Во многих хадисах от Ахль уль-Бейт (А) говорится, что зиярат в Кербелу выше хаджа. Например, в хадисе от Имама Садыка (А) сказано:
مَن أتى قبر الحسين (عليه السلام) عارفاً بحقّه، كان كمن حجّ مئة حجّة مع رسول الله (صلّى الله عليه وآله
«Кто посетит могилу Хусейна, будучи знающим о его истине, — как будто совершит сто хаджей вместе с Посланником Аллаха (С)».
(«Камилу зиярат», хадис 514).
И в другом хадисе от него же:
فإنّك إذا زرتَه كتب الله لك به خمسة وعشرين حِجّة
«Если ты совершишь к нему зиярат, Аллах запишет тебе двадцать пять хаджей».
(«Камилу зиярат», хадис 508).
Подобных хадисов очень много. То же самое говорится о зияратах других Имамов (А), например:
Имам Садык (А) сказал: «Кто совершит зиярат к повелителю верующих (А) пешком — Аллах запишет хадж и умру за каждый его шаг, а если он вернётся пешком, то за каждый шаг Аллах запишет ему два хаджа и две умры».
Имам Казым (А) сказал: «Кто сделает зиярат к моему сыну Али (Имаму Резе) — Аллах запишет ему семьдесят принятых хаджей». Передатчик спросил: «Семьдесят принятых хаджей?» Он сказал: «Да, но семьдесят тысяч хаджей!». Передатчик спросил: «Семьдесят тысяч хаджей?» Имам (А) сказал: «Быть может, хадж не будет принят, но тот, кто сделает к нему зиярат или проведёт ночь возле него — будет как тот, кто посетил Аллаха на Его Троне».
(«Мафатих аль-джинан», С. 605).
Вопрос: каким образом зиярат могил Имамов (А), о котором не сказано в Коране, может быть выше хаджа, о котором Аллах ниспослал аяты в Своей Книге?
Сначала мы объясним этот вопрос для шиитов, а затем дадим ответ противникам шиизма, которые строят сомнения по данному поводу.
Объяснение для сторонников истины
Оно состоит из нескольких моментов:
1. То, что награда зиярата Хусейна (А) выше, чем награда хаджа, не подлежит сомнению, однако это не следует понимать в том смысле, что зиярат Хусейна (А) заменяет собой хадж. Ни в одном из шиитских хадисов нет ничего подобного, и никто из наших учёных никогда не утверждал что-то такое, и более того — такое утверждение представляет собой явный куфр. Хадж представляет собой обязательное деяние, которое каждый мусульманин при наличии возможности должен совершить хотя бы раз в своей жизни. И то, что награда зиярата Хусейна (или других Имамов) выше награды хаджа, не означает, что обязательность хаджа отменяется, если есть возможность совершить зиярат. Иными словами, величие награды зиярата не отменяет обязательности хаджа (при том что зиярат Хусейна сам по себе также является обязательным, ваджиб, для каждого шиита, при наличии возможности его совершения).
Также необходимо отметить, что сегодня обряды хаджа в значительной мере искажены в связи с тем, что Мекка и Запретная мечеть находятся в руках врагов Ислама. Однако это обстоятельство также не отменяет обязательности хаджа в наше время, хотя и сильно затрудняет саму возможность его совершения, включая в том числе опасность для жизни и чести шиитов.
2. В хадисах хадж обычно выступает мерилом (критерием) для награды любого деяния, не только зиярата. С наградой хаджа сравнивается награда салаватов, желательных намазов и т.д. Ниже мы увидим, что то же самое имеет место и в суннитских хадисах. Это связано с тем, что для определения награды чего-то или наказания за что-то необходим какой-то известный всем критерий. А поскольку хадж известен всем мусульманам как деяние, за которое полагается огромная награда, с его наградой сравнивается награда других деяний. Таким же критерием для наказания за деяния в хадисах выступает, как правило, прелюбодеяние (зина). Отвратительные деяния, такие как ростовщичество, воровство, злословие, сравниваются в хадисах с прелюбодеянием. Это связано с тем, что прелюбодеяние является таким мерзким явлением, греховность и порочность которого всем известна и понятна. И точно так же хадж является таким делом, награда и величие которого всем ясны. А потому хадж и прелюбодеяние, как правило, выступают в хадисах мерилами награды и соответственно наказания за те или иные деяния.
