8. Плач и траур по Хусейну (А) в Сунне Посланника Аллаха (согласно источникам «ахлу сунна»)
1. Плач Посланника Аллаха (С) в день рождения Хусейна (А)
В «Мустадраке» Хакима, «Тарихе» Ибн Касира, «Мактале» Хаварезми и других источниках «ахлу сунна» передано от Умму ль-Фазль:
انها دخلت على رسول الله(ص) فقالت: يا رسول الله اني رأيت حلما منكرا الليله، قال: وما هو؟ قالت: انه شديد قال: وما هو؟ قالت: رأيت كأن قطعه من جسدك قطعت ووضعت في حجري، فقال رسول الله (ص): رأيت خيرا، تلد فاطمه — إن شاء الله — غلاما فيكون في حجرك، فولدت فاطمه الحسين فكان في حجري — كما قال رسول الله (ص) — فدخلت يوما إلى رسول الله (ص) فوضعته في حجره، ثم حانت مني التفاته فإذا عينا رسول الله (ص) تهريقان من الدموع قالت: فقلت: يا نبي الله بأبي أنت وأمي مالك؟ قال: أتاني جبرئيل عليه الصلاه والسلام فأخبرني ان امتي ستقتل ابني هذا، فقلت: هذا؟ فقال: نعم، وأتاني بتربه من تربته حمراء
«Я пришла к Посланнику Аллаха (С) и сказала: “Посланник Аллаха, я видела ночью удивительный сон”. Он сказал: “Что ты видела?” Я сказала: “Но он страшный”. Он сказал: “Что же ты видела?” Я сказал: “Я видела, что как будто от твоего тела оторвался кусок и упал мне на колени”. Он сказал: “Ты видела благой сон. Скоро Фатима (А) родит сына, и он будет положен тебе на колени (для грудного кормления)”. И Фатима родила Хусейна, и он был дан мне на кормление, как он и сказал. В один из дней я зашла к Посланнику Аллаха (С) и посадила его к нему на колени. И я увидела, что его глаза плачут. Я спросила: “Что с тобой, о Посланник Аллаха?” Он сказал: “Ко мне пришёл Джабраил и сказал, что моя умма убьёт этого моего сына”. Я спросила: “Этого?” Он сказал: “Да. И он (Джабраил) принёс мне его землю (то есть кусок земли, на которой он будет убит), и она была красной”».
(«Мустадрак» Хакима, том 3, С. 176; «Маджму ззаваид», том 9, С. 179; «Макталь» Хаварезми, том 1, С. 159; «Тарих» Ибн Касира, том 6, С. 230; «Саваик», С. 115; «Канз уль-уммаль», том 6, С. 223; «Хасаису ль-кубра», том 2, С. 125).
Хаким после этого хадиса пишет:
هذا حديث صحيح على شرط الشيخين ولم يخرجاه
«Этот хадис – сахих по критериям Бухари и Муслима, разве что они не привели его».
2. Плач Посланника Аллаха (С) по Хусейну (А), когда ему исполнился год:
Хаварезми в «Мактале» приводит:
لما أتى على الحسين عليه السلام سنه كامله هبط على رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم اثنا عشر ملكا، محمره وجوههم قد نشروا أجنحتهم، وهم يخبرون النبي بما سينزل على الحسين عليه السلام
«Когда Хусейну (А) исполнился год, к Посланнику Аллаха (С) спустились с небес двенадцать ангелов, с красными лицами, простирая свои крылья. И они сообщили Пророку (С), что случится с Хусейном (А)».
(«Макталь» Хаварезми, том 1, С. 167).
