Почему дочь Пророка Фатима (А) была похоронена ночью, и её могила неизвестна?

Какого бы направления Ислама ни придерживался человек, перед ним неизбежно должен вставать вопрос: почему единственная дочь Пророка (С) была похоронена ночью в глубокой тайне, и место ее могилы осталось неизвестным? Какой секрет содержится в этом? Что за обстоятельства привели к подобному трагическому положению дел, и какое послание оно в себе содержит?

Верно, что сама Фатима Захра (А) перед своей мученической смертью сделала такое завещание, однако почему она его сделала, что вынудило ее желать похоронить себя тайно и какое послание она хотела этим самым донести до уммы?

Почему человек, который был халифом того времени, то есть, по собственному заявлению, «преемником» Пророка (ДБАР), не присутствовал на ее похоронах и не читал намаз над дочерью того, чьим преемником он себя называл?

Фатима (А) завещала похоронить себя тайно, чтобы ни один из тех, кто причинил ей угнетение, не смог присутствовать на этих похоронах. Это завещание само по себе является для каждого размышляющего мусульманина лучшим доказательством того, что Фатима Захра (А) ушла из ближнего мира угнетенной и разгневанной на своих угнетателей.

Похороны Фатимы (А) ночью и их причина, согласно суннитским источникам:

1. Бухари приводит:

وَعَاشَتْ بَعْدَ النبي صلى الله عليه وسلم سِتَّةَ أَشْهُرٍ فلما تُوُفِّيَتْ دَفَنَهَا زَوْجُهَا عَلِيٌّ لَيْلًا ولم يُؤْذِنْ بها أَبَا بَكْرٍ وَصَلَّى عليها

«И она жила после Пророка (ДБАР) шесть месяцев, а когда она умерла, ее муж Али похоронил ее ночью и не известил об этом Абу Бакра».

(«Сахих» Бухари, том 4, С. 1549, хадис 3998).

2. Ибн Кутейба в «Тавилу мухталифи ль-хадис» приводит:

وقد طالبت فاطمة رضي الله عنها أبا بكر رضي الله عنه بميراث أبيها رسول الله صلى الله عليه وسلم فلما لم يعطها إياه حلفت لا تكلمه أبدا وأوصت أن تدفن ليلا لئلا يحضرها فدفنت ليلا

«Фатима потребовала у Абу Бакра наследство своего отца, а когда он не дал ей его, поклялась никогда не говорить с ним и завещала, чтобы ее похоронили ночью, дабы он (Абу Бакр) не присутствовал на ее похоронах».

(Ибн Кутейба, «Тавилу мухталифи ль-хадис», том 1, С. 30).

3. Абдурраззак приводит:

عن بن جريج وعمرو بن دينار أن حسن بن محمد أخبره أن فاطمة بنت النبي صلى الله عليه وسلم دفنت بالليل قال فرَّ بِهَا علي من أبي بكر أن يصلي عليها كان بينهما شيء

«От Ибн Джариджа от Амру ибн Динара от Хасана ибн Мухаммада, что Фатима, дочь Пророка (ДБАР), была похоронена ночью, дабы Абу Бакр не смог прочитать над нею намаз, потому что между ними случилось нечто».

(«Муснаф», том 3, С. 521, хадис 6554).

4. Ибн Батталь в «Шархе Сахиха Бухари» пишет:

أجاز أكثر العلماء الدفن بالليل… ودفن علىُّ بن أبى طالب زوجته فاطمة ليلاً، فَرَّ بِهَا من أبى بكر أن يصلى عليها، كان بينهما شىء

«Большинство ученых дали разрешение хоронить ночью… И Али ибн Аби Талиб похоронил свою жену ночью, чтобы Абу Бакр не смог прочитать намаз над ней, потому что между ними произошло нечто».

(Ибн Батталь, «Шарх Сахиха Бухари», том 3, С. 325).

5. Ибн Аби Хадид передает от Джахиза:

وظهرت الشكية، واشتدت الموجدة، وقد بلغ ذلك من فاطمة ( عليها السلام ) أنها أوصت أن لا يصلي عليها أبوبكر

«Недовольство Фатимы достигло такой степени, что она завещала, чтобы Абу Бакр не молился над ней».

(Ибн Аби Хадид. «Шарх нахдж уль-балага», том 16, С. 157).

И в другом месте той же книги:

وأما إخفاء القبر، وكتمان الموت، وعدم الصلاة، وكل ما ذكره المرتضى فيه، فهو الذي يظهر ويقوي عندي، لأن الروايات به أكثر وأصح من غيرها، وكذلك القول في موجدتها وغضبها

«Но что касается сокрытия ее могилы, тайны ее смерти, отсутствия погребального намаза и другого, что упоминает Муртаза, то я принимаю все это, потому что риваяты об этом многочисленны и достоверны, также как и гнев Фатимы (на Абу Бакра и Умара)».

(Ибн Аби Хадид. «Шарх нахдж уль-балага», том 16, С. 170).

Похороны Фатимы (А) ночью и их причина, согласно шиитским источникам:

Хотя среди шиитов понятна причина тайных похорон Фатимы (А), укажем на один важный риваят. Шейх Садук приводит:

عَنِ الْحَسَنِ بْنِ عَلِيِّ بْنِ أَبِي حَمْزَةَ عَنْ أَبِيهِ قَالَ سَأَلْتُ أَبَا عَبْدِ اللَّهِ عليه السلام لِأَيِّ عِلَّةٍ دُفِنَتْ فَاطِمَةُ (عليها السلام) بِاللَّيْلِ وَ لَمْ تُدْفَنْ بِالنَّهَارِ قَالَ لِأَنَّهَا أَوْصَتْ أَنْ لا يُصَلِّيَ عَلَيْهَا رِجَالٌ [الرَّجُلانِ‏].

Али ибн Аби Хамза спросил у Имама Садыка (А): «Почему Фатима была похоронена ночью, а не днем?» Он сказал: «Потому что она сделала завещание, чтобы над ней не читали погребальную молитву те люди (Абу Бакр и Умар)».

(«Илалу шшараи», том 1, С. 185).

Итак, с учетом шиитских и суннитских источников, можно сделать такой вывод: причиной тайных ночных похорон Фатимы (А) было ее завещание, в котором она распорядилась, чтобы угнетатели и узурпаторы ее наследства не смогли прочитать над ней намаз. Главное послание ко всей умме, которое она выразила этим завещанием, состоит в следующем: дочь Пророка (ДБАР), «чей гнев есть гнев Аллаха», осталась навечно разгневанной на людей, подвергнувших угнетению ее саму и отобравших халифат у ее мужа Али ибн Аби Талиба (А).