Ваххабиты приводят следующие хадисы из шиитских источников:
علي بن إبراهيم ، عن أبيه ، عن أحمد بن محمد بن أبي نصر ، عن أبان ، عن أبي عبد الله عليهالسلام قال لما فتح رسول الله صلى الله عليه و آله مكة بايع الرجال ثم جاء النساء يبايعنه فأنزل الله عز وجل : « يا أَيُّهَا النَّبِيُّ إِذا جاءَكَ الْمُؤْمِناتُ يُبايِعْنَكَ عَلى أَنْ لا يُشْرِكْنَ بِاللهِ شَيْئاً وَلا يَسْرِقْنَ وَلا يَزْنِينَ وَلا يَقْتُلْنَ أَوْلادَهُنَّ وَلا يَأْتِينَ بِبُهْتانٍ يَفْتَرِينَهُ بَيْنَ أَيْدِيهِنَّ وَأَرْجُلِهِنَّ وَلا يَعْصِينَكَ فِي مَعْرُوفٍ فَبايِعْهُنَّ وَاسْتَغْفِرْ لَهُنَّ اللهَ إِنَّ اللهَ غَفُورٌ رَحِيمٌ ». فقالت هند أما الولد فقد ربينا صغارا وقتلتهم كبارا وقالت أم حكيم بنت الحارث بن هشام وكانت عند عكرمة بن أبي جهل يا رسول الله ما ذلك المعروف الذي أمرنا الله أن لا نعصينك فيه قال لا تلطمن خدا ولا تخمشن وجها ولا تنتفن شعرا ولا تشققن جيبا ولا تسودن ثوبا ولا تدعين بويل فبايعهن رسول الله صلىاللهعليهوآله على هذا
«[Сообщил] ‘Али ибн Ибрахим, от своего отца, от Ахмада ибн Мухаммад ибн Абу Наср, от Абана, от Абу ‘Абдуллаха, мир ему, что он сказал: “Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род, завоевал Мекку, то ему присягнули мужчины. Затем [к нему] пришли женщины для присяги, и тогда Аллах, Всемогущ Он и Велик, ниспослал [следующий аят]: (О Пророк! Если к тебе придут верующие женщины, чтобы присягнуть в том, что они не будут приобщать сотоварищей к Аллаху, красть, прелюбодействовать, убивать своих детей, покрывать клеветой то, что между их руками и ногами, и ослушаться тебя в благих делах, то прими у них присягу и попроси у Аллаха прощения для них. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный)”. Хинд сказала: “Что касается [наших] детей, то мы воспитали их, когда они были детьми, а вы убили их, когда они стали взрослыми”. И сказала Умм Хукайм бинт аль-Харис ибн Хишам, будучи рядом с Икримой ибн Абу Джахлем: “О Посланник Аллаха! В чём заключаются благие дела, относительно которых повелел Аллах нам не ослушаться тебя?”. Он сказал: «НЕ БЕЙТЕ СЕБЯ ПО ЩЕКАМ, НЕ ЦАРАПАЙТЕ СВОИ ЛИЦА, НЕ РВИТЕ ВОЛОСЫ, НЕ РВИТЕ ВЫРЕЗ НА РУБАШКЕ, не очерняйте одежду и НЕ ПРИЧИТАЙТЕ [словами]: “Горе мне!”». Таким образом, они присягнули Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на этом». См. “аль-Кафи” (5/527).Мухаммад Бакыр аль-Маджлиси сказал: “Надежный или хороший хадис”. См. “Мират аль-укуль” (20/358)
Передал аль-Кулейни:
محمد بن يحيى، عن سلمة بن الخطاب، عن سليمان بن سماعة الخزاعي، عن علي بن إسماعيل، عن عمرو بن أبي المقدام قال: سمعت أبا جعفر (عليه السلام) يقول: تدرون ما قوله تعالى: (ولا يعصينك في معروف)؟ قلت: لا، قال: إن رسول الله (صلى الله عليه وآله) قال: لفاطمة (عليها السلام): إذا أنا مت فلا تخمشي علي وجها ولا تنشري علي شعرا [3] ولا تنادي بالويل ولا تقيمي علي نائحة، قال: ثم قال: هذا المعروف الذي قال الله عز وجل.
«[Сообщил] Мухаммад ибн Яхъя, от Салямы ибн аль-Хаттаба, от Сулеймана ибн Сама‘а аль-Хуза‘и, от Али ибн Исма‘иля, от Амра ибн Аби-ль Микдама, что он слышал, как Абу Джа‘фар, мир ему, спросил: “Знаете ли вы, что [значат] слова Всевышнего: (и ослушаться тебя в благих делах)? Я сказал: “Нет”. Он сказал: “Воистину, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род, сказал Фатиме, мир ей: “Когда Я УМРУ, оплакивая меня, НЕ ЦАРАПАЙ СВОЕ ЛИЦО, не распускай свои волосы, НЕ ВЗЫВАЙ СЛОВАМИ “Горе мне!“, и не нанимай плакальщиц!”». См. “аль-Кафи” (5/527).
Ответ на это:
1. Эти хадисы касаются только женщин, а не мужчин. В обоих случаях мы видим, что Посланник Аллаха (С) обращается к женщинам: не рвите на себе одежду, не распускайте волосы, поскольку то и другое относится к аурату женщины, а в шариате для женщины запрещено раскрывать свой аурат, в отличие от времени джахилии. В эпоху джахилии среди женщин было принято в знак траура и выражения своего горя прилюдно (в присутствии чужих мужчин) разрывать на себе одежду и распускать волосы. Посланник Аллаха (С) говорит, что в Исламе это запрещено.
2. Перечисленные действия (царапание лица, распускание волос, разрывание одежды) — это проявления джаза, которое само по себе является макрухом (нежелательным действием), кроме джаза по Хусейну (А).
Имам Садык (А) сказал:
كلُّ الجزع والبكاء مكروهٌ سوى الجزع والبكاء على الحسين
«Всякое джаза и плач — макрух, кроме джаза и плача по Хусейну (А)».
(«Васаилу шиа», том 3, С. 282).
Джаза — это потеря самообладания, то есть противоположность сабра. Впадая в джаза, человек начинает совершать действия, перечисленные в хадисах, приведённых выше: царапать лицо, разрывать одежду и так далее. Имам Садык (А) говорит: всякое джаза и плач при этом джаза (не всякий плач, а именно плач как часть джаза) нежелательны в Исламе, кроме джаза по Хусейну (А). То есть для Хусейна (А) и горя по нему сделано исключение. И в других хадисах читаем:
От Мисма ибн Абдульмалика Кирдина, что Имам Садык (А) сказал ему: «Вспоминаешь ли ты, что случилось с Хусейном?» Он сказал: «Да». Имам спросил: «И ты теряешь самообладание (то есть проявляешь джаза)?» Он сказал: «Да, клянусь Аллахом! И я плачу по нему, так что следы этого видны на моём лице». Имам (А) сказал: «Да помилует Аллах твои слезы! Поистине, ты — из числа тех, кто будет записан среди тех, кто терял самообладание ради нас!»
(«Камилу зиярат», С. 214).
Также Имам Садык (А) сказал:
علي مثل الحسين فلتشق الجيوب ولتخمش الوجوه ولتلطم الخدود
«По Хусейну (А) надо рвать на себе одежду, и царапать себе лица, и бить себя по щекам».
(«Васаилу шиа», том 15, С. 583).
Шейх Туси также приводит его слова:
ولقد شققنَ الجيوب ولطمنَ الخدود الفاطمياتُ على الحسين بن علي (ع)، وعلى مثله تُلطم الخدود وتُشقُّ الجيوب
«Женщины из рода Фатимы (А) разорвали на себе одежды (то есть ворот одежды) и били себя по лицам для Хусейна ибн Али (А). И вот, для него бейте себя по щекам и рвите на себе одежды».
