Согласно источникам «ахлу сунна», Посланник Аллаха (С) совершал саджду (земной поклон) только на землю или то, что произрастает из неё. Саджда на что-то, кроме земли, — бидаат, и намаз с такой садждой не принимается.
В «Сахихе» Бухари приведено, что Посланника Аллаха (С) сказал:
وَجُعِلَتْ لِي الأَرْضُ مَسْجِدًا وَطَهُورًا
«Земля сделана для меня местом для саджды и средством очищения…».
(«Сахих» Бухари, том 1, С. 74).
Скан:
Спросим у «ахлу сунна»: вы совершаете тайаммум на землю или на ковёр? Как вы совершаете тайаммум на землю — так же и саджда должна совершаться на землю.
В «Сахихе» Муслима читаем:
حَدَّثَنَا أَبُو سَعِيدٍ الْخُدْرِيُّ، «أَنَّهُ دَخَلَ عَلَى رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، فَوَجَدَهُ يُصَلِّي عَلَى حَصِيرٍ يَسْجُدُ عَلَيْهِ»
От Абу Саида Худри, что он вошёл к Посланнику Аллаха (С) и увидел, как он молится на циновке (то есть коврике из листьев) и совершает саджду на неё».
(«Сахих» Муслима, том 1, С. 458).
Скан:
Хаким Нейшабури приводит:
«أَنَّ النَّبِيَّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ سَجَدَ عَلَى الْحَجَرِ» هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحُ الْإِسْنَادِ، وَلَمْ يُخَرِّجَاهُ
«Пророк (С) совершал саджду на камень».
И дальше пишет: «Этот хадис — сахих по критериям Бухари и Муслима, но они не привели его».
(«Мустадрак», том 1, С. 646).
Скан:
В «Сунане» Ибн Маджи читаем:
حَدَّثَنَا أَبُو بَكْرِ بْنُ أَبِي شَيْبَةَ قَالَ: حَدَّثَنَا عَبَّادُ بْنُ الْعَوَّامِّ، عَنِ الشَّيْبَانِيِّ، عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ شَدَّادٍ قَالَ: حَدَّثَتْنِي مَيْمُونَةُ، زَوْجُ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ، قَالَتْ: كَانَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: «يُصَلِّي عَلَى الْخُمْرَةِ»
Передано от Меймуны, жены Пророка (С): «Посланник Аллаха (С) совершал саджду на кусок пальмового листа».
(«Сунан» Ибн Маджи, том 1, С. 328).
Скан:
Этот же хадис есть в Бухари и Муслиме:
كَانَ النَّبِيُّ صَلَّي اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ يُصَلِّي عَلَي الْخُمْرَةِ
«Пророк молился на кусок пальмового листа».
(«Сахих» Бухари, том 1, С. 101; «Сахих» Муслима, том 2, С. 128).
В «Муснаде» Ахмада и ряде других источников приводится от Абу Ваиля:
رأيت النبي ( ص ) إذا سجد وضع جبهته وأنفه علي الأرض
«Я видел, что Пророк (С), когда совершал саджду, клал свой лоб и нос на землю».
(«Муснад» Ахмада, том 4, С. 315; «Ахкаму ль-куран», том 3, С. 36).
Скан:
Абу Убейда передаёт:
وعن أبي عبيدة أن ابن مسعود كان لا يصلي أو لا يسجد إلا علي الأرض
«Ибн Мас’уд всегда молился и совершал саджду на землю».
(«Маджму заваид» Бейхеки, том 2, С. 57).
Скан:
Вместе с тем, у «ахлу сунна» нет ни одного хадиса, в котором говорилось бы, что Пророк (С) совершал саджду на ковёр. Он всегда совершал саджду или на землю, или на циновку, или на кусок пальмового листа. Пол в мечети Пророка (С) был земляным, и там были также циновки, сделанные из листьев растений или деревьев, тогда как в те времена существовали ковры. Это означает, что Посланник Аллаха (С) не хотел, чтобы мусульмане совершали саджду на ковёр, а потом велел не укладывать свою мечеть коврами.
Также Бухари и Муслим приводят от Айши:
أمرني رسول الله(ص) أن أناوله الخمرة من المسجد فقلت إني حائض فقال تناوليها فان الحيضة ليست في يدك
«Посланник Аллаха (С) велел мне, чтобы я принесла ему кусок пальмового листа из мечети. А я была тогда в состоянии менструации. Он сказал: “Принеси его, потому что менструация не в твоих рукахˮ».
(«Сахих» Бухари, том 1, С. 99; «Сахих» Муслима, том 1, С. 168).
Скан:
Это — ясный далиль на то, что саджду можно совершать только на землю и то, что произрастает из земли (вроде листьев, веток и т.п.). Потому что дома в то время были выложены коврами. Следовательно, Посланник Аллаха (С) мог совершить саджду на ковёр, однако не стал этого делать, а велел Айше принести ему пальмовый лист из мечети, тогда как Айша была в состоянии менструации! Женщинам в состоянии менструации запрещено заходить в мечеть, однако в данном случае Пророк (С) сделал исключение. Это значит, что запрещено совершать саджду на ковёр, и можно делать это только на землю или то, что произрастает из земли.
Также приводится хадис от Хузейфы, что Посланник Аллаха (С) сказал:
مامن حاله يكون العبد فيها احب الى الله من ان يراه ساجدايعفــــــــــــــــــر وجهه في التراب
«Нет ни одного положения раба, в котором Аллах был бы так же доволен им, как положение саджды, в котором он кладёт своё лицо на землю».
(«Таргиб», С. 193).
Скан:
Это означает, что условием саджды является то, что раб кладёт своё лицо (свой лоб) именно на землю, а не куда-то еще.
И в другом хадисе:
رأي النبي (صلي الله عليه وآله وسلم ) صهيبا يسجد كأنه يتقي التراب فقال له : تربّ وجهك يا صهيب
Посланник Аллаха (С) увидел, что Сахиб совершает саджду так, как будто боится земли. И он сказал ему: «О Сахиб, опусти своё лицо на землю!»
(«Мусаннаф» Абдурраззака, том 1, С. 391).
И в другом хадисе:
رأي النبي (صلي الله عليه وآله وسلم ) غلاما لنا يقال له أفلح ينفخ إذا سجد ، فقال : يا أفلح تربّ
Посланник Аллаха (С) увидел, как слуга, которого звали Афлах, пыхтит (дует), когда совершает саджду. И он сказал ему: «Опусти своё лицо на землю!»
(«Исаба» Ибн Хаджара, том 1, С. 252; «Усуду ль-габа», том 1, С. 107; «Сунан» Тирмизи, том 2, С. 236; «Фатху ль-бари», том 3, С. 68).
Скан:
Имам ваххабитов «шейх уль-ислам» Ибн Теймия пишет:
Его спросили: «Являются ли бидаатом действия того, кто в мечети расстилает ковёр, чтобы молиться не него?»
И он ответил:
«Хвала Аллаху! Намаз, совершаемый на ковёр, не является сунной саляфов из мухаджиров, ансаров и табиинов в эпоху Посланника Аллаха (С). Они молились в его мечети на землю и не брали с собой ковры, чтобы совершать намаз на них. И передано, что Абдуррахман ибн Махди, придя в Медину, расстелил коврик для молитвы, а Малик велел арестовать его. Ему сказали: “Это же Абдуррахман ибн Махди!ˮ Он сказал: “Разве ты не знаешь, что стелить ковры в наших мечетях — бидаат?ˮ
И в “Сахихеˮ от Абу Саиду Худри передано: “…И я видел на нем (Пророке) следы воды и глиныˮ — и значит, его саджда (саджда Пророка) была на глину. Ведь потолок его мечети был сделан из пальмовых ветвей, через которые проникали капли дождя, а место его саджды было из земли».
(«Маджму фатава» Ибн Теймии, том 22, номер 163).
Ссылка: http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?flag=1&bk_no=22&ID=2573#docu
Скан:
И немного ниже в той же фетве Ибн Теймия говорит:
وهذا بين أنهم لم يكونوا يصلون على سجادات ; بل ولا على حائل
«И отсюда ясно, что они (Пророк, сахабы и табиины) не молились на ковры и также на любое препятствие».
(Тот же источник и ссылка).
То есть они не совершали саджду на любое искусственное препятствие (вроде ковра), которое отделяет лоб от земли или того, что на ней произрастает.
И в другом томе Ибн Теймия говорит:
هذا مع أن أصل الفرش بدعة، لا سيما في مسجد النبي صلى الله عليه وسلم
«Стелить ковры (в мечети) по самой своей сути — бидаат, а тем более в мечети Пророка (С)».
(«Маджму фатава», том 24, С. 216).
Ссылка: https://fatwa.islamweb.net/fatwa/printfatwa.php?Id=16137&lang=A
Скан:
И посмотрим также на цитату из Ибн Кейима — ученика Ибн Теймии:
وكذلك ترى احدهم لايصلي الا على سجاده ولم يصل عليه السلام
على سجــــــــــــــــــادة قط ولا كانت السجاده تفرش بين يديه بل كان يصلي على الارض
وربما سجد في الطين وكان يصلي على الحصير
«Никто из них (саляфов) не молился на ковёр, и Посланник Аллаха (С) никогда не молился на ковёр, и никогда его не расстилали перед ним (для молитвы), но он молился на землю и, возможно, совершал саджду на глину. И он также молился на циновку».
(«Игасату лахфан» Ибн Кейима, С. 145).
Скан:
О салафиты, молиться на ковёр является бидаатом, согласно вашим имамам Ибн Теймие и Ибн Кейиму! Так почему вы делаете это во всех мечетях, равно как и дома (расстилая маленькие молельные коврики)?! Тогда как молиться на землю — сунна Пророка (С). Посмотрите же, как противники шиизма перевернули всё в Исламе с точностью до наоборот: сделали бидаат — сунной, а сунну — бидаатом!
Шииты сегодня часто совершают саджду на специальный кусок утрамбованной глины, который называется «мухром». Это связано с тем, что в современную эпоху мечети, как правило, уложены коврами, и было бы неудобно специально насыпать туда землю, чтобы совершать на неё саджду. Гораздо удобнее пользоваться куском утрамбованной глины, которая не крошится, не пачкает и т.д. Иными словами, использование шиитами мухра связано исключительно с вопросами удобства, тогда как сама по себе саджда может совершаться на что угодно, являющееся землёй и тем, что из неё произрастает: камень, листья и т.д.
Так же поступали и некоторые сахабы и суннитские факихи. Абдурраззак и Ибн Саад передает о Масруке:
عَنِ الثَّوْرِيِّ، عَنْ عَاصِمٍ، عَنِ ابْنِ سِيرِينَ، أَنَّ مَسْرُوقًا كَانَ يَحْمِلُ مَعَهُ لَبِنَةً فِي السَّفِينَةِ لِيَسْجُدَ عَلَيْهَا
«Масрук всегда носил с собой кусок камня, чтобы совершать на него саджду».
(«Мусаннаф», том 2, С. 583; «Табакат», том 6, С. 141 ).
Скан: