В этом тексте мы постарались собрать краткие ответы на все возможные возражения и сомнения, которые выдвигаются относительно факта убийства Умаром госпожи женщин миров Фатимы Захры (А). Ответы даны со ссылками на суннитские и шиитские источники.
ПОЧЕМУ АЛИ (А) НЕ ОКАЗАЛ СОПРОТИВЛЕНИЯ НАПАДАВШИМ ?
Во-первых, сам вопрос поставлен неверно, потому что Имам Али (А) оказал сопротивление. Как приводит Алуси – известный суннитский муфассир: «Умар ударил рукояткой меча по груди Фатимы и лезвием – по ее плечу. Фатима закричала: “О, отец!” Али немедленно выскочил, схватил Умара, свалил его на землю и стал душить» («Тафсир» Алуси, том 3, С. 124).
Во-вторых, если бы даже Али (А) не оказал никакого сопротивления – это было по тем же причинам, по каким Посланник Аллаха (ДБАР) не оказал сопротивления многобожникам в Мекке, которые мучали его самого, его семейство и его сподвижников.
В-третьих, Коран указывает на отсутствие сопротивления пророка Харуна (А) даже перед лицом такого греха, как многобожие.
ПОЧЕМУ ПОСЛЕ ГИБЕЛИ ФАТИМЫ (А) АЛИ (А) НЕ ОТОМСТИЛ ЕЕ УБИЙЦАМ?
Во-первых: по тем же самым причинам, по которым Посланник Аллаха (ДБАР) не отомстил своим врагам после взятия Мекки, хотя среди них были те, кто убил его сподвижников и родственников (например, Хамзу).
Во-вторых: по тем же причинам, по которым Пророк (ДБАР) не отомстил тем, кто пытался убить его самого при Табуке, хотя, согласно «Сахиху» Муслима, «среди них двенадцать воюют с Аллахом и Его посланников в ближней и будущей жизни» (том 8, С. 123). Хузейфа спросил его: «Накажешь ли ты их, когда придут люди?» Пророк (ДБАР) ответил: «Не хочу, чтобы люди повсюду стали говорить: “Мухаммад убил своих сподвижников”». И тогда Посланник (ДБАР) назвал каждого из них по именам («Ас-сирату ль-халабийа», том 3, С. 143, «Далаил ун-нубувват», С. 260-262; Муслим также приводит этот риваят в своем «Сахихе», С. 50 – «Книга качеств лицемеров и решения о них»).
ПОЧЕМУ АЛИ (А) ХОРОШО ОТНОСИЛСЯ К УБИЙЦАМ ФАТИМЫ (А) ПОСЛЕ ЕЕ СМЕРТИ?
Али (А) не только не относился хорошо к убийцам Фатимы (А) после ее смерти, но и, как пришло в «Сахихе» Бухари, испытывал отвращение лишь при взгляде на лицо Умара:
كَرَاهِيَةً لِمَحْضَرِ عُمَرَ
И в том же «Сахихе» Бухари он называет Абу Бакра «тираном»:
وَلَكِنَّكَ اسْتَبْدَدْتَ عَلَيْنَا بِالأَمْرِ
«И однако ты стал тираном над нами».
(«Сахих» Бухари, том 5, С. 82, хадис 4240).
ПОЧЕМУ ИМАМ АЛИ (А) ХВАЛИЛ УМАРА?
Во-первых, то, что приписывают Али (А), будто он в 228 хутбе «Нахдж уль-балага» хвалит Умара, неверно, и имя Умара там отсутствует. В этой хутбе имеется в виду один из сподвижников Имама Али (А).
Во-вторых, в хутбе 3 «Нахдж уль-балага» Имам Али (А) говорит об Умаре как о примере жестокости и греха. Он говорит: «Он замкнул его (халифат), в жесткое пространство, наносившее огромные раны и грубое на ощупь, с многочисленными ошибками и не меньшим количеством оправданий. Тот, кто сопровождает его (халифат), подобен ездоку на необученном верблюде: то сильно потянет вожжу, так, что порвет ноздрю, а то совсем отпустит и будет сброшен. И вот, остались люди пребывать в порочности, упадке, раздробленности и недовольстве».
