Как мы уже сказали, одним из главных отличий хадисов у шиитов и «суннитов» является то, что запись Сунны у шиитов никогда не останавливалась – начиная со дней жизни Пророка (С) и заканчивая периодом Большого сокрытия Последнего Имама (да ускорит Аллах его приход!). Тогда как у «суннитов» сразу после смерти Пророка (С) наступил период запрета записи хадисов, продолжавшийся минимум одно столетие – до времени омейядского халифа Умара II.
При жизни Пророка (С) и сразу после его смерти главным передатчиком хадисов от него был, разумеется, Али ибн Аби Талиб (А) – «врата в город знаний Посланника».
Как известно, Али (А) был с детства рядом с Посланником (С), он первым принял Ислам и после начала пророчества никогда не покидал Пророка (С), даже на один день (кроме как по приказу самого Пророка).
В связи с этим мы задаем вопрос суннитам: если Али (А) в течение многих лет был рядом с Посланником (С), являлся самым близким к нему человеком и не отходил от него ни на шаг, то где те тысячи хадисов, которые он должен был передать?! Почему в ваших книгах, в ваших «Сахихах» приведено лишь несколько десятков хадисов от Али (А)?!
Али (А) сказал о себе: «Посланник Аллаха открыл для меня тысячу дверей знания, каждая из которых открывает еще тысячу дверей». Где всё это в ваших книгах? Куда делись хадисы от «врат в город знаний Посланника»? У кого мы должны брать Сунну, как не у самого близкого к Пророку (С) человека, его двоюродного брата, мужа его любимой дочери (А)? Почему вы удалились от того, кого сами признаете самым знающим в умме? Почему вы удалились от того, кого сами признаете имеющим наибольшее и наилучшее знание? Почему от Али ибн Аби Талиба (А), который жил рядом с Посланником Аллаха (С) тридцать три года, не осталось ничего, кроме нескольких десятков хадисов в книгах, которых выдают вам сахихи, то есть за наиболее достоверные книги? И почему от того, кто был с Посланником Аллаха (С) всего лишь шесть месяцов, передают больше десяти тысяч хадисов? И вы называете это Сунной Посланника (С)?!
Мы отвечаем: все это огромное знание, переданное от Али (А), сохранилось в шиитских книгах. Хвала Аллаха, через шиитских ученых Сунна Пророка (С) в достовернейшей передаче Али ибн Аби Талиба (А) дожила до наших дней.
Али (А) был первым, кто записывал хадисы Пророка (С) при его жизни. Первой же книгой, которую записал Али (А) после смерти Посланника (С), являлся Коран, и одновременно им был записан тафсир, который включал в себя причины ниспослания аятов, объяснение иносказательных аятов (муташабахат), насих и мансух (отменяющих и отмененных) и т.д.
Второй записанной им книгой – и она восходит еще ко времени жизни Посланника (С) – была «Джамиа» («Собрание»), то есть сборник хадисов, который писался рукой Али (А) под диктовку самого Пророка (С). Также этот сборник называют «Книгой Али».
Третьей его книгой является сборник по фикху под названием «Китабу ссунани валь казайа валь ахкам» («Книга Сунны, судейства и решений»), или, сокращенно, «Сунан».
Четвертая книга – «Сахифату Али» («Свиток Али»), и она была меньше по объему, чем предыдущие две книги.
Также ему принадлежит множество писем, собранных в основном в «Нахдж уль-Балага», наиболее известное из которых – «Письмо к Малику Аштару» о науке управления государством.
Это то, что записал сам Али (А). Теперь перейдем к книгам хадисов, которые записали за Али (А) его сподвижники (его шииты). Укажем имена этих сподвижников и то, что они записали:
1. Абу Рафиа – хранитель Бейт уль-маль (общественной казны) повелителя верующих (А). Он записал книгу «Сунан валь ахкам валь казайа» («Сунна, решения и судейство»). Эта книга посвящена фикху. Говорят, что это была первая шиитская книга (то есть первая из книг, записанных не Али, а его шиитами).
