Абдуллах ибн Зубейр – «великий сахаб» у «ахлу сунна», внук Абу Бакра. Его отцом был Зубейр ибн Аввам (тот самый, который вышел против Имама Али на битву Джамаль), а матерью – Асма бинт Аби Бакр, дочь Абу Бакра и сестра Айши. Претендовал на халифат, в связи с чем поднял восстание против Омейядов. Одновременно являлся одним из самых беспощадных врагов Ахль уль-Бейт Пророка (С).
Хотя он родился во втором году хиджры, и к моменту смерти Пророка (С) ему было 8 лет, в книгах «ахлу сунна» передано множество хадисов от него.
Так вот, этот «великий сахаб» был рождён от мута, как это засвидетельствовано в «суннитских» источниках.
Первый хадис
Абу Джафар Тахави передаёт в книге «Шарх маани асар»:
حدثنا صَالِحُ بن عبد الرحمن قال ثنا سَعِيدُ بن مَنْصُورٍ قال ثنا هِشَامٌ قال أخبرنا أبو بِشْرٍ عن سَعِيدِ بن جُبَيْرٍ قال سَمِعْت عَبْدَ اللَّهِ بن الزُّبَيْرِ يَخْطُبُ وهو يُعَرِّضُ بِابْنِ عَبَّاسٍ يَعِيبُ عليه قَوْلَهُ في الْمُتْعَةِ فقال بن عَبَّاسٍ يَسْأَلُ أُمَّهُ إنْ كان صَادِقًا فَسَأَلَهَا فقالت صَدَقَ بن عَبَّاسٍ قد كان ذلك فقال بن عَبَّاسٍ رضي الله عنهما لو شِئْت لَسَمَّيْت رِجَالًا من قُرَيْشٍ وُلِدُوا فيها
Передал нам Салих ибн Абдуррахман от Саида ибн Мансура от Хишама от Абу Бишра от Саида ибн Джубейра, который сказал:
«“Я слышал Абдуллаха ибн Зубейра, как он выступал против Ибн Аббаса и его слов о муте”. Ибн Аббас сказал: “Если он правдив, то пусть спросит у своей матери!” Он спросил её, и она сказала: “Ибн Аббас сказал правду, это было так (то есть ты сам родился от муты)”. И Ибн Аббас сказал: “Если бы я захотел, то назвал бы имена курайшитов, которые родились от муты”».
(«Шарх маани ль-асар» Тахави Ханафи, том 3, С. 24).
Скан:
Хадис является «сахих» по иснаду, согласно критериям «ахлу сунна». Все передатчики достоверные:
1. Саид ибн Джубейр – является передатчиком шести «Сахихов», достоверным (сига).
Ибн Хаджар Аскалани говорит о нём:
وقال أبو قاسم الطبري: هو ثقة، إمام، حجة على المسلمين
«И сказал Абу Касим Табари: “Он – достоверный, имам, довод для мусульман”».
(«Тахзибу тахзиб», том 4, С. 11).
2. Абу Бишр Джафар ибн Аби Вахшия Йас Йашкари – тоже является передатчиком шести «Сахихов».
Ибн Хаджар говорит о нём:
جعفر بن إياس أبو بشر بن أبي وحشية … ثقة من أثبت الناس في سعيد بن جبير
«Джафар ибн Йас Абу Бишр ибн Аби Вашия – достоверный. Он один из тех, кто наиболее достоверно передавал от Саида ибн Джубейра».
(«Такрибу тахзиб», том 1, С. 139).
3. Хишам ибн Башир, или Хишам Даставаи – также является передатчиком шести «Сахихов».
Захаби пишет о нём:
هشام الدستوائي ع (مجمع عليه) هو الحافظ الحجة الإمام الصادق
«Хишам Даставаи – хафиз, довод, имам, правдивый».
(«Сиру аалями нубаля», том 7, С. 149).
4. Саид ибн Мансур ибн Шааба – также один из передатчиков шести «Сахихов».
Захаби пишет о нём:
سعيد بن منصور بن شعبة ع .الحافظ الحجّة
«Саид ибн Мансур ибн Шааба – хафиз, довод».
(«Тариху ль-ислам» Захаби, том 16, С. 184).
5. Салих ибн Абдуррахман ибн Амру Ансари.
Ибн Аби Хатим говорит о нём:
صالح بن عبد الرحمن بن عمرو بن الحارث مصرى روى عن العلاء بن عبد الجبار وأبى عبد الرحمن المقرىء وابن أبى حريم سمعت منه بمصر ومحله الصدق
«Салих ибн Абдуррахман ибн Амру ибн Харис Мисри – передавал от Аля ибн Абдуджаббара и Аби Абдуррахмана Мукри и Ибн Аби Хурейма, и его положение – правдивый».
(«Джарх ва таадиль» Ибн Аби Хатима, том 4, С. 408).
6. Ахмад ибн Мухаммад ибн Салама Тахави (автор книги).
Захаби говорит о нём:
الطحاوي الإمام العلامة الحافظ الكبير محدث الديار المصرية وفقيهها
«Тахави – имам, самый знающий, великий хафиз, мухаддис Египта и его факих».
(«Сиру аалями нубаля», том 15, С. 27).
Второй хадис
عبد الله بن الزبير عبد الله بن عباس بتحليله المتعة فقال له: سل أمك كيف سطعت المجامر بينها وبين أبيك. فسألها فقالت: ما ولدتك إلا في المتعة
«Абдуллах ибн Зубейр выступил против Ибн Аббаса, который считал муту разрешённой. И тот сказал ему: “Спроси у своей матери, как она соединилась с твоим отцом!” Он спросил её, и она ответила: “Я родила тебя от муты”».
(«Мухазерат удаба» Рагиба Исфахани, том 2, С. 235).
Скан:
Третий хадис
وأول مجمر سطع في المتعة مجمر آل الزبير
«Первыми углями, которые разгорелись от муты, были угли рода Зубейра» (то есть сын Зубейра был рождён от муты).
(«Акд уль-фарид» Андалуси, том 4, С. 14).
Скан:
Четвёртый хадис
Мать Абдуллаха ибн Зубейра и дочь Абу Бакра Асма бинт Аби Бакр признаётся, что совершала муту.
Приведено в «Сунане» Нисаи:
أَخْبَرَنَا مَحْمُودُ بْنُ غَيْلَانَ الْمَرْوَزِيُّ، قَالَ: حَدَّثَنَا أَبُو دَاوُدَ، قَالَ: حَدَّثَنَا شُعْبَةُ، عَنْ مُسْلِمٍ الْقُرِّيُّ، قَالَ: دَخَلْنَا عَلَى أَسْمَاءَ ابْنَةِ أَبِي بَكْرٍ، فَسَأَلْنَاهَا عَنْ مُتْعَةِ النِّسَاءِ، فَقَالَتْ: «فَعَلْنَاهَا عَلَى عَهْدِ رَسُولِ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ»
«Передаёт Муслим Курри: “Мы пришли к Асме, дочери Абу Бакра и спросили её о муте с женщинами”. Она сказала: “Мы делали это во время Посланника Аллаха (С)”».
(«Сунан» Нисаи, том 3, С. 326).
Асма говорит тут «мы», то есть включает саму себя в число совершавших муту. Все передатчики хадиса — достоверные.
Скан: