Один из шубухатов (сомнений, возражений) в адрес Шиизма заключается в следующем: почему при вузу (малом омовении) шииты омывают руки сверху вниз, начиная с локтей? А ведь аят Корана говорит: «О вы, которые уверовали! Когда вы встаете на молитву, то мойте ваши лица и руки до локтей, обтирайте голову и ноги до щиколоток» (5: 6). Оппоненты Шиизма утверждают, что выражение «руки до локтей» означает, что их надо омывать снизу вверх, то есть начиная с пальцев — и до локтей. По их заявлениям, в этом состоит внешний смысл аята.
Вкратце, ответ на этот шубухат очень прост и заключается в одном предложении:
Выражение «руки до локтей» в этом аяте имеет пространственное, а не целевое значение. Под ним подразумевается не цель и направление этого действия (как если бы кто-то сказал: «Омывай свои руки начиная отсюда — и заканчивай вон там»), а обозначение самого пространства, которое надо мыть. Говоря иными словами, Всевышний тут желает указать на ту область, которую надо омывать при совершении вузу, и он говорит: «Это — область до локтей».
Необходимость добавления «до локтей» связана с тем, что, если бы Всевышний сказал: «мойте руки», было бы непонятно, где заканчивается область, названная тут «руками». В арабском языке слово «руки» (айди, единственное число — йад) может означать две вещи:
1. Кисти рук, то есть то, чем хватают предметы и совершают вращательные движения.
2. Область от кончиков пальцев до плеча.
Давайте приведём доводы на это, учитывая то, что некоторые джахили из числа противников шиизма утверждают, будто в арабском языке слово «йад» имеет значение только «кисть рук». Чтобы убедиться в том, что это не так, достаточно открыть любой авторитетный словарь классического арабского языка. Давайте откроем словарную статью по этой ссылке, где собраны статьи сразу из нескольких словарей.
Йад — множественное число айди…
(Так называют) одну из частей тела, которая включает в себя область от плеча до кончиков пальцев.
Йад (рука) у человека — часть тела. Это слово применяется для обозначения кисти рук или для обозначения части тела от плеча до кончиков пальцев.
Итак, из самого слово «айди» (руки) в этом аяте не ясно, какую область надо мыть. Необходимо ли мыть только кисти рук или надо мыть все руки вплоть до плеча? Для того, чтобы было понятно, до какого места мыть руки, Всевышний и сказал тут «руки до локтей». То есть фраза «до локтей» — это определение и ограничение для слова «руки». Как будто Всевышний говорит тут следующее: «При вузу мойте свои руки, но не целиком (до плеча), а только их область до локтей».
Таким образом, тут никак не указывается на направление омовения: сверху вниз или снизу вверх. Тут указано только на область, которую надо омывать. И затем уже в хадисах от Посланника Аллаха (С) и Непорочных Имамов (А) уточняется, что эту область надо омывать сверху вниз, то есть начиная от локтей и спускаясь к кончикам пальцев.
Это соответствует тому, что сделал бы любой нормальный человек, которому сказали бы: «Омывай ту область, которая начинается от кончиков пальцев и заканчивается локтями». Откуда он стал бы омывать эту область? Естественно, сверху вниз! Наиболее логично, что любую вещь моют сверху вниз, а не наоборот. Потому что физические законы на этой планете устроены так, что любая вещь падает или стекает сверху вниз, включая воду. Если вы начнёте мыть какую-то вещь снизу вверх, то это будет выглядеть очень смешно и странно, так как вода будет стекать снова вниз, Соответственно, поднимаясь наверх, вам снова придётся еще раз мыть то, что внизу. Ни один здравомыслящий человек не станет поступать таким образом.
Приведём следующий пример для наилучшего понимания этого. Представим, что вам сказали: «Вымой эту стену до середины». Что вы поймёте из такого предложения? Вы поймёте его как указание на направление движения, то есть буквально «вымой стену от её низа до её середины»? Или вы поймёте его как указание на область, которую вы должны вымыть, то есть «вымой ту область на стене, которая доходит до середины (а дальше не мой)»? Конечно, вы поймёте второе (если вы адекватный человек)! Соответственно, когда вы начнёте мыть стену, вы начнёте сверху (от той мысленной линии, где проходит её середина) и будете спускаться вниз.
Именно это и есть то, как следует правильно понимать данный аят. «Мойте ваши лица и руки до локтей» — то есть омывайте ваши лица сверху вниз, а затем омывайте ту область ваших рук, которая доходит до локтей — также сверху вниз.
Вот истинный смысл этих слов аята, а не то вывернутое наизнанку и нелогичное понимание, которое приписывают ему противники шиизма.
Давайте подытожим то, что мы сказали:
1. Слово «айди» (руки), использованное в этом аяте, имеет несколько значений: кисть и рука до плеча.
2. Из-за этого данное слово нуждается в уточнении того, какую именно область рук надо мыть.
3. Выражение «до локтей» является таким уточнением. Иначе говоря, выражение «до локтей» относится к слову «руки», а не к слову «мойте».
4. Аят ничего не говорит о том, в каком направлении надо мыть руки — сверху вниз или снизу вверх. Этот вопрос разъяснён в Сунне.
Необходимо также добавить, что ваххабиты смешали всё в одну кучу и приводят хадис от Имама Садыка (А), где он говорит, что аят об омовении был ниспослан так: «мойте ваши лица и руки ОТ локтей«. И они делают вывод, что шииты якобы стали мыть руки сверху вниз от локтей, потому что они уверены в искажении Корана и т.п. детский бред, который они измышляют. В действительности шииты моют руки от локтей сверху вниз потому, что об этом говорит аят Корана и потому, что об этом говорят все хадисы от Посланника Аллаха (С) и Непорочных Имамов (А).
Что касается слов Имама Садыка (А) о том, что в аяте должно быть «от локтей» (а не «до локтей»), то это — не что иное, как КИРААТ Корана, то есть одна из форм его чтения. Точно так же «ахлу сунна» признают семь основных кираатов и около ста второстепенных, все из которых отличаются друг от друга огласовками и отдельными словами. Тот Коран, который сегодня печатают во всем мире — это также один из суннитских кираатов, а именно — кираат Хафса. Хотелось бы спросить: какой же из этих кираатов они считают истинным, если все они расходятся и отличаются друг от друга? Или, может быть, Всевышний ниспослал Коран сразу в семи версиях (и еще в ста дополнительных)? Они никогда не ответят на этот вопрос. Попробуйте спросить их об этом — и увидите очень жалкое зрелище. Они будут отговариваться и запинаться, а в конце скажут, что вообще не хотят об этом разговаривать.
То есть, говоря иными словами: они считают, что существует семь версий Корана (и еще сотня дополнительных) — и при этом обвиняют шиитов в вере в искажение Корана! Этот вопрос нуждается в отдельном длинном разборе: если будет необходимо, произведём его, чтобы сломать хребет противников шиизма и навсегда успокоить их по вопросу о том, что шииты «верят в искажение Корана».