Нужно снова сказать несколько слов по поводу просьб к Имамам и Пророку (ДБАР), потому что тема эта важная, и необходимо до конца понять несомненность нашей позиции в данном вопросе.
Аллах в Коране говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْأَطِيعُواللّه وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَ أُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ
«Воистину, вашими покровителями (вали) являются Аллах, Его Посланник и верующие, что выстаивают молитву и дают закят, преклонившись» (5: 55).
Это аят говорит о вилаяте (руководстве, покровительстве). Согласно всем толкованиям, и шиитским, и суннитским, под теми, кто «выстаивают молитву и дают закят, преклонившись», имеется в виду Али (А) и далее его потомство.
Итак, Коран говорит: вашими вали (покровителями — теми, у кого есть вилаят) являются сначала Аллах, потом Пророк (С), потом Али (А) и его потомки. Обратим внимание, что перечисление идет последовательно: сначала Аллах, от Аллаха – Пророк (С), от Пророка (С) – Али (А). То есть это одна система – система вилаята, система руководства людьми. Имеется в виду определенная иерархия – Аллах, Пророк (С), Али и его потомки (А). В этой системе Пророк (С) и Непорочные из его рода выполняют определенную функцию, которая задана им Аллахом. То есть они не действуют самостоятельно и независимо. Они – посредники между Аллахом и людьми, покровители (вали) людей от Аллаха, который является высшим Покровителем.
Это понятно. Идем дальше. Коран говорит:
يَا أَيُّهَا الَّذِينَ آمَنُواْ أَطِيعُو اللّه وَأَطِيعُواْ الرَّسُولَ وَأُوْلِي الأَمْرِ مِنكُمْ
«О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь Посланнику и повинуйтесь обладателям власти среди вас» (4: 58).
Выражение «улю аль-амр» можно переводить как «обладатели власти», и как «обладатели повеления», и как «обладатели дела», потому что слово «амр» имеет несколько значений.
Улю аль-амр – это, разумеется, Ахль уль-Бейт, Непорочные Имамы (А) из рода Пророка (С). С этим снова согласны и шииты, и сунниты.
Аят говорит, что эти улю аль-амр выполняют определенное «дело» среди людей, они поставлены как наместники, как исполнители «повеления», «приказа» — кого? Приказа Бога, конечно. То есть Бог поставил их среди людей как реализаторов Своего «дела», Своего «приказа», Своего «повеления». В этой связи они, конечно, наделены определенной силой, мощью, властью над творением. Осуществляют ли они это независимо, отдельно от Бога, есть ли их сила независимая от Бога сила? Конечно, нет. Потому что этот аят, как и первый из тех, которые мы привели, снова говорит о СИСТЕМЕ АЛЛАХА: сначала – Аллах, потом – Посланник (С), потом – Имамы (А). Сам Аллах создал такую иерархию, такую систему руководства и управления творением.
Уяснив этот момент, снова идем дальше. Итак, Аллах поставил определенную СИСТЕМУ, которая называется ВИЛАЯТОМ и где на вершине находится Он сам, под ним – Пророк (С) и Имамы (А), то есть Ахль уль-Бейт (А), а под Ахль уль-Бейт – мы, обычные люди. В этой Системе Ахль уль-Бейт (А) дана определенная власть, даны сильные полномочия, дана особая близость к Творцу. При этом они не перестают быть Его рабами, но это – избранные рабы, ради которых был создан весь мир, как об этом сказано в одном хадисе, переданном и шиитами, и суннитами («Я не создал бы вселенной, Если бы не ради тебя (Пророк), и Я не создал бы тебя, если бы не ради Али, и Я не создал бы Али, если бы не ради Фатимы»).
Теперь мы подходим к нашему вопросу: можно ли в этой Системе вилаята, которая есть Системе Аллаха, что-либо просить у этих избранных людей? Если нельзя, то зачем Аллах вообще поставил их нашими попечителями (вали)? Если же, наоборот, им принадлежит вилаят (попечительство), то в чем проблема в том, что обращаемся к ним с вопросами, которые относятся к их ответственности? Ведь они осуществляют этот вилаят не отдельно от Аллаха, и их власть – это власть Аллаха.