3. Высказывание о том, что о хадже Аллах ниспослал аяты в Своей Книге, а о зиярате — нет, является следствием ложного понимания Корана. Имамату и всему, что связано с ним, посвящена четверть Корана, однако на это указано косвенно и намёками. Мудрость Всевышнего решила так, что имамат не может быть раскрыт напрямую, подобно другим столпам веры, таким как таухид или Судный День. На это есть свои глубокие причины, которые мы разбирали здесь и здесь.
Приведём только один пример. Аллах сказал: «Ваш вали (руководитель) — только Аллах, Его посланник и те, которые уверовали и выстаивают молитву и дают закят, будучи в поясном поклоне» (5: 55). Согласно всем хадисам, как шиитским, так и суннитским, под «теми, которые уверовали и выстаивают молитву и дают закят, будучи в поясном поклоне«, имеется в виду Али ибн Аби Талиб (А), который дал милостыню нищему, совершая поясной поклон. Однако, как видим, Аллах косвенно указал на него, используя его признаки, а не называя его по имени. Аллах не сказал: «Ваш вали (руководитель) — только Аллах, Его посланник и Али», потому что если бы Он сделал так, враги истины удалили бы этот аят из Корана или же впоследствии тысячи и тысячи людей с именем «Али» претендовали бы на то, что этот аят ниспослан о них и их руководстве. Чтобы предотвратить это, Всевышний указал на имамат Али (А) косвенно, а не напрямую. И точно так же — в сотнях и сотнях других аятов. Таков метод Корана относительно имамата. Сам Коран постоянно повторяет, что «приводит притчи» (то есть примеры, намёки). Имам Садык (А) говорит: «О нас (Ахль уль-Бейт) приводит Аллах притчи в Своей Книге» (Тафсир «Бурхан», том 6, С. 126).
И точно так же зиярат раскрыт в Коране не прямо, как хадж, а косвенно. Разумеется, мудрость Аллаха решила так, что в Коране не может быть прямых аятов о зиярате. Предположим, например, что в Книге Аллаха был бы аят: «Совершайте зиярат могилы Хусейна». Во-первых, этот аят был бы не понятен людям, заставшим время ниспослания Корана. Как можно совершать зиярат могилы Хусейна (А), если он еще не родился или являлся ребёнком (ему было 6 лет, когда умер Посланник Аллаха)? Во-вторых, враги пророческого рода просто удалили бы такой аят из Корана. В-третьих, нашлись бы люди с именем «Хусейн», которые стали бы утверждать, что этот аят ниспослан о них.
4. «Зиярат» означает «посещение». И поскольку Аллах установил Ахль уль-Бейт (А) доводами над Своим творением и связал Свой вилаят с их вилаятом, их посещение является обязательным для всех верующих — будь то в значении духовного посещения, то есть следования им во всех повелениях и запрещениях, будь то в значении физического посещения, то есть свидания с ними для получения знаний и примеров от них. А поскольку после их смерти остаются их могилы, которые являются вратами к ним (подобно тому как человека, скрывшегося в доме, ждут у врат этого дома), обязательность их посещения (зиярата) переносится на эти могилы. Аллах говорит: «Аллах — свет небес и земли. Его свет — точно ниша; в ней светильник; светильник в стекле; стекло — точно жемчужная звезда….» — этот аят целиком посвящён Ахль уль-Бейт (А), которые являются светом Аллаха. А потом Он говорит: «В домах, которые Аллах дозволил возвести и в которых поминается Его имя, — восхваляют Его там утром и вечером» (24: 36). И эти дома — дома Ахль уль-Бейт при их жизни и после их смерти, то есть их священные могилы, которые являются храмами Единобожия, где поминается имя Аллаха и восхваляют Его утром и вечером.
И в этом смысле вообще все аяты, которые касаются Ахль уль-Бейт — а это четверть Корана — относятся также и к их зиярату. Так как можно сравнивать несколько аятов, посвящённых хаджу, и четверть всего Корана?
