ХАДИС МАНЗИЛЯТ И ОПРОВЕРЖЕНИЕ ВОЗРАЖЕНИЙ ПО ЕГО ПОВОДУ

Хадис «манзилят» (положение) является одним из важных аргументов в пользу халифата повелителя верующих Али (А) после Посланника Аллаха (С). Он звучит так:

«Посланник Аллаха вышел на битву Табук (из Медины) и оставил там своим наместником (халифом) Али. Он сказал: «Ты оставляешь меня с детьми и женщинами?». Пророк (С) сказал: „Разве ты не доволен, что твое положение по отношению ко мне — как положение Харуна по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка?“».

(Источники «ахлу сунна»: «Сахих» Бухари, книга похода на Табук, том 5, с. 129, хадис 2; «Сахих» Муслима, том 7, с. 120; «Сунан» Тирмизи, том 5, с. 302; «Сунан» Ибн Маджи, том 1, с. 45; «Мустадрак», том 3, с. 108; «Муснад» Ахмада, том 1, с. 170 и том 3, с. 32;

Шиитские источники: «Кафи», том 8, с. 107; «Илалу шшараи», том 1, с. 66; «Уйун ахбари реза», том 2, с. 122 и т.д.).

В качестве довода для «ахлу сунна» этот хадис хорош тем, что в данном случае они не могут зацепиться за свою стандартную отговорку: «хадис слабый», потому что он приведён в Бухари и Муслиме. А потому они идут на другие ухищрения, которые мы разберём ниже.

Однако сначала давайте посмотрим, какие выводы следуют из данного хадиса.

Хадис манзилят устанавливает то, что всё касающееся положения Харуна (А) по отношению к Мусе (А), касается также положения Али (А) по отношению к Мухаммаду (С), кроме того, что Али (А) не является пророком.

В благородном Коране положение Харуна по отношению к Мусе (А) объясняется так: «И дай мне управителя (вазира) из моей семьи, Харуна, моего брата. Подкрепи им мою мощь и сделай его участником в моём деле» (20:29—32); «И сказал Муса своему брату Харуну: „Стань моим наместником (халифом) в моём народе и устрой порядок и не следуй по пути распространяющих нечестие“» (7:142).

Итак, положение Али (А) по отношению к Пророку (С) включает в себя шесть вещей:

1. Управительство (визарат)

Словом «вазир» называют того, кто принимает на себя часть функций какого-то повелителя и помогает ему в его делах.

2. Братство (ухувват)

Харун и Муса (А) были единокровными братьми, а Посланник Аллаха (С) и Али (А) — двоюродными. Пророк (С) сделал это братство полным через договор братства, о чем есть много хадисов в суннитских и шиитских источниках. Ограничимся приведением только одного из них. Абдуллах ибн Умар говорит: «Когда Пророк (С) вошёл в Медину, он установил между сподвижниками договор братства. Али (А) пришёл с плачущими глазами и сказал: „О Посланник Аллаха! Ты сделал сподвижников братьями, а для меня не назначил брата!“. И он сказал: „О Али! Ты — мой брат в этом и будущем мирах“» («Мустадрак» Хакима, том 3, с. 16, «Сунан» Тирмизи, том 5, с. 300, номер 3804; «Асаду ль-габа», том 4, с. 29; «Бидаяту ва нихая», том 7, с. 371; «Маджмау ззаваид», том 9, с. 112; «Фатх уль-бари», том 7, с. 211; «Тарих багдад», том 12, с. 263; «Канз уль-уммаль», том 13, с. 140; «Тарих демешк», том 42, с. 18 и другие источники).

Данный договор братства делает ясным, что во время ниспослания аята «поистине, верующие — братья» (49:10) положение Али (А) было выше, чем положение кого-либо другого. Ибо Посланник Аллаха (С) установил братство между сподвижниками соответственно статусу каждого из них. Абу Бакра он сделал братом Умара, Усмана — братом Абдуррахмана, Абу Убейду — братом Саада ибн Мааза, но Али (А) сделал братом для себя самого. Как же его положение не будет самым благородным среди детей Адама (А), если Посланник Аллаха (С) ясно сказал, что он — его брат в этом и будущем мирах?!

