Единственное возражение, которое можно выдвинуть против факта убийства Фатимы (А) Умаром, звучит так: если Умар на самом деле убил Фатиму (А), то где был Али (А)? Разве возможно, чтобы «лев Аллаха», прославленный своей храбростью, отказался защищать единственную дочь Пророка (С) и свою собственную жену?
Можно ли представить, что Али ибн Аби Талиб (А) не взял в руки оружие, чтобы отомстить за ее убийство, а вместо этого молча сидел дома? Нет, это невозможно ни в коем случае! Мы, сунниты, считаем Али (А) храбрейшим из сподвижников и львом Аллаха, а вы, шииты, сделали его трусливым, боящимся заступиться за свою собственную жену! Вот так шииты любят Али, которого считают первым халифом вместо Абу Бакра, да будет доволен им Аллах! Кроме того, известно, что Али поддерживал хорошие отношение с Абу Бакром и Умаром, постоянно восхвалял их достоинства и совещался с ними. Как он мог так хорошо относиться к убийцам своей жены? Ясно, что рафидиты клевещут на праведных халифов!
Разумеется, это еще одна уловка, на которую могут клюнуть только невежды или слепые фанатики.
Во-первых, данное возражение можно было бы вообще оставить без внимания, потому что оно никак не опирается на хадисы. Если самые достоверные суннитские книги и самые известные суннитские историки говорят о том, что нападение на дом Фатимы (А) имело место, то куда девать эти сообщения? Куда девать слова «праведного халифа», которые он произнес перед смертью:
:فأما الثلاث اللاتی وددت أنی لم أفعلهن فوددت أنی لم أکن کشفت بیت فاطمة و ترکته و أن أغلق علی الحرب
«Три дела я совершил – о, если бы я не совершал их! О, если если бы я не отдавал приказ напасть на дом Фатимы!»
(«Тарих ислами», Захаби, том 3, С. 118; «Муаджаму ль-кабир», Табарани, том 1, С. 62; «Лисан уль-мизан», Ибн Хаджар Аскалани, том 4, С. 189; «Мизан уль-иʻатидаль», Захаби, том 3, С. 109).
Даже Ибн Теймия — враг Ахль уль-Бейт Пророка (С) – признает факт вторжения в дом Фатимы (А): «По приказу Абу Бакра люди ворвались в дом Фатимы» (Минхадж ус-сунна, том 4, С. 220).
Во-вторых, откуда вы взяли, что Али (А) был в хороших отношениях с Абу Бакром и Умаром? Разве не «Сахих» Бухари говорит, что Али (А) испытывал отвращение даже от взгляда на лицо Умара:
کَرَاهِیَةً لِمَحْضَرِ عُمَرَ
(Сахих Бухари, том 3, С. 55).
Вы говорите: почему Али (А) постоянно восхвалял Умара и Абу Бакра? Тогда ответьте на вопрос: кто назвал Абу Бакра и Умара «лжецами, грешниками, изменниками и предателями» (Сахих Муслим, том 5, С. 152 – книга джихада и добычи, глава хукм трофеев)?
Во-третьих, кто сказал, что Имам Али (А) бездействовал? Когда Умар ударил Фатиму (А), и Али (А) из дома услышал ее крик, он выбежал во двор, ударил Умара, повалил его на землю и стал душить, пока тот не приблизился к смерти.
Известный суннитский муфассир Алуси говорит в своем «Тафсире», том 3, С. 124: «Умар ударил рукояткой меча по груди Фатимы и лезвием – по ее плечу. Фатима закричала: “О, отец!” Али немедленно выскочил, схватил Умара, свалил его на землю и стал душить».
Но, вспомнив обещание терпеть, которое он дал Пророку (С), Али (А) остановился, сказав: «Клянусь Аллахом, если бы не обещание терпеть, которое я дал Пророку (С), ты не вошел бы в мой дом».
И если вы захотите продолжать примеры, то давайте вспомним третьего халифа Усмана: когда сподвижники Пророка (С) прибежали к нему для его убийства и совершили бесчестие по отношению к его жене (согласно Табари, схватили ее за грудь, говоря: «Какая большая у нее грудь!»), почему Усман ничего не сказал? И ничего не предпринял? («Тарих» Табари, том 2, С. 676, издано в Бейруте).