И в целом можно сказать следующее: зиярат — это одна из форм проявления вилаята Ахль уль-Бейт (А) и подтверждения завета с ними, это исполнение аята Корана: «Скажи: «Я не прошу у вас за это награды, кроме любви к близким»». С другой же стороны, зиярат — это высшая форма ибадата, поклонения Аллаху, потому что в нём собраны все обязательные и желательные формы ибадата. В нём есть тавассуль, есть дуа, есть намаз, есть чтение Корана, есть искренность, есть слезы, есть воскрешение памяти по горю Имама… В итоге, зиярат — это самая высшая, самая чистая и искренняя форма поклонения Аллаху. Ведь смысл всей религии и всего ибадата — в том, чтобы приблизить нас к Аллаху. И ничем нельзя так же приблизиться к Аллаху, как через связь с Его наместником, которого Он сам поставил. Зиярат же — это прямая и практическая форма такой связи.
И, наконец, самое главное — в зиярате есть познание, есть маарифат. Не случайно в хадисах, говорящих о награде за зиярат, обычно имеется прибавка: «…будучи знающим о его истине«. И то, что в разных риваятах названы различные меры награды за зиярат Хусейна (хадж, 25 хаджей, 100 хаджей и т.д.), связано с тем, что награда даётся паломнику по мере его познания Хусейна (А).
Ответ противникам шиизма
Противники шиизма издеваются над хадисами о том, что зиярат выше хаджа и всячески пытаются придать им ложный смысл, как, например, то, что шииты якобы верят, что зиярат заменяет собой хадж. Не стоит приводить им те объяснения, которые мы изложили выше для сторонников истины, поскольку люди, не принимающие саму основу истины, разумеется, не примут и то, что из неё вытекает и объявят всё это «выдумками» и «сказками». «Когда читают ему Наши знамения, говорит он: «Сказки первых!»» (83: 13).
Для ответа достаточно привести им хадисы из их книг, которые также сравнивают те или иные деяния с хаджем. Таких хадисов много. Например, в «Сахиху джамиу сагир» читаем:
Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто прочитает утренний намаз с джамаатом, а потом сядет и будет поминать Аллаха до восхода солнца, а затем прочитает два ракята намаза, — награда того будет равна награде хаджа и умры, полностью, полностью, полностью».
(«Сахиху джамиу сагир», С. 1086).
Как видим на скрине, после этого хадиса Альбани пишет: «Сахих«:
Так что же получается? Деяние, о котором ничего не сказано в Коране, имеет такую же награду, как хадж и умра, о которых Аллах ниспослал прямые аяты?!
Посмотрим на другие подобные хадисы:
Посланник Аллаха (С) сказал: «Кто совершит хадж в Мекку, а потом направится ко мне в моей мечети (то есть совершит ко мне зиярат) — тому будут записаны два принятых хаджа«.
(«Ауджаз масалик иля муватта малик», С. 463).
Как видим, два принятых хаджа за зиярат могилы Пророка (С). А разве Хусейн (А) — это не часть Пророка (С), разве он не сказал о нём: «Хусейн — от меня, и я — от Хусейна«?
Посланник Аллаха (С) сказал: «Если праведный сын взглянет на отца и мать с милостью — Аллах запишет ему за каждый взгляд принятый хадж«.
(«Миркату ль-мафатих», С. 159).
Хадж за один взгляд? Где же в Коране сказано об этом? Может быть, «ахлу сунна» хотят заменить хадж взглядом на родителей?
И также приводит Тирмизи в своём «Сахихе:
من سبح الله مئة بالغداة ومئة بالعشي كان كمن حج مئة حجة
«Тот, кто сто раз восхвалит Аллаха утром и сто раз вечером — будет как тот, кто совершил сто хаджей«.
(«Сахих» Тирмизи, том 5, С. 504).
И приводит Ахмад в «Муснаде»:
من مشى الى صلاة مكتوبة وهو متطهّر كان له أجر الحاج
«Тот, кто идёт пешком к обязательной молитве, будучи в состоянии очищения, — тому будет записана награда хаджа«.
(«Муснад» Ахмада, том 5, С. 268).
Награда хаджа за одно только хождение к намазу! Где же об этом сказано в Коране, о противники шиизма?