ХАДИСЫ У ШИИТОВ И СУННИТОВ. Часть 1. Главные отличия шиитского и суннитского хадисоведения

История записи хадисов. Изучение хадисов. Сборники шиитов и суннитов. Почему шиитские хадисы являются наиболее достоверными? – на эти и другие вопросы вы найдете ответы в нашем новом исследовании.

Со стороны врагов школы Ахль уль-Бейт (А) можно слышать обвинение, будто шииты не уделяют достаточного внимания Сунне, и шиитские хадисы будто бы являются выдуманными, недостоверными, не имеющими иснадов и т.д. В этом научном исследовании мы покажем, что на самом деле все обстоит противоположным образом.

Часть 1. Главные отличия шиитского и суннитского хадисоведения

Шиитское и суннитское хадисоведение имеют два главных отличия:

1. У «суннитов» источник хадисов прервался после смерти Пророка (С), так как они не признали его наследников, Имамов этой уммы, тогда как у шиитов этот источник продолжал существовать до середины 3-го столетия по хиджре и прекратился только с началом Большого сокрытия Последнего Имама (да ускорит Аллах его приход!) Это стало причиной того, что объем хадисов у шиитов несравненно обширнее и охватывает гораздо больше областей, нежели у «суннитов». Например, только сборник «Кафи» по объему больше всех шести суннитских «Сахихов» вместе взятых. В суннитской традиции хадисов мало, они невелики по объему и содержат в себе узкий круг тем, как правило, перемешанных друг с другом. Тогда как в шиитской традиции существуют сотни сборников хадисов, передающих слова Непорочных (А) по отдельным тематикам – таухид, пророчество, имамат, шариат и т.д., вплоть до медицины.

Шиитские хадисы, переданные через наследников Пророка (С) из его рода, которых Аллах «очистил полностью» (33: 33), несут тот неповторимый стиль и отпечаток, который делает несомненным их происхождение от пророческого источника, тогда как суннитские в основном пропущены через фильтр темного сознания диких арабов той эпохи, который вообще не могли толком понять и запомнить то, что говорил Пророк (С) – отсюда такие часто попадающиеся анекдотические казусы, что Аллах сидит на скрипящем троне, имеет пальцы и ноги, похож на безбородого юношу и т.п.

Все это связано с тем, что авторы шести суннитских сборников намеренно не включали в них хадисы, переданные членами Пророческого рода, то есть шиитскими Имамами (А), а это как раз и была основная масса хадисов.

Например, если взять «Сахих Бухари», то подсчет дает следующее:

1. Общее количество неповторяющихся хадисов – 2700.

2. Из них только 29 от Али (А), «врат в город знаний Посланника», и при этом – 450 от известного лжеца и еврея Абу Хурайры, который принял Ислам только за год до смерти Пророка (С) и которого в самом же «Сахихе Бухари» Айша называет выдумщиком хадисов.

3. Только один хадис от дочери Пророка Фатимы (А), «гневом которой гневается Аллаха и довольством которой Он доволен», и 240 – от Айши, которая даже с суннитской точки зрения являлась политически ангажированной фигурой, вышедшей на битву против законного халифа Али (А), то есть сомнительным передатчиком.

4. Ни одного хадиса от внуков Пророка Хасана и Хусейна (А) – «предводителей юношей рая».

5. По признанию Бухари, 2700 хадисов, помещенных им в свою книгу, были отобраны из 300 тысяч. Эти 300 тысяч, насколько можно судить, по преимуществу и были хадисами, переданными Пророческим родом, которые Бухари изначально отвергал из-за боязни конфликта с властями и собственных убеждений (передавал хадисы от Имрана ибн Хиттана — главы хариджитов, восхвалявшего в стихах Ибн Мульджама – убийцу Али).

Таким образом, мы видим, что при составлении своего сборника Бухари осознанно обошел самых близких к Пророку (С) людей, давая множество хадисов от далеких и сомнительных передатчиков. То же самое касается Муслима и всех остальных.

2. После смерти Пророка (С) у суннитов запись хадисов была прервана на целое столетие запретом халифата, тогда как у шиитов она никогда не останавливалась. Сравнив цепи передатчиков в шиитских и суннитских сборниках, мы увидим, что у шиитов они восходят к источникам, записанным еще при жизни или сразу после смерти Пророка (С), тогда как у суннитов они представляют собой устные цепи, протянутые через несколько поколений, что делает большой вероятность их фальсификации и искажения. О какой достоверности можно говорить, если слова человека начинают записываться только спустя столетие после его смерти? Какое отношение будут иметь записанные слова к его реальным словам, если между его смертью и первой записью прошло несколько поколений?

Люди, особо почитаемые суннитами, как Абу Бакр и Умар, сразу после смерти Пророка (С) уничтожали его хадисы и запрещали их записывать, что хорошо известно по суннитским источникам. Лично Абу Бакр сжег 500 хадисов Пророка (С). То же самое делал Умар. «Суннитская» часть уммы была лишена Сунны вплоть до прихода на престол Умара II, когда начали вновь собирать и записывать хадисы.

Но подавляющее большинство хадисов были сохранены и переданы Ахль уль-Бейт Пророка (С), то есть его потомками, вокруг которых группировались шииты.

Таким образом, шиитские хадисы, в отличие от суннитских, имеют непрерывную цепь, восходящую к наиболее достоверным передатчикам – Али (А), которого Пророк (С) назвал «вратами в город своих знаний», и Имамам из его рода, о которых в Коране говорится, что они «очищены полностью».

Например, разница между временем Бухари и временем Пророка (С) – 250 лет. Самое большее, Бухари застал некоторых «табиинов табиинов» (третье поколение в Исламе), но те, кто видел и слышал самого Пророка (С), к тому времени давно ушли из жизни.

Вот типичная цепь передатчиков Бухари: «От Абдана: сообщил ему Абдалла, что сообщил Лейс ибн Саид: сказал Ибн Шахаб ибн Абд ар-Рахман ибн Кааб ибн Малик от Джабира ибн Абдаллы, что он сказал, что посланник Аллаха — далее хадис…»

Таким образом, имеем пять устных передатчиков (не забудем, что при первых суннитских халифах действовал запрет на запись хадисов). То, что при таком количестве людей хадис при устной передаче мог исказиться до неузнаваемости, очевидно.

И вот цепочка из «Кафи» Кулайни: «Мухаммад ибн Яхья от Ахмада ибн Мухаммада ибн Исы от Хаммада ибн Исы от Умара ибн Узайны от Абана ибн Аби Айяша от Сулайма ибн Кайса Халали, что он сказал: «Слышал от повелителя правоверных» — далее следует хадис.

Особенность этого хадиса в том, что он был записан (а не устно передан) первым же передатчиком Сулаймом ибн Кайсом еще при жизни Имама Али (А). Книга Сулайма перешла в руки Аби Айяша, который сделал копии с этой книги, и одна из копий была передана Умару ибн Узайну, который также сделал копии с нее, и одну из копий передал Хаммаду ибн Исе; тот передал эту книгу Ахмаду ибн Мухаммаду, который передал эту книгу Мухаммаду ибн Яхье. Книга Сулейма ибн Кейса попала в руки Кулайни непосредственно от Мухаммада ибн Яхьи.

Таким образом, достоверность хадиса подтверждается здесь записью в книге, которая через определенную цепочку лиц попала в руки составителя сборника.