ПРИСЯГАЛ ЛИ ИМАМ АЛИ (А) АБУ БАКРУ?

Краткий ответ: Имам Али (А) никогда не присягал Абу Бакру и другим узурпаторам халифата.

Теперь давайте разберём данный вопрос на основе шиитских и суннитских источников.

1. Присяга Имама Али (А) Абу Бакру в шиитских источниках

То, что можно понять из шиитских источников — это то, что Имам Али (А) не присягал Абу Бакру, но  узурпаторы халифата инсценировали присягу, а потом на основе этого распространили слух, будто Али (А) принёс её.

В книге Сулейма ибн Кейса, которая является одним из старейших шиитских и вообще исламских источников, читаем:

ثم قال (عمر) : قم يا ابن أبي طالب فبايع.
فقال (ع) : فإن لم أفعل ؟
قال : إذا و الله نضرب عنقك.
فاحتج عليهم ثلاث مرات ثم مد يده من غير أن يفتح كفه فضرب عليها أبو بكر و رضي بذلك منه

…Потом Умар сказал: «Встань, о сын Абу Талиба, и принеси присягу!»

Он сказал: «А если я не сделаю этого?»

Умар сказал: «Тогда, клянусь Аллахом, мы отрубим тебе голову!»

Тогда он обратился к нему с доводами три раза, а затем протянул руку, не разжимая её (то есть так что она была сжата в кулак), и Абу Бакр ударил по ней и остался доволен этим.

(«Книга Сулейма ибн Кейса, С. 74).

Тот, кто знает, как приносится присяга по шариату, поймёт, что никакой присяги тут на самом деле не было. Присяга в исламе и у арабов приносится так, что присягающий должен ударить (или провести) своей открытой ладонью по ладони того, кому он присягает. Тут же, наоборот, Имам Али (А) протянул им сжатый кулак, и Абу Бакр сам ударил своей ладонью по его кулаку, как будто он приносит присягу, а не ему её приносят. Иными словами, всем этим Имам Али (А) показал им: я считаю ваше правление незаконным, я ненавижу и презираю вас, а если вы угрожаете мне, то вот вам мой кулак и делайте что хотите. Однако Абу Бакр довольствовался этим, подошёл и ударил своей ладонью по его кулаку, вслед за чем они стали распространять слух, будто данная сцена и была присягой.

В шиитских источниках есть также некоторые другие хадисы, говорящие, что Имам Али (А) принёс присягу Абу Бакру, будучи вынужденным, но все они сводятся к этому — не было никакой присяги, была инсценировка присяги, так что Имам (А) под угрозой убийства всем своим видом показал, что презирает их и не приносит никакой присяги, но они даже это посчитали достаточным и принялись распространять слухи, что он присягнул.

Тут противники истины могут включить свою старую заежженную пластинку о том, что «как лев Аллаха Али мог подчиниться им, неужели он испугался?», «почему он не стал сражаться с ними, если считал себя правым?» и т.п. На это мы уже отвечали сотни раз: Имам Али (А) боялся не за свою собственную жизнь, которую он был готов отдать в любой момент, а за судьбу Ислама и дело своего брата Посланника Аллаха (С). Если бы он вынул меч из ножен и стал сражаться с ними, умма раскололась бы, погибло бы множество мусульман и началась бы продолжительная смута, чем непременно воспользовались бы враги, которые напали бы на Медину и уничтожили бы весь Ислам на корню. Именно поэтому Посланник Аллаха (С) перед своей смертью взял с него обещание не сражаться с угнетателями его прав, если он не найдет сорок (в других источниках — двадцать) верных сторонников. А поскольку этих сторонников не было, то Имам (А) исполнил своё обещание Посланнику Аллаха (С), хотя, по его собственным словам, это было подобно для него «шипу в горле».

2. Присяга Имама Али (А) Абу Бакру в суннитских источниках

Непонятно, почему «ахлу сунна» время от времени поднимают вопрос о присяге Имама Али (А), потому что то, как показана эта тема в их же собственных источниках, свидетельствует против них и подтверждает шиитскую версию.

Прежде всего: все суннитские источники и ученые согласны в том, что Али (А) присягнул Абу Бакру не сразу, а по прошествии шести месяцев.

