То, что Пророк и Имамы его рода, мир им, обладали знанием сокровенного, относится к неоспоримым истинам Ислама. Однако возникает вопрос: если они знали, кто, как и когда их убьет, то почему допустили свое убийство? Почему Посланник Аллаха (С) заснул, зная, что заговорщики во сне вольют ему в рот яд, почему Имам Хасан (А) выпил отравленную чашу?
Во-первых, в ответ на этот вопрос необходимо отметить такой основной момент: Пророк и Имамы (А) не имели обязанности поступать в общественной жизни в соответствии со своим тайным знанием. Наоборот, для донесения Откровения и его сохранения было необходимо, чтобы их поведение не отличалось от обычного человеческого поведения и руководствовалось естественными причинами и мотивами. Например, Посланник Аллаха (С) при судействе привлекал показания свидетелей и другие обычные шариатские процедуры, хотя своим знанием сокровенного видел, кто прав, а кто виноват.
Если бы Пророк и Имамы вели необычный образ жизни и руководствовались в своем поведении сверхестественными мотивами, они не могли бы выполнить свое основное предназначение — быть образцами для людей.
Во-вторых, знание Пророка и Имамов (А) дается им самим Аллахом и не является независимым от Его воли. Аллах может расширять его и может сужать, как пришло в некоторых риваятах:
يُبسَطُ لَنا الْعِلمُ فَنعلمُ وَ يُقبضُ عَنّا فَلا نَعلمُ
«Иногда знание расширяется для нас, и мы знаем, а иногда сужается, и мы не знаем».
(«Хисаль» Садука, С. 538).
В-третьих, знание сокровенного охватывает также те события, которые невозможно изменить или отменить, и шахадат Пророка или Имама может как раз относиться к таким событиям. Знание о чем-то не тождественно влиянию на это. Например, человек, падающий с высокого здания, на середине пути точно знает, что через долю секунды разобьется о землю и умрет, однако он не имеет никакого влияния на это событие.
Имам Садык (А) передал: «Когда повелитель верующих (А) собирался на битву с хариджитами, ему сказали: „Побереги себя, о повелитель верующих!“ И он ответил:
„В какой из дней я убегу от смерти?
В день ли, когда она мне не предписана, или в день, когда
предписана?
В тот день, когда она мне не предписана, не боюсь я гибели,
А в день, когда она предписана, не поможет мне никакая
бдительность“».
(«Таухид» Садука, хадис 471).
В-четвертых, «всякая душа вкусит смерть», а лучшей формой смерти является шахадат. Поэтому каждый из Пророков и Имамов избегал гибели всеми возможными средствами, однако когда-то мученическая смерть все равно должна была постигнуть их, и она наступала, когда исполнялась воля Аллаха. Имам Бакир говорит: «Те бедствия, которые постигли Имамов, были неизбежным предписанием Аллаха, и Имамы сами выбрали их и всегда знали о них… И всё это было для высоких степеней и благ, которыми пожелал наделить их Аллах» («Макталу ль-хусейн», С. 61). Бегство от самой лучшей смерти, которая совершается по предписанию Аллаха, было бы неподчинением Аллаху, что невозможно для Непорочных.