Имам Али (А) был храбрее Пророка (С)? Ответ на сомнение (шубху) ваххабитов

Ваххабиты приводят хадис из книги Ниматуллаха Джазаири «Анвар нумания», в таком виде:

«Шейх Садук привел сообщение от Пророка (С), что он сказал:
— Мне были дарованы три качества, которыми также обладал и Али,
но Али были дарованы три качества, которыми я был обделен.

Некоторые спросили:
— О Посланник Аллаха! Что же эти за три качества?

Пророк ответил:
— ……., что касается трех качеств, которыми был наделен Али и которыми я был обделен:
это отвага/бесстрашие, которыми обладал Али, и которой не было во мне….».

То есть риваят якобы говорит, что Имам Али (А) был храбрее Пророка (С). Целиком он звучит так:

روة الصدوق طاب ثراه عن النبي صلى الله عليه وأله قال : أعطيت ثلاثا و على مشاركي فيها، و أعطي على ثلاثة و لم أشاركه فيها فقيل يا رسول الله و ما الثلاث التي شاركك فيها على عليه السلام قال لواء الحمد لى و على حامله و الموثر لى و على ساقيه و الجنة و النار لى و علي قسيمهما، و أما الثلاث التي أعطي على و لم أشاركه فيها، فإنه اعطى شجاعة و لم أعطى مثله و اعطى فاطمة الزهراء و لم اعطى مثلها و اعطي ولديه الحسن و الحسين و لم اعطى مثلهما

Передал шейх Садук от Пророка (С), что он сказал: «Мне даны три качества, в которых Али является соучастником. И Али (А) даны три качества, в которых я не являюсь соучастником». 

У него спросили: «О Посланник Аллаха, что это за три качества, в которых Али (А) является соучастником?»

Он сказал: «Мне дано знамя славы, и Али — тот, кто несёт его. Мне дан источник Каусар, и Али — тот, кто будет поить из него. И мне даны Ад и Рай, и Али — разделяющий между ними. 

Однако что касается трёх качеств, которые даны Али (А) и в которых я не являюсь соучастником, то Али дана храбрость, а мне не дана такая же (храбрость), и Али дана Фатима Захра, а мне не дана (в жёны) такая, как она, и ему даны Хасан и Хусейн, а мне не даны (в сыновья) такие, как они».

(«Анвари нумания», том 1, С. 17).

Ответ на эту шубху:

1. Ниматуллах Джазаири передал данный риваят от Садука без указания источника, из которого он его взял, и без какого-либо иснада.

2. Возможно, Ниматуллах Джахаири ошибся в передаче риваята относительно слов о «храбрости», потому что в других наших источниках есть тот же самый риваят, но в нём нет таких слов.

Так, Алламе Маджлиси приводит в «Бихаре»

روي عن رسول الله صلى الله عليه وآله أنه قال: أعطيت ثلاثا وعلي مشاركي فيها، وأعطي علي ثلاثا ولم أشاركه فيها، فقيل له: يا رسول الله وما هذه الثلاث التي شاركك فيها علي عليه السلام؟ قال: لي لواء الحمد وعلي حامله، والكوثر لي وعلي ساقيه، ولي الجنة والنار وعلي قسيمهما، وأما الثلاث التي أعطيها علي  ولم أشاركه فيها فإنه أعطي ابن عم مثلي  ولم اعط مثله، وأعطي زوجته فاطمة ولم اعط مثلها، وأعطي ولديه الحسن والحسين ولم اعط مثلهما

Посланник Аллаха (С), что он сказал: «Мне даны три качества, в которых Али является соучастником. И Али (А) даны три качества, в которых я не являюсь соучастником». 

У него спросили: «О Посланник Аллаха, что это за три качества, в которых Али (А) является соучастником?»

Он сказал: «Мне дано знамя славы, и Али — тот, кто несёт его. Мне дан источник Каусар, и Али — тот, кто будет поить из него. И мне даны Ад и Рай, и Али — разделяющий между ними. 

Однако что касается трёх качеств, которые даны Али (А) и в которых я не являюсь соучастником, то Али дан такой двоюродный брат, как я, а мне не дан такой двоюродный брат, и Али дана Фатима Захра, а мне не дана (в жёны) такая, как она, и ему даны Хасан и Хусейн, а мне не даны (в сыновья) такие, как они».

(«Бихар», том 39, С. 90).