2. Сулейм ибн Кейс. Записанная им книга со слов Али (А) называется «Книгой Сулейма ибн Кейса». Она содержит хадисы, переданные Али (А) от Посланника Аллаха (С), и дошла до нас. Сулейм ибн Кейс был стойким шиитом Али (А). Во времена омейядского правления он подвергся суровым преследованиям, и скрывался от Хаджаджа ибн Йусуфа – кровавого омейядского наместника и палача – у известного «суннитского» факиха и ученого Абана ибн Аби Айаши. Через него Абан ибн Аби Айаша стал шиитом. В связи с этим позднейшие суннитские ученые сделали всё возможное, чтобы опорочить Абана и сделать его слабым передатчиком. Не имея возможности сделать это через доказательства, они прибегали прежде всего к ругательствам, наподобие «Абан ибн Аби Айаша – более наджис, чем моча собаки» и т.п. И всё это только за то, что он принял руководство повелителя верующих Али ибн Аби Талиба (А).
Дело в том, что Абан передал книгу Сулейма ибн Кейса и назвал ее достоверной, тогда как там содержатся сведения, крайне неприятные для «суннитского» мазхаба – как в акыде, так и в истории (например, об убийстве Фатимы (А) Умаром). Если вслед за Абаном ибн Аби Айашей признать эту древнейшую книгу Ислама достоверной, им придется пересматривать весь свой мазхаб – точнее, отказаться от него и перейти в мазхаб Ахль уль-Бейт (А), а потому ученые «ахль ус-сунна валь джамаа» посредством ругательств и оскорблений ведут борьбу с этим передатчиком вот уже много столетий.
Таким образом, книгу Сулейма ибн Кейса можно назвать первой шиитской книгой в акаиде (вопросах веры и идеологии).
3. Асбаг ибн Набата – один из сподвижников Али (А), прожил долгую жизнь (умер в 101 г. хиджры). Написал книгу о судействе повелителя верующих (А), где содержатся его шариатские решения, а также другие вопросы. Он же передал письмо к Малику Аштару.
4. Мейсам Таммар – особо приближенный сахаб повелителя верующих (А). Написал книгу по тафсиру со слов Али (А). Хадисы из нее дошли до нас через «Амали» Туси и «Риджаль» Кишши.
5. Зейд ибн Вахаб Куфи – составил книгу, где собрал хутбы, с которыми выступал повелитель верующих (А) с минбара в Куфе.
6. Аль-Кишши – написал книгу о риджале (передатчиках хадисов и сподвижниках).
7. Убейдуллах ибн Аби Рафиа – сын Абу Рафиа, писец повелителя верующих (А). Ему принадлежит книга «Казайа амири ль-муминин» — «Судейство повелителя верующих», а также книга о риджале.
8. Али ибн Аби Рафиа – его брат. Также был писцом Али (А). Написал книгу по фикху о вузу, намазе и других вопросах.
9. Салман Фарси – записал хадис «Джасилик» от Али (А).
10. Абу Зарр Гаффари. Написал книгу «Хутба» («Проповедь»). Однако, строго говоря, ее нельзя относить к книгам хадисов, потому что там он в основном описывал исторические события после смерти Пророка (С).
11. Абдуллах ибн Аббас – у него была запись хадисов от Посланника Аллаха (С), а также решений Али (А) и тафсир Корана.
12. Джабир ибн Абдуллах Ансари – сподвижник Пророка (С) и шиит Али (А), проживший долгую жизнь. У него была книга о хадже, в которой, помимо прочего, описывались события Прощального хаджа Пророка (С).
13. Харис ибн Абдуллах Хамдани – собрал хадисы от Али (А) и записал его проповеди.
14. Абу Асвад Дуали – один из сподвижников Али (А), взял у него знание нахва (арабской грамматики). Как известно, начало арабскому языкознанию положили Али (А) и его шииты.
Упоминается также множество других сподвижников, которые передавали хадисы от Али (А). Упомянуть их всех здесь не представляется возможным. Шейх Туси в «Риджале» насчитывает 668 передатчиков хадисов от Али (А).
