Эта статья является опровержением на ложь и подтасовки ваххабитов в их «ответе» на нашу статью, который они назвали «Лживая история о том, что Умар напал на дом Фатимы».
Для начала отметим, что в нашей статье, по которой ваххабиты опровергали «лживую историю о том, как Умар напал на дом Фатимы», содержались далеко не все аргументы из книг «ахлу сунна» по данному вопросу. После этого мы написали ряд других статьей по этому поводу, которые читатель может найти здесь.
А теперь скажем несколько слов по поводу именно этого «опровержения»:
1. «Игра с иснадами»
Всё «опровержение» строится исключительно на «игре с иснадами». Эти трюки нам хорошо известны: когда у ваххабитов заканчиваются доводы, они прибегают к своему последнему «спасательному кругу», то есть к подтасовкам и тадлису в области «иснадов». Пусть читатель знает, что это есть не что иное, как пыль в глаза, ибо:
1. Суннитская наука о «передатчиках», «ильм риджаль», «джарх ва таадиль» — мошенничество и обман чистой воды. Подробно об этом мы писали в отдельной статье. В этой мутной лженауке не существует никаких определённых критериев, правил и даже устоявшихся мнений. И поскольку каждый насибитский «учёный», сочинявший очередной опус в данной области, выдумывал что-то своё, то на любого передатчика можно найти какую угодно характеристику и тем самым ослабить какой угодно хадис.
Ибн Кейим Джаузи – ученик Ибн Теймийи и один из известных «салафитских учёных» — пишет:
ولو کان کلُّ رجلٍ ضعَّفَه رجلٌ سقط حدیثُه لذهبت عامَّة الأحادیث الصحیحة من أیدینا، فقلّ رجلٌ من الثقات إلا وقد تکلَّم فیه آخر ولم یسلم من طعن
«Если бы из-за того, что один человек назвал другого слабым, хадисы от него были бы отброшены, то тогда мы потеряли бы большинство хадисов “сахих”. Практически нет достоверного передатчика, о которых кто-либо не сказал бы, что он – слабый, и не было бы нападок на него».
(«Рафу йадейн фи ссалят», С. 240).
Спасибо Ибн Кейиму за откровенность: правда состоит в том, что в источниках «ахлу сунна» нет НИ ОДНОГО хадиса, который при желании нельзя было бы ослабить — кроме «Сахихов» Бухари и Муслима, но не потому, что они действительно достоверны, а исключительно в силу того, что учёные «ахлу сунна» когда-то договорились не трогать их, подобно священной корове.
Но даже и среди передатчиков Бухари и Муслима было множество тех, кого суннитские горе-ученые ослабляли!
Современный суннитский исследователь доктор Ахмад Амин насчитал около 80 передатчиков Бухари, которые являются слабыми и недостоверными согласно критериями «ахлу сунна». Он пишет: «Например, Акрама, который был известен как автор поддельных хадисов. О нём говорили, что он до такой степени лжец, что может утро назвать вечером. Однако Бухари приводит от него множество хадисов, тогда как Муслим не передаёт хадисы от него, помимо одного-единственного, но и тот он приводит и с другой цепочкой от Саида ибн Джубейра» ( «Заха ль-ислам, том 2, С. 117-118).
Ибн Хаджар пишет: «Хаффаз нашёл проблемы в 110 хадисах Бухари и отверг за ними какую-либо достоверность и признал слабыми 80 из 400 передатчиков Бухари» («Фатху ль-бари», том 2, С. 81).
Хатиб Багдади пишет в «Кифая»:
فان البخاري قد احتج بجماعة سبق من غيره الطعن فيهم والجرح لهم
«Бухари ссылался на группу (передатчиков), которых отвергали те, кто был до него, и находили в них недостатки».
(Хатиб Багдади, «Киваяту фи ильми риваят», С. 108).
Скрин:
Бадруддин Вафа пишет в своём шархе «Сахиха» Бухари:
في الصحيح جماعة جرحهم بعض المتقدمين
«В “Сахихе” Бухари есть группа передатчиков, которых считали слабыми предыдущие ученые».
(«Умдату ль-кари», том 1, С. 8).
Шейх Ахмад Мухаммад Шакир пишет:
و قد وقع فی الصحیحین احادیث کثیره من روایه بعض المدلسین
«В “Сахихах” Бухари и Муслима много хадисов от передатчиков, являвшихся лжецами».
(«Шарх альфия суюти», С. 36).
