Как давно стало привычным, ваххабиты продолжают свою деятельность по лжи, фальсификации и подтасовкам, полагая, что таким образом смогут бороться с истиной. Один из их фокусов состоит в том, что они приводят риваяты из шиитских книг и пытаются обмануть некоторых малознающих шиитов, утверждая, что Имамы (А) якобы запрещали муту (временный брак).
Вот те риваяты, которые они приводят:
- Хадис из «Тахзиба» Туси, от которого приводит Хурр Амили в «Васаилу шиа»:
Мухаммад ибн Хасан передал по своему иснаду от Мухаммада ибн Ахмада ибн Йахьи от Абу Джафара от Абу Джауза от Хусейна ибн Альвана от Амру ибн Халида от Зейда ибн Али от его отцов от Имама Али (А): «Посланник Аллаха (С) в день Хейбара отменил мясо ослов и брак мута» («Васаилу шиа», том 14, С. 441).
2 Имама Садыка (А) спросили о временных браках, и он сказал: «Среди нас делают подобное только распутницы» («Бихар», том 100, С. 318).
3. Риваят из «Кафи», что Имам Садык (А) сказал о муте: «Оставьте её! Разве не стыдитесь вы, чтобы вас видели в местах срама?» («Кафи», том 5, С. 453).
4. От Абдуллаха ибн Синана, что он спросил Имама Садыка (А) о муте, и Имам (А) сказал: «Не пачкай себя ею!» («Мустадрак васаиль», том 14, С. 455).
5. От Аммара, что Имам Садык (А) сказал Аммару и Сулейману: «Я запретил вам двоим муту» («Кафи», том 2, С. 48: «Васаилу шиа», том 14, С. 450).
6. От Али ибн Йактина, что он спросил у Имама Казыма (А) о муте, и Имам (А) сказал: «Что за дело тебе до неё? Аллах сделал тебя ненуждающимся в ней» («Васаилу шиа», том 14, С. 449).
Ответ на эти выдумки следующий:
1. Таких риваятов в шиитских книгах существует буквально несколько, и они относятся к категории «шазз», то есть риваятов-исключений, против которых стоят сотни других риваятов, утверждающих обратное. Иначе говоря, если имеется, например, три риваята, запрещающих временный брак, и триста – разрешающих его, то эти три риваята просто отбрасываются как поддельные или сказанные в состоянии такыйи. Это касается риваятов по теме не только временного брака, но и по всем другим вопросам.
Хадисы о разрешённости муты достигают степени «таватур» (абсолютная достоверность), и поэтому то, что противоречит им, не может приниматься.
Мы не можем приводить здесь все эти хадисы, потому что их сотни; ограничимся только некоторыми примерами:
«Кафи», «книга никяха», «глава о временном браке»:
Передаёт Абу Басир: «Я спросил Имама Бакира, да будет мир с ним, о временном браке. Он сказал: «Он был ниспослан в Коране «А за удовольствие, которое вы получаете от них, давайте им установленное вознаграждение. И нет на вас греха, если вы придёте к согласию между собой после установления вознаграждения».
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Временный брак. О нём было ниспослано в Коране, и он имел место в сунне от Посланника Аллаха, да благословит Аллах его и его род».
Передаёт Али Саии: «Я сказал Имаму Казиму, да будет мир с ним: «Да стану я жертвой за тебя. Я заключал временный брак, но потом пожелал не делать этого и нашёл его неподобающим. Поэтому я заключил с Аллахом договор, стоя между углом Каабы и местом стояния Ибрагима, и я взял на себя обет и пост, что не стану заключать временный брак. Затем это стало трудно для меня, и я пожалел о своём обете. И я не обладаю ничем, посредством чего мог бы заключить брак открыто». И он сказал мне: «Ты заключил с Аллахом договор, что не будешь повиноваться Ему? Клянусь Аллахом, если ты не будешь повиноваться Ему, то непременно ослушаешься Его».
Передаёт Бакр ибн Мухаммад Азди: «Я спросил Имама Казима, да будет мир с ним, о временном браке: «Его можно заключить только с четырьмя женщинами?» Он сказал: «Нет». (То есть можно заключать более чем с четырьмя женщинами).
Передаёт Зурара ибн Айан: «Я спросил Имама Садыка, да будет мир с ним: «Сколько раз дозволено заключать временный брак?» Он сказал: «Сколько пожелаешь».
Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Временный брак не заключается иначе как при наличии двух условий – определённого времени и установленного вознаграждения».
Передаёт Абан ибн Таглиб: «Я сказал Имаму Садику, да будет мир с ним: «Что я должен сказать ей, когда останусь с ней наедине?» Он сказал: «Скажи: «Я заключаю с тобой временный брак на основании Книги Аллаха и сунны Его Пророка, да благословит Аллах его и его род, не имея права на получение наследства и на передачу наследства, на такое-то число дней». А если желаешь, то скажи: «На такое-то число лет за такое-то количество дирхамов», и назови установленное вознаграждение, относительно которого вы пришли к взаимному согласию. Малое это вознаграждение или большое. И если она скажет: «Да», то она дала своё согласие и она твоя жена. И ты самый близкий к ней из людей». Я сказал: «Я стыжусь упоминать условие о числе дней». Он сказал: «Тогда это будет ущербнее для тебя». Я спросил: «Как?» Он сказал: «Если ты не условишься о числе дней, то брак будет постоянным. Ты должен будешь обеспечивать её расходы в течение всего срока, и она станет твоей наследницей. И ты не сможешь расстаться с ней иначе как через законный развод».
