Ваххабиты приводят ряд риваятов из шиитских книг, якобы запрещающих возведение мечетей и построек на могилах. Они думают, что если у нас есть несколько риваятов, похожих на суннитские, то мы обязательно должны понимать их так же, как суеверные джахили Ибн Абдульваххаб или Ибн Теймия. Давайте разберём эти риваяты:
1. وعنهم ، عن سهل ، عن جعفر بن محمد الأشعري ، عن ابن القداح ، عن أبي عبدالله ( عليه السلام ) قال : أمير المؤمنين ( عليه السلام ) : بعثني رسول الله ( صلى الله عليه وآله ) في هدم القبور وكسر الصور.
Сообщается от Имама Садыка (А), что он сказал: «Сказал повелитель правоверных Али (А): “Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род, послал меня с тем, чтобы я сровнял могилы с землей и уничтожил изображения”».
(«Васаилу шиа» (5/305) №6614).
Из смысла хадиса ясно, что Посланник Аллаха (С) послал Али (А) уничтожить места поклонения многобожников, где стояли изображения их богов. А поскольку могилы обычно и были такими местами, где многобожники поклонялись своим богам и их изображениям, Посланник Аллаха (С) велел уничтожить их вместе с этими изображениями. Поэтому ясно, что данный приказ относился только к пережиткам джахилии и ширка, а никак не к могилам мусульман.
Имам Бакир (А) говорит:
إن رسول الله صلى الله عليه وآله سلّ إبراهيم ابنه سلاًّ، ورفع قبره
«Посланник Аллаха (С) возвёл могилу своего сына Ибрахима и возвысил её».
(«Васаилу шиа», том 3, С. 192).
То есть могила Ибрахима, сына Пророка (С), возвышалась над землей. Значит, Посланник Аллаха (С) отдал Имаму Али (А) приказ уничтожить могилу своего сына, которую сам же возвёл?!
Как передано в источниках «ахлу сунна», Посланник Аллаха (С) своими руками сделал могилу сахаба Усмана ибн Маз‛уна и положил на неё камень. Приведено в «Сунане» Абу Давуда:
لمّا مات عثمان بن مظعون خُرج بجنازته فدُفن فأمر النبي (صلى الله عليه وآله) رجلاً أن يأتي بحجر فلم يستطع حمله فقام إليه رسول الله (صلى الله عليه وآله) وحسر عن ذراعيه… ثم حملها فوضعها عند رأسه وقال:
(أُعَلِّمُ بها قبرَ أخي وأدفن إليه من مات مِن أهلي)
«Когда умер Усман ибн Маз‛ун, его тело было похоронено. И тогда Посланник Аллаха (С) велел одному человеку, чтобы он поставил туда камень. Однако камень был так велик, что тот человек не мог сам перенести его. Тогда Посланник Аллаха (С) помог ему сделать это своими руками… Так они перенесли его и положили над головой похороненного. И он сказал: “Тем самым место могилы моего брата будет известно, и его родственники смогут хоронить членов своей семьи около негоˮ».
(«Сунан» Абу Давуда, том 2, С. 81).
Альбани назвал этот хадис «хасан» («Ахкаму джанаиз», С. 155), а Ибн Хаджар — «сахих».
После смерти самого Посланника Аллаха (С) была возведена его могила; над ней находилось строение, и люди посещали её днём и ночью. Ни Имам Али (А), ни кто-либо из сподвижников и табиинов не возражали против этого: тут согласны и шиитские, и суннитские источники. Если возведение могил и строений над ними, равно как и их посещение, — это ширк, как пытаются убедить нас суеверные ваххабиты, то, значит, все сподвижники и табиины сошлись на ширке и совершали его! Как это согласуется с убеждением «ахлу сунна» в их праведности? Их источники даже утверждают, что Айша ЖИЛА в одном помещении с могилой Пророка (С), а потом Абу Бакр и Умар мечтали быть похороненными там. В качестве одного из доводов «праведности» этих двух они приводят то, что те были похоронены рядом с могилой Пророка (С). Так как же быть, если могилы есть следы ширка, и надо их уничтожить?! Когда же вы перестанете лицемерить?