3. Плач Посланника Аллаха (С) по поводу ненависти его уммы к его семейству:
روى يونس بن حباب، عن أنس بن مالك قال: كنا مع رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم وعلي بن أبي طالب عليه السلام معنا، فمررنا بحديقه، فقال علي عليه السلام: يا رسول الله! ألا ترى ما أحسن هذه الحديقه؟ فقال: إن حديقتك في الجنه أحسن منها. حتى مررنا بسبع حدائق، يقول علي عليه السلام ما قال ويجيبه رسول الله صلى الله عليه وآله وسلم بما أجابه، ثم إن رسول الله وقف فوقفنا، فوضع رأسه على رأس علي وبكي، فقال علي عليه السلام: ما يبكيك يا رسول الله؟! قال: ضغائن في صدور قوم لا يبدونها لك حتى يفقدوني
«От Анаса ибн Малика передано: мы были с Посланником Аллаха (С) и Али ибн Аби Талибом (А), проходя мимо одного сада возле Медины. Али сказал: “Какой это красивый сад, о Посланник Аллаха!” он ответил: “Твой сад в Раю красивее”. Так мы проходили мимо семи садов, и они говорили эти же слова друг другу. Потом Посланник Аллаха (С) остановился и положил свою голову на голову Али ибн Аби Талиба и заплакал. Али спросил: “Что заставило тебя плакать, о Посланник Аллаха?” Он сказал: “Ненависть к тебе в сердцах этих людей, которую они не покажут, пока я не умру”».
(«Маджму заваид», том 9, С. 118; «Канз уль-уммаль», том 13, С. 176; «Шарх нахдж уль-балага», том 4, С. 107; «Манакиб» Хаварезми, С. 65).
4. Хадис от Умм Саламы:
Умм Салама – праведная супруга Посланника Аллаха (С). Она передаёт:
كان رسول الله صلى الله عليه وسلم جالسا ذات يوم في بيتي قال لا يدخل على أحد فانتظرت فدخل الحسين فسمعت نشيج رسول الله صلى الله عليه وسلم يبكى فأطلت فإذا حسين في حجره والنبي صلى الله عليه وسلم يمسح جبينه وهو يبكي فقلت والله ما علمت حين دخل فقال إن جبريل عليه السلام كان معنا في البيت قال أفتحبه قلت أما في الدنيا فنعم قال إن أمتك ستقتل هذا بأرض يقال لها كربلاء فتناول جبريل من تربتها فأراها النبي صلى الله عليه وسلم
«В один из дней Посланник Аллаха (С) был в моём доме. Он сказал: “Пусть никто не заходит, пока я не разрешу”.Я ждала снаружи, и вот к нему вошёл Хусейн (А). И я услышала звук плача. Заглянув в комнату, я увидела, что Хусейн (А) сидит на коленях Пророка (С), и Пророк (С) проводит своей рукой по его лбу и плачет. Я сказала: “Я не знала, что он зашёл”. Посланник Аллаха (С) сказал: “Сейчас к нам приходил Джабраил. Он спросил меня: ’Любишь ли ты его?’ Я сказал: ’О да!’ Он сказал: ’Твоя умма убьёт его на земле, имя которой – Кербела. Джабраил принёс мне почву с этой земли’. И Пророк (С) показал мне её”».
(«Маджму ззаваид» Хейсами, том 9, С. 189; «Муаджаму ль-кабир» Табарани, том 3, С. 109).
Хейсами после этого хадиса добавляет:
رواه الطبراني بأسانيد ورجال أحدها ثقات.
«Этот хадис передал Табарани, и по одной из цепочек все передатчики этого хадиса – надёжные (сига)».
(«Маджму ззаваид» Хейсами, том 9, С. 189).
5. Хадис от Айши:
دخل الحسين بن علي رضي الله عنهما على رسول الله صلى الله عليه وسلم وهو يوحى إليه فنزا على رسول الله صلى الله عليه وسلم وهو منكب وهو على ظهره فقال جبريل لرسول الله صلى الله عليه وسلم أتحبه يا محمد قال يا جبريل ومالي لا أحب ابني قال فان أمتك ستقتله من بعدك فمد جبريل عليه السلام يده فأتاه بتربه بيضاء فقال في هذه الأرض يقتل ابنك هذا واسمها الطف فلما ذهب جبريل عليه السلام من عند رسول الله صلى الله عليه وسلم خرج رسول الله صلى الله عليه وسلم والتزمه في يده يبكي فقال يا عائشه إن جبريل أخبرني أن ابني حسين مقتول في أرض الطف وان أمتي ستفتن بعدي ثم خرج إلى أصحابه فيهم على وأبو بكر وعمر وحذيفه وعمار وأبو ذر رضي الله عنهم وهو يبكي فقالوا ما يبكيك يا رسول الله فقال أخبرني جبريل عليه السلام ان ابني الحسين يقتل بعدي بأرض الطف وجاءني بهذه التربه وأخبرني أن فيها مضجعه. فلما ذهب جبريل عليه السلام من عند رسول الله صلى الله عليه وسلم خرج رسول الله صلى الله عليه وسلم والتزمه في يده يبكي فقال يا عائشه إن جبريل أخبرني أن ابني حسين مقتول في أرض الطف وان أمتى ستفتن بعدى ثم خرج إلى أصحابه فيهم على وأبو بكر وعمر وحذيفه وعمار وأبو ذر رضى الله عنهم وهو يبكي فقالوا ما يبكيك يا رسول الله فقال أخبرني جبريل عليه السلام ان ابني الحسين يقتل بعدى بارض الطف وجاءني بهذه التربه وأخبرني أن فيها مضجعه.
