Суннитские ученые единогласны в том, что запись хадисов после смерти Пророка (С) была запрещена, и этот запрет продолжал действовать вплоть до второго столетия хиджры. Суйути говорит: «Запись хадисов началась через столетие после смерти Пророка (С), во время правления Умара ибн Абд уль-Азиза, по его приказу» («Тадрибу ррави», том 1, С. 67).
Другие говорят, что хадисы не записывались до смерти Хасана Басри (110 год хиджры) («Ар-рисалату ль-мустатрифа», С. 80).
Один из наиболее авторитетных суннитских хадисоведов Захаби говорит, что первая запись хадисов восходит к 143 году хиджры («Тарих уль-ислам», С. 12).
Таким образом, суннитские ученые согласны, что халифы запретили записывать Сунну (и это в противоположность Имамам шиитов, мир им), и данный запрет действовал до второго столетия хиджры.
В качестве оснований для этого запрета и его оправдания они приводят несколько причин, которые мы сейчас подробно разберем.
Причина первая: запрет самого Пророка (С) записывать его хадисы. По этому поводу в суннитских книгах существует около восьми хадисов. Приведем пять из них:
«Не записывайте за мной ничего, кроме Корана. А если записали, то сотрите» (Муснад Ахмада, том 3, С. 12).
От Абу Хурейры: «К нам пришел Посланник Аллаха, тогда как мы записывали хадисы. Он сказал: “Что это вы пишете?” Мы сказали: “Хадисы, которые мы слышали от тебя”. Он сказал: “Разве вы записываете что-то, кроме Книги Аллаха? Разве вы не знаете, что те общины, которые были до вас, заблудились из-за того, что записывали книги, кроме книг Аллаха?” («Такиду ль-ильм», С. 34).
От Абу Саида Хадари: «Я попросил у Пророка разрешения записывать хадисы, и он не дал мне такого разрешения» (Там же, С. 36).
Снова от Абу Хурейры: «До Посланника Аллаха дошло, что мы записывали хадисы. И он поднялся на минбар, восхвалил Аллаха, а потом сказал: “Что это за книги, которые вы записываете, как дошло до меня? Я такой же человек: если у кого-то есть эти книги, пусть принесет их мне!”» (Там же, С. 36).
От Зейда: «Посланник Аллаха приказал нам, чтобы мы не записывали ничего из его хадисов» (Сунан Аби Давуда, том 3, С. 319).
Риваяты, которые мы привели, являются самыми важными из тех, опираясь на которые суннитские ученые оправдывают запрет записи хадисов.
Главная проблема этих нескольких «хадисов» о якобы запрете записи Сунны со стороны Пророка (С) состоит в том, что они противоречат другим хадисам, в которых Пророк (С) говорит – в тех же суннитских книгах – о разрешенности и даже необходимости записи за ним. Таких хадисов больше, и их достоверность достигает степени «мутаватир» (полная достоверность). Например:
От Рафи ибн Хадиджа, что он сказал: «О, Посланник Аллаха, должны ли мы записывать то, что слышим от тебя?» Он сказал: «Записывайте, для этого нет запрета» («Канз уль-уммаль», том 10, С. 232, хадис 29222; «Такиду ль-ильм», С. 72).
«Муснад» Ахмада приводит хадис с таким же содержанием от Амру ибн Шуайба (том 2, С. 215). И такой же хадис приводится от Абдуллаха ибн Амру ибн Аса («Такиду ль-ильм», С. 75).
В «Муснаде» Ахмада приводится от Абдуллаха ибн Амру: «Я записывал все, что слышал от Посланника Аллаха (С), желая сохранить это. Однако курайшиты запретили мне делать так, говоря: “Ты записываешь от Посланника Аллаха все, что слышишь. Однако Посланник Аллаха – обычный человек, порой говорит что-то в гневе или в радости”. И я перестал записывать. Однажды я рассказал об этом Посланнику Аллаха (С), и он сказал мне: “Записывай! Клянусь Тем, в Чьей власти моя душа, от меня не исходит ничего, кроме истины!” («Муснад» Ахмада, том 2, С. 162).
И от Али (А), что Посланник Аллаха (С) сказал: «Записывайте за мной это знание (т.е. хадисы)! Поистине, вы извлечете из этого пользу в ближнем мире и будущем. Поистине, знание не вредит тому, кто им обладает» («Канз уль-уммаль», том 10, С. 262, хадис 29389).
«Сохраняйте знание через запись (этого знания)» («Канз уль-уммаль», том 5, с. 224, «Сунан» Дарими, том 1, с. 127).
Хорошо известно, что Али и Фатима (мир им) записывали хадисы за Пророком (С).
Также в суннитских источниках приведены имена около пятидесяти сподвижников, которые записывали хадисы и за которыми числится составление свитков с записью хадисов, в их числе (помимо Али и Фатимы, мир им) – Абу Рафиа, Убей ибн Кааб, Усейд ибн Хузейр Ансари, Анас ибн Малик, Абу Бакр, Джабир ибн Самура, Джабир ибн Абдуллах Ансари, Хасан ибн Али (А), Халид ибн Зейд, Рафи ибн Хадидж Ансари, Зейд ибн Аркам, Зейд ибн Сабит Ансари, Саад ибн Убада, Салман Фарси, Саад ибн Малик, Айша, Абдуллах ибн Аббас, Абдуллах ибн Масуд и другие.
Суннитский ученый Нур уд-Дин Атр пишет: «Дошло очень много хадисов, достигающих степени мутаватир, о том, что при жизни Пророка (С) его хадисы записывались сподвижниками» («Манхадж ун-накд фи улуми ль-хадис», С. 11).
Другой суннитский ученый Ахмад Мухаммад Шакир пишет: «Большинство сахабов сошлись на разрешенности записи хадисов, и эта точка зрения является достоверной» («Баису ль-хасис фи ихтисари улуми ль-хадис», С. 127).
Таким образом, хадисы о дозволенности и обязательности записи Сунны более достоверные и многочисленные, чем хадисы о запрете этого. Также нельзя сказать, что вторые отменили первые, потому что хадисы о дозволенности по времени идут позже «хадисов» о запрете.
Если даже признать хадисы о запрете записи, то возникает вопрос: почему у «суннитов» запись Сунны все же была разрешена через определенное время? Почему именно столетие спустя хадисы стали записываться? Где Посланник Аллаха (С) дал указание именно на этот временной промежуток? Если он запретил запись хадисов при своей жизни, то почему этот запрет продолжал действовать после его смерти?
Другой вопрос: если Посланник Аллаха (С) все же запретил запись хадисов, то почему признанные суннитами сахабы, такие как Абу Бакр, Умар и Али (мир ему), как и многие другие, все же занимались этой записью, как это подтверждается в их источниках (которые мы сейчас приведем)? Почему они не послушались запрета Посланника Аллаха (С)?
Причина вторая, приводимая суннитскими учеными в оправдание запрета записи Сунны после смерти Пророка (С): это было сделано сахабами, дабы избежать смешения хадисов с Кораном. Данное оправдание противоречит первому, поскольку если сахабы уничтожали хадисы в целях избежания их смешения с Кораном, то, значит, эти хадисы уже были записаны ими. Как же они могли их записать, если нам говорят, будто сам Пророк (С) запретил это делать?
Захаби пишет: «Абу Бакр собрал хадисы Пророка, и их число достигло пятиста, а потом велел разжечь огонь и сжег их» («Тазкирату ль-хаффаз», том 1, С. 5).
Айша говорит: «Мой отец собрал пятьсот хадисов от Пророка, а потом сказал мне: “Дочь моя, принеси мне хадисы, которые есть у тебя”. И я принесла их. Он велел разжечь огонь и сжег их» («Тадвину ссунати шшарифа», С. 264).
И от Умара: «Я хотел записать Сунну, но вспомнил общины, что были до вас, которые записывали книги и забыли книгу Аллаха. И я не хочу смешивать Книгу Аллахом с чем-то другим» («Такиду ль-ильм», С. 49).
(В скобках заметим: от Умара приводится, что при жизни Пророка (С) он хотел записывать даже иудейские хадисы, а не только хадисы от Посланника (С): «Я сказал Пророку: “Вот, мы слышим иудейские хадисы, и они нравятся нам. Позволишь ли записать их?” Он сказал: “Вы хотите впасть в заблуждение так же, как впали иудеи и христиане? Поистине, я пришел к вам с чистой истиной”». Источники: «Нихайя» Ибн Асира, том 5, С. 282; «Лисан уль-араб», том 12, С. 400).
По поводу этого оправдания также существует несколько сомнений.
Во-первых, как мы уже сказали, получается так, что сподвижники записали хадисы при жизни Пророка (С), а потом принялись уничтожать их после его смерти. Каким образом они могли записать Сунну, хотя потом и отказались от этого предприятия, если был запрет на запись хадисов со стороны Посланника Аллаха (С), как это утверждают «суннитские» авторы? Те сахабы, которые не подчиняются запрету Посланника Аллаха (С), не являются правдивыми, и указание на их слова и действия не имеет ценности.
Во-вторых, если они записали Сунну, а потом уничтожили ее, то на какие слова Корана или Посланника Аллаха (С) они опирались при этом? Где далиль на уничтожение Сунны в Книге Аллаха и словах Посланника (С)? В-третьих, почему запрет сахабов – при условии правильности их действий – ограничивался определенным промежутком времени в одно столетие? Почему не больше и не меньше? Если существовала опасность смешения хадисов с Кораном, то почему запись хадисов не была разрешена во времена Усмана, когда Коран уже был записан? В-четвертых, если сахабы боялись смешения хадисов с Кораном и искажения Корана, то значит, они не читали Коран и не верили в его слова, которые говорят о том, что Аллах сохраняет Свою Книгу от искажений: «Поистине, Мы ниспослали Напоминание (Коран), и Мы его охраняем» (15: 9). В-пятых, сама причина является абсурдной, потому что заменить Коран могли бы другие книги, например, Тора или Евангелия, если бы мусульмане принялись их записывать. Но хадисы, которые объясняют Коран и опираются на него, никогда не заменили бы его и не смешались бы с ним. Мусульмане не могли бы читать намаз, держать пост, давать закят и делать хадж, если бы не было Сунны, потому что в Коране не объясняется, как это делать. В-шестых, если действительно была угроза такого смешения, то по логике прежде всего надо было запретить не запись, а запоминание и передачу хадисов, то есть запретить Сунну вообще. Тогда каким образом «сунниты» вообще могут называться «суннитами», если те, кого они считают своими основателями и у кого берут свою религию, пытались фактически отменить Сунну?!
Истинная причина запрета записи хадисов при первых «халифах» — запрета, продолжавшего действовать в течение омейядского правления – состояла совсем в другом. Она состояла во вражде этих «халифов», а после них Омейядов, с родом Посланника Аллаха (С), с его Ахль уль-Бейт (А), которые были истинными халифами и Имамами этой уммы после него. Поскольку Сунна Пророка (С) была переполнена восхвалением Ахль уль-Бейт (А), описанием их достоинств, их истинного положения во главе этой уммы после Пророка (С) и завещанием перехода халифата после него к ним, то тиранам и узурпаторам не оставалось ничего другого, как запретить запись и фиксацию этой Сунны, дабы удержать власть в своих руках. Если бы хадисы были записаны сразу после смерти Пророка (С) в виде признанных всей уммой сборников (подобно тому, как был записан Коран), то узурпаторам не оставалось бы ничего другого, как признать свои преступления и отказаться от власти в пользу Али (А) и далее Имамов из его рода. Поэтому они приложили все возможные усилия для запрета документальной фиксации Сунны, для уничтожения того, что уже было зафиксировано, а также для искажения Сунны и выдумывания новых «хадисов», которые не принадлежали Посланнику Аллаха (С). Вот истинная причина запрета записывать Сунну после смерти Посланника (С).