Захаби так пишет по поводу Миксама ибн Баджры:
والعجب أن البخاري أخرج له في صحيحه وذكره في كتاب الضعفاء
«Удивительно, что Бухари передал от него хадисы, но сам же привёл его среди слабых передатчиков!»
(«Мизану ль-иатидаль», том 6, С. 508).
Скрин:
И то же самое Захаби пишет по поводу другого передатчика Бухари – Сабита ибн Мухаммада Куфи:
ومع كون البخاري حدث عنه في صحيحه ذكره في الضعفاء
«Бухари передает от него в “Сахихе”, однако же приводит его среди слабых».
(«Мизану ль-иатидаль», том 2, С. 87).
Скрин:
По поводу Салиха ибн Аиза Захаби пишет:
وكان من المرجئة قاله البخاري وأورده في الضعفاء لإرجائه والعجب من البخاري يغمزه وقد احتج به
«Он был из мурджитов, и Бухари отнёс его к слабым из-за его акыды. Но удивительно у Бухари то, что при этом он закрыл глаза на него и привел от него хадисы!»
(«Мизану ль-иатидаль», том 1, С. 259).
Скрин:
Зачем мы всё это привели? Да для того, чтобы читатель знал: в суннитской лженауке «риджаль» можно ослабить (или усилить) любого передатчика и любой хадис — было бы желание.
У «ахлу сунна» один и тот же человек становится то слабым, то сильным – в зависимости от удобности или неудобности переданных им сведений. Например, Ибн Аби Дарим называется Захаби и Аскалани «рафидитом» и не «заслуживающим доверия» после приведения им хадиса о том, что Умар убил Фатиму (А).
Однако в другом месте тот же Захаби пишет о нем:
ابن أبي دارم. الامام الحافظ الفاضل
«Ибн Аби Дарим – имам, хафиз, достойный».
(«Сиру аалами нубала», том 15, С. 577)
И на странице 579 говорит:
وقال محمد بن حماد الحافظ، كان مستقيم الامر عامة دهره
«Мухаммад ибн Хаммад Хафиз сказал о нем: “он прочно стоял на своем мазхабе в течение своей жизни”».
Однако как только речь заходит о переданном от него риваяте об убийстве Умаром Фатимы (А), Захаби пишет:
شيخ ضال معثر
«Он был вводящим в заблуждение, ошибающимся».
ЭТО ЛИ НЕ НАДУВАТЕЛЬСТВО?
В разбираемом нами «опровержении» ваххабиты пишут такой бред:
«Ибн Хумайд. Он же – Мухаммад Ибн Хумайд ар-Разий. Очень слабый передатчик, и даже дошло до того, что его обвинили во лжи.
Следует отметить, что множество имамов в начале считали этого передатчика достоверным и надежным. И как правило, шииты-рафидиты аргументируют именно старыми словами мухаддисов, которые до того, как узнали его истинное состояние, хвалили его и отзывались о нем хорошим образом. Однако после того, как они узнали его истинное состояние, они стали обвинять его во лжи и ослаблять».
Сначала его считали «достоверным и надежным», а потом перестали так считать, потому что «узнали его истинное лицо» — через несколько столетий после его смерти!
«Мугъира Ибн Миксам. Этот передатчик является надежным, кроме того, что он был подтасовщиком (мудаллис), а как нам известно, от мудаллиса хадис не принимается до тех пор, пока он не подтвердит, что его выражение «от» имеет смысл «мне передали» или «я слышал» и т.д».
Мугира ибн Миксам — надёжный, но подтасовщик!
Без комментариев.
2. Вторая причина того, почему мы не принимаем подобные «аргументы» — двойные стандарты наших оппонентов. Посмотрим: какой бы хадис из их источников мы ни привели, они сразу же объявляют его «слабым». Но что же делают они сами? Сами они легко опираются на слабые и сфабрикованные хадисы, когда им это выгодно! Например, риваяты о том, что Имам Али (А) якобы называл своих детей именами Абу Бакра, Умара и Усмана — слабые. Хадисы о браке Умм Кульсум и Умара — слабые. Однако наши оппоненты постоянно ссылаются на них, чтобы обманывать свою публику. Сколько сотен раз они приводили хадис: «Кто ругает моих сподвижников – на том проклятие Аллаха, ангелов и всех людей»? Однако этот хадис — слабый, его передал Табарани без полной цепочки передатчиков, и даже та неполная цепочка, которая есть у него, состоит из лжецов! А что такое история об «Абдуллахе ибн Сабе»? Вымысел, сочинённый Сейфом ибн Умаром — омейядским лжецом, которого обвинили во лжи и проклинали все суннитские ученые. Однако ваххабиты постоянно приводят эту историю как достоверную, обманывая этим свою публику и ничего не упоминая о том, что «хадисы надо проверять», «мы не можем опираться на слабые хадисы» и т.п.
