Одним из наиболее явных форм ширка «салафизма» является признание Корана вечным и несотворенным.
Ибн Теймия в «Маджму ль-фатава», том 12, С. 506, говорит:
بَلْ اشْتَهَرَ عَنْ أَئِمَّةِ السَّلَفِ تَكْفِيرُ مَنْ قَالَ : الْقُرْآنُ مَخْلُوقٌ وَأَنَّهُ يُسْتَتَابُ فَإِنْ تَابَ وَإِلَّا قُتِلَ
«Всякий, кто утверждает, что Коран сотворен, должен покаяться, а в противном случае его следует убить».
Понимать это следует так, что Коран является одним из атрибутов Аллаха, то есть наделен божественностью. Обратите внимание: если кто-то скажет, что Пророк или Имамы (А) обладают святостью или особыми качестами, эти люди объявят его мушриком, и то же время они сами верят в то, что книга, которую они держат в руках, по своей сущности является божественной!
Мы задаем им вопрос: чем ваша вера в божественность Корана отличается от христианской веры в божественность Христа??
Дело обстоит следующим образом: всё, что есть, — это либо Творец, либо творение. Если Коран не является творением, то он – Творец. Это есть явное и несомненное многобожие, приписывание Аллаху сотоварищей.
Необходимо также отметить, что ваххабиты, которые объявляют себя последователями «праведных предков», то есть первого-второго поколения исламской уммы, и запрещают даже обсуждать вопросы, которые те не обсуждали, при этом проявляют особую настойчивость в деле защиты доктрины вечности Корана (то есть ширка), хотя этот вопрос не обсуждался ни сахабами, ни табиинами, и начало его обсуждения относится к началу 3 века по хиджре. Ваххабиты приписывают «иджме всех саляфов» вопрос, по поводу которого ни один «саляф» не сказал ни слова!
Внедрение же доктрины вечности Корана относится еще к более позднему времени – правлению аббасидского халифа Мутаваккиля, который навязал эту доктрину в качестве официальной для своего халифата и убивал тех, кто был с ней не согласен. С тех пор она является частью вероубеждения «ахлу сунна валь джамаа», при всём её несоответствии здравому смыслу и самому же Корану. (Мутаваккиль также был известен своей ненавистью к шиитам: он велел уничтожить гробницу господина мучеников Хусейна и перекопать землю Кербелы).
В суннитских книгах не существует никаких хадисов, подтверждающих доктрину несотворенности Корана, так что некоторые суннитские хадисоведы не верили в это, например, Бухари, который в Нейшабуре даже подвергся нападению толпы за то, что отрицал вечность Корана (согласно фетве Ибн Теймийи, он кафир, и его тоже следовало бы убить!)
Нет сомнения, что доктрина вечности Корана является следствием влияния христианства на Ислам: как христиане считают Иисуса бого-человеком, так и «сунниты» считают Коран бого-книгой. Различается только объект обожествления, а суть остается той же самой. По этому поводу в самом Коране сказано:
«О люди Писания! Не проявляйте чрезмерности в вашей религии и говорите об Аллахе только правду. Мессия Иса, сын Марьям, является посланником Аллаха, Его Словом, которое Он послал Марьям, и духом от Него. Веруйте же в Аллаха и Его посланников и не говорите: “Троица!” Прекратите, ведь так будет лучше для вас. Воистину, Аллах является Единственным Богом. Он пречист и далек от того, чтобы у Него был сын. Ему принадлежит то, что на небесах, и то, что на земле. Довольно того, что Аллах является Попечителем и Хранителем!» (4: 171).
«Не уверовали те, которые говорят: “Аллах – это Мессия, сын Марьям ”. Мессия сказал: “О сыны Исраила! Поклоняйтесь Аллаху, Господу моему и Господу вашему”. Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5: 72).
«Они говорят: “Милостивый взял Себе сына”. Этим вы совершаете ужасное злодеяние. Небо готово расколоться, земля готова разверзнуться, а горы готовы рассыпаться во прах от того, что они приписывают Милостивому сына. Не подобает Милостивому иметь сына! Каждый, кто на небесах и на земле, явится к Милостивому только в качестве раба. Он знает их число и пересчитал их» (19: 88-94).
