Краткий конспект статьи из ежегодника «Ишрак» (Фонд исследований исламской культуры)
Истина состоит в согласии с 14 Непорочными (А), ложь — в несогласии с ними. Всякая попытка толковать Ислам в несогласии со словами Имамов (А) является куфром. Мерилами истины являются Коран и хадисы от Ахль аль-Бейт (А).
Ибн аль-Араби допускал высказывания, которые можно понимать в том смысле, что он стоит выше Печати Пророков (ДБАР), шиитов считал свиньями, а Фараона — спасённым. Причислял Умара к числу непорочных, о чем никогда не заявлял ни сам Умар, ни кто-либо из суннитов. А также считал его наряду с Абу Бакром, Усманом и Мутаваккилем обладателями внешнего и внутреннего халифата (при том, что Мутаваккиль запретил зиярат Имама Хусейна, отрубал руки его паломникам и приказал перекопать землю Кербелы).
Шейх Ахсаи полагал, что попытки выдать такого человека за шиита свидетельствуют о всяком забвении любого шиитского знания людьми, пытающимися сделать это. Многие воззрения Ибн аль-Араби противоречат ключевым положениям Ислама. Ибн аль-Араби, исходя из своего «видения» говорит, что даже Биляль Хабаши стоял выше Пророка (ДБАР). В книге «Геммы мудрости» Ибн аль-Араби пересказывает свой сон и толкует его таким образом, что он является печатью святых, при этом намекая на то, что его положение выше положения Печати Пророков (А).
Шейх Ахсаи говорил, что Ибн аль-Араби надо называть не «Оживителем религии» (Мухии дин), а «Умертвителем религии» (Мумиту ддин).
Шейх Ахсаи был уверен, что Божественная сущность непознаваема, ибо для познания необходимо, чтобы познающий и познаваемое были однокоренными вещами, тогда как между Аллахом и творением нет ничего общего: они не соучаствуют даже в бытии. Тем самым полностью опровергается доктрина «вахдат уль-вуджуд» — «единство бытия». Бытие Бога отличается от бытия творения тем, что противоположность второго — то есть небытие творения — можно представить, тогда как небытие Бога непредставимо. Следовательно, бытие Бога не имеет ничего общего с бытием творения, и разницу между между этими двумя видами бытия нельзя свести к различию в интенсивности.
Таким образом, Бог и тварь не соучаствуют ни в чем, и утверждение о единстве бытия Бога и бытия творения — ложно.
Познание Бога сводится к познанию Его атрибутов, которые сотворены и не принадлежат к Его самости. Эти атрибуты проявляются на разных стоянках Мухаммада и его рода. Они являются необходимым звеном в цепочке нисхождения милости со стоянки божественного желания (машийа) на остальную тварь. Всякая милость, будь то бытие твари или еще что-то, творится и оказывается Богом посредством Мухаммада и его рода. Четырнадцать Непорочных (А) являются окнами в другие миры, и всё, что может проявиться в этом мире из тех миров, проявляется через них. В наше же время всякое божественное предопределение снисходит на этот мир посредством Скрытого от глаз Повелителя времени.
Постичь мир таким, каков он есть, — значит постичь положение Имамов (А). Поскольку Ибн аль-Араби отказался от их посредничества, это означает, что всякие его притязания на познание истины ложны в самом их корне.