«Хусейн ибн Али зашёл к Посланнику Аллаха (С), тогда как тот получал откровение от Джабраила. Джабраил спросил его: “Любишь ли ты его, о Посланник Аллаха?” Он сказал: “А как же мне не любить его, о Джабраил?” Он сказал: “Твоя умма убьёт его после тебя”. И Джабраил протянул свою руку и дал ему белую землю и сказал: “На этой земле будет убит этот твой сын, и её имя – Тафф (Кербела)”. Когда Джабраил ушёл от него, он вышел, плача, и сказал мне: “О Айша, Джабраил сказал мне, что мой сын Хусейн будет убит в земле Тафф, и моя умма устроит смуту после меня”. А потом он пошел к своим сахабам, и среди них — Али, Абу Бакр, Умар, Хузейфа, Аммар, Абу Зарр, и он плакал. Они сказали: “Почему ты плачешь?“ Он сказал: “Джабраил сообщил мне, что мой сын Хусейн будет убит при земле Тафф, и дал мне эту землю, и сообщил мне, что там он будет убит”».
(«Муаджаму ль-кабир» Табарани, том 3, С. 107; «Маджму ззаваид», том 9, С. 187).
6. Траур и плач Посланника Аллаха (С) после мученической гибели Хусейна (А)
3704 — حَدَّثَنَا أَبُو سَعِيدٍ الْأَشَجُّ حَدَّثَنَا أَبُو خَالِدٍ الْأَحْمَرُ حَدَّثَنَا رَزِينٌ قَالَ حَدَّثَتْنِي سَلْمَى قَالَتْ دَخَلْتُ عَلَى أُمِّ سَلَمَه وَهِيَ تَبْكِي فَقُلْتُ مَا يُبْكِيكِ قَالَتْ رَأَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ تَعْنِي فِي الْمَنَامِ وَعَلَى رَأْسِهِ وَلِحْيَتِهِ التُّرَابُ فَقُلْتُ مَا لَكَ يَا رَسُولَ اللَّهِ قَالَ شَهِدْتُ قَتْلَ الْحُسَيْنِ آنِفًا
«Салма передает, что она вошла к Умм Салама (жене Посланника Аллаха) и увидела, что она плачет. Она спросила: “Что заставило тебя плакать?” Умм Салама сказала: “Я увидела во сне Посланника Аллаха (С), и его лицо и борода были в земле (испачканы землёй). Я сказала: ’Что с тобой, Посланник Аллаха?’ Он сказал: ’Я только что видел, как убили Хусейна (А)’”».
(«Сунан» Тирмизи, том 12, С. 195).
9. Плач и траур по Хусейну его отца Али ибн Аби Талиба (А), Фатимы (А) и Имамов из их потомства (согласно источникам «ахлу сунна»)
Нуджжа Хазрами передаёт:
انه سار مع علي رضي الله عنه وكان صاحب مطهرته فلما حاذى نينوى وهو منطلق إلى صفين فنادى على اصبر أبا عبد الله اصبر أبا عبد الله بشط الفرات قلت وما ذاك قال دخلت على النبي صلى الله عليه وسلم ذات يوم وإذا عيناه تذرفان قلت يا نبي الله أغضبك أحد ما شأن عينيك تفيضان قال بل قام من عندي جبريل عليه السلام قيل فحدثني ان الحسين يقتل بشط الفرات قال فقال هل لك ان أشمك من تربته قلت نعم قال فمد يده فقبض قبضه من تراب فأعطانيها فلم أملك عيني ان فاضتا
«Я отправился вместе с Али на войну Сиффин. Вдруг в местечке под названием “Нейнава” (то есть Кербела) он сказал громким голосом: “Терпи, о Хусейн, терпи, о Хусейн, возле реки Фурат!” Я спросил: “Что это значит?” Он сказал: “В один из дней я вошёл к Посланнику Аллаха (С) и увидел, что он плачет. Я сказал: ’О Посланник Аллаха, разве кто-то причинил тебе боль, что ты плачешь?’ Он сказал: ’Ко мне пришёл Джабраил и сказал, что Хусейн (А) будет убит на берегу Фурата’. И сказал: ’Хочешь ли ты увидеть ту землю, на которой он будет убит, и вдохнуть её запах?’ И он протянул мне горсть земли, на которой будет убит Хусейн (А), так что я не смог удержать себя от плача”».
(«Маджму ззаваид» Хейсами, том 9, С. 187).
Приведя этот хадис, Хейсами пишет:
رواه أحمد وأبو يعلى والبزار والطبراني ورجاله ثقات ولم ينفرد نجى بهذا
«Его передали Ахмад, Абу Йали, Базар и Табарани, и все его передатчики надёжные (сига), и его передал не только Нуджжа».
(«Маджму ззаваид» Хейсами, том 9, С. 187).
Ахмад ибн Хаджар Хейсами приводит в «Саваику ль-мухрика»:
مر علي رضي الله عنه بكربلاء عند مسيره إلى صفين وحاذى نينوى قريه على الفرات فوقف وسأل عن اسم هذه الأرض فقيل كربلاء فبكى حتى بل الأرض من دموعه
«Али ибн Аби Талиб проходил мимо Нейнавы, направляясь на битву Сиффин. Там он остановился и спросил: “Как называют эту землю?” Ему сказали: “Кербела”. И он стал плакать так, что земля стала мокрой от его слёз».
(«Саваику ль-мухрика», С. 193).
Али ибн Мухаммад Шафии Магазели передаёт от Посланника Аллаха (С):
تحشر ابنتي فاطمه ومعها ثياب مصبوغه بدمٍ، فتتعلّق بقائمه من قوائم العرش وتقول: ياعدل! ياجبّار! أُحكم بيني وبين قاتل ولدي قال صلّي الله عليه وآله وسلّم: فيحكم لابنتي وربّ الكعبه.
«Моя дочь Фатима (А) придёт на Судный День, держа в руках рубаху, испачканную кровью. Потом она встанет возле одной из опор Трона и скажет: “О, Справедливый! О, Сокрушающий! Рассуди между мной и убийцами моего сына Хусейна!” И он рассудит её, клянусь Господом Каабы!»
(«Манакиб» Магазели, С. 66; «Йанабиу ль-мавадда» Кундузи, том 3, С. 47).
От сына Имама Хусейна (А) Имама Али ибн Хусейна Саджада (А) передано:
لا تلوموني، فإنّ يعقوب فقد سبطاً من ولده، فبكي حتّي ابيضّت عيناه من الحزن، ولم يعلم أنّه مات، وقد نظرتُ إلي أربعه عشر رجلاً من أهل بيتي يذبحون في غداه واحده، فترون حزنهم يذهب من قلبي أبدا
«Йакуб расстался со своим сыном и плакал по нему так, что его глаза побелели от печали, в то время как он не знал, мёртв ли его сын. Однако я видел, как у четырнадцати человек из моего семейства были отрезаны головы перед моими глазами. Вы думаете, что печаль по ним когда-либо уйдёт из моего сердца?»
(«Тахзибу ль-камаль» Миззи, том 20, С. 399; «Бидаяту ва ннихая», том 9, С. 125; «Тарих мадинату демешк», том 41, С. 386).
10. Плач всего мироздания по Хусейну (согласно источникам «ахлу сунна»)
10. Плач всего мироздания по Хусейну (согласно источникам «ахлу сунна»).
Большая подборка хадисов из книг «ахлу сунна» на эту тему приведена здесь (спуститесь по странице до середины статьи). Тут не будем повторяться, чтобы не занимать место.
11. Траур и плач сахабов
1. Саид ибн Мусейиб передает:
لما قبض النبى (ص) ارتجت مكه بصوت
«Когда умер Посланник Аллаха (С), вся Мекка наполнилась плачем».
(«Ахбару мекка», том 3, С. 80).