В «Сахихе» Бухари читаем:

حدثنا : ‏ ‏يحيى بن بكير ‏ ، حدثنا : ‏ ‏الليث ‏ ‏، عن ‏ ‏عقيل ‏ ‏، عن ‏ ‏إبن شهاب ‏ ‏، عن ‏ ‏عروة ‏ ‏، عن ‏ ‏عائشة ‏…. فوجدت ‏ ‏فاطمة ‏ ‏على ‏ ‏أبي بكر ‏ ‏في ذلك فهجرته فلم تكلمه حتى توفيت ، وعاشت بعد النبي ‏ (ص) ‏ ‏ستة أشهر ، فلما توفيت دفنها زوجها ‏ ‏علي ‏ ‏ليلاًً ، ولم يؤذن بها ‏ ‏أبابكر ‏ ‏وصلى عليها وكان ‏ ‏لعلي ‏ ‏من الناس وجه حياة ‏ ‏فاطمة ‏ ‏فلما توفيت إستنكر ‏ ‏علي ‏ ‏وجوه الناس فإلتمس مصالحة ‏ ‏أبي بكر ‏ ‏ومبايعته ولم يكن يبايع تلك الأشهر ، فأرسل إلى ‏ ‏أبي بكر ‏ ‏أن أئتنا ولا يأتنا أحد معك كراهية لمحضر ‏ ‏عمر ‏ ‏فقال عمر

От Айши: «Фатима обиделась на Абу Бакра, отвернулась от него и не разговаривала с ним до своей смерти. Она жила после Посланника Аллаха (С) шесть месяцев, а когда умерла, её муж похоронил её ночью, не сообщив Абу Бакру, и сам прочел молитву над ней. Пока Фатима была жива, у Али было желание появляться среди людей. Но когда она умерла, он перестал появляться среди людей. И он пошел на мировую с Абу Бакром и присягу с ним, хотя все эти месяцы (пока была жива Фатима) не присягал ему».

(«Сахих» Бухари, хадис 3913).

Ссылка: http://library.islamweb.net/newlibrary/display_book.php?bk_no=0&ID=2227&idfrom=3960&idto=4001&bookid=0&startno=39

Такой же хадис есть в «Сахихе» Муслима.

Понятно, что слова о том, что Али (А) якобы пошёл на мировую с Абу Бакром и принёс ему присягу — фальсификация. На самом деле инсценировка присяги состоялась раньше, еще при жизни Фатимы (А) — так, как мы описали выше. Но пусть «ахлу сунна» считают иначе — всё равно это не снимает вопроса: почему Али (А) не присягал Абу Бакру в течение этих шести месяцев? Как так получилось, что он не приносил присягу «законному халифу» в течение такого долгого срока?

И еще более тяжелый вопрос для «ахлу сунна» состоит в следующем: почему Фатима (А) никогда не присягала Абу Бакру? Как мы видим, она не только не присягала ему, но даже и не разговаривала с ним до самой своей смерти. А это порождает массу неразрешимых для «ахлу сунна» вопросов. Согласно известному хадису, «тот, кто умер, не присягнув имаму своего времени — умер смертью джахилии», то есть так, как будто он вообще не принимал Ислам. Если Абу Бакр был законным правителем мусульман и имамом своего времени, то получается, что Фатима (А) умерла смертью джахилии! Как это согласовать с достоверным хадисом о том, что она — «госпожа женщин всех миров»? И, далее, если Фатима (А) гневалась на Абу Бакра, значит, Посланник Аллаха (С) и Сам Аллах гневались на Абу Бакра — согласно другому известному хадису: «Гнев Фатимы — мой гнев, а мой гнев — гнев Аллаха». А тогда каким образом Абу Бакр вообще мог быть «халифом Посланника Аллаха»?

Далее, в «Сахихе» Муслима мы читаем, что Али (А) считал Абу Бакра и Умара «лжецами, грешниками, предателями и вероломными». Там приводится, как Умар говорит Али (А) и Аббасу (дяде Пророка):