Хурр уль-Амили, автор «Васаилу шшиа», упоминает 6 600 книг, через которые произошла передача шиитских хадисов («Васаилу шшиа», том 20, С. 165).
Современные исследователи сходятся на числе 1695 книг хадисов, являющихся наиболее достоверными, через которые дошла до нас огромная Сунна Непорочных (А):
1. От сподвижников Пророка (С) передано 5 книг;
2. От сподвижников Али (А) – 15 книг;
3. От сподвижников Имамов Хасана и Хусейна (А) – 51 книга;
4. От сподвижников Имама Саджада (А) – 11 книг;
5. От сподвижников Имама Бакира (А) – 32 книги;
6. От сподвижников Имама Садыка (А) – 503 книги;
7. От сподвижников Имама Казыма (А) – 246 книг;
8. От сподвижников Имама Резы (А) – 207 книг;
9. От сподвижников Имама Джавада (А) – 78 книг;
10. От сподвижников Имама Хади (А) – 249 книг;
11. От сподвижников Имама Аскари (А) – 118 книг.
Итого 1695 книг хадисов в шиитской традиции, записанных непосредственно со слов Непорочных (А) при их жизни или сразу после смерти.
(«Сейр уль-хадис фи ль-ислам», Ахмад Мир Хани, С. 310-311).
Пройдем по периодам жизни каждого Имама (А). Поскольку про хадисы в эпоху Али (А) мы уже говорили выше, начнем с Имамов Хасана и Хусейна (А).
1. Эпоха Хасана и Хусейна (А)
Период между шахадатом Али (А) в 40 году хиджры и шахадатом Хусейна ибн Али (А) в 61 году хиджры был одним из самых тяжелых для исламской уммы в плане распространения большого количества искажений, угнетения и запрета на знание. Мы уже говорили о том, что на запись Сунны действовал запрет, и что Муавия отдавал своим наместникам приказы выдумывать и распространять подложные хадисы.
В этих условиях Имам Хасан (А) говорил своему сыну и сыну своего брата: «Изучайте знание, а если не можете передавать его и сохранять, то записывайте и храните в своих домах» («Канз уль-уммаль», том 5, С. 229).
Имам Хусейн (А) сказал в проповеди в Минне среди большого числа сахабов, табиинов, своих шиитов и членов рода Хашим: «Слушайте мои слова и записывайте их, а потом возвращайтесь в свои дома и к своим племенам» («Тахфу ль-укуль», С. 173).
Число тех, кто записывал хадисы от Имама Хасана (А), достигало 41 передатчика, от Имама Хусейна (А) – 98 передатчиков. К ним относятся, например, Абу Махнаф Лут ибн Йахья Азди, который написал 50 книг с хадисами от Имамов Хасана, Хусейна, Саджада, Бакира и Садыка (мир им), или Амир ибн Касир, составивший книгу с хадисами от Хусейна ибн Али (А).
2. Эпоха Имама Саджада (А)
Эпоху Имама Саджада (А) можно назвать самой трудной для Ислама и Шиизма. Передается, что после убийства Имама Хусейна (А) число шиитов – то есть настоящих мусульман — насчитывало не больше трех человек. Это время было временем предельного отдаления от Ислама, закрепления искажений, кровавого угнетения, смут и бесчинства.
Тем не менее наследие Имама Саджада (А) было немалым. Книгами, написанными им лично, являются: 1. «Сахифа Саджадия» — потрясающий сборник молитв, который называют «Псалмами пророческого рода» и «Евангелием Ахль уль-Бейт»; 2. «Манасаку ль-хадж» — о хадже; 3. «Рисалату ль-хукук» — о положениях шариата; 4. «Джамиу филь фикх» — передана через Абу Хамзу Сумали; 5. «Сахифату ззухд» — также передана через Абу Хамзу Сумали; 6. «Китабу Али ибн Хусейн» — «Книга Али ибн Хусейна»: не дошла до нас, но упоминается в источниках.
К числу тех, кто передавал и записывал хадисы от Имама Саджада (А), относятся:
— Сабит ибн Динар, он же Абу Хамза Сумали, чьим именем называется знаменитое дуа, написанное самим Имамом (А), — ближайший сподвижник Али ибн Хусейна (А). От него передано очень много хадисов. Все три его сына погибли при восстании сына Имама (А) – Зейда аш-Шахида.
— Зейд ибн Али ибн Хусейн (Зейд уш-Шахид), сын Имама Саджада (А): был знатоком тафсира, и ему принадлежат несколько книг по тафсиру Корана, такие как «Гарибу ль-куран» («Тайны Корана»), «Кираату али» («Чтение Али»), и книга «Маджмуа» («Собрание») по хадисам и фикху. Зейд уш-Шахид поднял восстание против тирании Омейядов и героически погиб.
— Саид ибн Джубейр: передал много хадисов от Ахль уль-Бейт (А). Ему же принадлежит тафсир.
— Саад ибн Турейф Ханзали: написал книгу хадисов.
— Давуд ибн Йахья ибн Башир: записал хадисы от Имама Саджада (А).
— Малик ибн Атия Ахмаси.
— Улейя, дочь Имама Саджада (А): ей принадлежит книга по хадису.
Это только некоторые из передатчиков хадисов от Имама Саджада (А). Шейх Туси в своем «Риджале» насчитывает 176 передатчиков от него.
3. Эпоха Имама Бакира (А)
Имамат Имама Бакира (А) приходится на окончание периода угнетательского правления рода Омейядов. Поскольку это время было временем междоусобных столкновений между самими членами этого рода, Имам (А) мог пользоваться относительной свободой. В связи с этим от него передано множество хадисов, являющихся основополагающими для шиитской школы.
К книгам самого Имама (А) относятся: «Тафсиру ль-куран», «Нусхату ахадис», «Сахифату ахадис», «Рисалату иля Саади ль-Аскаф».
Шейх Туси насчитывает 460 передатчиков от Имама Бакира («Риджаль» Туси, С. 102-132). Среди них: Салам ибн Аби Арма Харасани, Масуда ибн Садака, Масмаа ибн Абдульмалик, Наср ибн Мазахим Минкари, Амру ибн Аби Микдам, Зариф ибн Насих, Мухаммад ибн Хасан ибн Аби Сара и многие другие.
4. Эпоха Имама Садыка (А)
Имам Садык (А) жил в период падения омейядского режима и замены его на режим аббасидский, а потому он также пользовался относительной свободой, благодаря которой мог давать публичные уроки. Весь исламский мир устремился на его уроки в Медине. Наследие Имама Садыка (А) огромно и, как известно, основатели суннитских «мазхабов» также были его учениками.
Число книг с записанными от него хадисами достигает 500. От него переданы, в частности, такие книги, как:
— «Аль-Ахлиджа» — на тему таухида; написана им для опровержения еретиков и заблудших течений.
— «Таухид» — книга, записанная Али Муфаззалем со слов самого Имама (А). Эта книга дошла до нас и также носит название «Таухид муфаззаль».
— «Аль-Ахвазия» — подробные ответы Имама (А) на вопросы губернатора области Ахваз.
— «Рисалату фи ль-ганаим» — о хумсе и добыче.
— «Рисалату фи вуджухи мааиши ль-ибад» — говорит о торговле и производстве.
— «Аль-Джафарийат» — сборник хадисов на тему фикха; ее передал Имам Казым (А).
— «Китабу ль-хадж» — о хадже; передана от Имама (А) Абаном ибн Абдульмаликом.
Шейх Туси насчитывает 3333 человек, бывших передатчиками хадисов от Имама Садыка (А).
5. Эпоха Имама Казыма (А)
Эпоха Имама Казыма (А) сопровождалась усилением династии Аббасидов, которая пришла на смену Омейядам. Для завоевания власти Аббасиды использовали популярные в обществе шиитские лозунги, однако после ее захвата превратились в еще более жестоких врагов и гонителей Ахль уль-Бейт (А), чем их предшественники. Это можно видеть по тому, что Непорочные (А), чей имамат приходится на эпоху Аббасидов, – то есть начиная с Имама Казыма (А), – находились в тюремном заключении или под домашним арестом и достигали шахадата в молодом возрасте.