Шаззан ибн Джабраил приводит в «Фазаиль»:

ومما ورد عن رسول الله (صلى الله عليه وآله وسلم): أنه قال:

أعطيت ثلاثا وعلي مشاركني فيها، وأعطي علي ثلاثا ولم أشاركه فيها، فقيل له: يا رسول الله وما هي الثلاث الذي شاركك فيها علي؟

فقال: لي لواء الحمد وعلي حامله، والكوثر وعلي ساقيه، والجنة والنار وعلي قسيمهما أما الثلاث الذي أعطي علي ولم أشاركه فيها: أعطي حموا مثلي (1)، ولم أعط مثله، وأعطي فاطمة زوجته، ولم أعط مثلها، وأعطي الحسن والحسين، ولم أعط ولدا مثلهما

Посланник Аллаха (С), что он сказал: «Мне даны три качества, в которых Али является соучастником. И Али (А) даны три качества, в которых я не являюсь соучастником». 

У него спросили: «О Посланник Аллаха, что это за три качества, в которых Али (А) является соучастником?»

Он сказал: «Мне дано знамя славы, и Али — тот, кто несёт его. Мне дан источник Каусар, и Али — тот, кто будет поить из него. И мне даны Ад и Рай, и Али — разделяющий между ними. 

Однако что касается трёх качеств, которые даны Али (А) и в которых я не являюсь соучастником, то Али дан такой свёкор (отец жены), как я, а мне не дан такой свёкор, и Али дана Фатима Захра, а мне не дана (в жёны) такая, как она, и ему даны Хасан и Хусейн, а мне не даны (в сыновья) такие, как они».

(«Фазаиль» Шаззана ибн Джабраила, С. 56).

В «Амали» Туси:

عن ابن عقدة، عن علي بن محمد القزويني، عن داود بن سليمان، عن الرضا، عن آبائه عليهم السلام قال: قال رسول الله صلى الله عليه وآله لعلي عليه السلام:
يا علي إنك أعطيت ثلاثة لم اعط،  قلت: يا رسول الله ما أعطيت؟ فقال: أعطيت صهرا مثلي ولم اعط، وأعطيت زوجتك فاطمة ولم اعط، وأعطيت الحسن والحسين ولم اعط

Посланник Аллаха (С) сказал: «О  Али, тебе дарованы три качества, которые не дарованы мне. Тебе дан такой двоюродный брат, как я, а мне не дан такой двоюродный брат, и тебе дана Фатима Захра, а мне не дана в жёны такая, как она, и ему даны Хасан и Хусейн, а мне не даны в сыновья такие, как они».

(«Амали» Туси, С. 219).

И такой же хадис приводит шейх Садук в «Уйун ахбар реза», том 1, С. 219.

Таким образом, учитывая то, что Ниматуллах Джазаири не приводит ни иснада, ни источника хадиса, и то, что этот же хадис приведён множество раз в других наших источниках без слов о храбрости, мы можем заключить, что произошла ошибка при передаче со стороны самого автора книги.

3. Ваххабиты обрезали слова самого Ниматуллаха Джазаири, следующие сразу после этого хадиса. Он пишет:

و ينبغي أن
يراد بالشجاعة هنا اعمالها و ممارسة الحروب و الدخول فيها لا مبدئها من قوة القلب و الجرأة على
اقتحام الحروب لأن النبي صلى الله عليه و آله و سلم منها الحظ الأوفر . نعم لما كان الملك و السلطان
لم يباشر الحروب بنفسه المباركة بل تصدى لها علي عليه السلام .

«Под «храбростью» тут следует понимать деяния и проявление храбрости в войнах и участии в них, а не саму основу храбрости в виде силы сердца или мужества в войнах, ибо Пророку (С) принадлежит в такой храбрости большая доля, чем Али (А). Да, когда он был правителем (в Медине), он не принимал участия  непосредственно в сражениях, но посылал туда Али (А)».

Скан:

2

Иными словами, автор книги говорит, что под «храбростью» в этом риваяте надо понимать непосредственное участие в сражениях, и, как известно, Посланник Аллаха (С) не принимал прямого участия с самих схватках, но руководил ими. Являясь «Пророком милости», он не убил ни одного человека в своих войнах: убивал всегда Али (А). Таким образом, Али (А) являлся мечом Посланника Аллаха (С) и его разящей рукой, как сказано в хадисах, и именно это имеется в виду в данном риваяте (если вообще считать его достоверным). Если же под «храбростью» понимать мужество сердца, то Пророк (С), безусловно, был храбрее Али (А), как он выше его и всех других творений Аллаха в любых иных качествах и достоинствах.

Комментирование закрыто.