فلما توفي رسول الله صلى الله عليه وسلم ، قال أبو بكر : أنا وليُّ رسول الله صلى الله عليه وسلم ، فجئتما تطلب ميراثك من ابن أخيك ، ويطلب هذا ميراث امرأته من أبيها !.
فقال أبو بكر : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم «ما نورث ما تركنا صدقة».
فرأيتماه كاذباً آثماً غادراً خائناً .
والله يعلم إنه لصادق بار راشد تابع للحق .
ثم توفي أبو بكر ، وأنا ولي رسول الله صلى الله عليه وسلم ، وولي أبي بكر .
فرأيتماني كاذباً آثماً غادراً خائناً .
والله يعلم إني لصادق بار راشد تابع للحق ، فوليتها ، ثم جئتني أنت وهذا وأنتما جميع وأمركما واحد ، فقلتما : ادفعها إلينا .
فقلت : إن شئتم دفعتها إليكما على أن عليكما عهد الله أن تعملا فيها بالذي كان يعمل رسول الله صلى الله عليه وسلم ، فأخذتماها بذلك .
قال : أكذلك ؟!.
قالا : نعم .
قال : ثم جئتماني لأقضي بينكما ، ولا والله لا أقضي بينكما بغير ذلك حتى تقوم الساعة ، فإن عجزتما عنها فرُدَّاها إليَّ

«Когда же Посланник Аллаха умер, Абу Бакр сказал: «Я — правитель после Посланника Аллаха , а вы двое явились к нему, и ты (Аббас) требовал свою долю наследства сына твоего брата, этот же (Али) требовал долю наследства отца своей жены. Абу Бакр же привел, что Посланник Аллаха (С) сказал: «Мы не оставляем наследства, а то, что мы оставили, есть садака», и вы сочли его лжецом, грешником, предателем и вероломным, но Аллах знает, что Абу Бакр был правдивым и благочестивым и шёл правильным путём и следовал истине! Потом Абу Бакр умер, а я правителем после Посланника Аллаха и Абу Бакра, и вы сочли меня лжецом, грешником, предателем и вероломным, но Аллах знает, что я — правдивый и благочестивый, идущий правильным путём и следующий истине!»

(«Сахих» Муслима, том 5, С. 159, хадис 4468).

Как же получилось так, что Али (А) принёс присягу тому, кого он считал «лжецом, грешником, предателем и вероломным»?!

Также во многих источниках «ахлу сунна» приведена история «присяги» в более правдивом виде. Например, Масуди приводит:

فوجّهوا إلى منزله ، فهجموا عليه ، وأحرقوا بابه ، واستخرجوه منه كُرهاً

«Они направились к его дому и напали на него и подожгли его дверь и вывели его оттуда (для присяги) насильно».

(«Исбату ль-васийя», С. 102).

Ибн Кутейба приводит:

وبقي عمر ومعه قوم : فأخرجوا عليّاً  فمضوا به إلى أبي بكر.

فقالوا له : بايع.

فقال : إن لم أن لم أفعله فمه ؟

قالوا : إذاً والله الذي لا إله إلّا هو نضرب عنقك

И остался Умар и люди с ним и вывели Али и отправились с ним к Абу Бакру. Они сказали ему: «Принеси присягу!» Он сказал: «А если я не сделаю этого?» Они сказали: «Клянемся Аллахом, тогда мы отрубим тебе голову!»

(«Имамату ва сияса», том 1, С. 30).

Он также приводит слова Умара:

والله لأحرقنّ عليكم أو لتخرجنّ إلى البيعة

«Клянусь Аллахом, я сожгу вас, или вы выйдете для присяги!»

(«Имамату ва сияса», том 1, С. 30).

Белазури приводит:

إنّ أبا بكر أرسل إلى عليّ يريد البيعة ، فلم يبايع ، فجاء عمر ومعه فتيلة فتلقّته فاطمة على الباب

Абу Бакр отправил людей к Али, требуя у него принести присягу, но он отказался. Тогда к его дому пришёл Умар с зажженным факелом (желая сжечь его), и Фатима встретила его у двери.

(«Инсабу ль-ашраф», том 1, С. 586).

Таким образом, даже приведение этой истории из источников «ахлу сунна» порождает множество очень неприятных для «ахлу сунна» вопросов, которые подтверждают то, о чем говорят шииты. И в целом вывод состоит в том, что Имам Али (А) никогда не приносил присяги Абу Бакру — ни добровольно, ни вынужденно. Да, когда они напали на его дом и стали угрожать убийством его и его семьи, он протянул им кулак, по которому Абу Бакр ударил своей ладонью, имитируя тем самым то, что ему хотелось. Однако эту сцену ни в коем случае нельзя назвать присягой — наоборот, она была выражением презрения Имама (А) к ним и его неподчинения их незаконной власти.

Комментирование закрыто.