Вместе с запретом записи хадисов были открыты врата для искажения Сунны и фабрикации хадисов, масштабы которых были огромными. Не будет преувеличением сказать, что в течение первого столетия исламской истории, когда действующий халифат запретил записывать Сунну, настоящие хадисы Пророка (С) практически потонули в море выдуманных и сфабрикованных, тем более что такая фабрикация поощрялась самой властью.
Суннитский автор пишет: «Последствием запрета записывать хадисы на столетие было то, что открылись врата для выдумывания хадисов, и через них полились реки искажения» (Абу Райа. «Азвау аля суннати мухаммадийа», С. 188).
Ибн Аби Хадид пишет: «Выдумывание хадисов и наговоры (на Посланника Аллаха) были очень распространенными» («Шарх нахдж уль-балага», Ибн Аби Хадид, том 3, С. 15).
Джахиз и Суйути сказали: «Хадисы, прославляющие Абу Бакра, – поддельные» («Усманийа», Джахиз, С. 23; «Аль-ляали ль-маснуа», Суйути, том 1, С. 286 – 304).
Муавия специальным письмом повелел своим наместникам в различных городах выдумывать хадисы, говорящие о достоинствах Усмана, и сказал: «Смотрите, отберите тех, кто был приверженцем Усмана или его другом, или членом его семейства, а также тех, кто рассказывает риваяты о его достоинствах, и приблизьте их к себе». Через некоторое время он уже пишет им, что хадисов о достоинствах Усмана стало достаточно, и они распространились во всех городах и местностях, а потому начинайте призывать людей к созданию хадисов о достоинствах других сподвижников и предыдущих халифов. И если услышите какой-то хадис о достоинствах Абу Тураба (то есть Имама Али, мир ему), то сочиняйте такой же о достоинствах других сподвижников, так как это лучше для меня и легче уничтожает доводы Абу Тураба и его шиитов, а для них это будет сложнее опровергнуть, чем историю с Усманом («Ан-насаих уль-кафийа», С. 72-73).
По этой причине появилось на свет очень много поддельных хадисов, говорящих о достоинствах Абу Бакра, Умара, Усмана, Муавии и других личностей из партии Курайш, и они не имеют другой цели, кроме принижения Ахль уль-Бейт Посланника Аллаха (А).
Запрет записи Сунны после смерти Пророка (С) стоит в одном ряду с такими событиями, как «бедствие четверга» (унижение умирающего Пророка (С) Умаром ибн Хаттабом и препятствие ему в записи завещания), незаконное назначение Абу Бакра «халифом» в Сакифе, узурпация Фадака у дочери Пророка Фатимы (А), отказ сахабов участвовать в похоронах Посланника Аллаха (С), убийство Фатимы (А) и т.д. Все это было звеньями одного продуманного плана по уничтожению Ислама, Пророка (С) и его Семейства – плана, исполнения которого долго добивались курайшиты, еще со времен первых лет посланничества. Тогда их замыслы по уничтожению Пророка (С) извне провалились. Зато десять лет спустя они удались уже изнутри Ислама. Пророк (С) умер, его наследник (А) отстранен от власти, его дочь (А) убита, его Сунна — запрещена, его наследие узурпировано. Курайшитская партия добилась своего, и если бы не сопротивление Ахль уль-Бейт Пророка (С) и, в частности, не восстание Хусейна ибн Али (А), от Ислама не осталось бы и следа.