо большей степени являются его рабами (абд), чем остальные люди.

То есть Аллах устанавливает определенную систему вилаята, систему руководства людьми, в которой тем, кто входит в нее, гарантируется спасение. Имеется в виду определенная иерархия – Аллах, Пророк (С), Али и его потомки (А). В этой системе Пророк (С) и Непорочные из его рода выполняют определенную функцию, которая задана им Аллахом. То есть они не действуют самостоятельно и независимо. Они – посредники между Аллахом и людьми, покровители (вали) людей от Аллаха, который является высшим Покровителем.

Это понятно. Идем дальше. Коран говорит:

يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُواْ اللّهَ وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ

«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повинуйтесь обладателям власти среди вас» (4: 58).

Аят говорит, что эти улю аль-амр выполняют определенное «дело» среди людей, они поставлены как наместники, как исполнители «повеления», «приказа» — кого? Приказа Бога, конечно. То есть Бог поставил их среди людей как реализаторов Своего «дела», Своего «приказа», Своего «повеления». В этой связи они, конечно, наделены определенной силой, мощью, властью над творением. Осуществляют ли они это независимо, отдельно от Бога, есть ли их сила независимая от Бога сила? Конечно, нет. Потому что этот аят, как и первый из тех, которые мы привели, снова говорит о СИСТЕМЕ АЛЛАХА: сначала – Аллаха, потом – Посланник (С), потом – Имамы (А). Сам Аллах создал такую иерархию, такую систему руководства и управления творением.

Верно, что только Аллах достоин поклонения, только к Нему обращаются с мольбами, и только Он наделен силой и властью. Но если Сам Аллах пожелал дать силу и власть некоторым Своим творениям над другими, то остальным не остается ничего другого, как подчиняться, и здесь нет никакого противоречия Таухиду. Солдаты обращаются к царю через генерала, а не напрямую. Но это не означает, что генерал имеет самостоятельную силу, а не берет ее от царя.

Нам часто говорят: если вы признаете посредников между Богом и человеком, то тогда чем вы отличаетесь от христиан и суфиев? Мы отвечаем: принципиальная разница состоит в том, что христиане и суфии взяли себе покровителями тех людей, которых Аллах НЕ ПОСТАВИЛ и ничего не сказал о них в Своей Книге, тогда как мы взяли тех, о которых Аллах сказал и которых Он указал в качестве Своих наместников над всем творением. То есть христиане и суфии — ВНЕ Системы аллаха, а мы — ВНУТРИ этой Системы. В этом вся разница.

Один комментарий Добавить комментарий ↓