Появление поздних сборников хадисов связано, с одной стороны, с рождением Сефевидского шиитского государства в Иране, с другой стороны – с ахбаритским движением, которому положил начало шейх Мухаммад Амин Астерабади (умер в 1036 году хиджры).
В этот период шиитские ученые извлекли максимальную пользу из благоприятных исторических условий, создав огромные и всеобъемлющие сборники, без которых невозможно представить себе шиизм сегодняшнего дня. Составители поздних сборников в основном являлись ахбаритами, то есть принадлежали к течению, которое пыталось вернуться к словам Ахль уль-Бейт (А), вне рамок их формального анализа, заданного усулитской школой.
Эти сборники:
- «Вафи» («Полное», «Достаточное»).
Сборник составлен Фейзом Кашани (умер в 1091 году хиджры). Фейз Кашани собрал в данной книге хадисы из четырёх основных сборников, удалив повторяющиеся из них и снабдив комментариями. «Вафи» состоит из 14 томов.
Фейзу Кашани принадлежат также другие книги:
А. «Навадир фи джами ахадис» («Редкое в собрании хадисов»), в 7-ми томах. Автор собрал в этой книге хадисы, которых нет в четырёх основных сборниках.
Б. «Маадину ль-хикма» («Источники мудрости»).
- «Васаилу шшиа» («Орудия шиитов»).
Автор сборника – Мухаммад Хасан Хурр уль-Амили (умер в 1104 году хиджры). В этой книге собраны только фикховые хадисы.
Общее число хадисов «Васаилу шшиа» — 35868.
Хадисы «Васаилу шшиа» взяты автором из четырёх основных сборников и других книг.
Хурру ль-Амили принадлежит также множество других книг хадисов:
А. «Хидаяту ль-аимма» («Прямой путь Имамов») – сокращённый вариант «Васаилу шшиа».
Б. «Джавахиру сунния фи ахадиси ль-кудсия» («Сокровища Сунны в хадисах кудси») – сборник хадисов кудси.
В. «Исбату ль-худа» («Установление прямого руководства») — сборник хадисов о достоинствах Ахль уль-Бейт (А). Включает в себя 7138 хадисов.
И другие книги.
- «Бихару ль-анвар» («Моря светочей»).
Автор этой великой книги – Мухаммад Бакир Маджлиси (умер в 1111 г. хиджры). Данный сборник является самым большим сводом хадисов в истории Ислама: он состоит из 110 томов. В «Бихаре» уделяется относительно мало внимания фикху: в основном там собраны хадисы по акыде, истории и ахляку.
Важной особенность «Бихара» является приведение иснадов полностью. По свидетельству самого автора, в отборе хадисов «Бихара» он опирался на большое количество источников, общее число которых составляет 629. Многие из них не дошли до нас.
Не будет лишним привести здесь список тем, которым посвящены тома «Бихара»:
- «Разум, невежество и знание» — тома 1-2.
- «Таухид и имена Аллаха» — тома 3-4.
- «Справедливость и Судный День» — тома 5-8.
- «Диспуты и споры» — тома 9-10.
- «Пророчество и истории о пророках» — тома 11-14.
- «Жизнь Пророка Ислама (С)» — тома 15-22.
- «Имамат» — тома 23-27.
- «Смута после Пророка (С)» — тома 28-34.
- «Жизнь повелителя верующих Али (А)» — тома 35-42.
- «Жизнь Фатимы Захры (А), Имама Хасана (А) и Имама Хусейна (А)» — тома 43-45.
- «Жизнь Имама Саджада, Имама Бакира, Имама Садика, Имама Казыма (мир им)» — тома 46-48.
- «Жизнь Имама Резы, Имама Джавада, Имама Хади, Имама Аскари (мир им)» — тома 49-50.
- «Жизнь Имама Махди (А)» — тома 51-53.
- «Небеса и мир» — тома 57-66.
- «Вера и неверие» — тома 57-73.
- «Адаб и сунны» — тома 74-76.
- «Проповеди и изречения» — тома 77-78.
- «Очищение и молитва» — тома 79-91.
- «Коран и дуа» — тома 92-95.
- «Закят, садака, хумс, пост, иатикаф и деяния месяцев» — тома 96-98.
- «Хадж, умра, джихад, призыв к одобряемому и отстранение от порицаемого» — тома 99-100.
- «Зияраты» — тома 101-102.
- «Сделки и договоры» — тома 103-104.
- «Иджазат» — тома 105-110.
- «Авамилу ль-улум валь маариф валь усуль мина ль-аят валь ахбар валь акваль» («Миры знания, постижения и основ из аятов и хадисов»).
Автор сборника – Абдуллах Бахрани Исфахани, ученик алламе Маджлиси. Этот сборник насчитывает 100 томов.
Фонд Имама Хади (А) в последнее время взялся за издание этого сборника. К сегодняшнему дню из печати вышло 23 тома, каждый из которых посвящён какому-то Имаму (А): «Миры Имама Али (А)», «Миры Имама Хасана (А)», «Миры Имама Хусейна (А)» и так далее.
- «Мустадраку ль-васаиль» («То, что не вошло в Васаиль»).
Автор книги – Мирза Хусейн Нури (Мухаддис Нури или «Печать хадисоведов», умер в 1320 году хиджры). Данный сборник является продолжением «Васаилу шшиа» Хурра Амили и включает в себя те хадисы, которые не привел последний.
«Мустадраку ль-васаиль» включает в себя 23129 хадисов.
- Другие большие сборники:
«Джамиу ль-ахбар» («Собрание хадисов») Абдульлатифа ибн Али Хамдани (умер в 1050 году хиджры); «Джавамиу ль-калам» («Собрание речей») сейида Мухаммада Джазаири; «Джамиу ль-ахкам» («Собрание законов») сейида Абдуллаха Шуббара (умер в 1242 г. хиджры); «Шифа фи хадис али мустафа» («Исцеление в хадисах рода Мустафы») Мухаммада Резы Табризи (умер в 1158 году хиджры).
Отдельно следует упомянуть поздние сборники тафсиров. Прежде всего это:
- Тафсир «Нуру сакалейн» («Свет двух драгоценностей»).
Автор – Абд-али Хувейзи, ученый 11-го века хиджры. В этой книге собрано 13422 хадиса по теме тафсира Корана. Сборник издан в пяти томах.
- Тафсир «Бурхан» («Довод»).
Автор сборника – сейид Хашим Бахрани (умер в 1107 году хиджры). Данный сборник является наиболее полным шиитским тафсиром Корана: он состоит из 9 томов и включает в себя только хадисы от Ахль уль-Бейт (А) по поводу тафсира сур, расположенных в порядке их следования в самом Коране.