Имама Садыка (А) спросили: «Если женщина забеременеет от временного брака, то кому принадлежит ребенок?» Имам ответил: «Отцу». («Васаилу шиа», том 14, С. 488).
Имам Реза (А) сказал: «Девственница не может заключить временный брак без разрешения ее отца» («Васаилу шиа», том 14, С. 458).
Как мы видим из этих и многих других хадисов, пречистые Имамы (А) не только разрешали временный брак, но и подробно объясняли все тонкости и условия его заключения. И таких хадисов очень и очень много – практически во всех шиитских сборниках есть или главы, посвященные муте, или её упоминания.
2. Проблема в иснадах. Разумеется, мы не хотим тут повторять типичный ваххабитский трюк из серии «иснад хадиса слабый» — трюк, которым они пытаются ослабить сотни различных хадисов из книг «ахлу сунна», подтверждающих убеждения шиитов. «Игрой с иснадами» можно ослабить что угодно и усилить что угодно. Но тем не менее, немаловажно, что в иснадах этих риваятов присутствуют сунниты. Таков, например, Хусейн ибн Альван, передавший риваят: «Посланник Аллаха (С) в день Хейбара отменил мясо ослов и брак мута», который буквально повторяет то, что есть в книгах «людей массы».
3. Все приведённые риваяты, кроме первого (приписанного Имаму Али суннитом Хусейном ибн Альваном), говорят о запрете не муты, а её неправильного использования. Например, Имам Садык (А) сказал: «Среди нас делают подобное только распутницы». «Среди нас» — то есть в Медине, где жил Имам (А). Это означает, что в Медине мута заключалась в основном как прикрытие проституции, и Имам (А) препятствовал своим сподвижникам ходить к этим женщинам и заключать с ними временные браки. Сходное значение имеют третий и четвёртый хадисы:
Имам Садык (А) сказал о муте: «Оставьте её! Разве не стыдитесь вы, чтобы вас видели в местах срама?» («Кафи», том 5, С. 453).
От Абдуллаха ибн Синана, что он спросил Имама Садыка (А) о муте, и Имам (А) сказал: «Не пачкай себя ею!» («Мустадрак васаиль», том 14, С. 455).
«Место срама» — это дома блудниц (проституток), которые имели место в Медине того времени. Имам Садык (А) не хотел, чтобы его шииты ходили туда и заключали там временные браки, а потому сказал: «Оставьте её» — то есть муту в Медине.
И слова из четвёртого хадиса «не пачкай себя ею» означают то, что о людях, которые делали это в Медине, думали плохо, и Имам (А) не хотел, чтобы то же самое распространялось и на его шиитов. Такое плохое мнение могло иметь место потому, что в данной местности временный брак незаконно использовался проститутками, или же вследствие масштабной пропаганды «ахлу сунна». В любом случае, Имам (А) сказал, что его сподвижникам лучше этого не делать, и тут нет никакого запрета самого временного брака как такового.
По той же причине и сами Имамы (А) не заключали временных браков (кроме разве что Имама Али и Имама Хасана, мир им, о временных браках которых есть несколько риваятов). В тех условиях, когда правящие режимы не упускали никакой возможности опорочить их, Имамы (А) не могли предоставить им лазейку, чтобы те обвинили их в «совершении прелюбодеяния».
Пятый хадис также не содержит запрет муты как шариатского положения. Он касается двух людей, которым Имам (А) запретил совершать муту по тем или иным причинам. Это означает, что Имам (А) не отменил данное положение шариата как таковое, а всего лишь запретил этим двум шиитам практиковать его, пусть даже само по себе данное действие и является дозволенным. В «Рисалату мута» шейха Муфида упомянуто, почему Имам Садык (А) запрещал некоторым своим шиитам совершать муту. Он сказал Исмаилу Джафи и Аммару Сабати: «Я запрещаю вам двоим делать муту, потому что вы оба часто приходите ко мне, и я опасаюсь, что вас схватят, будут бить и скажут: “Это – сподвижники Джафара”» («Бихар», том 100, С. 311). То есть Имам (А) не хотел, чтобы их схватили по обвинению в «прелюбодеянии» из-за совершения ими муты, а потом стали бы говорить: «Сподвижники Джафара прелюбодействуют!».
Что касается последнего, шестого риваята, то он передан от Али ибн Йактина, который был министром у халифа Харуна ар-Рашида, а потому должен был соблюдать определённые предосторожности. Поэтому Имам (А) сказал ему: «Что за дело тебе до неё (муты)? Аллах сделал тебя ненуждающимся в ней» — и тут нет никакого запрета временного брака, а лишь указание на то, что данному человеку лучше от него воздержаться в данное время и при данных условиях.
Итак, как мы видим, из всех хадисов, имеющихся в шиитских книгах, всего один-единственный говорит о «запрете» муты, да и тот выдуман суннитом Хусейном ибн Альваном, буквально скопирован из книг «ахлу сунна» и приписан Имаму Али (А). Вопрос: зачем шиитским учёным вообще понадобилось приводить этот риваят? Он приведён шейхом Туси в «Тахзибе» и «Истибсаре». Задачей этих двух книг было нахождение методов совмещения противоречивых риваятов. Многие хадисы шейх Туси приводил там для иллюстрации, чтобы доказать их недействительность, как и было в данном случае.