Правильное убеждение относительно Корана выражено словах Имама Садыка (А):
القرآن كلام الله محدث غير مخلوق و غير ازلى
«Коран – слово Аллаха созданное (мухдас), но не сотворенное (махлук) и не вечное».
Имам Садык (А) сказал, что Коран не «махлук», потому что слово «махлук» в арабском языке имеет оттенок чего-то сфабрикованного, поэтому если сказать, что Коран «махлук», можно подумать, что он является делом рук людей и содержит в себе ложь. Поэтому шииты используют для выражения происхождения Корана не слово «махлук», а слово «мухдас», которое имеет примерно то же самое значение. Это значит, что Коран – создан, является творением Аллаха, и он не вечен.
Также в «Кафи» читаем:
كل ما وقع عليه اسم شيء ـ ما خلاالله ـ فهو مخلوق والله خالق كل شيء
«Всё, к чему применимо название “что-то”, сотворено, помимо Аллаха, и Аллах – Творец всех вещей».
Нет сомнения, что Коран – не Аллах, и что он – «помимо Аллаха», а значит, он сотворен.
Итак, Коран сотворен во всех смыслах – как книга из букв и слов, которая стоит на полке, как смыслы этих букв и слов, которые содержатся в нашем сознании, или как их световая реальность в Хранимой Скрижали. Всё это сотворено, и всё это является разными уровнями творения, не наделенными ни вечностью, ни божественностью.
Разве что кто-то скажет, что Коран наделен вечностью в том смысле, что он содержится в знании Аллаха, а знание как атрибут Аллаха вечно: это будет верно, однако не только для Корана, но и для всех вещей, а потому здесь можно говорить о «вечности» лишь в переносном смысле, и подобный перенос значения Корана к знанию Аллаха не имеет смысла.
Доводы сотворенности Корана:
1. Несомненным доводом в пользу того, что Коран не вечен, является следующее: то, что нам известно под именем «Коран», относится к ближнему миру. А всё, что относится к ближнему миру, не может быть вечным.
2. Не может быть сомнения, что Коран не является сущностью Аллаха – а всё, что не является сущностью Аллаха, предсталяет собой то, что «кроме» Аллаха, а всё, что «кроме Аллаха», сотворено и не вечно.
3. Всякая речь составлена из слов и звуков, а всё составленное по необходимости невечно и сотворено. Кроме того, Коран имеет начало и конец, а вечное не имеет ни начала, ни конца, иначе оно по определению не могло бы быть вечным.
Шейх Садук говорит в «Таухиде»: «Мы нашли Коран составленным, соединенным, и части его отличаются друг от друга, и одни из них следуют прежде других, например, отменяющие аяты, которые пришли после отмененных. И если бы не было так, то нельзя было бы говорить о тех событиях, которые описаны в нем, как о произошедших».
4. Применение сифата «речи» (калам) к Аллаху означает, что она (речь) или исходит от Аллаха, или содержится в Самом Аллахе. Если она исходит от Аллаха, то она является сотворенной, а если она содержится в Аллахе, то это означает признание составности и множественности в святой сущности Аллаха, что невозможно.
5. Если бы Коран был вечным, это означало бы, что такие его обращения, как «о, пророк», «о, верующие», «о, люди» не имеют адресата, потому что все они сотворены. Это значит, что Аллах от вечности обращается к тому, что не имеет адресата, или к Самому Себе. Кроме того, Коран часто использует форму прошедшего времени: «Мы отправили Нуха», «Мы внушили тебе». Если бы Коран был вечным, он должен был бы обращаться ко всем в форме будущего времени. Наконец, Коран содержит множество повелений шариата, например: «читайте намаз», «поститесь» и так далее. Если Коран призывал бы совершать молитву, когда еще не было никого, способного совершать молитву (не было творений), это означало бы бессмыслицу, а Аллах не совершает бессмыслицы.
