1. Что такое «бидаат» в Исламе?
В арабском языке слово «бидаат» используется для чего-то нового, того, что не имело места прежде.
Джаухари пишет:
البدعه: إنشاء الشيء لا على مثال سابق، واختراعه وابتكاره بعد أن لم يكن.
«Бидаат – создание чего нового, чему не было примера раньше, выдумывание и изобретение какой-то вещи, которой раньше не существовало».
(«Сихах уль-луга», том 3, С. 113).
Разумеется, бидаат в этом общем значение не является запретным в Исламе, поскольку общественная и индивидуальная жизнь постоянно развивается, и каждую минуту в ней появляется что-то новое.
«Бидаат» в Ислам понимается несколько в другом смысле: введение чего-то нового в религию, о чём не сказал её Законодатель и не выразил Своё довольство этим. «Бидаат» — это добавление или убавление чего-то в религии от имени самой этой религии.
Ибн Хаджар Аскалани пишет в своём шархе «Сахиха» Бухари:
والمُحْدَثات بفتح الدال جمع مُحْدَثَه، والمراد بها: ما أحدث وليس له أصل في الشرع ويسمّى في عرف الشرع بدعه، وما كان له أصل يدلّ عليه الشرع فليس ببدعه
«Любое новшество, которое не имеет корня в шариате, принято называть “бидаатом”. А то, что имеет корень в шариате, не может называться “бидаатом”».
(«Фатху ль-бари», том 13, С. 212).
Сейид Муртаза, известный шиитский факих, пишет:
البدعه زياده في الدين أو نقصان منه، من إسناد إلى الدين
«Бидаат – добавление чего-то в религию или убавление чего-то из неё, от имени самой религии».
(«Расаиль», том 2, С. 264).
Таким образом, бидаат имеет два главных признака:
1. Практикование его от имени религии Ислам. Бидаатом может являться только то, что выступает от имени религии и относит себя к законам Аллаха и Его Посланника (С). Но если что-то не выступает от имени религии, не может являться бидаатом, например, футбол, автовождение, телевидение и так далее.
2. Отсутствие корня в религии Ислам. Бидаатом является то, на что нет никаких доводов в религии Ислам, будь то прямых или косвенных, общих или частных.
2. Два вида далилей
Таким образом, то, на что существуют доводы (далили) в религии Ислам, не может считаться бидаатом. Доводы (далили) делятся на два вида:
1. Частные (специальные) далили – то есть такие доводы из Корана и Сунны, которые прямо говорят о наличии чего-то в Исламе, например, хадж, праздник фитр, намаз и так далее.
2. Общие далили – то есть такие доводы из Корана и Сунны, которые указывают на возможность чего-то в Исламе.
Например, в суре «Добыча» говорится:
«И приготовьте для них, сколько можете, силы и отрядов конницы; ими вы устрашите врага Аллаха, и вашего врага, и других, помимо них» (8: 60).
В этом аяте содержатся два далиля. Первый – частный: он относится непосредственно ко времени Посланника Аллаха (С) и предписывает мусульманам защищаться от их врагов с помощью конницы и других сил. Второй – общий: он относится ко всем временам и содержит в себе корень такой вещи, как самозащита мусульман с помощью того оружия, которое у них может быть в любое время (например, самолёты, ракеты, пушки, а не только конница) – хотя прямо в данном аяте об этом не говорится.
3. Основа всех вещей в Исламе – дозволенность (ибахат)
Другой момент, который обязательно надо упомянуть в разговоре о бидаате – следующее основное положение Ислама: «Основа всех вещей – дозволенность (ибахат)».
Это означает, что любая вещь разрешена, пока из Корана и Сунны не доказана её запретность. Всё, относительно чего нет доказательств запретности из Корана и Сунны, — дозволено.
Это правило следует как из разума, так и из аятов Корана и хадисов. Никто не будет его оспаривать, поэтому не станем останавливаться на нём более подробно.
4. Плач и слёзы в Коране
Посмотрим, какова позиция Корана по отношению к плачу и слезам. Одобряет ли Коран такое явление, как плач и слёзы, или порицает?
«Пусть же они смеются немного, и пусть они плачут много в воздаяние за то, что приобретали!» (9: 82).