Как известно, Имам Казым (А) почти всю свою жизнь провел в тюрьмах аббасидского режима, в крайне жестоких условиях, без света и тепла, и умер отравленным за решеткой. И тем не менее от Имама (А) осталось значительное наследие, записанное его шиитами.
От Зейда Нахшали: «Шииты и домашние Имама Казыма (А) присутствовали на его собраниях, и с ними всегда были принадлежности для письма. Как только Имам (А) начинал говорить, они принимались записывать его слова» («Махдж уд-даават» Ибн Тавуса, С. 219-220).
От самого Имама (А) остались следующие книги:
1. «Муснаду имами муса ибн джафар» («Свиток Имама Мусы ибн Джафара») – собрание хадисов, восходящих к Посланнику Аллаха (С). Его записал со слов Имама (А) Абу Хумран Муса ибн Ибрахим Марвази Багдади.
2. «Рисаляту аджвабати али ибн суейд» («Послание ответов Али ибн Суейда) — Имам (А) написал его в тюрьме, и Ибн Суейд передал его от него.
3. «Рисаляту филь акль» («Послание о разуме») – с ним Имам (А) обратился к Хишаму ибн Хакаму.
4. «Рисаляту фи ттаухид» («Послание о таухиде») – ответ Фатху ибн Абдуллаху на его вопросы.
А также другие произведения.
42 из сподвижников Имама (А) написали книги с хадисами от него, и 13 составили несколько книг. Например, Мухаммад ибн Аби Умейр написал 92 книги, Йунус ибн Абдуррахман – 36 книг, Али ибн Хасан – 21 книгу, Хасан ибн Махбуб – 10 книг.
И общее число книг с хадисами от Имама Казыма (А), записанных его сподвижниками, насчитывает 246 книг.
Шейх Туси в «Риджале» насчитвает 265 передатчиков от него («Риджаль» Туси, С. 342 — 366).
6. Эпоха Имама Резы (А)
Эта эпоха длилась от смерти Имама Казыма (А) в 183 году до 203 года хиджры, и ей принадлежит особое значение. Как известно, Имам Реза (А) был первым из Непорочных (А) после повелителя верующих Али (А), который находился на вершине общества своего времени. Халиф Мамун, видя неспособность режима справиться с возрастающим влиянием Ахль уль-Бейт (А) в народе, принял решение избрать противоположную тактику и уронить авторитет Имама Резы (А), сделав его своим соправителем и «преемником». Эта история длинная, мы не будем ее пересказывать. Заметим только, что Имам (А) воспользовался данным ему положением для усиления шиизма и в том числе для передачи наследия Непорочных (А). Известны длинные записи больших собраний и диспутов Имама (А), который он проводил в присутствии Мамуна; они являются неисчерпаемой сокровищницей мудрости.
Произведения Имама Резы (А):
1. «Сахифату рреза» («Свиток Резы»), называемый также «Муснад имами реза» — сборник хадисов от Посланника Аллаха (С) в передаче Имама Резы (А)
2. «Ар-рисалату з-захабия» («Золотое послание») – написано рукой самого Имама (А) в виде ответа на вопросы Мамуна. Мамун велел переписать это послание золотом, отсюда его название. Сам Имам (А) сказал, что в действительности это послание адресовано не Мамуну, а шиитам Ахль уль-Бейт (А).
3. «Амали Реза». По традиции «Амали» называется запись буквальных слов Имама (А) или ученого его учениками. Так, существуют «Амали» Садука, Туси и так далее.
4. «Китабу ль-Ахлиджа» — в ней содержатся очень важные послания Имама (А) на тему каляма (теологии) и таухида, содержащие в себе неисчерпаемые глубины мудрости.
А также другие произведения.