Это братство (ухувват) делает ясным, что между Али (А) и первым человеком миров (С) существовало подобие с точки зрения духа, знания, нрава и деяний: «У каждого — ступени по тому, что они делали» (6:132). Степени в ближнем и будущем мирах — по размеру усердия и старания человека: «И устроим Мы весы для Дня воскресения. Не будет обижена душа ни в чем» (21:47). Об этом месте и этой степени нельзя сказать большего, чем то, что сказал сам Пророк (С): «Ты — мой брат в ближнем мире и в будущем». И Али (А) подчёркивал это положение после упоминания своей степени раба Аллаха (абд ул-ллах): «Я — раб Аллаха и брат Его посланника» («Сунан» Ибн Маджи, том 1, с. 44; «Мустадрак», том 3, с. 112; «Муснаф» Ибн Аби Шейбы, том 7, с. 497; «Сунан» Нисаи, том 5, с. 107; «Шарх нахдж уль-балага» Ибн Аби Хадида, том 2, с. 287; «Канз уль-уммаль», том 11, с. 608; «Табакат уль-кубра», том 2, с. 23; «Тарих демешк», том 42, с. 59). И в день совета он сказал: «Разве есть среди вас такой, кого Посланник Аллаха сделал бы своим братом, помимо меня?»  («Лисан уль-мизан», том 2, с. 157; «Ихтиджадж» Табарси, том 1, с. 197 и другие источники).

3. Величие положения

В другом хадисе говорится, что Посланник (ДБАР) попросил у Аллаха, чтобы Он поддержал его помощью Али (А), и Аллах ответил на его просьбу («Дурр уль-мансур», том 4, с. 295; «Тафсир уль-кабир», том 12, с. 26; «Шавахиду ттанзиль», том 1, с. 230; «Манакиб», том 1, с. 348; Тафсир «Фурату ль-куфа», с. 95 и 248; «Шарх уль-ахбар», том 1, с. 192; «Маджма уль-байан», том 3, с. 361).

Нет сомнения, что ответственность последнего пророчества является величайшей ответственностью, и никто не может понести её, кроме самого Последнего пророка (С). Но после того, как на Посланника (С) со стороны Господа была возложена эта тяжелая ответственность, он попросил у своего Господа, чтобы Он дал ему подкрепление, силу и помощь от Али (А). И Аллах принял его просьбу, как принял просьбу Мусы (А): «Мы укрепим твою силу твоим братом» (28:35).

Эта просьба и этот ответ указывают на то, что выполнение задачи посланничества было бы невозможно, кроме как с помощью Али ибн Аби Талиба (А), который нёс мощь от Аллаха и говорил с мудростью от Аллаха.

Разве было бы разумным, чтобы после смерти Посланника (ДБАР) помощником и подкреплением для уммы стал кто-то кроме того, кто был помощником и подкреплением для самого Посланника (ДБАР)?!

4. Устроение порядка в делах

«И сказал Муса своему брату Харуну: „Стань моим наместником (халифом) в моём народе и устрой порядок “» (7:142).

Как Харун (А) был халифом Мусы (А) и устроителем порядка в делах его уммы — точно так же и Али (А) в умме Мухаммада (С). Очевидно, что устроение порядка может быть возложено только на того, кто сам обладет полной праведностью.

5. Участие в делах

Как Харун (А) был участником в деле Мусы (А), так и Али ибн Аби Талиб (А) был участником в деле Мухаммада (С), лишь с той разницей, что он не был пророком.

6. Халифат

Как Харун (А) был халифом (преемником) Мусы (А) — точно так же и Али (А) являлся халифом Мухаммада (С).

Халифат — это преемство: тот, кто является халифом кого-то, заполняет собой его место во время его отсутствия. Халиф Печати пророков (С) не имеет никакого сравнения с халифами предыдущих пророков, ибо он — преемник того, под чьим знаменем стоят все они — от Адама до Иисуса. И как можно сравнить тень трона с тенью того, что находится ниже трона?

Да, Харун (А) был халифом Мусы (А), о положении которого Аллах сказал: «И возвали Мы к нему с правой стороны горы и приблизили его для тайной беседы» (19:52). Однако Али ибн Аби Талиб (А) — халиф того, о ком сказано: «Потом приблизился и спустился и был на расстоянии двух луков и даже ближе» (53:8—9).

А посему визарат Последнего пророка (ДБАР), помощь ему, участие в его делах, братство с ним, приведение в порядок дел уммы и халифат после него не идут в сравнение с теми же самыми качествами тех, кто был до Последнего пророка (ДБАР).

Всякий, кто подумает над хадисом «манзилат» и познает Книгу и Сунну, поймет, что любое разделение между Последним пророком (ДБАР) и его наместником Али (А) противоречит разуму, Книге и Сунне.

Разбор возражений и шубухатов по поводу данного хадиса

Противники руководства Ахль уль-Бейт (А) приводят два возражения против хадиса манзилят:

1. Отправляясь к месту, которое выбрал Аллах, Муса (А) велел своему брату Харуну (А) править сынами Исраила в его отсутствие, а не после него.