Этот аят призывает плакать, а не смеяться. Если бы Аллах не был доволен плачем и слезами, то Он не стал бы призывать к ним.
«Когда им читаются знамения Милосердного, они падают ниц, поклоняясь и плача» (19: 58).
В этом аяте плач назван признаком верующего.
«И падают на бороды, плача, и увеличивает он в них смирение» (17: 109).
«Ты видишь, как глаза их переполняются слезами от истины, которую они узнали» (5: 83).
Таким образом, мы видим, что Коран призывает к плачу в некоторых случаях и называет плач признаком истинного верующего.
5. Плач и слёзы в жизни пророков (мир им)
1. Плач Йакуба (А) по разлуке со своим сыном Йусуфом (А).
Согласно Корану и хадисам, братья Йусуфа (А) из-за зависти к нему сбросили его в колодец, думая, что он умрёт там, а своему отцу Йакубу (А) показали его рубаху, сказав, что его разорвал волк. Однако Йусуф (А) выжил, попал в Египет и стал правителем этой страны. Хотя Йакуб (А) знал, что Йусуф (А) жив, хотя Йусуф (А) был в это время царём Египта, он плакал по нему так, что его глаза побелели от слёз!
«И побелели его очи от печали, и он сдерживал скорбь» (12: 84).
«Сказали они: «Клянемся Аллахом, не перестанешь ты вспоминать Йусуфа, пока не станешь бессильным или окажешься в числе погибших!»» (12: 85).
Из этих аятов становится ясной дозволенность плача по людям, приближённым к Аллаху, и траура по ним, а также жалобы Аллаху на их угнетателей.
«Он сказал: «Я жалуюсь на свою скорбь и печаль Аллаху, ведь я знаю от Аллаха то, чего вы не знаете!» (12: 96).
Обратим внимание, что Йакуб (А) так плакал по Йусуфу (А), что его глаза побелели, зная, что Йусуф (А) жив, что он правит огромной страной! Тогда что говорить о плаче по внуку Посланника Аллаха (С), чьё тело было обезглавлено и разрезано на куски, оставлено в пустыне без погребения и савана!
«Суннитский» ученый Замахшари пишет в своём тафсире:
ما جفت عيناه من وقت فراق يوسف إلى حين لقائه ثمانين عاما، وما على وجه الأرض أكرم على الله منه.
«Глаза Йакуба (А) от утраты Йусуфа (А) до встречи с ним не высыхали от слёз, и это длилось 80 лет, и на земле не было ничего более любимого Аллахом, чем это (то есть плач Йакуба)».
(«Кашшаф», том 2, С. 339).
2. Плач Йусуфа (А)
Не только Йакуб (А) плакал по разлуке со своим возлюбленным сыном, но и его сын Йусуф (А) плакал по разлуке с отцом (А).
Ибн Аббас передаёт:
عند ما دخل السجن، يبكي حتّي تبكي معه جدر البيوت وسقفها والأبواب
«Когда его поместили в тюрьму (в Египте), он плакал так, что вместе с ним заплакали стены тюрьмы, потолок и двери».
(«Тафсир» Куртуби, том 9, С. 88).
6. Плач и слёзы в Сунне Посланника Аллаха (С)
В «Тафсире» Куртуби передано, что Посланник Аллаха (С) в своем разговоре с Аллахом просил сделать его из числа плачущих:
اللّهمّ اجعلني من الباكين إليك، والخاشعين لك
«О Аллах, сделай меня из числа плачущих перед Тобой и страшащихся Тебя!»
(«Тафсир» Куртуби, том 11, С. 215).
В «Фейз уль-кадир» передано о другой просьбе Посланника Аллаха (С):
اللّهمّ ارزقني عينين هطالتين
«О Аллах, даруй мне плачущие глаза!»
Бухари передаёт:
سبعه يظلّهم اللّه… رجل ذكر اللّه ففاضت عيناه
«Семеро будут под тенью Аллаха… и тот, кто поминал Аллаха и плакал от этого».
(«Сахих» Бухари, том 7, С. 185).