Тогда встает другой вопрос: зачем Али (А) вообще надо было терпеть? Зачем Пророк (С) призвал его к терпению после своей смерти, а он поклялся исполнить этот призыв Пророка (С)? Если права Али (А) были очевидными, разве не было проще восстать и с оружием в руках отстоять их?
Те, кто рассуждают так, не читали Коран, не познали мудрость Пророков (А) и их наследников и не изучали историю Ислама. Приведем всего лишь несколько примеров вынужденного молчания перед лицом угнетения:
1. Коран говорит о молчании Харуна, халифа Мусы (А), перед лицом сыновей Исраиля, поклонившихся тельцу:
«Он (Муса) сказал: «О Харун! Когда ты увидел, что они впали в заблуждение, что помешало тебе последовать за мной? Неужели ты ослушался меня?» Он (Харун) сказал: «О сын моей матери! Не хватай меня за бороду и за голову. Я боялся, что ты скажешь: “Ты разобщил сынов Исраила и не выполнил моих наставлений”» (20: 92-94).
Таким образом, принуждение обстоятельств заставило Харуна хранить молчание перед лицом самого страшного греха – ширка.
Как известно, Пророк (С) сказал: «О Али! Ты после меня подобен Харуну после Мусы».
Тот аят, который Харун говорит Мусе, Али (А) читал на могиле Пророка (С): «Они ослабили меня и были готовы убить меня» (7: 150).
2. Бездействие мусульман в Мекке перед лицом преследований со стороны многобожников. Поскольку мусульмане были слабы, и в случае сопротивления возникла бы опасность их полного уничтожения, они были вынуждены молчать и терпеливо переносить пытки и убийства.
Пророк (С) в Мекке своими глазами видел, как мучают его сподвижников и друзей. Почему же он ничего не сделал? Пророк (С) испугался, был труслив? Тот же самый вопрос, который вы задаете нам по поводу Али (А), мы задаем вам по поводу Пророка (С). Вы скажете: «Потому что у него не было силы». Точно так же мы говорим: «Потому что у Али не было силы». Он сам сказал об этом в «Нахдж уль-балага», хутба 217: «Сколько бы я ни взывал о помощи для защиты своих прав, увидел, что никто не вызвался на это, кроме людей моей семьи. И не было у меня никого, кроме Хасана и Хусейна».
Мы отлично знаем, что Али (А) был львом Аллаха и храбрейшим из людей и не бегал с поля битвы, подобно «горному козлу», как второй «халиф», однако же в этом случае речь идет совсем не о храбрости, а о сохранении или несохранении истины Ислама. Али (А) не испугался за свою личную жизнь, которую он мечтал отдать на пути Аллаха еще при Пророке (С), – он страшился за Ислам и сохранение Имамата, без которого Ислам бы умер.
Лучше всего это подтверждают события времен халифата Али (А). Когда он приобрел силу, то сразу же выступил с войной против лицемеров и предателей. Не секунды не сомневайтесь: если бы после смерти Пророка (С) у Али (А) была сила, он казнил бы Абу Бакра и Умара точно так же, как казнил бы Муавию в период своего халифата.
Обратите внимание, как в третьей хутбе «Нахдж уль-балаги» повелитель верующих (А) говорит: «Я должен был выбирать – или с пустыми руками выступить для защиты своих прав, или же терпеть перед лицом мрачного бедствия, что проявилось передо мной. Я стал терпеть, потому что видел, что терпение лучше, чем восстание для возврата своих прав с пустыми руками. И вот, я терпел, хотя это было подобно кости в горле, подобно занозе в глазу».
3. Отказ самого Пророка (С) от разоблачения и наказания лицемеров, пытавшихся убить его посредством сталкивания со скалы при возвращении из Табука.
Эта история хорошо известна среди суннитов и признана всеми их учеными.
Пророк (С) пошел по горному перевалу, а люди пошли по лощине. Те, которые замышляли убийство Пророка (С), закрыли лица и тоже пошли по перевалу. Пророк сказал Хузейфе и Аммару Йасиру, чтобы они пошли с ним. Он велел Аммару взять поводья его верблюда, а Хузейфе вести его. Они шли так, пока не услышали звук нападения сзади, со спины, покуда нападавшие не окружили их.
Пророк (С) разгневался и приказал Хузейфе распознать их. Хузейфа приблизился к ним и увидел их закрытые лица. Тогда они испугались, решив, что их заговор раскрыт, а потому спешно убежали и растворились в толпе.
Пророк (С) спросил: «О, Хузейфа, узнал ли ты кого-либо из них?»