2. وعن علي بن إبراهيم ، عن أبيه ، عن النوفلي ، عن السكوني ، عن أبي عبدالله ( عليه السلام ) قال : قال أمير المؤمنين ( عليه السلام ) : بعثني رسول الله ( صلى الله عليه وآله ) إلى المدينة فقال : لا تدع صورة إلا محوتها ، ولا قبراً إلا سويته ، ولا كلباً إلا قتلته.
Сообщается от Имама Садыка (А), что повелитель правоверных Али (А) сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род, отправил меня в Медину, сказав: “Не оставляй ни одного изображения, кроме как не уничтожив его, и ни одну могилу, кроме как не сровняв ее с землей, и ни одну собаку, кроме как не убив ее”» .
«Васаилу шиа» (5/306).
Этот хадис говорит то же самое, что и первый, и к нему относится всё то, что мы сказали выше.
3. عن سماعة بن مهران أنه سأل أبا عبد الله عن زيارة القبور وبناء المساجد فيها فقال: أمّا زيارة القبور فلا بأس بها ، ولا يُبني عندها مساجد
Сообщается от Сама’а Ибн Михрана, что он спросил Имама Садыка (А) о посещении могил и постройки мечетей над ними, на что он ответил: «Что касается посещения могил, то нет проблемы в этом, но нельзя строить возле них мечети».
(«Васаилу шиа» (3/234).
Как следует из контекста этого хадиса и сопоставления его с другими, значение «мечетей» (масджид) относится тут к языковому смыслу этого слова — как места для саджды («масджид», то есть мечеть, означает буквально «место для саджды», «место, где совершают саджду»). Это означает, что нельзя строить над могилами места для совершения саджды на них. Это подтверждает и четвёртый хадис: Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род: «Не берите мою могилу в качестве киблы или мечети, ибо, поистине, Аллах проклял иудеев за то, что они взяли могилы своих пророков в качестве мечетей» См. «Васаилу шиа» (3/235).
В оригинале хадиса снова использовано слово «масджид», то есть «место для саджды». Посланник Аллаха (С) говорит: «Не берите мою могилу киблой или местом для совершения саджды (то есть не совершайте на ней саджду), потому что Аллах проклял иудеев за то, что они взяли могилы своих пророков в качестве масджидов (мест для саджды; то есть Аллах проклял иудеев за то, что они совершали саджду прямо на могиле)».
И как говорит Имам времени Махди (А):
أما السجود على القبر فلا يجوز في نافلة ولا فريضة ولا زيارة، بل يضع خدّه الأيمن على القبر
«Саджда на могилу не разрешается ни в обязательном намазе, ни в желательном, ни во время зиярата. Однако можно класть на могилу свою щёку».
(«Тахзиб» Туси, том 2, С. 228).
А что касается возведения мечетей рядом с могилами, так что верующие поклоняются в них Аллаху по соседству с могилами праведников, то в этом нет никакой проблемы, и это — практика, одобренная Кораном: «А те, чьё мнение победило, сказали: “Мы непременно воздвигнем над ними мечетьˮ» (18: 22) — то есть воздвигнем мечеть над могилой «людей в пещере» после их смерти.
Большинство тафсиров «ахлу сунна» сошлись на том, что «те, чьё мнение победило», были верующими. Куртуби пишет:
فقال الملك: إبنوا عليهم بنياناً، فقال الذين هم على دين الفتية: اتخذوا عليهم مسجداً
«Царь сказал: “Возведите над ними строениеˮ. И сказали те, кто стояли на религии этих людей (то есть людей пещеры): “Воздвигните над ними мечетьˮ».
(«Тафсир» Куртуби, том 10, С. 379).
Иначе говоря, верующие люди того времени, стоявшие на пути истины, сошлись на том, что над могилами «людей в пещере» должна быть построена мечеть, и их мнение победило, и мечеть была построена. Аллах указывает на это в Своей Книге, нисколько не выражая порицание их действиям. А это значит, что их действия были правильными и соответствующими религии Аллаха.
И более того — Запретная мечеть вокруг Каабы, которая несколько раз упомянута в Коране и к которой совершают хадж все мусульмане — это не что иное, как кладбище! Ведь, согласно хадисам, в ней похоронено множество пророков — например, пророк Исмаил (А). Захаби пишет:
يذكرون أن عُمر إسماعيل بن إبراهيم الخليل مائة وثلاثون سنة وأنه دُفن في الحجر مع أمه هاجر
«Говорят, что возраст Исмаила ибн Ибрахима был 130 лет, и что он похоронен вместе со своей матерью Хаджар у Хиджра (то есть внутри Запретной мечети, возле Каабы)».