3. И, наконец, третий момент — даже по критериям самих «ахлу сунна», слабые хадисы не могут полностью отвергаться. Несколько слабых хадисов в совокупности составляют один сильный.
Ибн Теймия пишет:
«Если путей передачи несколько, то они подкрепляют друг друга, так что через такой хадис достигается знание (то есть этот хадис может служить доводом), даже если передатчики – нечестивцы, порочные. Так что же говорить, если передатчики – учёные, справедливые!»
(Ибн Теймийя. «Кутуб ва расаиль ва фатава шейху ль-ислам ибн теймия», том 18, С. 26).
В разбираемой статье мы привели 11 хадисов из источников «ахлу сунна» о том, что Умар убил Фатиму (и ещё больше в других статьях). Этого более чем достаточно для признания данного события как достоверного исторического факта.
2. Была ли дверь в доме Фатимы (А) и Али (А)?
Ваххабиты приводят слова повелителя верующих (А), приведённые в «Хисаль» Садука:
ونحن أهل بيت محمد (صلى الله عليه وآله) لا سقوف لبيوتنا, ولا أبواب ولا ستور إلا الجرائد, وما أشبهها
Ложный ваххабитский перевод:
«Мы, Ахль аль-Бейт Мухаммада – да благословит Аллах его род, не имеем (в своих домах) ни потолков, ни дверей, ни стен, кроме пальмовых листьев и им подобных!»
На самом деле в риваяте использовано слово «джараид» — единственное число «джарида«. Мы не будем сейчас разбирать, «слабый» этот риваят или «сильный», потому что мы не занимаемся подобной чепухой, в отличие от наших оппонентов. Посмотрим лучше, что такое «джарида»? Откроем «Лисану ль-араб» Ибн Манзура:
والجَريدة سَعفة طويلة رطبة؛ قال الفارسي: هي رطبةً سفعةٌ ويابسةً جريدةٌ؛ وقيل: الجريدة للنخلة كالقضيب للشجرة
«Джарида — длинная пальмовая ветвь… И говорят: джарида для пальмы — как ветвь для дерева».
(«Лисану ль-араб», том 14, С. 123).
Таким образом, джарида — это не пальмовые листья, как переводят ваххабиты, а твердые ветви пальмы. Двери в ту эпоху часто делались так: они состояли из пальмовых ветвей, которые с двух сторон скреплялись деревянными столбами. Эти столбы, в свою очередь, прибивались гвоздями. Ветви пальмы толстые и массивные: удар такой дверью мог нанести серьезные повреждения. Даже сегодня на Ближнем Востоке используют такие двери.
Хадисов об этом множество как в шиитских, так и в суннитских источниках.
Алламе Маджлиси приводит от Салмана Фарси:
فمضى سلمان حتى طاف تسعة أبيات من بيوت رسول الله صلى الله عليه وآله فلم يجد عندهن شيئاً، فلما أن ولّى راجعاً نظر إلى حجرة فاطمة عليها السلام فقال: إن يكن خيرٌ فمن منزل فاطمة بنت محمد صلى الله عليه وآله. فقرع الباب فأجابته من وراء الباب: مَن بالباب؟ فقال لها: أنا سلمان الفارسي — إلى أن قال — فوثب النبي صلى الله عليه وآله حتى ورد إلى حجرة فاطمة عليها السلام، فقرع الباب، وكان إذا قرع النبي صلى الله عليه وآله الباب لا يفتح له الباب إلا فاطمة عليها السلام.. إلى آخر الخبر
«…И он постучал в дверь (Фатимы), и она ответила из-за двери…«.
(«Бихар», том 73, С. 42).
Если бы в доме Фатимы (А) не было двери, или она состояла бы из мягких материалов, то в неё нельзя было бы ПОСТУЧАТЬ.
В «Кафи» читаем:
خرج رسول الله صلى الله عليه وآله يريد فاطمة عليهما السلام وأنا معه، فلمّا انتهيتُ إلى الباب وضع يده عليه فدفعه، ثم قال: السلام عليكم. فقالت فاطمة: عليك السلام يا رسول الله.. إلى آخر الخبر
Посланник Аллаха (С) отправился, желая увидеть Фатиму (А), и я был с ним. Когда он дошёл до её двери, положил руку на неё и толкнул её (дверь) и сказал: «Мир вам»…
(«Кафи», том 5, С. 528).
