Завещание Имама Али: «Не ругайте сподвижников пророка»: ответ ваххабитам

Ваххабиты приводят риваят от Имама Али (А) из «Бихара» Алламе Маджлиси:

بإسناد المجاشعي عن الصادق ، عن آبائه عن علي عليهم السلام قال : اوصيكم بأصحاب نبيكم لا تسبوهم الذين(5)لم يحدثوا بعده حدثا ولم يؤووا محدثا ، فإن رسول الله صلى الله عليه وآله أوصى بهم

Сообщается от Имама Садыка (А), от его отцов, от Имама Али, мир ему, что он сказал: «Я советую вам касательно сподвижников вашего Пророка: не ругайте тех из них, которые не внесли нововведения после него и никогда не поддерживали нововведенца, ибо, воистину, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род, дал (такой) совет относительно них» .

(«Бихар аль-анвар» (22/306)).

Ваххабиты ссылаются на слова мухаккика книги, который пишет в примечании:

في المصدر: لا تسبوهم وهم الذين.

«В оригинале: “Не ругайте их, ибо они те, которые…”»

То есть получается, что риваят звучит так:

«Я советую вам касательно сподвижников вашего Пророка: не ругайте их, ибо они не внесли нововведения после него и никогда не поддерживали нововведенца, ибо, воистину, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и его род, дал (такой) совет относительно них» .

Цель приведения этого риваята понятна: ваххабиты хотели бы тем самым показать, что шииты поступают вопреки совету Пророка (А) и Имама Али (А), ругая сподвижников.

Мы не будем сейчас говорит, что «хадис слабый» и т.п., потому что мы не прибегаем к таким уловкам, в отличие от наших оппонентов.

Ответ на это состоит в другом: шииты никогда не ругают сподвижников (сахабов) Пророка (С). Наоборот, мы всячески почитаем и уважаем настоящих сподвижников, как Абу Зарр, Хамза, Джабир, Аммар, Салман и так далее. Что же касается таких людей, как Абу Бакр, Умар, Усман, Айша, Муавия и т.д., то мы НЕ СЧИТАЕМ ИХ СПОДВИЖНИКАМИ.

Когда «ахлу сунна» обвиняют шиитов в том, что они «ругают сахабов», то они ДЕЛАЮТ ЭТО В СООТВЕТСТВИИ СО СВОЕЙ ЛОГИКОЙ, А НЕ НАШЕЙ. Это важно понять, потому что многие шииты совершают здесь ошибку, думая, что мы действительно «ругаем сахабов». Мы отрекаемся от тех людей, которые являются сахабами с точки зрения «ахлу сунна», а не с точки зрения непорочных Имамов (А). Такие фигуры, как Абу Бакр, Умар, Усман и т.д. — это не «сахабы», а мунафики, которые вошли в Ислам внешне, никогда не принимали его сердцем и принялись разрушать его сразу же после смерти Посланника Аллаха (как, впрочем, пытались сделать это и при его жизни). «Сахабами» их сделали «ахлу сунна», а не мы. И мы не «ругаем» их, а отрекаемся от них и их деяний, как сказал Аллах:

«Ты не найдешь людей, которые веруют в Аллаха и в последний День, чтобы они любили тех, кто противится Аллаху и Его посланнику, хотя бы они были их отцами, или сыновьями, или их братьями, или их родом. У этих написал Аллах в их сердца веру и подкрепил их духом от Него и введет их в сады, где внизу текут реки, — вечно пребывающими там. Аллах доволен ими, и они довольны Аллахом. Это — партия Аллаха. О да, поистине, партия Аллаха — они счастливые!» (58: 22).

Посмотрим на суннитское определение «сахаба». Сахаб — это тот, кто принял Ислам, видел Пророка (С) и ОСТАЛСЯ ПОСЛЕ ЕГО СМЕРТИ НА ИСЛАМЕ. Например, Рабиа ибн Умейя был мусульманином, видел Пророка (С), но вышел из Ислама во время халифата Умара ибн Хаттаба, принял христианство и убежал в Рим (см. «Исаба» Ибн Хаджара, том 2, С. 432). Раджжаля ибн Анфава во время Посланника Аллаха (С) был известен своей набожностью, однако после его смерти перешёл на сторону лжепророка Мусайлимы. Вопрос к оппонентам шиизма: можно ли «ругать» этих людей? Они скажут: да, они уже не сахабы, ведь для нас установлен их выход из Ислама, а потому мы имеем право их ругать! Но точно так же и мы говорим: «Абу Бакр, Умар, Усман, Муавия и им подобные уже не сахабы, ведь для нас установлен их выход из Ислама, а потому мы имеем право их «ругать»».

