В этой статье мы опровергнем миф, который не только распространён в среде противников шиизма из числа ваххабитов и им подобных, но иногда бездумно транслируется разного рода «востоковедами» и «философами». Этот миф гласит, что шиизм — это якобы какая-то особая «иранская версия ислама» и вообще был «придуман иранцами». Одна из версий этого мифа, популярная в ваххабитской среде, говорит, что шииты не любят Умара ибн Хаттаба потому, что при его правлении арабами была покорена Персидская империя.
Для начала надо заметить, что у ваххабитов в этом вопросе есть противоречие. С одной стороны, шиизм у них изобретён «иудеем Ибн Сабой», с другой — его придумали иранцы. Тут уж они явно переусердствовали: надо выбрать что-то одно, а то получается попытка усидеть на двух стульях.
Хвала Всевышнему, на сегодняшний момент Иран является почти целиком шиитским. Однако что касается тезиса о том, что «шиизм выдумали иранцы», то эту легенду могут озвучивать либо лжецы, либо полные невежды в истории, потому что:
1. Иран принял шиизм только пять столетий тому назад, после завоевания тюркской династией Сефевидов (1501 — 1722), а до этого в течение почти тысячи лет оставался преимущественно суннитской страной. Только относительно небольшой анклав в виде городов Кум и Рей был шиитским, но и там проживало много арабов.
Известный путешественник Ибн Баттута пишет:
كان ملك العراق السلطان محمد خدابنده قد صحبه في حال كفره فقيه من الروافض الإمامية يسمى جمال الدين بن مطهر — يعني العلامة الحلي فلما أسلم السلطان المذكور وأسلمت بإسلامه التتر زاد في تعظيم هذا الفقيه ، فزين له مذهب الروافض وفضله على غيره . . . فأمر السلطان بحمل الناس على الرفض ، وكتب بذلك إلى العراقين وفارس وآذربايجان وإصفهان وكرمان وخراسان ، وبعث الرسل إلى البلاد ، فكان أول بلاد وصل إليها الأمر بغداد وشيراز وإصفهان ، فأما أهل بغداد فخرج منهم أهل باب الأزج يقولون : لا سمعا ولا طاعة ، وجاءوا للجامع وهددوا الخطيب بالقتل إن غير الخطبة ، وهكذا فعل أهل شيراز وأهل إصفهان
«Когда правитель Ирака Мухаммад Худобанд (из монгольской династии) еще не был мусульманином, он подружился с шиитом, рафидитом по имени Джамалуддин ибн Мутаххар (то есть Алламе Хилли). Когда этот правитель принял Ислам, он стал возвеличивать этого факиха, и тот представил ему свой мазхаб лучшим, чем все другие… И тогда этот правитель велел привести всех людей в шиизм, и написал об этом в Ирак, Персию, Азербайджан, Исфахан, Карман и Хорасан, и отправил с этим повелением гонцов в разные области. И первыми, до кого достиг этот приказ, были Багдад, Шираз и Исфахан. Люди же Багдада вышли и сказали: «Мы не послушаемся этого приказа!», и пришли в соборную мечеть и пригрозили проповеднику, что убьют его, если он будет говорить об этом. И так же поступили жители Шираза и Исфахана».
(«Рихла» Ибн Баттуты, С. 219-220).
Годы жизни Алламе Хилли: 1270-1348. Отсюда мы узнаём, что ещё в 14 столетии Иран (Хорасан, Шираз, Исфахан, Карман) был почти целиком суннитским и противился обращению в шиизм.
Кази Айаз пишет в «Мукаддима»:
وأما خراسان وما وراء العراق من بلاد المشرق فدخلها هذا المذهب أولا بيحيى بن يحيى التميمي ، وعبد الله بن المبارك ، وقتيبة بن سعيد ، فكان له هناك أئمة على مر الأزمان ، وتفشى بقزوين وما والاها من بلاد الجبل . وكان آخر من درس منه بنيسابور أبو إسحاق بن القطان ، وغلب على تلك البلاد مذهبا أبي حنيفة والشافعي
«А что касается Хорасана (Ирана) и тех стран, которые располагаются восточнее Ирака, то их мазхаб… преимущественно ханафитский и шафиитский».
(«Тартибу ль-мадарик», том 1, С. 53).
Передаёт Бейхеки:
أن المأمون العباسي هم بأن يكتب كتابا في الطعن على معاوية ، فقال له يحيي بن أكثم : يا أمير المؤمنين ، العامة لا تتحمل هذا ولا سيما أهل خراسان ، ولا تأمن أن يكون لهم نفرة
Халиф Мамун велел проклинать Муавию. Йахья ибн Аксам сказал ему: «О повелитель верующих! Большинство людей не примет этого, особенно люди Хорасана (Ирана). И они станут ненавидеть тебя за это».
(«Махасин ва масави», том 1, С. 108).
2. Все шиитские Имамы, естественно, были арабами и потомками Посланника Аллаха (С). Большинство их сподвижников и передатчиков хадисов — тоже арабы. Имаму Али (А) после прихода к власти пришлось вести три войны — Джамаль, Сиффин и Нахраван — и всё его войско состояло почти исключительно из арабов и возглавлялось арабами — Аммаром ибн Ясиром, Маликом Аштаром, Хашимом Миркалем, Кейсом ибн Саадом ибн Ибадой, Мухаммадом ибн Аби Бакром, Хиджром ибн Ади и т.д. Арабами являлись и почти все сподвижники Имама Хусейна (А), погибшие с ним при Кербеле. Где же тут персы, якобы основавшие шиизм?