(«Тарих ислам», том 1, С. 20).
Таким образом, Запретная мечеть построена прямо на могилах: так как же Аллах мог восхвалять достоинства этой мечети?! И как вы можете читать там намаз, ведь запрещено строить мечети у могил!
Что же касается хадисов, говорящих о желательности совершения намаза рядом с могилами Имамов (А), то их — бесчисленное множество, так что пришлось бы написать целую книгу, если бы мы хотели привести все их. Например:
عن أبي عبد الله الحراني قال: ”قلت لأبي عبد الله عليه السلام: ما لمن زار قبر الحسين عليه السلام؟ قال: من أتاه وزاره وصلى عنده ركعتين كُتب له حجة مبرورة، فإن صلى عنده أربع ركعات كُتبت له حجة وعمرة. قلت: جُعلت فداك؛ وكذلك لكل مَن زار إماما مفترضة طاعته؟ قال: وكذلك كل مَن زار إماما مفترضة طاعته
От Абу Абдилляха Харрани: «Я спросил у Имама Садыка (А): “Какова награда того, кто посетит могилу Хусейна?ˮ Он сказал: “Тот, кто посетит его могилу и сделает возле неё два ракята молитвы — Аллах запишет ему принятый хадж. А если он совершит возле неё четыре ракята — Аллах запишет ему хадж и умруˮ. Я спросил: “И такова же награда того, кто посетит Имама, подчинение которому обязательно?ˮ. Он сказал: “И такова же награда того, кто посетит Имама, подчинение которому обязательноˮ».
(«Тахзиб» Туси, том 6, С. 79).
Или другой хадис:
يا علي من عمَّرَ قبوركم وتعاهدها فكأنما أعان سليمان بن داود على بناء بيت المقدس! ومن زار قبوركم عدل ذلك له ثواب سبعين حجة بعد حجة الإسلام، وخرج من ذنوبه حتى يرجع من زيارتكم كيوم ولدته أمه، فأبشر وبشِّر أولياءك ومحبيك من النعيم وقرّة العين بما لا عين رأت ولا أذن سمعت ولا خطر على قلب بشر، ولكن حثالة من الناس يعيرِّون زوّار قبوركم بزيارتكم كما تُعيَّر الزانية بزناها! أولئك شرار أمتي! لا نالتهم شفاعتي! ولا يردون حوضي
Посланник Аллаха (С) сказал: «О Али! Тот, кто будет посещать ваши могилы — как будто помогал Сулейману ибн Давуду при строительстве Бейт макдас. Награда посетившему ваши могилы будет равна семидесяти хаджам, и ему простятся все его грехи, как будто он только что родился из живота матери. Возрадуйся же и обрадуй тех, кто дружит с тобой и любит тебя, благами и радостью глаз, какие не видел ни один взор, и не слыхало о них ни одно ухо, и не знало их ни одно человеческое сердце! Те же отбросы людей, которые будут порицать тех, кто совершает зиярат к вашим могилам, подобно тому как прелюбодейку порицают за прелюбодеяние, — они худшие люди моей уммы. Их не коснётся моё заступничество, и они не приблизятся к моему источнику».
(«Тазхиб» Туси, том 6, С. 22).
Как видим, Посланник Аллаха (С) описал тут насибитов и ваххабитов, строящих сомнения по поводу посещения могил Ахль уль-Бейт (А), как «отбросы», которых не коснётся его заступничество и которые не войдут в Рай.
4. Сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род: «Не берите мою могилу в качестве киблы или мечети, ибо, поистине, Аллах проклял иудеев за то, что они взяли могилы своих пророков в качестве мечетей» .
«Васаилу шиа» (3/235).
Этот хадис был только что разъяснён. Он присутствует также в источниках «ахлу сунна». Необходимо дополнить к этому разъяснению лишь один момент: как известно, со времени смерти Пророка (С) и до сих пор место его могилы является также мечетью. Она так и называется: «Мечеть Пророка (С)». Эту мечеть и могилу в ней посещают все мусульмане, не только шииты. Если понимать приведённый хадис так, как делают это ваххабиты, то получится, что все мусульмане безо всякого исключения прокляты, подобно иудеям, за то, что взяли могилу своего Пророка (С) в качестве мечети. Однако если понимать данный хадис согласно шиитскому толкованию, то тут не будет никакой проблемы.
