Одним из спасательных кругов противников шиизма является легенда про «Абдуллаха ибн Сабу». Этот «мусульманский Саурон», смонтированный на голливудской фабрике насибизма, представляет собой воплощение «абсолютного зла», которым «ахлу сунна валь джамаа» затыкает многочисленные дыры своей идеологии. «Основатель шиизма», «великий тагут», «убийца Усмана», «организатор самой большой смуты в Исламе», «чёрный иудей» — у насибитов этот персонаж оказывается грандиозной фигурой, по масштабам едва ли не сопоставимой с самим Пророком (С). Ведь если Пророк (С) основал исламскую религию, то Ибн Саба ее расколол!
Кем же был Абдуллах ибн Саба? Существовал ли он вообще? Какое отношение он имел к смутам и войнам ранней исламской истории? Действительно ли Ибн Саба придумал шиизм? Миф он или реальность?
Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте в данном большом научно-историческом исследовании.
1. Две точки зрения на вопрос о существовании Абдуллаха ибн Сабы
Существуют две основных точки зрения на вопрос об Абдуллахе Ибн Сабе: первая признаёт его существование как реальной исторической личности, вторая отрицает. Преобладающее мнение старых классических учёных как у шиитов, так и у «ахлу сунна» состояло в признании существования некоего персонажа (или персонажей, как мы увидим) с таким именем. Ниже мы ещё приведём слова шиитских учёных, проклинающих Ибн Сабу: однако проклинать можно лишь того, кто реально существовал.
Напротив, в современных исследованиях – как шиитских, так и суннитских – преобладает тенденция в сторону его отрицания. К таким выводам приходит шиитский автор Муртаза Аскари в своей большой книге «Абдуллах ибн Саба и другие легенды». Бытие Ибн Сабы отрицает и суннитский исследователь Таха Хусейн в книге «Али ва бануху» и салафитский доктор Абдульазиз Халаби в книге «Абдуллах ибн Саба».
Последний пишет:
الذي نخلص إليه في بحثنا هذا أن ابن سبأ شخصية وهمية لم يكن لها وجود , فإن وجد شخص بهذا الاسم فمن المؤكد أنه لم يقم بالدور الذي أسنده إليه سيف وأصحاب كتب الفرق , لا من الناحية السياسية ,ولا من ناحية العقيدة
«И краткий вывод из всего нашего исследования состоит в том, что Абдуллах ибн Саба – вымышленная личность, не существовавшая в реальности. А если и существовал человек с таким именем, то нет никаких подтверждений того, что он играл ту роль, которую приписали ему Сейф ибн Умар и авторы книг о сектах – ни с политический, ни с религиозной точки зрения».
(«Абдуллах ибн Саба» Халаби, С. 71).
Пишет современный египетский исследователь Ахмад Аббас Салих:
وعبد الله بن سبأ شخص خرافي بغير شك , فأين هو من هذه الأحداث جميعاً ? وأين هو من الصراعات الناشبة في هذا العالم الكبير المتعدد
إنما كل ما حيك من قصص حول عبد الله بن سبأ هو من وضع المتأخرين , فلا دليل على وجوده في المراجع القديمة , فضلا عن سخافة التفكير في احتمال وجوده أصلا
«Абдуллах ибн Саба – вымышленная личность безо всякого сомнения. Где он и где все события того времени? Где он и где сложная борьба в том великом мире (раннего Ислама)?.. И всё, что следует из путаницы относительно Абдуллаха ибн Сабы – это то, что он есть выдумка историков. Нет никаких указаний на его существование в старых источниках, в добавок к явной глупости самого предположения о его существовании».
(«Аль-йамин валь йасар филь ислам», С. 95).
И вместе с тем, вопрос о физическом существовании Ибн Сабы не имеет большого значения. Был или не был человек с таким именем – это само по себе не так важно. Важно другое: действительно ли он играл ту политическую и религиозную роль, которую ему приписывают? Являлся ли Ибн Саба тем, кто совратил сахабов, подстроил убийство Усмана и войну Джамаль, выдумал шиизм?
В конце нашего исследования мы убедимся, что обе точки зрения – как признающие, так и отрицающие его существование – правы и неправы одновременно, и увидим, в чём же состоит окончательный ответ на «загадку Ибн Сабы».
2. Шиитские хадисы и учёные единогласно проклинают Ибн Сабу
Как мы уже сказали, большинство старых учёных признавали существование «Абдуллаха Ибн Сабы» (почему это имя взято в кавычки, вы увидите из дальнейшего изложения) как реальной личности и проклинали его.
Шейх Туси пишет:
عبد الله بن سبأ الذي رجع إلى الكفر وأظهر الغلو
«Абдуллах ибн Саба – это тот, кто вернулся к куфру и говорил о гулатстве (обожествлении Пророка и Имамов)».
(«Риджаль» Туси, С. 80).
И сказал Алламе Хилли:
عبد الله بن سبأ غالٍ ملعون، حرَّقه أمير المؤمنين عليه السلام بالنار، كان يزعم أن عليًّا عليه السلام إله، وأنه نبي
«Абдуллах ибн Саба – гулат, проклятый. Повелитель верующих Али (А) сжёг его в огне. Он говорил, что Али (А) – бог и пророк».