Передал Тирмизи:
عن رسول خدا صلي الله عليه وآله وسلّم: لا يلج النار رجل بكي من خشيه اللّه
«Тот, кто плачет от страха перед Аллахом, не войдёт в Ад».
(«Сунан» Тирмизи, том 3, С. 380).
7. По кому плакал Посланник Аллаха (С)?
1. Плач Посланника Аллаха (С) по Хамзе
Дядя Пророка (С) и богатырь Ислама Хамза стал шахидом в битве при Ухуде. Пророк (С) был очень опечален его гибелью и много плакал по нему.
Халаби передаёт в своей «Сире»:
لما رأى النبى حمزه قتيلا، بكى فلما راى ما مثّل به شهق
«Когда Посланник Аллаха (С) увидел, что Хамза убит, заплакал, а когда узнал, что его тело было изувечено, громко зарыдал».
(«Сира» Халаби, том 2, С. 247).
Абдуллах ибн Масуд говорит о силе плача Посланника Аллаха (С) по Хамзе:
ما رأينا رسول اللّه صلّي الله عليه و آله وسلّم باكياً أشدّ من بكائه علي حمزه، وضعه في القبله، ثمّ وقف علي جنازته، وانتحب حتّي بلغ به الغشي، يقول: يا عمّ رسول اللّه! يا حمزه! يا أسد اللّه! وأسد رسوله! يا حمزه! يا فاعل الخيرات! يا حمزه! يا كاشف الكربات! يا حمزه! يا ذابّ عن وجه رسول اللّه!.
«Мы не видели, чтобы Посланник Аллаха (С) плакал так же громко, как он плакал по Хамзе! Он положил его тело по направлению к кибле, а затем встал рядом с ним и плакал так сильно, что лишился чувств».
(«Захаиру ль-укба», С. 181).
Если кто-то скажет, что это был родственник Пророка (С), то мы обратим внимание, что по Хамзе плакал не только Посланник Аллаха (С):
فلم تبك امرأه من الأنصار علي ميّت بعد قول رسول اللّه صلّي الله عليه و آله وسلّم لكنّ حمزه لابواكي له إلي اليوم إلّا بدأت البكاء علي حمزه.
«Женщины ансаров не плакали ни по одному из своих мужчин (то есть на протяжении всего времени, а не только после битвы Ухуд), кроме как начав с плача по Хамзе, потому что Посланник Аллаха (С) сказал, что его некому оплакивать».
(«Маджму аз-заваид», том 6, С. 126).
Ибн Касир говорит, что до его времени женщины ансаров начинали любой плач с оплакивания Хамзы:
قال فهن اليوم إذا يبكين يندبن بحمزه
«И они до сегодняшнего дня, если плачут, то начинают с плача по Хамзе».
(«Бидаяту ва ннихая», том 4, С. 55).
После изложения риваята о плаче Посланника Аллаха (С) по Хамзе и его распоряжении оплакивать его, Ибн Касир пишет:
وهذا على شرط مسلم
«Этот риваят достоверен по критериям Муслима».
(«Бидаяту ва ннихая», том 4, С. 55).
Вакиди также говорит, что обычай начинать оплакивание любого покойного с Хамзы сохранился до его времени:
قال الواقدي فلم يزلن يبدأن بالندب لحمزه حتى الآن
«И они до сих пор начинают плач с оплакивания Хамзы».
(«Усд уль-габа», том 2, С. 148).
О том же самом говорит Ибн Саад:
فهن إلى اليوم إذا مات الميت من الأنصار بدأ النساء فبكين على حمزه ثم بكين على ميتهن
«До сих пор, когда умирает кто-то из ансаров, их женщины начинают плач по нему с плача по Хамзе».
(«Табакат», том 2, С. 144).
Разве все эти хадисы от Посланника Аллаха (С) не указывают на дозволенность и желательность плача и траура в Исламе?
2. Плач Посланника Аллаха (С) по Джафару ибн Аби Талибу
Посланник Аллаха (С) не только плакал по шахадату Джафара ибн Аби Талиба, но и велел плакать другим:
فقال رسول اللّه صلّي الله عليه و آله وسلّم: علي مثل جعفر فلتبك البواكي
«По такому, как Джафар, должны плакать плачущие».
(«Истиаб», том 1, С. 313; «Усд уль-габа», том 1, С. 241; «Исаба», том 2, С. 238; «Камель фи ттарих», том 2, С. 420).
3. Плач Посланника Аллаха (С) по своему сыну Ибрахиму
Хорошо известно из всех исламских источников, что Посланник Аллаха (А) был в горе после смерти своего годовалого сына Ибрахима и плакал по нему. Он так плакал по нему, что Абдуррахман ибн Ауф спросил:
«وأنت يا رسول اللّه؟»
«И ты тоже (так плачешь), о Посланник Аллаха?»
Он сказал:
«يا ابن عوف، إنّها رحمه»
«О Ибн Ауф, это (то есть слёзы по утрате) – милость».
А потом сказал:
إنّ العين تدمع، والقلب يحزن، ولانقول إلّا ما يرضي ربّنا، وإنّا بفراقك يا إبراهيم لمحزونون.
«Поистине, слёзы льются из глаз, и сердце в печали, но мы не говорим ничего, кроме того, чем доволен Господь наш. Мы скорбим и печалимся по разлуке с тобой, о Ибрахим!»
(«Сахих» Бухари, том 2, С. 85; «Сахих» Муслима, том 4, С. 1808 и многие другие источники «ахлу сунна»).
4. Плач Посланника Аллаха (С) по Абдуль-Мутталибу
Передала Умм Айман:
انا رايت رسول اللَّه يمشى تحت سريره و هو يبكى
«Я видела Посланника Аллаха (С), идущего за телом Аблуль-Мутталиба, и он плакал».
(«Тазкирату ль-хавас», С. 7).
5. Плач Посланника Аллаха (С) во время посещения могилы своей матери Амины
Во многих источниках «ахлу сунна» передано, что Посланник Аллаха (С) посещал могилу своей матери Амины и плакал около неё так, что заставлял плакать и тех, кто был с ним.
(«Мустадрак» Хакима, том 1, С. 357; «Тариху ль-мадина» Ибн Шаббы, том 1, С. 118).
6. Плач Посланника Аллаха (С) по Фатиме бинт Асад
Фатима бинт Асад – супруга Абу Талиба и мать повелителя верующих Али (А). Посланник Аллаха (А) почитал её, как свою собственную мать, а после её смерти на третьем году хиджры плакал по ней:
صلّى عليها و تمرغ فى قبرها و بكى
«Посланник Аллаха (А) прочитал по ней намаз, потом упал на её могилу и плакал по ней».
(«Захаиру ль-укба», С. 56).
7. Плач Посланника Аллаха (С) по сподвижнику Усману ибн Мазуну:
إن النبي قبّل عثمان بن مظعون وهو ميت وهو يبكي
«Посланник Аллаха (С) поцеловал Усмана ибн Мазуна, который был мёртв, и плакал по нему».
(«Мустадрак» Хакима, том 1, С. 514).
8. Посланник Аллаха (С) остановил Умара, который попытался помешать оплакивать покойного:
خرج النبي علي جنازه ومعه عمر بن الخطاب، فسمع نساء يبكين، فزبرهن عمر فقال رسول الله (ص) يا عمر، دعهن، فإن العين دامعه والنفس مصابه والعهد قريب
«Посланник Аллаха (С) отправился, чтобы участвовать в похоронах, и с ним был Умар ибн Хаттаб. Тогда раздались голоса плачущих женщин. Умар стал разгонять их криком, (чтобы запретить им плакать). Посланник Аллаха (С) сказал: “О Умар, оставь их! Ибо глаза плачут, души тоскуют, и обещание — близко”».
(«Мустадрак» Хакима, том 1, С. 381; «Муснад» Ахмада, том 2, С. 444; «Сунан» Ибн Маджи, том 1, С. 505).
Из этих слов Посланника Аллаха (С) становится понятно, что не плач по покойному является бидаатом, а слова тех, кто пытается запретить этот плач!
Конец первой части. Вторую часть читайте здесь.
Pingback: Шиитская Глобальная Сеть » Плач и траурные церемонии по Имаму Хусейну (А) – бидаат? Ответ «салафитам». Часть 1