Механизм образования сект в «суннизме»

В шиизме секты формировались посредством отделения от основного ствола, от мейнстрима – шиа иснаашария, шиизма двенадцати Имамов, — после чего быстро впадали в различные ереси и сходили на нет (более подробно о сектах в шиизме вы можете прочитать тут). Суннизм же никогда не имел основного течения – с самого начала он был разделен на разнообразные секты, из которых выжили четыре «официальных мазхаба» — не из-за особых достоинств, а ввиду того, что их агентам удалось лучше других найти подход к халифатской власти.

Примером могут быть течения Овзана, Хасана Басри, Абу Уайне, Ибн Абу Зуайба, Суфьяна Сури, Ибн Абу Давуда, Лейса ибн Сада и других.

Все эти люди в свое время были не менее популярны и обладали не меньшими знаниями, чем Абу Ханифа, Малик, Шафии или Ибн Ханбал. Однако их «мазхабы» бесследно исчезли, потому что власть имущие сделали ставку не на них, а на перечисленных выше.

Например, Лейс ибн Сад был другом Малика ибн Анаса. По признанию Шафии, он был грамотнее Малика. Но его школа не получила поддержку и затерялась среди других течений. Ахмад ибн Ханбал говорит: «Ибн Абу Зуайб знал богословию лучше Малика. Но Малик был мастером в деле уничтожения личностей».

Когда обращаемся к истории, видим, что Малик был близким к руководству человеком, действовал сообща с ними, поэтому завоевал доверие и стал известным. Его течение распространялось золотом и силой. В особенности, его ученик Яхья ибн Яхья приложил много усилий, чтобы подружиться с правителем Андалусии и, наконец, добился этого. Тот доверил Яхье выбирать шариатских судей, и он, в свою очередь, раздал все эти посты своим друзьям-соратникам и единомышленникам по течению малики.

Распространение течения Абу Ханифы велось таким же образом. Два его воспитанника — Абу Юсиф и Мухаммад ибн Хасан Шейбани, возглавившие течение после его смерти, были близкими к халифу Харуну ар-Рашиду и сыграли большую роль в укреплении его могущества. Герой гаремов и любитель гуляний Харун без их разрешения никому не позволял вынести какое-либо решение по вопросам шариата — сначала нужно было узнать мнение этих двоих.

А назначенные ими судьи все были приверженцами течения Абу Ханифы. Таким образом, Абу Ханифа стал самым великим ученым, а его течение самым большим, тогда как Ахмад ибн Ханбал и Абуль-Хасан Аш`ари наряду с другими учеными считали его неверным и еретиком.

Это происходило в то время, когда истинный предводитель Ислама того времени — седьмой Имам Муса Казым (А) — томился в мрачном застенке, закованный в цепи, по приказу того же Харуна ар-Рашида.

Школа Шафии находилась под угрозой развала, пока ее не пригрел Салахаддин Айюби, при этом жестоко истреблявший шиитов.

Если бы течение Ханбала не было прикормлено халифом Мутаасимом из династии Аббасидов, оно бы осталось неузнанным. Он отказался от своих воззрений в отношении Корана и завоевал большое уважение при Мутаасиме. Это течение второй раз обрело могущество в 18-ом веке во время Мухаммада ибн Абд уль-Ваххаба. Эксплуататоры сговорились с ним, он начал сеять фитну в Саудии. Они без промедления поддержали и стали защищать его и распространили его доктрину в Хиджазе и Аравии. Особую роль в распространении ваххабизма сыграли англичане, которые поддержали это течение в целях развала Османской империи.

С другой стороны, в суннизме существует большое количество суфийских «тарикатов», то есть замкнутых сект, возглавляемых «шейхами», которым приписываются различные чудотворные способности. Тарикатские сектанты в основном признают «четыре мазхаба», но дополняют их разнообразными ересями, причудливыми суевериями и философскими выдумками собственного производства, в чем сходятся с такими заблудшими «шиитскими» течениями, как исмаилиты, а также с неисламскими религиями, вроде христианства.

Наконец, одной из последних крупных сект, выросших из суннизма, стал ваххабизм (салафизм). Салафиты возрождают примитивное доисламское язычество, приписывая Аллаху место, время и части тела, а также отрицают традиционные суннитские «мазхабы».

С точки зрения акыды у суннитов существуют течения ашаритов, мутаридитов, мутазилитов, кадаритов и т.д.

Все из перечисленных сект внутри себя делятся еще на множество враждующих подсект и никак не упомянуты в Коране либо Сунне, выдуманы людьми и не имеют Божественного корня.

Комментирование закрыто.