(«Риджаль» Алламе Хилли, С. 237).
И то же самое говорит Ахмад ибн Тавус в книге «Халлу ль-ишкаль фи маарифати риджаль», С. 173.
И сказал про него Кишши:
كان يدَّعي النبوة وأن عليًّا عليه السلام هو الله، فاستتابه عليه السلام ثلاثة أيام فلم يرجع، فأحرقه في النار في جملة سبعين رجلاً ادَّعوا فيه ذلك
«Он претендовал на пророчество и говорил, что Али (А) – это бог. Али (А) дал ему три дня на покаяние, но он не отказался от своих убеждений. И он сжёг его вместе с 70-тью другими, разделявшими его взгляды».
(«Танкиху ль-макаль», том 2, С. 184).
Говорит шейх Юсуф Бахрани в знаменитой книге фикха «Хадаику надира»:
وابن سبا هذا هو الذي كان يزعم أن أمير المؤمنين عليه السلام إله، فاستتابه أمير المؤمنين ثلاثة أيام، فلم يتب فأحرقه
«Ибн Саба – это тот, кто говорил, что повелитель верующих Али (А) – бог. И Али (А) дал ему три дня на покаяние. Но тот не покаялся, и он сжёг его».
(«Хадаику надира», том 8, С. 511).
Сказал Ардабили:
ابن سبأ غال ملعون يزعم ألوهية علي ونبوته
«Абдуллах ибн Саба – гулат, проклятый. Он приписывал божественность и пророчество Али (А)».
(«Джамиу риваят», том 1, С. 485).
Итак, не существует НИ ОДНОГО ШИИТСКОГО УЧЁНОГО, который хорошо отозвался бы об Абдуллахе ибн Сабе, упомянул бы его в числе надёжных передатчиков, уважаемых личностей и т.п. Напротив: все они БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ проклинали и порицали его.
И то же самое мы видим в шиитских хадисах.
Имам Саджад (А) сказал:
«Когда был возле меня упомянут Абдуллах ибн Саба, все волосы на моём теле встали дыбом; он задумал страшное дело — да проклянет его Аллах! Клянусь Аллахом, Али (А) — праведный раб Аллаха и брат Его Посланника (ДБАР), и не достиг он величия иначе как подчинением Аллаху и Его Посланнику».
(«Риджаль» Кишши, том 1, с. 323).
Имам Бакир (А) сказал:
«Абдуллах ибн Саба имел притязания на пророчество. Он думал, что повелитель верующих, мир ему, — Аллах. Превыше Аллах этих слов!»
(Там же).
Также от Имама Садыка (А):
«Да проклянет Аллах Абдуллаха ибн Сабу! Он приписал повелителю верующих то, что он Господь. Клянусь Аллахом, повелитель верующих был покорным рабом Аллаха! Горе тем, кто возводит ложь на нас!»
(Там же).
Мы нашли в шиитских книгах только один пример упоминания Ибн Сабы без проклятия ему – это риваят в книге шейха Садука «Ман ла йахзуруху ль-факих»:
إذا فرغ أحدكم من الصلاة فليرفع يديه الى السماء، وينصب في الدعاء فقال ابن سبأ: ياأمير المؤمنين أليس الله عز وجل بكل مكان(1)؟ قال: بلى، قال: فلم يرفع يديه إلى السماء؟ فقال: أو ما تقرأ {وفي السماء رزقكم وما توعدون}(2) فمن أين يطلب الرزق إلا من موضعه وموضع الرزق ما وعد الله عز وجل السماء
Повелитель верующих (А) сказал: «Тот, кто из вас завершит намаз, – пусть поднимает руки к небу и делает дуа».
Ибн Саба спросил: «О, повелитель верующих! Разве Аллах не во всяком месте?»
Он сказал: «Да».
Он спросил: «Тогда почему надо поднимать руки к небу?»
Имам Али (А) сказал: «Разве ты не слышал слова Аллаха: “На небе – ваш удел и то, что вам обещано” (51: 22)? Так откуда же требовать удел, кроме как с места удела?»
(«Ман ла йахзуруху ль-факих» Садука, хадис 559).
Таким образом, в этом хадисе «Ибн Саба» упоминается как задающий вопрос Имаму Али (А). Ваххабиты скажут: «Вот, в ваших хадисах говорится про Ибн Сабу!», «Как вы можете отрицать его существование, если Садук приводит его разговор с Имамом Али (А)?!»
Ответ на это мы дадим ниже, и для уважаемого читателя наступит полная ясность в вопросе, какой Ибн Саба на самом деле имеется тут в виду. Здесь всего лишь упомянем одну из ваххабистких фальсификаций, состоящую в их попытке выдать Ибн Сабу в данном риваяте за передатчика. В действительности ни один из примерно миллиона шиитских хадисов не имеет в цепочке Абдуллаха ибн Сабу, а в данном риваяте из книги Садука он — не передатчик, а всего лишь лицо, упомянутое в матне хадиса, как задающий вопрос Имаму. Ничего особенного: во многих хадисах у шиитов и «ахлу сунна» вопросы Пророку (С) задавали лицемеры, враги Ислама или те же иудеи и христиане.
Продолжение следует