Например, при земной жизни повелителя верующих Али (А) к нему как к своему руководителю приходили люди, которые просили у него разрешить те или иные вопросы, дать указания по тем или иным делам. Что, этим людям надо было обращаться напрямую к Аллаху, а иначе они делали ширк? А если люди обращались с просьбами к Али (А) при его земной жизни, то что мешает им делать это после его смерти?
И здесь мы подходим к заключительной части нашего ответа. Смерть – это уход в небытие или начало новой жизни? Могут ли те, кто ушли из этого мира, продолжать влиять на земные дела из мира другого? Здесь пролегает основная грань между убеждениями шиитов и ложной акыдой ваххабитов, которая на самом деле имеет глубокие основания в вопросах Таухида, понимания трансцендентности или имманентности Аллаха (танзих и ташбих), Его присутствия или отсутствия в мире, которых мы здесь не будем касаться.
Мы, шииты, убеждены, что земной мир – только часть гораздо более широкой системы миров, что люди, ушедшие отсюда, продолжают жить в других мирах не менее реальной жизнью, чем наша. Тем более это касается Имамов из Ахль уль-Бейт (А), которые даже по ваххабитской акыде не могут считаться мертвыми, потому что все они пали шахидами, а Коран говорит, что шахиды – не мертвые, а живые.
МЫ, ШИИТЫ, УБЕЖДЕНЫ, ЧТО ДАЖЕ УЙДЯ ИЗ ЗЕМНОГО МИРА, ТО ЕСТЬ «УМЕРЕВ», КАЖДЫЙ ИЗ ИМАМОВ АХЛЬ УЛЬ-БЕЙТ, КАК И ПРОРОК (С), ПРОДОЛЖАЮТ ОСТАВАТЬСЯ НАШИМИ ВАЛИ, НАШИМИ ПОПЕЧИТЕЛЯМИ И РУКОВОДИТЕЛЯМИ ТОЧНО ТАК ЖЕ, КАК ОНИ БЫЛИ ИМИ И ПРИ СВОЕЙ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ.
Нужно до конца понять этот момент, нужно полностью пропитаться этой позицией – только тогда мы войдем в СИСТЕМУ ИСТИННОГО ВИЛАЯТА, которая соединяет миры видимого и невидимого, земли и неба в единое целое, которая устанавливает мосты между ними и дает циркулировать контактам и информации между этими двумя мирами.
Пока мы не поймем этого, мы вообще ничего не поймем в шиизме. Поэтому общение с ушедшими Имамами (А), просьбы к ним и исполнение ими этих просьб по разрешению Аллаха – абсолютно реальная вещь, предмет непосредственного повседневного опыта.
Никакого ширка здесь нет и быть не может, потому что – еще раз повторяем – эти особые люди живы, они поставлены Самим Аллахом руководить нами и быть нашими попечителями, решать наши дела и отвечать на наши вопросы – после своей «смерти» точно так же, как и при своей земной жизни. Аллах ведь не говорит: «подчиняйтесь Аллаху, и Пророку при его земной жизни и обладателям власти при их земной жизни». Нет, Он говорит просто: «Повинуйтесь Аллаху, и повинуйтесь Посланнику, и повинуйтесь обладателям власти среди вас» — то есть всегда, и при их жизни, и после их смерти. Конкретные условия или временные рамки такого повиновения не указаны. Точно так же как говорится, что Пророк (С) и Али (А) – ваши вали ВСЕГДА, без каких-то условий — и на земле, и в мире барзах, и после Судного Дня. А вали – это тот, кто разрешает дела и отвечает на просьбы своих подопечных, каковыми являемся все мы – по приказу Аллаха и по Его указанию.
Напротив, те, которые обвиняют шиитов в ширке в связи с тем, что шииты идут с проблемами к Имамам (А), сами делают ширк. Ибо если шииты идут к тем, кого САМ АЛЛАХ назначил нашими вали, нашими покровителями, то те, кто не признает их вилаят, идут с собственными проблемами и просьбами к правителям, ученым, королям, халифам, деспотам и тиранам, которых ВООБЩЕ НИКТО НЕ ПОСТАВИЛ И НЕ НАЗНАЧИЛ, которые вне СИСТЕМЫ АЛЛАХА, а это есть не что иное, как скрытый ширк, как сказано в Коране: «Неужели они ищут суда времен джахилии? Чьи решения могут быть лучше решений Аллаха для людей убежденных? » (5: 50).