2. Айша передаёт, что она плакала и била себя по лицу и по телу после смерти Посланника Аллаха (С):
و قمتُ التدم (اضرب صدرى) مع النساء و اضرب وجهى
«Я и другие женщины били себя по телу и по лицу».
(«Сирату ннабавия», том 4, С. 305).
3. Плач Умара по Нуаману ибн Мукрину:
عن ابي عثمان: اتيتُ عمر بنعى النعمان بن مقرن، فجعل يده على راسه و جعل يبكى
От Аби Усмана: «Я пришёл к Умару и сообщил ему о смерти Нуамана ибн Мукрина. Тогда он положил свою руку на голову и стал плакать».
(«Мусаннаф» Ибн Аби Шайбы, том 3, С. 175).
4. Плач Ибн Масуда по Умару:
فوقف ابن مسعود على قبره يبكى
«И он встал у его могилы и плакал».
(«Акду ль-фарид», том 4, С. 283).
12. Двуличие «суннитских» и ваххабитских учёных
Двуличие «суннитских» и ваххабитских учёных проявляется в том, что они не имеют ничего против траура и плача по признанным личностям своего мазхаба, но в один голос отрицают это и объявляют запретным, когда речь заходит о внуке Пророка (С) и «господине юношей Рая» Хусейне ибн Али, мир ему!
Посмотрим на слова Ибн Касира о трауре по Имаму Хусейну (А):
عملت الرافضه بدعتهم الشنعاء
«Рафидиты проводили свой отвратительный бидаат…»
(«Бидаяту ва ннихая», том 11, С. 322).
Захаби пишет:
أقامت الرافضه الشعار الجاهلي يوم عاشوراء
«…И рафидиты проводили свои джахильские обряды в день Ашуры…»
(«Тариху ль-ислам», том 26, С. 43).
Однако тот же Захаби так описывает траур по Джавини – одному из «суннитских» учёных (умер в 478 г. хиджры):
فدفن بجنب والده، وكسروا منبره، وغلقت الأسواق، ورثي بقصائد، وكان له نحو من أربع مائه تلميذ، كسروا محابرهم وأقلامهم، وأقاموا حولا، ووضعت المناديل عن الرؤوس عاما، بحيث ما اجترأ أحد على ستر رأسه، وكانت الطلبه يطوفون في البلد نائحين عليه، مبالغين في الصياح والجزع
«Его похоронили возде его отца и сломали над его могилой его минбар, и все рынки были в тот день закрыты, и в его честь читали стихи, и его ученики сломали свои перья, и проводили траур в течение целого года, и не носили в течение этого времени свои чалмы. И в течение этого срока его студенты ходили по стране и исполняли в его честь траурные песнопения, и очень много плакали и теряли самообладание из-за горя по нему».
(«Сиру аалами ннубаля», том 18, С. 476).
Тот же Захаби так описывает траур по Ибн Джаузи – другому известному ученому «ахлу сунна»:
وتوفي ليله الجمعه بين العشاءين الثالث عشر من رمضان…، وغلقت الأسواق، وجاء الخلق،… وكان في تموز، وأفطر خلق، ورموا نفوسهم في الماء… وباتوا عند قبره طول شهر رمضان يختمون الختمات، بالشمع والقناديل
«Он умер 13-го рамадана ночью… И были закрыты все базары, и собрался народ… И многие люди нарушили свой пост и кидались в воду… Люди до конца месяца день и ночь проводили возле его могилы, принося светильники…».
(«Сиру аалами ннубаля», том 21, С. 379).
Однако если бы шииты делали то же самое в память о господине мучеников Хусейне (А), Захаби назвал бы это «джахильскими обрядами»!
Но не только в научной литературе, но и на популярных «салафитских» сайтах, книгах и проповедях постоянно рассказывается о «чудесах», происходящих с «салафитами»-участниками «джихада», будь то в Сирии, Афганистане или где-то ещё, и оплакивается их «мученическая гибель». За примерами ходить далеко не надо – достаточно открыть любой их сайт. Обратите внимание, например, как на этом видео известный ваххабитский проповедник Арифи заявляет, что ангелы не плачут по господину юношей Рая, зато приходят к сирийским боевикам:
13. Ответ на два вопроса
Вопрос первый
Ваххабиты могут сказать:»Хорошо, пусть Посланник Аллаха (С) сам плакал по Хусейну и другим людям, но вы на Ашуру не только плачете, но и делаете другие вещи! Вы бьёте себя в грудь, бегаете, избиваете себя до крови кинжалами! Разве это не бидаат? Где это всё в Сунне Посланника Аллаха (С)? Разве Посланник Аллаха (С) когда-то так делал?!»
Ответ: Как мы уже сказали в начале этой работы, «бидаатом» в Исламе называется явление, у которого нет корня в религии. Всё, что имеет корень в религии, не является бидаатом. Мы доказали с полной очевидностью, что траур, горе, плач и потеря самообладания из печали по Хусейну (А) — не только не бидаат, но и крайне поощряемое дело в Исламе, имеющее основу в Коране, Сунне Посланника Аллаха (С) и Имамов его рода (мир им). А что касается конкретных выражений этого траура, горя и печали, то они могут сильно различаться. Разные формы выражения одного и то же явления в Исламе ничего не добавляют и не убавляют ни в акыде, ни в шариате, а потому не могут быть бидаатом по определению. Кто-то плачет, кто-то бьёт себя по груди, кто-то ходит процессиями по улицам, кто-то сжигает шатры, кто-то исполняет траурные песнопения, кто-то читает стихи, кто-то символически наносит себе порезы. Всё это — разные выражения одного и того же корня, одного и того же начала — траура по Хусейну (А). Это подобно тому как война может вести самыми разными способами. Нет сомнений, что оборонительная война — одно из узаконенных шариатом действий, однако шариат не называет её конкретные формы и способы. Можно воевать с помощью мечей, а можно — самолётами и танками. Всё это шариат отдаёт на усмотрение самих людей в каждую конкретную эпоху и в каждом конкретном случае.
И совсем уже невежеством в исламском фикхе являются заявления вроде: «Посланник Аллаха не делал этого!» Разве всё, что не делал Посланник Аллаха (С), является харамом? Тогда харамом надо объявить интернет, вождение автомобилей, самолёты и огромное количество других вещей. Харамом тогда являются все сайты и телеканалы, на которых вы ведёте антишиитскую пропаганду! Значит, всё это – бидааты в религии, надо их запретить? Посланник Аллаха (С) не вёл пропаганду ислама через телевизор! Вы скажете: «Нет, Посланник Аллаха (С) задал нам само направление, он узаконил сам корень этого дела — пропаганду религии. А конкретные способы того, как это делается, он отдал на наше усмотрение». Но точно так же и мы скажем: «Посланник Аллаха (С) дал общее направление, он узаконил сам траур по Хусейну (А). А конкретные формы этого он отдал на наше усмотрение!»
Если некоторые люди доходят до излишеств в этих церемониях и наносят вред своему здоровью, то их действия, конечно, являются харамом, но это не повод запрещать все церемонии или объявлять их «бидаатом». Тогда нам пришлось бы запретить, например, вождение автомобиля, потому что некоторые люди попадают в аварию, наносят вред здоровью и умирают. Или запретить интернет, потому что многие впадают в интернет-зависимость и оставляют поклонение Аллаху.
Второй вопрос
Некоторые из них говорят: «Ваши траурные церемонии заимствованы из христианства и других религий! Христиане тоже плачут и бичуют себя в знак траура по Христу!»
Ответ: Внешнее сходство шиитского траура и некоторых траурных ритуалов в других религиях вызвано тем, что люди по всему миру выражают траур примерно одинаковым образом, начиная от плача и заканчивая нанесением себе порезов. Это не означает, что шииты заимствовали всё это из христианства или откуда-то ещё. Если рассуждать согласно такой логике, то придется сказать, что мусульмане заимствовали, например, намаз из христианства, ведь христиане тоже молятся. Или заимствовали целование черного камня у многобожников, потому что многобожники тоже целуют камни. Зайдите на христианские сайты — и вы увидите там массу информации о том, что все мусульмане — многобожники, потому что в хадже практикуют те же самые обряды, что и язычники всех времён и народов: целуют камень, ходят кругом вокруг кирпичного строения, закалывают жертву и т.д.
Pingback: Шиитская Глобальная Сеть » Плач и траурные церемонии по Имаму Хусейну (А) – бидаат? Ответ «салафитам». Часть 2