Захаби и Аскалани привели риваят от Ибн Аби Дарима:
إنّ عمر رفس فاطمة حتّى أسقطت بمحسن
«Умар ударил Фатиму, что стало причиной выкидыша Мухсина (то есть ее неродившегося ребенка)».
(Захаби, «Мизану ль-иатидаль», том 1, С. 283 и «Сиру аалями ннубаля», том 15, С. 578; Аскалани, «Лисан ль-мизан», том 1, С. 268).
Однако оба этих автора – Захаби и Аскалани – после приведения этого риваята отвергают его под тем предлогом, что он передан от Ибн Аби Дарима, который якобы в конце жизни стал «рафидитом».
Однако при исследовании жизни этого человека и его достоверности с точки зрения суннитской науки риджаль, выясняется, что причиной его ослабления суннитскими авторами как передатчика в конце его жизни стал только этот риваят! То есть получается заколдованный круг: человек объявляется «рафидитом» и «слабым передатчиком» только потому, что он привел «неудобный» риваят, а этот риваят, в свою очередь, объявляется недостоверным и слабым только потому, что его привел «рафидит»!
Об этом человеке известно, что он всю жизнь был суннитом и жил среди суннитов, и нет никаких доказательств, что он стал шиитом.
Тот же Захаби в «Сиру аалами нубала» (том 15, С. 577) пишет о нем:
ابن أبي دارم. الامام الحافظ الفاضل
«Ибн Аби Дарим – имам, хафиз, достойный».
И на странице 579 говорит:
وقال محمد بن حماد الحافظ، كان مستقيم الامر عامة دهره
«Мухаммад ибн Хаммад Хафиз сказал о нем: “он прочно стоял на своем мазхабе в течение своей жизни”».
И там же Захаби передает от него хадис от Посланника Аллаха (ДБАР), а потом пишет:
الحديث. متفق عليه
«Хадис, который принимается (как достоверный)».
Однако как только речь заходит о переданном от него риваяте об убийстве Умаром Фатимы (А), Захаби пишет:
شيخ ضال معثر
«Он был вводящим в заблуждение, ошибающимся».
Встает вопрос: почему в отношении всех переданных от него хадисов он предстает как «достоверный» и «имам», а относительно одного-единственного хадиса, неудобного для «ахлу сунна», он сразу же становится «рафидитом» и «вводящим в заблуждение» ?!
Второй вопрос, который необходимо задать: разве быть «рафидитом» означает отсутствие достоверности в передаче? Отнюдь нет: согласно суннитской науке «риджаль», хадисы от «рафидитов» принимаются, если они признаны правдивыми в передаче (точно так же как шииты принимают хадисы от суннитов при том же условии). В «Сахихах» Бухари и Муслима есть передатчики-рафидиты.
Альбани в «Сильсиля сахиха» в 5 томе, страница 262 под хадисом номер 2223 пишет: «Относительно передатчиков хадисов важно то, говорят они правдиво или нет. Что же касается мазхаба, которого придерживался передатчик, то он – между ним и его Господом. А потому авторы Сахихов Бухари и Муслима и других Сахихов передавали много от достоверных передатчиков, которые не являлись ахлу сунна, например, от хариджитов, шиитов и других».
Приведем примеры передатчиков-рафидитов, признанных суннитскими учеными достоверными:
Ибн Хаджар в книге «Хади сари фи мукаддима фатху ль-бари» во втором томе на 177-й странице говорит:
«Аббад ибн Йакуб – известный рафидит, однако он был правдивым, и Абу Хатим назвал его достоверным передатчиком. И Хаким сказал: “Когда от него передавал Ибн Хузейма, говорил: передал нам достоверный передатчик Аббад ибн Йакуб”. Ибн Хиббан сказал: “Он был убежденным рафидитом”. Салих ибн Мухаммад сказал: “Он ругал Усмана”. И Бухари передал от него хадис в Сахихе».
В «Мизану ль-иатидаль» Захаби в 3 томе, страница 254 читаем: «Амру ибн Хаммад ибн Тальха – Муслим передал от него хадис от Асбата ибн Насра, и он – правдивый, ин ша Аллах. Ибн Муин и Абу Хатим сказали, что он правдивый. Мутин сказал: он достоверный. Но Абу Давуд сказал: Амру ибн Хаммад был рафидитом».
Убейдуллах ибн Муса – «рафидит» и в то же время достоверный передатчик, от которого есть хадисы одновременно и в Бухари, и в Муслиме. Ибн Хаджар в «Тахзибу тахзиб» в 4 томе на 37-й странице говорит о нем: «И сказал о нем Йакуб ибн Суфьян: он – шиит. И если о нем сказать, что он рафидит, это будет верным».
Также и Адиб ибн Сабит есть и в Бухари, и в Муслиме. Захаби в «Мизану ль-иатидаль» на странице 62 по поводу Адиб ибн Сабита говорит: «Абу Хатим сказал о нем: “он – правдивый”. Ибн Муин сказал о нем: “он – убежденный шиит”. И сказал о нем Дарказни: “он – крайний рафидит, и он – достоверный (сига)”».
Каким же образом получается так, что те же самые Захаби и Аскалани относительно одних людей, имевших шиитское вероубеждение и стойких в своем «рафидизме», говорили, что они «достоверные», а других ослабляли только по причине их вымышленного «рафидизма»?!
Итак, приведенный риваят от Ибн Аби Дарима не имеет проблем, и единственная претензия к передатчику, состоящая в том, что он якобы стал «рафидитом», не имеет под собой оснований. Даже если бы он стал рафидитом, после чего передал такой риваят, это не влечет за собой его слабости как передатчика, так как рафидитами были некоторые передатчики Бухари, Муслима и других «Сахихов».
Pingback: Шиитская Глобальная Сеть » Признание Ибн Аби Дарима, что Умар убил Фатиму (А)