Разумеется, после принятия персами Ислама некоторые из них также становились шиитами, но то же самое имело место и среди других народов, например, турок или индийцев. Большинство же персов оставались суннитами.
Исторические факты свидетельствуют о том, что именно шиизм среди всех течений Ислама дольше всего поддерживал связь со своим арабским истоком, оставаясь по преимуществу арабским явлением. В то время как среди других течений активно действовали представители других народов, неарабов, подавляющее большинство шиитских учёных были арабами вплоть до относительно недавнего времени. Таким образом, миф о том, что «шиизм — иранское явление» в буквальном смысле переворачивает историческую истину с головы на ноги.
Центрами шиитских научных школ были арабские города — Медина, Куфа, Багдад, Хилла, Наджаф. Сердцем шиизма был и остаётся Ирак, где расположено большинство шиитских святынь и похоронены шесть Имамов (А).
3. Персы внесли наибольший вклад именно в развитие суннизма. Назовем несколько имён:
1) Абу Ханифа — основатель самого распространённого суннитского мазхаба.
2) Бухари, Мухаммад ибн Исмаил — автор «Сахиха Бухари» — книги, которую сунниты считают второй по значимости после Корана.
3) Муслим, ибн Хаджадж ибн Муслим Нейшабури — автор «Сахиха Муслима» — третьей по значимости книги в суннизме после Корана и «Сахиха» Бухари.
4) Тирмизи, Ибн Иса — автор «Сахиха Тирмизи», входящего в число «шести Сахихов» — самых значимых книг у «ахлу сунна».
5) Ибн Маджа, Мухаммад ибн Язид — автор «Сахиха ибн Маджа».
6) Нисаи, Ахмад ибн Али — автор «Сахиха Нисаи», одного из шести «Сахихов».
Таким образом, персами основан самый распространённый и первый из четырёх суннитских мазхабов и написаны пять из шести суннитских «Сахихов»!
Кроме того, множество персов имеется среди передатчиков суннитских хадисов — например, Муджахид, Ата ибн Аби Раббах, Акрама, Саид ибн Джубейр.
Другие персы, внесшие значительный вклад в основание суннизма: Лейс ибн Саад, который считается основателем суннитского медресе в Египте, и он — перс из Исфахана; Рабиа Раи, учитель имама Малика; Тавус ибн Кейсан Фарси, известный факих и передатчик; Бейхеки, автор «Сунан»; Хаким Нейшабури, автор «Мустадрака»; Асим ибн Али ибн Асим — из шейхов Бухари; известный мутакаллим Хасан Басри; «имам мутакаллимов» Василь ибн Ата; Замахшари, автор «тафсира» и многих работ; Абу Хатим Рази, автор «тафсира», один из известнейших «имамов» суннизма; Газали — другой известнейший суннитский «имам» и т.д.
В ряде источников нам встречалась такая цифра: 90 % суннитских учёных во времена становления и развития суннизма были персами.
Таким образом, можно сказать, что именно мазхаб «ахлу сунна валь джамаа» создан персами. Посмотрите же, насколько противникам шиизма удалось исказить реальность!
Разумеется, мы не хотим сказать, что арабы в чем-то выше или «аутентичнее» в Исламе, чем персы. Персы внесли значительный вклад также и в развитие шиизма — стоит упомянуть шейха Садука или шейха Кулейни, не говоря уже о таком благородном сподвижнике Пророка (С) и Имама Али (А), как Салман Фарси. Всё, что мы хотим доказать — это то, что попытки объявить шиизм каким-то специфическим «персидским» ответвлением Ислама не имеют под собой никакого основания. С таким же — и ещё большим — успехом можно назвать «персидским исламом» суннизм.
4. Шиизм и шииты существовали в исламе до того, как его приняли иранцы. Сторонники Али (А), известные как «шиа Али», имели место еще при Пророке (С). Первым, кто сказал о шиизме и шиитах, был сам Посланник Аллаха (С):
«О Али, ты и твои шииты — лучшее творение».
(«Джамиу ль-байан» Табари, т. 30, с. 335; «Шавахиду ттанзиль», т. 2, с. 459; «Мухаррару ль-ваджиз» Ибн Атия Андалуси, т. 5, с. 508; «Дарр уль-мансур», т. 6, с. 379; «Фатх уль-кадир» Шаукани, т. 5, с. 477; «Тафсир» Алуси, т. 30, с. 207; «Манакибу али» Абу Ибн Мурдуйа, с. 346; «Башарату ль-мустафа» Мухаммада ибн Али Табари, с. 296; «Манакиб» Хаварезми, с. 266).
И интересно, что это зафиксировано даже в суннитских источниках (более подробно о об этом здесь).
Что же касается таких названий, как «суннизм», «ахлу сунна», «ахлу сунна валь джамаа», то они ни разу не упомянуты ни в Коране, ни в Сунне Пророка (С), ни даже в высказываниях его сподвижников. Всё это свидетельствует о том, что только шиизм является первым и древнейшим течением, восходящим непосредственно к Пророку (С).