Таким образом, вся разница между нами и «ахлу сунна» в этом вопросе заключается лишь в том, кого считать сахабами, а кого нет. Если «ахлу сунна» скажут, что Рабиа ибн Умейя или Раджжаль ибн Анфава – не сахабы, раз установлен их выход из Ислама после смерти Пророка (С), то и мы можем сказать, что, с нашей точки зрения, Абу Бакр, Умар, Усман, Муавия – не сахабы, раз для нас установлен их выход из Ислама. Мы, шииты, также убеждены, что запрещено ругать верующих сахабов, оставшихся на исламе и имане после смерти Посланника Аллаха (С) – таких как Абу Зарр, Аммар, Микдад, Салман или Джабир, да будет доволен ими Аллах! Однако если вы говорите, что запрещено ругать и критиковать вообще всех без разбора, то откажитесь порицать тех сахабов, которые отошли от Ислама после смерти Пророка (С), согласно ВАШИМ критериям, и не нападайте на нас за то, что мы порицаем тех, относительно которых считаем, что они отошли от Ислама по НАШИМ критериям. Когда мы говорим, например, что такой-то – кафир, преступник, узурпатор, то мы не ругаем его, а констатируем факт, согласно бесспорным доводам, точно так же, как относительно Раджжаля ибн Анфава мы и вы констатируем, что он – кафир, муртад, нечестивец, раз он поддержал после смерти Пророка (С) Мусайлиму и признал его «пророчество». И нет большой разницы в поддержке лжепророка Мусайлимы и лжехалифа Абу Бакра – то и другое является отходом от Ислама. Разница лишь в том, что Мусайлима проиграл, а Абу Бакр победил, а потому первый и его сподвижники сохранились в истории как преступники и нечестивцы, а второй – как «сиддык» и «праведный халиф».

Думаем, после этих разъяснений тема стала совершенно ясной.

Другой вопрос, который мы хотели бы задать нашим оппонентам: почему в ваших книгах приведено, что Посланник Аллаха (С) ругал сахабов?!

В «Сахихе» Муслима передано от Айши, что Пророк (С) обругал и проклял двух сахабов:

دخل على رسول الله صلى الله عليه وسلم رجلان، فكلّماه بشيء لا أدري ما هو فأغضباه، فلعنهما وسبّهما! فلما خرجا قلت: يا رسول الله، من أصاب من الخير شيئا ما أصابه هذان! قال: وما ذاك؟ قالت: قلت: لعنتهما وسببتهما! قال: أوَما علمتِ ما شارطت عليه ربي؟ قلت: اللهم إنما أنا بشر فأي المسلمين لعنته أو سببته فاجعله له زكاة وأجرا

Передаёт Айша: «К Посланнику Аллаха (С) вошли два человека, которые стали говорить с ним по какому-то вопросу, которого я не знаю. Они разгневали его, и он проклял и обругал их. Когда они вышли, я спросила: “О Посланник Аллаха! Кому досталось из блага столько, сколько досталось этим двум?” Он сказал: “Что это?” Я сказала: “Ты проклял их и обругал!” Он сказал: “Разве ты не знаешь, о чём я условился с моим Господом? Я ведь всего лишь человек. Если я прокляну или обругаю кого-то из мусульман, то Господь сделает это для него очищением и наградой”».

(«Сахих» Муслима, том 8, С. 24).

Ссылка: http://hadith.al-islam.com/Page.aspx?pageid=192&BookID=25&TOCID=1210

Подобный же хадис есть в Бухари:

«О Аллах! Кого бы из верующих я ни ругал, сделай это причиной приближения к Тебе в День воскресения!»

Ссылка: http://hadith.al-islam.com/Page.aspx?pageid=192&BookID=24&TOCID=3551

Обратите внимание, что в первом хадисе Айша говорит: «Кому досталось из блага столько, сколько досталось этим двум?» То есть эти двое занимали важное место, и, по мнению Айши, никому из мусульман не было дано столько блага от Аллаха, как этим двум.

Ясно, что эти двое были не кем иным, как Абу Бакром и Умаром, и Пророк (С) проклял и обругал их, однако Айша поменяла тему и вместо принижения этих двух принизила Пророка (С), приписав ему слова: «Я ведь всего лишь человек. Если я прокляну или обругаю кого-то из мусульман, то Господь сделает это для него очищением и наградой».

В любом случае, кем бы ни были эти люди: из данных хадисов ясно, что сам Пророк (С) ругал и проклинал «сахабов».

Комментирование закрыто.