В языке «ложью» называется сообщение о чем-то несуществующем. Коран говорит о Фараоне, что он сказал: «Я – Господь ваш высочайший» (79: 24). Если бы это слово и это сообщение было вечным, то оно должно было бы быть прежде Фараона и прежде того, что он сказал, а это и есть ложь.
С другой же стороны, Аллах говорит: «Если бы Мы пожелали, Мы, конечно, унесли бы то, что открыли тебе» (17: 86). И говорит: «Всякий раз, когда мы отменяем аят или заставляем его забыть, мы приводим лучший, чем он, или похожий на него» (2: 106). А то, что заменено лучшим или сходным, потеряло существование после того, как имело его, а значит, оно по необходимости есть преходящее и не может быть вечным.
6. Сам Коран описывает себя как невечный (мухдас):
مَا يَأْتِيهِم مِّن ذِكْرٍ مَّن رَّبِّهِم مُّحْدَثٍ إِلَّا اسْتَمَعُوهُ وَهُمْ يَلْعَبُونَ
«Не приходило к ним из поминания Аллаха невечного (мухдас – можно также перевести как «нового», «меняющегося» — в любом случае значение останется тем же) без того, чтобы они не прислушивались, а сами забавлялись» (21: 2).
Если кто-то скажет, что тот Коран как часть ближнего мира, как книга, которую мы держим в руках, является проявлением или выражением вечного Корана как речи Аллаха, то на это встает вопрос: как вечное может стать невечным? Как несотворенное может стать сотворенным?
Христиане, как известно, попытались справиться с этой дилеммой, объявив Иисуса «единым в двух лицах»: он и Бог, и творение одновременно! Каким образом такое возможно, они предпочитают не объяснять и предлагают в это «просто верить». «Ахлу сунна» не нашли более изобретательного ответа, разве что добавили к христианскому еще и фетвы о том, что всякого несогласного с божественностью Корана следует убивать.
«Ахлу сунна» приписывают речь Аллаха (калам) к атрибутам Его сущности. А поскольку Коран – речь Аллаха, они считают возможным считать его одним из вечных атрибутов Аллаха. Однако в действительности подобное мнение является не более чем игрой слов. Всякая речь состоит из двух составляющих: первая — звуки, слова и буквы, вторая – смысл этих звуков, слов и букв. Если приписать речь в первом смысле к атрибутам сущности Аллаха, то получится, что в Его пречистой сущности есть что-то составное, а это есть явный ширк и оскорбление Аллаха. Если же приписать Ему речь во втором смысле, то это будет лишь игрой слов, потому что смыслы без слов и звуков – это уже не речь, а знание, то есть другой атрибут.
Наконец, если ваххабиты считают Коран вечным и божественным, то они должны быть последовательными и объявить также Ахль уль-Бейт вечным и божественным. Потому что в хадисе, признанном всеми шиитами, суннитами и даже самими ваххабитами мутаватир, то есть абсолютно достоверным, Посланник Аллаха (С) говорит: «Я оставляю среди вас две драгоценности (сакалейн), одна из них больше, чем другая: Книгу Аллах и мой род (Ахль уль-Бейт). Смотрите же, как вы будете обращаться с ними после меня! Поистине, они не отделятся друг от друга, пока не присоединятся ко мне у райского источника».
Итак, Посланник Аллаха (С) в хадисе, который всеми учеными признан настолько достоверным, что вы как будто слышите его из его собственных уст, говорит, что Коран и Ахль уль-Бейт стоят наравне! «Две драгоценности», «одна из них больше, чем другая», «не отделятся друг от друга»…
Так значит, по ваххабитской логике, если Коран несотворен и является атрибутом Бога, то и Ахль уль-Бейт должен быть несотворен и являться атрибутом Бога! Ведь они неотделимы друг от друга. «Не отделятся друг от друга» — значит, нет разделения между ними, они идут вместе! То, что идёт вместе, должно обладать равным статусом.
Мы, шииты, говорим, что Ахль уль-Бейт – это самое возвышенное ТВОРЕНИЕ БОГА; «салафиты» же говорят (пусть неявно, но по факту), что Ахль уль-Бейт – это САМ БОГ, атрибут Бога! Кто же из нас совершает ширк?