ОТНОСЯТСЯ ЛИ ЖЁНЫ К АХЛЬ УЛЬ-БЕЙТ?

Противники руководства Ахль уль-Бейт (А) утверждают, что жёны Пророка (С) относятся к его роду и его Ахль уль-Бейт. В этой статье мы хотели бы опровергнуть это.

Арабский язык является очень богатым и точным. Поэтому на нем и был ниспослан Коран. Для каждой вещи в арабском языке есть своё название. Словами «ааль» и «ахль уль-бейт» в арабском языке, в хадисах и в Коране называются только люди, состоящие в кровном родстве с данным человеком. Тогда как жёны не являются кровными родственниками (кроме некоторых случаев, когда человек женится, например, на своей двоюродной сестре, тогда она тоже из его ахль уль-бейт, но не как жена, а именно как двоюродная сестра).

В принципе, это понятно даже согласно разуму, поскольку жена человека не является как-то привязанной к нему навсегда родственными связями. Если он разведется с ней, то она перестанет иметь к нему какое-либо отношение и даже станет запретной для него — по крайней мере, пока снова не выйдет замуж и не получит развод после совокупления. То есть у этой женщины начнется совершенно иная жизнь, не имеющая к её бывшему мужу никакого отношения — она может выйти замуж за другого человека, родить от него детей, и так далее. Так как же жена может быть из «ахль уль-бейт» человека, из людей его дома, из его рода, если она больше не имеет к нему никакого отношения? Однако совершенно не так обстоит дело с кровными родственниками человека. Связь человека с его родителями, детьми, братьями и сестрами никогда и ничем не может быть разрушена. Даже если он не поддерживает с ними отношения — что само по себе в исламе крайне порицаемо — всё равно он продолжает быть связанным с ними, потому что ни при каких обстоятельствах он не может вдруг перестать считаться, скажем, сыном своего отца или отцом своего сына. Тогда как с женой он может развестись и не поддерживать с ней никаких отношений, но такое неподдержание отношений не только не будет порицаемым, но и будет даже обязательным для него, поскольку она после развода стала для него запретной. У женщины есть свой ахль уль-бейт, к которому она и возвращается, если муж дал ей развод. Её ахль уль-бейт -это её отец, брат и так далее. И они не имеют никакого отношения к ахль уль-бейт её мужа.

Когда в намазе и в салавате мы говорим: Аллахумма салли аля мухаммад ва аали мухаммад — «о Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада», то слово «ааль», «род» тут не включает в себя его жён. Довод на это — в Коране. Открываем 41-42 аяты суры «Месяц»: «Пришли к роду (ааль) Фараона увещания. Они сочли ложью все Наши знамения, и Мы схватили их хваткой великого, могучего» (54: 41-42). Теперь откроем аят 50 суры «Корова»: «И вот, Мы разделили при вас море и спасли вас и потопили род (ааль) Фараона» (2: 50). А теперь открываем 11-й аят суры «Запрещение»: «И приводит Аллах притчей для тех, которые уверовали, жену Фирауна. Вот она сказала: «Господи! Сооруди мне у Себя дом в раю, и спаси меня от Фирауна и его дела, и спаси меня от народа неправедного» (66 : 11).

Теперь сопоставим эти аяты и ответим на вопрос: эта верующая жена Фараон, Асия, госпожа женщин своего времени, была из его ааль, была из его рода или нет? Нет, она не была из его ааля, из его рода, а иначе получилось бы, что Аллах наказал и её тоже, ведь первые два аята, которые мы привели, говорят, что ааль Фараона, род Фараона был наказан. Коран очень точен. Он использует тут именно слово «ааль», куда не входят жены. Жена Фараона не относилась к его ааль, а потому она не входит в число наказанных Аллахом.

Теперь открываем 33-34 аяты суры «Месяц»: «Народ Лута счел ложью увещание. Вот, послали на них вихрь, несущий камни, кроме рода (ааль) Лута, — их Мы спасли на заре» (54: 33-34). То есть ааль Лута, род Лута Аллах спас.

А что говорит Аллах о его жене? Открываем суру Паук, аят 32: «Сказал он: «Ведь в нем Лут». Они сказали: «Мы лучше знаем тех, кто в нем. Мы спасем его и его семью (ахль), кроме его жены, она — в числе оставшихся» (29: 32).

То есть жена Лута осталась и погибла. Она была неверующей, и Аллах наказал ее и не спас её. А значит, она не входила в ааль, в род Лута, о котором Аллах говорит в предыдущем аяте, что Он спас их.

Итак, жены человека не относятся к его роду, к его ааль. А потому, когда мы говорим Аллахумма салли аля мухаммад ва аали мухаммад — «о Аллах, благослови Мухаммада и род Мухаммада», — то эти слова не относятся к его женам.

Со словом «ааль» мы выяснили. Теперь обратимся к выражению «ахлу ль-бейт». Тут надо сказать, что противники руководства Ахль уль-Бейт иногда пытаются выдать слово «ахль» за выражение «ахль уль-бейт«. Например, приводят хадис из «Кафи», где человек приходит к Пророку и говорит: я совокупился в месяц рамадан со своим ахль, со своей женой. И они толкуют тут слово «ахль» в значении «ахль уль-бейт». Якобы это одно и то же. Тогда как это совершенно разные вещи.

Им даже не надо ссылаться на «Кафи», лучше бы сослался на Коран, где слово «ахль» тоже используется в значении «жены». Слово «ахль» в арабском языке имеет основное значение «люди», но может также использоваться в значении «жены» или «семья человека» в целом, но обязательно вместе с женами. С этим никто не спорит. Коран говорит, сура Юсуф, аят 25: «Сказала она: «Каково воздаяние того, кто желал зла твоему ахль, то есть твоей жене—  если не заключить его в темницу, или — наказание мучительное!»

Итак, ахль в этом контексте — это жены или семья человека, включая его жен. Мы видим, что арабский язык очень точен. Ааль — это семья или род без жен, а ахль — это семья с женами или просто жены.

Слово «ахль», как мы сказали, в своем основном значении — это люди, а в  одном из своих производных значений — это жены. Но если присоединить это слово к другому слову, то его смысл меняется полностью. Например, говорят «ахлу мадина» — люди Медины. И что, это означает «жены Медины»? Нет, это значит все обитатели города Медина. «Ахль уль-китаб» — люди писания, то есть иудеи и христиане. Точно также же «ахлу ль-бейт», «люди Дома» имеет совершенно иной смысл, чем просто «ахль». Дом тут, понятно, значит не «дом» в буквальном смысле, как строение или жилище, а род. Дом — это род. «Люди дома» такого-то человека значит «люди рода» этого человека. Жены из «людей», из ахля человека, но не из «людей его Дома», не из его ахлу ль-бейт.

И сам Пророк (С) сказал, что его жены — не из его Ахль уль-Бейт, и хадис этот приведен в источниках ахлу сунна. Открываем «Сунан» Тирмизи, хадис 3205:

От Умара ибн Аби Сальмы:  Когда был ниспослан этот аят на Пророка: «Поистине, Аллах желает удалить от вас всякую скверну, о Ахль уль-Бейт, и очистить вас полным очищением» (33: 33), это было в доме Умм Саламы. И он позвал Фатиму, Хасана и Хусейна, и Али стоял сзади него, и он накрыл их всех накидкой, а потом сказал: «О Аллах, это — мои Ахль уль-Бейт, так удали от них скверну и очисти их полным очищением». Умм Салама сказала: «И я с ними, о Пророк Аллаха?» Он сказал: «Ты — на своем месте, и ты — на благе».

Скрин:

То есть жена Пророка (С) Умм Салама тут спрашивает: «О Посланник Аллаха! И я тоже с ними, и я тоже из Ахль уль-Бейт?» И он отвечает: «Нет, ты не из Ахль уль-Бейт, ты на своем месте, и ты на благе».

После хадиса вы видите на скрине оценку этого хадиса Альбани: сахих.

Теперь открываем «Муснад» Ахмада, хадис 25969: От Умм Салама, жены Пророка (С):

Пророк (С) был у меня в доме, и пришла Фатима с едой. Он сказал ей: «Позови своего мужа и своих сыновей». Тогда пришли Али, Хасан и Хусейн и принялись есть, а он заснул, накрывшись накидкой. Я же читала намаз в соседней комнате. И Аллах ниспослал этот аят: «Поистине, Аллах желает удалить от вас всякую скверну, о Ахль уль-Бейт, и очистить вас полным очищением» (33: 33). Тогда Посланник Аллаха (С) накрыл их своей накидкой, а потом показал рукой на небо и сказал: «О Аллах, они — мой Ахль уль-Бейт и мои особые (то есть те, кто особо приближен ко мне, кто отличается от всех других в отношении меня). Так удали от них всякую скверну и очисти их очищением!» Тогда я просунула голову в их комнату и сказала: «И я из их числа, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Ты на благе, ты на благе».

Скрин:

То есть: ты не из их числа, но ты на благе.

Также этот хадис приведен в других источниках «ахлу сунна», таких как «Мустадрак» Хакима, который сказал после его приведения: «Этот хадис — сахих по критериям Бухари и Муслима».

Теперь откроем тафсир «Руху ль-маани» Алуси, том 22, С. 16:

«И из достоверных слов Посланника Аллаха (с): «Поистине, я оставил среди вас двух халифов — в других риваятах — две драгоценности: Книгу Аллаха — вервь, протянутую между небесами и землей, и мой род — людей моего дома. Они никогда не отделятся друг от друга, пока не встретятся у райского водоема» очевидно что очищенные жены Пророка (с) НЕ ВХОДЯТ в Ахль аль-Бейт, которые являются одной из упомянутых драгоценностей». 

Скрин:

И откроем также «Сахих» Муслима, «китаб фазаилу сахаба», хадис номер 4552:

От Язида ибн Хайана: Мы вошли к Зейду ибн Аркаму и сказали ему: «Ты был сахабом Посланника Аллаха (С) и молился за ним. Вот он сказал: Я оставляю вам две драгоценности… Кто же относится к его Ахль уль-Бейт? Его жены?» Зейд ибн Аркам ответил: «Нет, клянусь Аллахом! Женщина может быть с мужчиной долгое время, а потом он даст ей развод, и она вернется к своему отцу и своей семье. Его  (то есть Пророка) Ахль уль-Бейт — это его корень и его кровные родственники, для которых запрещена садака после него».

Скрин:

Спросим у наших оппонентов: кто был более знающим, по-вашему, — сахабы или те, которые утверждают, что жены Пророка из числа его Ахль уль-Бейт?

Тут надо разобрать такую шубху, которую они иногда приводят — что в 73-м аяте суры «Худ» жена Ибрахима (А) якобы отнесена к числу его Ахль уль-Бейт: «Они сказали: «Разве ты удивляешься повелению Аллаха? Милость Аллаха и благословение Его над вами, ахль уль-бейт. Он — хвалимый, славный» (11: 73). Они говорят, что поскольку там были Ибрахим и его жена Сара, то обращение идет к ним обоим, а потом Сара, то есть жена, тоже была из Ахль уль-Бейт Ибрахима.

Ответ на это: Сара, жена Ибрахима, была его двоюродной сестрой, то есть дочерью его дяди, как об этом говорят хадисы. А потому она относилась к его Ахль уль-бейт не как жена, а как двоюродная сестра.

Кроме того, аят говорит о том, что ангелы принесли весть Саре, что у нее на старости лет родится ребенок, и это пророк Исхак, от которого затем родится Йакуб. То есть слова «Милость Аллаха и благословение Его над вами, ахль уль-бейт» можно понимать как призывание милости и благословения Аллаха на пророков из ахль уль-бейт Ибрахима, которые родятся от него и Сары.

Теперь, такой вопрос: как правильно понимать Ахль уль-Бейт Мухаммада (С)? Кто в действительности входит в Ахль уль-Бейт, согласно шиитскому пониманию? Согласно расширенному, фикховому пониманию, в Ахль уль-Бейт входят все кровные родственники Пророка (С) — все, для кого запрещена садака, согласно фикху. То есть, например, отец Пророка, дяди Пророка, все потомки Пророка (С), которых сегодня называют сейидами. Всё это Ахль уль-Бейт Пророка в расширенном смысле.

Но Ахль уль-Бейт в узком, истинном, кораническом смысле — это только четырнадцать Непорочных. Те, о ком Аллах сказал в 33-м аяте суры Ахзаб: «Поистине, Аллах желает удалить от вас всякую скверну, о Ахль уль-Бейт, и очистить вас полным очищением» (33: 33) — это только четырнадцать Непорочных, потому что только они очищены от греха и всякой скверны. И также только четырнадцать Непорочных — это те, о ком Пророк сказал в день Гадир, в хадисе Сакалейн.

Но — обратите внимание — в каком бы смысле мы ни взяли Ахль уль-Бейт, жены Пророка все равно не входят сюда.

И посмотрим еще раз на аят Очищение: «Поистине, Аллах желает удалить от вас всякую скверну, о Ахль уль-Бейт, и очистить вас полным очищением» (33: 33). Противники шиизма говорят, что жёны тоже входят сюда. Но давайте спросим, были ли жены очищены? Избавил ли их Аллах от всякой скверны?

Открываем суру «Запрещение», аят 3: И вот Пророк сообщил втайне некоторым из своих жен новость. А когда она передала это и Аллах ему открыл, то часть он сообщил, а от части уклонился. А когда он сообщил ей про это, она сказала: «Кто сообщил тебе это?» Он сказал: «Сообщил мне Знающий, Ведающий» (66: 3).

То есть некоторые из жен Пророка (С) — а в «Сахихах» Бухари и Муслима говорится, что это были Айша и Хафса — раскрыли тайну, которую сообщил им Пророк (С). Сообщили её другим людям, что он запретил им делать. Мы даже не будем сейчас говорить, что это за тайна и в чем состоял тот случай, когда они так сделали. Для нашей темы это неважно. Важно то, что они совершили явное ослушание Посланника Аллаха (С). А когда он сообщил одной из них о том, что ему известно, что она разгласила его секреты, она проявила сомнение в источнике его откровения и его знания, спросив: «Кто сообщил тебе это?» Он сказал: «Сообщил мне Знающий, Ведающий», то есть Аллах.