2. Харун (А) умер раньше, чем Муса (А), или в один год с ним. Своим преемником по указанию Бога Муса (А) назначил Иисуса Навина (Йуша ибн Нун), а не Харуна (А).

Ответ на это:

Приводя данные шубухаты, противники руководства Ахль уль-Бейт (А) обрезают хадис манзилят или специально не хотят замечать его последних слов. Посмотрим еще раз, что сказал Посланник Аллаха (С): «Твое положение по отношению ко мне — как положение Харуна по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка».

Я выделил слова «после меня» красным цветом, потому что они с очевидностью свидетельствуют о том, что Посланник Аллаха (С) имел в виду положение Али (А) после себя. Если бы он хотел сказать, что положение Али (А) по отношению к нему подобно положению Харуна (А) по отношению к Мусе (А) только при его жизни, он не стал бы говорить: «Разве что после меня не будет пророка».

А потому противники истины стоят перед двумя выборами: 1. Или признать, что добавление «после меня не будет пророка» — бессмысленные слова, непонятно зачем сказанные. Однако Посланник Аллаха (С) не может говорить бессмыслицу. 2. Или признать, что подлинное значение хадиса таково: «Твое положение после меня по отношению ко мне — как положение Харуна по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка«. Посланник Аллаха (С) не произнёс слов «после меня» в первой части предложения, потому что это противоречило бы правилам красноречия, однако он добавил их во второй части, чтобы сделать смысл хадиса ясным для всякого, кто наделён разумом.

Кроме того, в ряде источников «ахлу сунна» хадис манзилят приводится с добавлением, которое прямо говорит, что Али (А) — халиф после Пророка (С):

Ибн Аби Асим Шайбани — один из известных ученых «ахлу сунны», умерший в конце 3-го века хиджры, приводит его в книге «Сунна» от Ибн Аббаса по достоверному иснаду:

(986)- [1188]ثنا مُحَمَّدُ بْنُ الْمُثَنَّى، حَدَّثَنَا يَحْيَى بْنُ حَمَّادٍ، عَنْ أَبِي عَوَانَةَ، عَنْ يَحْيَى بْنِ سُلَيْمٍ أَبِي بَلْجٍ، عَنْ عَمْرِو بْنِ مَيْمُونٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلي الله عليه وسلم لِعَلِيٍّ: » أَنْتَ مِنِّي بِمَنْزِلَةِ هَارُونَ مِنْ مُوسَى، إِلا أَنَّكَ لَسْتَ نَبِيًّا، إِنَّهُ لا يَنْبَغِي أَنْ أَذْهَبَ إِلا وَأَنْتَ خَلِيفَتِي فِي كُلِّ مُؤْمِنٍ مِنْ بَعْدِي «.

От Мухаммада ибн Мусанна от Йахьи ибн Хаммада от Аби Авана от Йахьи ибн Сулейма Аби Бальджа от Амра и Ибн Меймуна от Ибн Аббаса, что Посланник Аллаха (ДБАР) сказал Али (А):

«Твое положение по отношению ко мне — как положение Харуна по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка. И когда я умру, ты — халиф над всяким верующим после меня».

(Ибн Аби Асим Заххак Шайбани. «Сунна», том 2, С. 565).

Известный «салафитский» ученый Альбани исследовал иснады книги Ибн Аби Асима «Сунна» и назвал это исследование «Зилялу ль-джанна фи тахриджи сунна». Там он говорит, что иснад приведенного хадиса — хасан:

1188. اسناده حسن. ورجاله ثقات رجال الشيخين غير ابي بلج واسمه يحيي بن سليم بن بلج. قال الحافظ: «صدوق ربما اخطأ».

«Иснад этого хадиса хасан, и все его передатчики достоверные (сига), из числа передатчиков Бухари и Муслима, кроме Аби Балджа, имя которого — Йахья ибн Сулейм, и Хафиз сказал о нём: “Он правдивый, но, возможно, ошибался”».

(Этот вывод Альбани смотри на третьем скрине, под матном самого хадиса):

1

2

3

И в такой же форме приводит этот хадис Хаким Нейшабури:

أما ترضى أن تكون مني بمنزلة هارون من موسى إلا أنه ليس بعدي نبي ، إنه لا ينبغي أن أذهب إلا وأنت خليفتي
«Разве ты не доволен тем, что твое положение по отношению ко мне — как положение Харуна по отношению к Мусе, разве что после меня не будет пророка? И когда я умру, ты — мой халиф».

Хаким пишет после приведения этого хадиса: «Этот хадис — сахих по критериям Бухари и Муслима, однако они не привели его».

(«Мустадрак» Хакима, том 3, С. 144).

Комментирование закрыто.