ЧТО ОЗНАЧАЕТ «СТРАХ УБИЙСТВА» КАК ПРИЧИНА СОКРЫТИЯ ИМАМА ВРЕМЕНИ?

Посланник Аллаха (С) сказал: «Должно быть для Махди сокрытие». У него спросили: «Почему?». Он сказал: «Из-за страха убийства».

(«Бихар», том 51, С. 154).

Имам Казым (А) сказал: «У Каима будет долгое сокрытие, из-за страха убийства, в течение которого одни выйдут из религии, а другие утвердятся в ней».

(«Бихар», том 51, С. 152).

Противники руководства Ахль уль-Бейт (А) пытаются придать этим хадисам ложное толкование: якобы Имам времени трусит, боится и т.п. Также они утверждают, что сокрытие из-за страха убийства противоречит хадисам о власти Имама над мирозданием. Если Имам таков, что когда он выйдет, с его правой стороны будет Джабраил, а с левой Микаил, если он возьмет огромное дерево и вырвет его с корнем, то чего ему бояться?

Что касается первой шубхи, то ответ состоит в том, что под словом «страх» могут пониматься две совершенно разные вещи:

1. «Страх» как боязнь и трусость, вытекающие из душевной слабости человека.

2. «Страх» как разумное взвешивание и понимание обстоятельств, приводящее к выводам о необходимости воздержаться от каких-либо действий. Например, если человек знает, что в стакан с водой, который стоит перед ним, подмешан яд, и понимает, что если он выпьет его, то умрёт, он испытывает страх перед выпиванием этого стакана с водой. Но разве кому-то придёт в голову назвать его из-за этого «трусом»? Он испытывает страх перед этим стаканом с водой, однако этот страх вытекает не из душевной слабости и трусости, а из разумного понимания окружающей действительности.

К Имаму времени (А), как и ко всем пророкам и имамам, может быть применено слово «страх» во втором, а не в первом значении. Коран говорит про пророка «улу ль-азм» Мусу (А):

«И пришел человек с окраины города бегом и сказал: «О Муса, знать совещается о тебе, чтобы убить тебя. Выходи же — я для тебя добрый советчик!»

И вышел он оттуда в страхе, присматриваясь. Он сказал: «Господи, спаси меня от людей неправедных!» (28: 20-21).

В этом аяте использовано то же самое слово «хаиф» («в страхе», «страшащийся»), однокоренное с «хауф» («страх»), которое использовано в хадисах про Имама Махди (А).

Посмотрим еще на один аят. Муса (А) говорит Фараону:

«И убежал я от вас, когда я был в страхе, и даровал мне Господь мой мудрость и сделал меня из числа посланников» (26: 21).

Означает ли это, что пророк Муса (А) был трусом? По логике наших оппонентов, получается именно так. Однако мы говорим, что страх Мусы (А) был страхом во втором значении этого слова, а не в первом.

Или возьмёт другой случай. Когда наш господин Мухаммад (С) прятался от многобожников в пещере, означало ли это, что он трусил? По той же логике наших оппонентов, Посланник Аллаха (С) должен был бы не прятаться от них, а вынуть меч из ножен, сразиться с ними и умереть! А иначе это было бы трусостью! Однако Посланник Аллаха (С) действовал в рамках оценки причин и следствий, действующих в этом мире. Разумная оценка событий показывала, что если он покажется многобожникам, то будет убит. А потому он спрятался от них в пещере.

Таким образом, «страх» Имама времени (А) означает понимание, что если он выйдет до того, как для этого созреют условия, то будет убит — подобно тому как были убиты все его пречистые предки (мир им). В конечном счете, это страх не за свою личную жизнь, а за исполнение той божественной программы, которую возложил на него Аллах.

 

Что же касается второй шубхи — о том, что страх Имама (А) перед убийством будто бы противоречит его власти над мирозданием, — то на это мы давали ответ уже много раз. Непорочные Имамы (А) имеют обязанность поступать в этом мире не по своему знанию сокровенного и не в соответствии со своими чудесными способностями, данными им Аллахом, а так же, как обычные люди.

Для донесения Откровения и его сохранения было необходимо, чтобы их поведение не отличалось от обычного человеческого поведения и руководствовалось естественными причинами и мотивами. Например, Посланник Аллаха (С) при судействе привлекал показания свидетелей и другие обычные шариатские процедуры, хотя своим знанием сокровенного видел, кто прав, а кто виноват.

Если бы Пророк и Имамы (мир им) вели необычный образ жизни и руководствовались в своем поведении сверхестественными мотивами, они не могли бы выполнить свое основное предназначение — быть образцами для людей. Да, иногда они использовали свои чудесные способности — но только в тех случаях, когда это было угодно Аллаху, в соответствии с той программой божественного руководства человечеством, которая им предназначена.

Реальность имамата имеет несколько уровней. Это можно сравнить с Кораном. Аллах говорит о Своей Книге, что там содержится знание обо всякой вещи. Но где же это знание, если в Коране не указано даже число ракятов в намазе? Ответ состоит в том, что Коран проявлен в этой дунье не в своей истинной реальности, которой она не может вынести, а в виде определённых букв, слов и предложений. В своей подлинной реальности Коран содержит знание обо всякой вещи, однако в виде земной книги с таким-то числом сур и страниц он не упоминает даже число ракятов. Да, эта земная книга несёт в себе знание обо всякой вещи в скрытом виде, восходящем к его подлинной реальности, — и точно так же и данный человек, носящий имя «Мухаммад» (С), ходящий по рынкам, стирающий сам себе одежду, принимающий пищу и спасающийся от многобожников в пещере, несёт в себе подлинную реальность проявления Божественной воли – реальность, которую невозможно увидеть с помощью физических глаз. И так же и его потомок и наместник, Имам времени, носящий его имя и кунью, живёт в соответствии со всеми законами этого мира. Он испытывает страх (в том значении, в котором мы сказали выше), чувствует печаль и боль, скрывается от врагов и так далее. Если наши оппоненты не понимают этого или отрицают это — то они не понимают и отрицают Коран, относительно которого действует всё то же самое, что и для Имама времени.

Спросить: «Почему Имам Махди (А) не выходит из сокрытия, страшась убийства, если всё творение склоняется перед ним?» — это всё равно что спросить: «Каким образом Коран можно разорвать или сжечь, если в нём записана всякая вещь?» Разорвать или сжечь можно только земное проявление Корана, то есть физическую книгу, записанную или отпечатанную тогда-то, имеющую такое-то количество страниц, но не Книгу, начертанную в Хранимой Скрижали. И точно так же: убить можно данного человека, родившегося в таком-то году хиджры, имеющего такой-то рост и цвет кожи, но не его реальность.Можно убить Имама Махди (А), потому что на этом уровне он существует как часть земной реальности, подчинённая обычным законам этого мира, где меч режет, огонь жжёт, тело умирает и т.д. Но поскольку его убийство будет означать разрушение божественной программы руководства человечеством, он не выходит из сокрытия до наступления предначертанного времени.

Комментирование закрыто.