Таким образом, две важнейших святыни Ислама — Запретная мечеть в Мекке и Мечеть Пророка в Медине — обе являются мечетями, возведёнными на могилах! И что же предлагают нам ваххабиты — при их понимании упомянутых выше хадисов? Разрушить эти мечети? Не совершать в них намаз? Хотелось бы услышать, что именно они думают по данному поводу.
5. Что же касается ряда других риваятов, которые говорят о запретности возведения строений на могилах, то они несут в себе тот смысл, что запрещено возводить на них строения для поклонения самим могилам, как это делали люди джахилии, или для совершения саджды на могилах, как это делали иудеи и христиане.
عَلِيُّ بْنُ الْحُسَيْنِ عَنْ مُحَمَّدِ بْنِ الْحُسَيْنِ بْنِ أَبِي الْخَطَّابِ عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَسْبَاطٍ عَنْ عَلِيِّ بْنِ جَعْفَرٍ قَالَ سَأَلْتُ أَبَا الْحَسَنِ مُوسَى ع عَنِ الْبِنَاءِ عَلَى الْقَبْرِ وَ الْجُلُوسِ عَلَيْهِ هَلْ يَصْلُحُ قَالَ لَا يَصْلُحُ الْبِنَاءُ عَلَيْهِ وَ لَا الْجُلُوسُ وَ لَا تَجْصِيصُهُ وَ لَا تَطْيِينُهُ
Сообщается от ‘Али Ибн Джа’фара, что он сказал: «Я спросил Абу-ль Хасана Мусу (Имама Казыма) о том, можно ли строить надстройку над могилой и сидеть на ней, на что он сказал: “Нельзя строить над ней надстройку, сидеть на ней, покрывать ее гипсом и покрывать ее глиной!”».
«Васаилу шиа» (3/210).
محمد بن الحسن بإسناده عن الحسين بن سعيد ، عن النضر بن سويد ، عن القاسم بن سليمان ، عن جراح المدائني ، عن أبي عبدالله ( عليه السلام ) قال : لا تبنوا على القبور ولا تصوروا سقوف البيوت فإن رسول الله ( صلى الله عليه وآله ) كره ذلك
Сообщается от Имама Садыка (А), что он сказал: «Не стройте строения над могилами, и не ставьте изображения на крышах домов, ибо, поистине, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род, ненавидел это».
«Васаилу шиа» (5/306).
وعن أبيه ، عن ابن سنان ، عن أبي الجارود ، عن الأصبغ بن نباتة ، عن أمير المؤمنين ( عليه السلام ) قال : من جدد قبراً أو مثل مثالاً فقد خرج من الإسلام.
Сообщается от повелителя правоверных ‘Али, что он сказал: «Тот, кто обновил могилу или изваял изображение, вышел из Ислама».
«Васаилу шиа» (5/306).
Понимание данных риваятов в этом смысле, который был указан выше, является обязательным, потому что иначе они начинают противоречить аяту Корана о мечети над могилой «людей в пещере».
Из самого матна этих хадисов очевидно, что они говорят об обычаях времени джахилии: «Не стройте строения над могилами, и не ставьте изображения на крышах домов; «Тот, кто обновил могилу или изваял изображение, вышел из Ислама».
Ваяли изображения и ставили их на крышах домов многобожники, и они же возводили строения над могилами в целях поклонения им. Однако никто из мусульман не делает этого.
Это первое.
Второе, что нужно сказать по данному поводу: во всех упомянутых хадисах использовано слово «’аля», которое означает «на». В более точном переводе риваяты будут звучать так: «Не стройте строения НА могилах». Речь идёт о скульптурах, высоких стеллах или надгробиях, которые обычно возводятся над могилами у многобожников или христиан (особенно над могилами знатных и выдающихся людей).
В шиитских комплексах, где погребены непорочные Имамы (А) или праведники, никогда не возводились и не возводятся какие-либо строения на их могилах — вроде скульптур или высоких надгробий. Сами эти могилы не возвышаются больше чем на высоту в четыре пальца, как и пришло в хадисах. Что же касается комплекса, окружающего могилу — то есть самой мечети или, как мы это называем, «харама» или «машхада», то это не постройка НА могиле, а то, что окружает её.
