О СПОРАХ СО СТОРОННИКАМИ ЗАБЛУЖДЕНИЯ

Очень часто можно видеть, как братья вдаются в споры со сторонниками заблуждения, особенно ваххабитами, пытаясь им что-то доказать или, наоборот, опровергнуть. Хотелось бы сказать несколько слов об отношении Ахль уль-Бейт (А) к спорам и о том, стоит ли вообще их вести и когда это можно  делать.

Если мы посмотрим на хадисы от Посланника Аллаха (С) и непорочных Имамов (А), то увидим, что они решительно предостерегают нас от споров. Последняя глава «Таухида» Садука специально посвящена этой теме. Приведём несколько хадисов оттуда:

1. Имам Бакир (А) сказал: «О, Зийад, берегись споров! Ибо они оставляют сомнения, расстраивают дела и губят человека, занятого ими. Быть может, он скажет в споре такое, что не будет ему прощено. В прошлом были люди, которые оставили знание того, что возложено на них, и стали искать знания того, от чего их удерживали, покуда их речи не дошли до Аллаха – велик Он и свят! – и они сбились с пути, так что человека звали спереди, а он отвечал им сзади, и звали его сзади, а он отвечал им спереди».

2. Он также сказал: «Споры уничтожают религию, расстраивают дела и порождают сомнения».

3. Имам Садык (А) сказал: «Спорам предаются только те, у кого нет богобоязненности, или те, кто сомневается».

4. Имам Бакир (А сказал: «О, Абу Убейда, остерегайся людей спора и тех, кто лжет на нас! Ибо они оставили то, что было приказано им относительно знания (в ближнем мире), и возложили на себя знание (обитателей) небес. О, Абу Убейда! Ведите себя с людьми сообразно их поведению (ахляк) и сторонитесь их деяний! Мы между собою не считаем человека разумным, покуда он не научится правильному ведению разговора (лахну ль-кауль)». А потом он прочитал этот аят: «И ты узнал бы их (тех, в чьих сердцах болезнь) по ведению разговора (лахну ль-кауль)» (47: 30).

5. Посланник Аллаха (С) сказал: «Остерегайтесь споров со всяким заблудшим! Ибо заблудший будет защищать заблуждения до конца своей жизни, а когда его жизнь закончится, эти заблуждения сожгут его в Огне». 

6.  Имам Садык (А) сказал: «Непричинение вреда и удаление от споров увеличивают удел (ризк)».

7. Имам Реза (А) сказал: «Прикажи своим друзьям, чтобы удерживали свои языки, оставили споры о религии и усердствовали в поклонении Аллаху, велик Он и свят!»

8. Посланник Аллаха (С) сказал: «Я обещаю дом в высочайшем Раю, и дом в середине Рая, и дом в садах Рая тому, кто оставил споры и препирательства, даже если он прав».

9. Имам Садык (А) сказал: «Спорит только тот, чья грудь стала тесной (для религии)».

Если мы обратимся к самому большому шиитскому сборнику хадисов «Бихар аль-анвар» Алламе Маджлиси, то увидим, что из 110 томов этой работы только два тома (9-й и 10-й) посвящены диспутам и спорам. Отсюда мы видим, что данная тема не занимала важного места в жизни непорочных Имамов (А) и их шиитов. Имамы (А) и их ученики занимались диспутами только когда были вынуждены к этому. Например, аббасидский халиф Мамун заставлял Имама Резу (А) вести диспуты со сторонниками различных религий и мазхабов, надеясь, что кто-то одержит над ним верх. С другой стороны, многие из таких споров были, по сути, не спорами, а ответами на вопросы. Например, к Имаму приходил иудей, христианин или атеист и начинал спрашивать его. Имам должен был приводить ему доводы, иначе тот заявил бы, что у мусульман нет ответа.

Нет ни одного аята Корана или хадиса о том, что споры могут наставить кого-то на прямой путь. Наоборот, хадисы прямо говорят об обратном. Передает Али ибн Укба от его отца: «Я слышал, как Имам Садик (А) говорит: «Возложите ваши дела на Аллаха и не возлагайте их на людей. Ибо то, что принадлежит Аллаху, принадлежит Аллаху, а то, что принадлежит людям, не поднимется к Аллаху. Не препирайтесь с людьми о вашей религии, ибо препирательство вызывает болезнь сердца! Поистине, Аллах – велик Он и свят! – сказал Своему Пророку (С): “Ты не ведешь прямым путем тех, кого хочешь: Аллах ведет, кого желает” (28: 56), и сказал: “Разве ты вынудишь людей к тому, что они станут верующими?” (10: 99). Оставьте же людей, ибо люди взяли у людей, а вы взяли у Посланника Аллаха (С)! Я слышал, как мой отец (А) сказал: “Поистине, если Аллах – велик Он и свят! – начертал человеку, чтобы он вошел в это дело (то есть в шиизм), он устремится в него быстрее, чем птица к своему гнезду”».

(«Кафи», «Глава объяснение довода», хадис 537).

В целом можно сказать, что метод Непорочных (А) состоит в следующем:

1. Спорить и дискутировать только тогда, когда вынужден делать это.

2. Спорить и дискутировать только тогда, когда видишь в этом смысл и пользу.

«Спор ради спора» — совершенно бессмысленное занятие, порицаемое религией. Убедить человека принять истину можно только тогда, когда он сам ищет эту истину. Если у человека виден интерес к аргументам шиитов, он готов их выслушать, понять и сравнить с аргументами наших противников — тогда есть смысл что-то излагать ему и в чем-то его убеждать. Если же ему не нужна истина, то сотни самых надежных доводов ничего ему не докажут, и он найдёт тысячи отговорок, чтобы не принимать их.

Главный же метод распространения истины — это не споры, а благой ахляк и познание слов Ахль уль-Бейт.

От Абдусаляма ибн Салиха Харави, что он сказал:

Я слышал, как Имам Реза сказал: «Да помилует Аллах раба, который оживил наше дело!»

Я спросил: «А как оживляется ваше дело?»

Он сказал: «Через изучение наших знаний и обучение им других людей. Ибо если бы люди знали красоту наших слов, последовали бы за нами».

Я сказал: «Передают от Имама Садыка (А), что он сказал: “В Огне тот, кто приобретает знания, чтобы спорить посредством него с глупцами, или чтобы соревноваться со знающими, или чтобы привлекать людей к себеˮ».

Он сказал: «Истину сказал мой дед Садык».

(«Уйун ахбар реза» Садука, том 1, С. 121).

Одна из самых странных вещей, с которыми приходится сталкиваться, — это то, что некоторые братья зачем-то читают ресурсы заблудших, на которых те размещают разного рода шубухаты (сомнения) и дезинформацию относительно шиизма. Какая цель такого чтения? Получить знания? Но с таких грязных ресурсов невозможно получить какую-либо достоверную информацию. Попытаться найти ответы на шубухаты? Но все эти братья не имеют знаний, чтобы не только самостоятельно ответить, но хотя бы проверить достоверность приведённых там сведений. Для этого надо как минимум хорошо знать арабский язык.

90 процентов всех шубухатов, которые приводят наши противники, — это дешевые фальшивки, обрезанные цитаты, разного рода клевета и инсинуации. Еще 10 процентов — стандартные возражения, на которые был дан ответ еще во времена шейха Муфида. У противников руководства Ахль уль-Бейт есть ограниченное число таких стандартных шубухатов, которые они повторяют из столетия в столетие. Например: «Шиизм был придуман Ибн Сабой», «шииты поклоняются Имамам», «временный брак запрещен» и т.д. Практически на все эти стандартные шубухаты мы уже дали развернутые ответы на этом сайте («Шииты дают ответ»). Если кто-то из противников истины приводит вам их — не спорьте с ним: просто найдите соответствующую статью и дайте ему ссылку на неё. Если он действительно ищет истину, то прочитает и поймёт, а если его цель состоит только в споре, то не стоит тратить на него время.

И в завершение хотелось бы сказать, что на шиитах не лежит обязанность ведения споров или доказательства шиизма кому-то. То, что что лежит на шиитах — это прежде всего познание, познание, познание и еще раз познание — и затем благие деяния. Как сказал Имам Казым (А): «Лучшее поклонение после познания — ожидание прихода Имама» («Бихар», том 78, С. 326).

 

Комментирование закрыто.