В этот период 72 сподвижника Имама (А) записывали книги с хадисами. В целом насчитывается 207 книг с хадисами от Имама Резы (А). Из них 30 книг принадлежат Хусейну ибн Саиду, 16 – Сафвану ибн Йахье, 28 – Мухаммаду ибн Амру Вакиди, 15 – Мусе ибн Касиму («Сейр уль-хадис филь ислам», С. 236 – 263).
Шейх Туси в «Риджале» насчитывает 318 передатчиков от Имама Резы («Риджаль» Туси, С. 366 – 397).
7. Эпоха Имама Джавада (А)
Из сподвижников Имама Джавада (А) 26 человек записали книги, общее число которых составляет 78. Из них – Али ибн Махзияр, написавший 35 книг; Мухаммад ибн Абдиллях ибн Михран, написавший 7 книг; Муавия ибн Хаким, написавший 7 книг («Сейру ль-хадиси филь ислам», С. 266-278).
Общее число передатчиков от Имама Джавада (А) достигает 109 человек. Шейх Азизуллах Атареди собрал слова Имама Джавада (А) в книге под названием «Муснад Имама Джавада».
8. Эпоха Имама Хади (А)
Мы говорили, что Имам Реза (А) был первым после повелителя верующих (А) Непорочным, стоявшим на общественной вершине своего времени. Однако три Имама, следующие за ним, — Джавад, Хади и Аскари (мир им), — наоборот, находились под тяжелейшим давлением тиранического халифата, жили фактически в тюремном режиме (Хади и Аскари – на территории военного лагеря Самарры) и достигали шахадата в раннем возрасте. Угнетенность трех последних Имамов, предшествующих Повелителю эпохи и времени Махди (А), имеет свой глубокий смысл, ознаменованный погружением земной истории во мрак перед будущим рассветом явления двенадцатого Имама (да ускорит Аллах его приход!)
Большая часть имамата Али ибн Мухаммада Хади (А) приходится на 14-летний период правления Мутаваккиля – особо деспотичного и развращенного тирана, прославившегося ненавистью к Ахль уль-Бейт (А), державшего в своем дворце специального шута, который должен был пародировать и высмеивать повелителя верующих Али (А). Именно он отдал приказ уничтожить храм Имама Хусейна (А) в Кербеле, снести все постройки вокруг и перепахать землю, на которую пролилась кровь внука Пророка и его сподвижников.
В Медине Имам Хади (А) в течение долгого времени вел уроки, воспитав множество учеников в различных областях знания, пока по приказанию Мутаваккиля, который опасался его влияния на город Пророка (С), не был переселен в аббасидскую столицу Самарру в Ираке, где и достиг шахадата.
Имаму Хади (А) принадлежат такие произведения, как «Послание об отвержении полного предопределения (джабр) и полной свободы воли (тафвиз)», которое передал Ибн Шааба Харани.
Шейх Азизуллах Атареди собрал слова Имама Хади (А) в книге под названием «Муснад Имама Хади».
Число учеников Имама (А), записывавших за ним, достигало 27 человек. Из его сподвижников, записывавших книги, были: Ахмад ибн Мухаммад Барки, записавший 120 книг; Фазль ибн Шазан, записавший 180 книг; Мухаммад ибн Иса ибн Абид, записавший 19 книг; Мухаммад ибн Ахмад ибн Ибрахим – 60 книг; Йакуб ибн Исхак – 12 книг.
Шейх Туси насчитывает 185 передатчиков от Имама Хади («Риджаль» Туси, С. 409 – 427).
9. Эпоха Имама Аскари (А)
Ему принадлежат книги:
1. «Тафсир Корана» («Тафсир Имама Аскари»)
2. «Китабу ль-манкабати» («Книга достоинств») – толкование вопросов шариата, халяль и харам.
Шестнадцать из учеников Имама (А) написали 118 книг, в их числе – Али ибн Хасан ибн Фаззаль (36 книг), Мухаммад ибн Хасан Саффар (35 книг), Абдуллах ибн Джафар Хамири (19 книг), Ахмад ибн Ибрахим (7 книг), Харун ибн Муслим (6 книг).
Общее число передатчиков от Имама Аскари (А) достигает 106 человек («Риджаль» Туси, С. 427 – 438).