Итак, правильное понимание всех приведённых выше риваятов состоит в том, что запрещено совершать саджду на могилах, подобно тому как делали иудеи и христиане, и запрещено делать их местами поклонения идолам, как делали это люди джахилии и многобожники. А что касается строительства мечетей возле могил Имамов (А) и праведников и совершения ибадата в них, то это — не только не запретно, но и желательно в религии Ислам.
Множество учёных «ахлу сунна» также подтверждает эту точку зрения.
Например, Ибн Абдульбарр пишет:
في هذا الحديث إباحة الدعاء على أهل الكفر وتحريم السجود على قبور الأنبياء، وفي معنى هذا أنه لا يحل السجود لغير الله عز وجل، ويحتمل الحديث أن لا تُّجعل قبور الأنبياء قبلة يصلى إليها (…) وقد زعم قوم أن في هذا الحديث ما يدل على كراهية الصلاة في المقبرة وإلى القبور؛ وليس في ذلك عندي حجة
«И в этом хадисе есть запрет на совершения саджды на могилах пророков… Некоторые стали ложно думать, что этот хадис запрещает совершать молитву среди могил или на кладбище. Однако я не нашёл в нём довода на это».
(«Тамхид» Ибн Абдульбарра, том 6, С. 383).
Приведено в книге Навави «Китабу ль-азкар» по поводу зиярата могилы Пророка (С):
«А когда ты совершишь приветствие мечети, подойди к благородной могиле, повернись к кибле и приветствуй его (Пророка) тихим голосом: ”Мир тебе, о Посланник Аллаха! Мир тебе, о лучшее творение Аллаха!…“»
Скан:
Такой великий сахаб, как Абу Айуб Ансари совершал зиярат к могиле Пророка (С). Приводит Ахмад ибн Ханбал в «Муснаде», хадис 23476:
«Однажды Марван увидел, как некий человек положил своё лицо на могилу (Пророка). Он подошел и спросил: ”Знаешь ли ты, что ты делаешь?“ Тут он увидел, что это Абу Айюб. Тот ответил: ”Да. Я пришел не к камню, а к Пророку (ДБАР). Я слышал от Посланника Аллаха (ДБАР), что он сказал: ‘Не плачьте по религии, когда над нею стоит достойный её человек. Но плачьте по религии, когда над ней стоит недостойный её‘“».
Скрин:
В примечании к этому хадису комментатор Хамза Зейн, известный ученый «ахлу сунна», называет этот хадис «сахих».
Альбани говорит: Пророк (С) предписал зиярат могил – хадис передан по иснаду «сахих»!
В книге Альбани «Ахкаму джанаиз» на странице 230 приводится хадис от Айши:
«…Я спросил у неё: “Разве Пророк (С) не запретил зиярат могил?” Она сказала: “Да, но потом он повелел совершать зиярат к ним”». И в другом риваяте от неё: «Посланник Аллаха (С) предписал делать зиярат к могилам».
И ниже этого хадиса Альбани пишет (выделено зелёным): «Захаби сказал об этом хадисе, что он сахих, и Бусири сказал, что его иснад сахих, и все передатчики – достоверные (сига), и он и есть таков, как сказали эти двое».
Скан:
Ибн Кейм Джаузи – ученик Ибн Теймии – передает от ханбалитского имама Ибн Акиля в книге «Бидаи ль-фаваид», том 3, страница 135: «Сказал Ибн Акиль: у меня спросили: “Что выше – комната Пророка (где находится его могила) или Кааба?” И я сказал: “Если иметь в виду одну только комнату (без Пророка), то Кааба выше. Но если иметь в виду комнату, в которой находится он (то есть его тело), то нет, клянусь Аллахом! И Трон, и райские сады, и небесные светила не выше этой комнаты! Ибо в этой комнате находится тело, которое, если взвесить его на весах обеих частей бытия (зримое и незримое), оно перевесит их!»
Как характеризует данного учёного Захаби? В книге «Сиру аалями нубала», в томе 19 на странице 443 он пишет о нем: «Ибн Акиль – имам, самый знающий (аллама), море знаний, шейх ханбалитов».
Итак, возведение мечетей около могил и зиярат к ним является дозволенной практикой не только с точки зрения шиитов, но и с точки зрения четырёх суннитских мазхабов. Мнение же ваххабитов по данному вопросу не соответствует ни Корану, ни Сунне, ни разуму.