В теперь спросим: можно ли считать человека, поступившего так, очищенным от всех грехов и от всякой скверны?

Читаем следующий аят этой же суры: «Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже уклонились. А если вы обе будете открыто противиться ему, то ведь Аллах — его защитник, и Джабраил, и праведный из верующих, и ангелы после этого – помощники» (66: 4).

Тут Аллах уже прямо обращается к Айше и Хафсе с очень суровыми и грозными словами. «Если вы обе покаетесь перед Аллахом» — за что каются? Разве не за грех? Если они не совершали грехи, то почему Аллах требует от них покаяться?

«Если вы обе покаетесь перед Аллахом, то ведь ваши сердца уже отклонились«. Что значит «отклонись»? Значит, отошли от Истины, отвернулись от нее, повернулись к лжи и заблуждению.

«А если вы обе будете открыто противиться ему, то ведь Аллах — его защитник, и Джибрил, и праведный из верующих, и ангелы после этого – помощники» (66: 4).

То есть Аллах говорит в этом аяте: Я выступаю с войной против вас, а также Джабраил, праведный верующий (то есть Али ибн Аби Талиб, мир ему) и ангелы, потому что вы открыто противитесь ему (Посланнику Аллаха) и строите против него козни.

«Быть может, если он разведется с вами, его Господь заменит вас женщинами, лучшими чем вы, которые будут мусульманками, верующими, покорными, кающимися, поклоняющимися, постящимися, как вдовами, так и девственницами» (66: 5).

Что это значит? То, что Айша и Хафса — не мусульманки, не верующие, не покорные, не кающиеся, не поклоняющиеся, не вдовы и не девственницы.

И в 10-м аяте той же суры читаем: «Аллах привел в качестве примера для тех, которые не веровали, жену Нуха и жену Лута. Обе были замужем за рабами из числа Наших праведных рабов. Они предали своих мужей, и те не спасли их от Аллаха. Им было сказано: «Войдите в Огонь вместе с теми, кто входит туда» (66: 10).

Как называет Аллах Айшу и Хафсу, примером для которых приведены жены Нуха и Лута ? «Примером для тех, которые не веровали». Опять спросим: разве всё это — описание тех, кого Аллах очистил от грехов и всякой скверны?

И вообще в аятах Корана постоянно упоминаются предупреждение и предостережения и даже угрозы в отношении жен Пророка (С). В той же суре Ахзаб, аят 28 читаем: «О пророк, скажи твоим женам: «Если вы желаете ближней жизни и ее прикрас, то приходите: я дам вам насладиться и отпущу вас прекрасным образом»» (33: 28).

И в аяте 30 той же суры: «О жены пророка! Кто совершит из вас явную мерзость, той удвоено будет наказание вдвойне. Ведь для Аллаха это — легко!»

Как можно предостерегать от «явной мерзости» тех, кто очищен от всякой мерзости? Чисто логически, как? Если аят об очищении относится к женам Пророка (С), то почему тут Аллах призывает их не совершать «явную мерзость»? Или в Коране есть противоречие или бессмыслица, или оппоненты шиизма неправы.

Продолжаем читать ту же суру, аяты 32-33: «О жены пророка! Вы — не таковы, как какая-нибудь из женщин. Если вы богобоязненны, то не будьте мягки в словах, чтобы не возжелал тот, в сердце которого болезнь, и говорите слово ведомое. Пребывайте в своих домах и не украшайтесь украшениями первой джахилии».

Выполнила ли Айша это повеление Аллаха, пребывала ли она в своём доме после смерти Пророка (С)? Но нет, она вышла против Имама мироздания и законного халифа того времени Али ибн Аби Талиба (А) среди армии чужих мужчин и возглавила битву Джамаль, восседая на верблюде — битву, в которой погибло 20 тысяч мусульман. Так где же очищение от всякой скверны?

И обратите внимание: в аяте об очищении использовано слово «анкум», а не «минкум». Это означает, что скверны никогда и не было в них. Аллах желает удалить от вас скверну, Ахль уль-Бейт — то есть желание, воля, ирада Аллаха состоит в том, чтобы в вас не было никогда скверны, о Ахль уль-Бейт. Если бы в аяте стояло «минкум», то это означало бы, что в них была скверна, а теперь Аллах желает удалить ее. Но тут стоит анкум, так же как в суре Йусуф, 24 аят сказано: «Так, — чтобы отклонить от него (анху) зло и мерзость. Поистине, он — из Наших рабов искренних!» (12: 24). Анху — от него, а не минху. То есть в Йусуфе и не было никогда зла и мерзости, он — «из рабов Наших искренних», он — непорочный пророк Аллаха.

Комментирование закрыто.