(«Тахзиб», том 8, С. 325).
3. Хадисы, приведённые в начале статьи, говорят о проявлениях джаза, а не о плаче. Дозволенность плача в Исламе не отрицает никто, даже ваххабиты (кроме совсем уже сумасшедших из их числа), поскольку о нём сказано во многих аятах Корана и достоверных хадисах Пророка (С), в том числе в источниках «ахлу сунна». Например:
«Когда им читаются знамения Милосердного, они падают ниц, поклоняясь и плача» (19: 58).
«И падают на бороды, плача, и увеличивает он в них смирение» (17: 109).
«И побелели его очи от печали, и он сдерживал скорбь» (12: 84) — то есть Йакуб (А) из-за своей скорби по Йусуфу (А).
О плаче Посланника Аллаха (С) по Хамзе передаёт Халаби в своей «Сире»:
لما رأى النبى حمزه قتيلا، بكى فلما راى ما مثّل به شهق
«Когда Посланник Аллаха (С) увидел, что Хамза убит, заплакал, а когда узнал, что его тело было изувечено, громко зарыдал».
(«Сира» Халаби, том 2, С. 247).
Абдуллах ибн Масуд говорит о силе плача Посланника Аллаха (С) по Хамзе:
ما رأينا رسول اللّه صلّي الله عليه و آله وسلّم باكياً أشدّ من بكائه علي حمزه، وضعه في القبله، ثمّ وقف علي جنازته، وانتحب حتّي بلغ به الغشي، يقول: يا عمّ رسول اللّه! يا حمزه! يا أسد اللّه! وأسد رسوله! يا حمزه! يا فاعل الخيرات! يا حمزه! يا كاشف الكربات! يا حمزه! يا ذابّ عن وجه رسول اللّه!.
«Мы не видели, чтобы Посланник Аллаха (С) плакал так же громко, как он плакал по Хамзе! Он положил его тело по направлению к кибле, а затем встал рядом с ним и плакал так сильно, что лишился чувств».
(«Захаиру ль-укба», С. 181).
فلم تبك امرأه من الأنصار علي ميّت بعد قول رسول اللّه صلّي الله عليه و آله وسلّم لكنّ حمزه لابواكي له إلي اليوم إلّا بدأت البكاء علي حمزه.
«Женщины ансаров не плакали ни по одному из своих мужчин (то есть на протяжении всего времени, а не только после битвы Ухуд), кроме как начав с плача по Хамзе, потому что Посланник Аллаха (С) сказал, что его некому оплакивать».
(«Маджму аз-заваид», том 6, С. 126).
Хорошо известно из всех исламских источников, что Посланник Аллаха (А) был в горе после смерти своего годовалого сына Ибрахима и плакал по нему. Он так плакал по нему, что Абдуррахман ибн Ауф спросил:
«وأنت يا رسول اللّه؟»
«И ты тоже (так плачешь), о Посланник Аллаха?»
Он сказал:
«يا ابن عوف، إنّها رحمه»
«О Ибн Ауф, это (то есть слёзы по утрате) – милость».
А потом сказал:
إنّ العين تدمع، والقلب يحزن، ولانقول إلّا ما يرضي ربّنا، وإنّا بفراقك يا إبراهيم لمحزونون.
«Поистине, слёзы льются из глаз, и сердце в печали, но мы не говорим ничего, кроме того, чем доволен Господь наш. Мы скорбим и печалимся по разлуке с тобой, о Ибрахим!»
(«Сахих» Бухари, том 2, С. 85; «Сахих» Муслима, том 4, С. 1808 и многие другие источники «ахлу сунна»).
Еще больше хадисов о плаче Посланника Аллаха (С) по своим близким и сподвижникам читайте тут.