Хузейфа ответил: «Я узнал верблюда такого-то и такого-то, но их лиц не видел, поскольку было темно, и они закутали лица».
Пророк (С) сказал: «Знаешь ли ты, что за дело у них, и чего они хотят?»
Он ответил: «Нет, о Посланник Аллаха».
Пророк (С) сказал: «Они желали идти рядом со мной по перевалу, чтобы, как только настанет удобный момент, сбросить меня вниз».
Хузейфа сказал: «Накажешь ли ты их, когда придут люди?»
Пророк (С) ответил: «Не хочу, чтобы люди повсюду стали говорить: “Мухаммад убил своих сподвижников”».
И тогда Посланник (С) назвал каждого из них по именам.
(Ас-сирату ль-халабийа, том 3, С. 143, отпечатано в Бейруте; «Далаил ун-нубувват», С. 260-262, отпечатано в Бейруте; Муслим также приводит этот риваят в своем «Сахихе», С. 50 – «Книга качеств лицемеров и решения о них»).
Таким образом, Пророк (С) отказался наказывать двенадцать лицемеров, замышлявших его убийство, и назвал их имена только Хузейфе, который также хранил их в тайне.
Почему Пророк (С) поступал так? Разве не проще было бы разоблачить и покарать этих людей? Так можем рассуждать только мы, не имеющие мудрости Пророка (С). Тем знанием сокровенного, которое было ему дано, он понял, что попытка наказать этих лицемеров повлечет за собой еще более тяжелые последствия, вызовет расхождения и смуту, а потому предоставил их судьбу решению Аллаха.
4. Отказ внука Пророка Хасана ибн Али (А) называть имена своих отравителей.
Имаму Хасану (А) три раза давали яд, но он выжил, кроме последнего раза. Врач, который посетил его, сказал: «Яд превратил его кишки и печень в мелкие куски».
Имам Хусейн (А) сказал: «О, брат, назови мне имена тех, кто сделал это». Имам Хасан (А) сказал: «Для чего тебе это, брат мой?»
Хусейн ибн Али (А) сказал: «Клянусь Аллахом, прежде чем похороню тебя, убью этого человека, и даже если он спрячется под землей — найду его, чего бы мне это ни стоило».
Имам Хасан (А) сказал: «О, мой брат, этот мир – не более чем несколько преходящих ночей. Оставь этого человека, пока я не встречусь с ним возле моего Господа» — и не назвал имя отравителя.
Таким образом, Имам Али (А) был вынужден молчать перед лицом ужасного угнетения и страшных преступлений, следуя примеру Пророков (А). Его молчание и бездействие имело свои глубокие причины, обусловленные обстоятельствами того времени. Он проник в эти причины той сокровенной мудростью, которая была ему дана от Аллаха.
Дело в том, что вокруг него были созданы такие условия, что любое сопротивление обернулось бы против него же. Последствием мести и борьбы был бы не успех, а разрушение всего его дела и забвение Имамата и наследия Пророка (С), для которого он был хранителем. Именно поэтому Пророк (С) еще при своей жизни взял с него обещание терпеть, как бы ни было это тяжко и невыносимо. Али (А) дал ему такое обещание и исполнил его.
Представим себе, что Али (А) не стал молчать, но выступил бы с оружием в руках. К чему бы это привело? Посланника Аллаха (С) сам сказал, что если бы он разоблачил имена лицемеров, напавших на него при Табуке, то это кончилось бы тем, что люди стали бы говорить: «Мухаммад убил своих сподвижников». Что за люди стали бы это говорить? Иудеи? Христиане? Нет, те же самые «сподвижники».
Точно так же если бы Али (А) поднял войну, то он был бы убит, потому что не имел поддержки, а его многочисленные враги стали бы говорить о нем: «Али так стремился к власти, что выступил с мечом для ее захвата, и для этого перебил много сподвижников и даже пожертвовал своей женой и дочерью Пророка для этой цели, пока сам не был убит».
Если вы думаете, что было бы по-другому, то откройте книги насибита Ибн Теймийи, который говорит: «Войны Али были не для религии, а для целей ближнего мира».
Молчание Али (А) являлось вынужденным. Но сейчас, 1400 лет спустя, когда условия совершенно изменились, на нас лежит обязанность передавать достоверные сообщения об убийцах дочери Пророка (С), как и об узурпаторах халифата, чтобы всем было ясно их истинное лицо.