В-третьих, в известном хадисе из «Сахиха» Муслима Имам Али (А) называет Абу Бакра и Умара «лжецами, грешниками, обманщиками и предателями» (том 5, С. 52, хадис 4468).
ПОЧЕМУ ИМАМ АЛИ (А) ВО ВРЕМЯ СВОЕГО ХАЛИФАТА НИ РАЗУ НЕ СКАЗАЛ ОБ УБИЙСТВЕ ФАТИМЫ (А) УМАРОМ?
Во-первых, в 203 хутбе «Нахдж уль-балага» приведено, что Имам Али (А) сказал при погребении Фатимы (А):
أَمَّا حُزْنِي فَسَرْمَدٌ وَ أَمَّا لَيْلِي فَمُسَهَّدٌ
«Моя печаль стала вечной, а ночи – бессонными».
Во-вторых, во время своего правления Имам Али (А) сказал возле Сулейма ибн Кейса: «Фатима умерла, тогда как следы от ударов были на ее руках, как браслеты».
(«Книга Сулейма ибн Кейса», С. 674).
В-третьих, Ибн Аббас приводит: «Во время битвы Сиффин Али прочитал мне из книги, которая была записана его рукой со слов Пророк (С) о том, как Фатима погибнет мученической смертью».
(«Книга Сулейма ибн Кейса», С. 915).
ПОЧЕМУ ИМАМ АЛИ (А) НАЗВАЛ ТРЕХ СВОИХ СЫНОВЕЙ ИМЕНАМИ АБУ БАКРА, УМАРА И УСМАНА?
Во-первых, «Абу Бакр» — это не имя, а прозвище (кунья), которое переводится как «отец Бакра». Поэтому Имам Али (А) никого не мог назвать таким «именем». Один из его сыновей по имени «Мухаммад» действительно имел прозвище «Абу Бакр», потому что его сына звали Бакр.
Во-вторых, имена «Умар» и «Усман» были распространенными среди арабов того времени. Ибн Хаджар Аскалани в «Исаба» насчитывает 21 сподвижника с именем «Умар» и 26 – с именем «Усман».
В-третьих, у Имамов (А) были сподвижники с именем «Язид»: Язид ибн Хатим, Язид ибн Абдульмалик, Язид ибн Умар ибн Тальха. Разве из этого можно сделать вывод, что их отцы дали им такое имя из любви к Язиду ибн Муавии?
В-четвертых, достоверно, что Имам Али (А) назвал одного из своих сыновей «Усманом» из-за любви к Усману ибн Мазуну – одному из праведных сподвижников («Макатилу тталибин», С. 55; «Такрибу ль-маариф», С. 254).
В-пятых, именем «Умар» стал звать одного из сыновей Имама Али (А) сам Умар ибн Хаттаб в честь самого себя:
وكان عمر بن الخطاب سمّى عمر بن عليّ بإسمه
«И Умар ибн Хаттаб назвал Умара ибн Али в честь своего собственного имени».
(«Инсабу ль-ашраф», том 1, С. 192; «Тахзибу ттахзиб», том 7, С. 427).
Также Умар изменил имена большого числа других мусульман.
(«Усуду ль-габа», том 3, С. 284; «Табакат», том 6, С. 76).
В-шестых, если имя ребенка является признаком хорошего отношения к кому-то, то почему первые халифы не назвали никого из своих детей именами «Али», «Хасан» или «Хусейн»?
ПОЧЕМУ ИМАМ АЛИ (А) ОТДАЛ СВОЮ ДОЧЬ УММ КУЛЬСУМ В ЖЕНЫ УБИЙЦЕ ФАТИМЫ (А)?
Во-первых, когда Али (А) отказался отдать свою дочь Умару, тот сказал дяде Пророка (С) Аббасу, что если Али (А) не сделает этого, он приведет двух лжесвидетелей, которые скажут, что Али (А) совершил воровство, и отрубит ему руки.
(«Кафи», том 5, С. 346).
Во-вторых, как пишет Хейсами – один из известных суннитских ученых – в ответ на возражения Акиля по поводу этого брака Али (А) сказал Аббасу:
درة عمر أحرجته الي ماتري
«Жестокость Умара привела к этому делу».
(«Маджму заваид», том 4, С. 272; «Муаджаму ль-кабир», том 3, С. 45).
ПОЧЕМУ ХАСАН И ХУСЕЙН (А) ПОСЛЕ СМЕРТИ УМАРА НИГДЕ НЕ УПОМИНАЛИ О ТОМ, ЧТО ОН УБИЛ ИХ МАТЬ (А) – НИ В ШИИТСКИХ, НИ В СУННИТСКИХ ИСТОЧНИКАХ?
Во-первых, Имам Хасан (А) обратился к Мугейре ибн Шаабе во время правления Муавии: «Ты – тот, кто ударил Фатиму, дорогую дочь Посланника Аллаха, так что она покрылась кровью, и у нее случился выкидыш младенца, находящегося в ее чреве».
(«Ихтиджадж» Табарси, том 1, С. 278).
Во-вторых, Имам Хусейн (А) приводит слова Имама Али (А), сказанные им при погребении Фатимы (А):
«О, Посланник Аллаха! Пред Аллахом я тайно похоронил твою дочь ночью: они отняли ее права и ограбили ее наследство, тогда как от твоей смерти прошло совсем немного, и ты еще не был забыт».
(«Кафи», том 1, С. 458; «Амали» Муфида, С. 282).
ПОЧЕМУ ЖИТЕЛИ МЕДИНЫ НЕ ВОСПРОТИВИЛИСЬ УБИЙСТВУ ДОЧЕРИ ПРОРОКА (С) И НИКАК НЕ РЕАГИРОВАЛИ НА ЭТО ?
Во-первых, согласно пророческим хадисам, критерием истины является поведение повелителя верующих Али (А), а не жителей Медины: «Али с истиной, и истина – с Али».
(«Тарих багдад», том 14, С. 322; «Маджму заваид», том 7, С 237).
Во-вторых, жители Медины не воспротивились убийству Усмана. Они также не дали разрешение хоронить труп Усмана на мусульманском кладбище, и он был похоронен на кладбище иудеев, которое впоследствии купил Муавия и присоединил его к мусульманскому кладбищу Баки («Тарих» Табари, том 3, С. 468).
ШИИТЫ НИЧЕГО НЕ ЗНАЛИ И НЕ ГОВОРИЛИ О ШАХАДАТЕ ФАТИМЫ ЗАХРЫ (А) ДО ПОСЛЕДНИХ ДЕСЯТИЛЕТИЙ, КОГДА ОНИ ВДРУГ СТАЛИ ОТМЕЧАТЬ ЭТУ ДАТУ
Во-первых, узурпация прав Фатимы, ограбление ее наследства и нападение на ее дом упоминается во многих достоверных суннитских книгах, начиная с «Сахихов» Бухари и Муслима.
Во-вторых, Имам Али (А) сказал на похоронах Фатимы (А):
وَ سَتُنْبِئُكَ ابْنَتُكَ بِتَظَافُرِ أُمَّتِكَ عَلَى هَضْمِهَا
«Твоя дочь (о, Посланник Аллаха) вскоре известит тебя о том, как твоя умма объединилась, чтобы причинить ей несправедливость».
(«Нахдж уль-балага», хутба 222).
В-третьих, выше мы приводили слова Имамов Хасана и Хусейна (А) о шахадате Фатимы Захры (А).
В-четвертых, Кулейни приводит в «Кафи» от седьмого Имама Казыма (А):
إِنَّ فَاطِمَةَ (عليها السلام ) صِدِّيقَةٌ شَهِيدَةٌ
«Поистине, Фатима – правдивая, павшая мученической смертью (шахида)».
(«Кафи», том 1, С. 458).
В-пятых, на протяжении всей истории шииты проводили траурные мероприятия на годовщину мученической гибели Фатимы (А).
В-шестых, даже враг Ахль уль-Бейт Ибн Теймия признает факт нападения на дом Фатимы (А), но из-за своей слепоты и фанатизма пытается подыскать оправдания этому преступлению: см. «Минхаджу сунна», том 4, С. 220.
Pingback: Шиитская Глобальная Сеть » Ответы на любые возражения относительно убийства Фатимы Захры (А)