Таким образом, дверь была сделана из твёрдого материала, так что надо было толкнуть её, чтобы она открылась.
В домах того времени были двери не только при входе в дом, но и двери комнат, причем они даже запирались на замок!
В «Сунане» Абу Давуда читаем:
حَدَّثَنَا عَبْدُ الرَّحِيمِ بْنُ مُطَرِّفٍ الرُّؤَاسِىُّ حَدَّثَنَا عِيسَى عَنْ إِسْمَاعِيلَ عَنْ قَيْسٍ عَنْ دُكَيْنِ بْنِ سَعِيدٍ الْمُزَنِىِّ قَالَ أَتَيْنَا النَّبِىَّ،صلى الله عليه وسلم، فَسَأَلْنَاهُ الطَّعَامَ فَقَالَ « يَا عُمَرُ اذْهَبْ فَأَعْطِهِمْ ». فَارْتَقَى بِنَا إِلَى عِلِّيَّةٍ فَأَخَذَ الْمِفْتَاحَ مِنْ حُجْزَتِهِ فَفَتَحَ
…Посланник Аллаха (С) сказал: «О Умар, иди накорми их». И он поднялся с нами в верхнюю комнату (своего дома), взял со своего пояса ключ и открыл дверь».
(«Сунан» Абу Давуда, том 2, С. 527, хадис 5240).
В «Сахихе» Муслима читаем:
. قَالَ أَبُو حُمَيْدٍ إِنَّمَا أُمِرَ بِالأَسْقِيَةِ أَنْ تُوكَأَ لَيْلاً وَبِالأَبْوَابِ أَنْ تُغْلَقَ لَيْلاً
Абу Хамид сказал: «Посланник Аллаха (С) велел нам ставить посуду в углы ночью и запирать двери ночью«.
(«Сахих» Муслима, том 3, С. 1593, хадис 2010).
Отсюда мы видим, что у домов жителей Медины были двери, которые запирались по ночам.
Также источники «ахлу сунна» передают, что в доме Фатимы (А) и Али (А) была дверь, которая закрывалась:
قوما إلى بيتكما، جمع الله بينكما وبارك في سركما وأصلح بالكما. ثم قام فأغلق عليه بابه بيده
…Посланник Аллаха (С) сказал (после свадьбы Фатимы и Али): «Да соединит Аллах между вами, благословит ваше потомство и сделает прекрасными ваши отношения!». А потом он встал и закрыл его дверь своей рукой.
(«Муаджаму кабир» Табарани, том 22, С. 412; «Муснаф» Санаани, том 5, С. 419; «Манакиб» Хаварезми, С. 340).
Таким образом, в доме Фатимы (А) и Али (А) была дверь, которая открывалась и закрывалась.
3. Истории о нападении на дом Фатимы (А) нет в ранних шиитских источниках
Это — ложь, потому что данная история, конечно, присутствует в ранних шиитских источниках.
Например, она подробна изложена уже в «Книге Сулейма из Кейса» — одном из самых древних и достовернейших источников:
فألجأها إلى عضادة بيتها ودفعها، فكسر ضلعاً من جنبها، فألقت جنينها من بطنها، فلم تزل صاحبة فراش حتى ماتت
«…И сломалось её ребро, и произошёл выкидыш её ребёнка, и она оставалась прикована к постели, пока не умерла».
(«Книга Сулейма», том 2, С. 586).
Сулейм ибн Кейс был сподвижником Имама Али (А). Ему исполнилось двенадцать лет, когда умер Посланник Аллаха (С). Сам же Сулейм дожил до времени Имама Бакира (А). Таким образом, его книга была написана ещё во времена первых Имамов (А), и они одобрили её.
Вот еще один длинный хадис из «Книги Сулейма ибн Кейса» о нападении на дом Фатимы (А).
Шейх Муфид приводит:
فرفسها برجله وكانت حاملة بابن اسمه المحسن، فأسقطت المحسن عليه السلام من بطنها، ثم لطمها، فكأني أنظر إلى قرط في أذنها حين نُقِفَت
«И он ударил её своей ногой, а она была беременна ребенком по имени «Мухсин», и произошёл выкидыш её ребёнка. А потом он ударил её по лицу, и я как будто вижу серьги в её ушах, когда он ударил её».
(«Ихтисас» Муфида, С. 183).
4. Почему Али (А) бездействовал?
Это примитивное возражение было подробно разобрано здесь и здесь, не будем повторяться.