Если пророки знали сокровенное, то почему Коран иногда говорит об их незнании?

Например, Коран говорит: «Среди бедуинов, которые живут вокруг вас, а также среди жителей Медины есть лицемеры. Они упорствуют в лицемерии, но ты не знаешь их. Мы же знаем их и подвергнем их мучениям дважды. А затем они будут возвращены в великие мучения» (Сура «Покаяние», аят 101).

Этот вопрос касается не самого знания сокровенного, не его «что», а его «как». Говоря иными словами, отвечая на этот вопрос, необходимо затронуть тему того, каким образом Пророки и Имамы получают знание сокровенного. Что же касается самого наличия у них такого знания, то в этом не может быть сомнения:

«И не даст Он узнать сокровенное у Него никому, кроме тех, к кому Он соблаговолил как к посланнику, и тогда Он ведет пред ним и позади его наблюдателя» (72: 25-26).

Ответ на приведенное выше сомнение выражен в словах повелителя верующих Али (А) в «Нахдж уль-балага». Рассказав о некоторых будущих событиях, он сказал:

ليس هو بعلم غيب، و انما هو تعلّم من ذى علم

«Это – не знание сокровенного, а то, чему научился я от Обладателя знания».

Ни Пророки, ни Имамы не обладают знанием сокровенного сами по себе, по своей сущности: это знание раскрывает им только Аллах, насколько и как Он захочет. Только Аллах в действительности (актуально) знает все секреты и тайны, тогда как Пророки в действительности (а не в возможности) могут не знать многие из них. Однако когда они желают узнать, Аллах научает их, насколько это будет угодно Ему.

Как приведено в «Кафи» от Имама Садыка (А):

اذا اراد الامام ان يعلم شيئا اعلمه اللّه بذلك

«Когда Имам желает узнать что-то, Аллах дает ему знание об этом».

Поэтому те аяты и хадисы, которые говорят о незнании Пророками или Имамами чего-то, указывают на их актуальное, действительное знание, а не потенциальное: они могут об этом узнать, но пока что не знают.

Это подобно тому, как кто-то дает кому-то письмо, чтобы он доставил его другому человека. Можно сказать, что он не знает о содержании письма, однако в его силах раскрыть его и ознакомиться с содержимым, тем более если написавший письмо сам дал ему разрешение сделать это.

Тот же самый ответ раскрывает другую дилемму: каким образом Пророки и Имамы могли съесть отравленную пищу, зная, что она отравлена, тогда как запрещено есть то, что причиняет вред. Один из возможных ответов состоит в том, что в данном случае они не имели разрешения желать знания сокровенного от Аллаха.

В некоторых случаях незнание сокровенного необходимо для испытания Пророка или Имамы, дабы он обрел более высокие степени совершенства. Так, о «ночи мубит» известно, что Имам Али (А) заснул на кровати Посланника Аллаха (С), когда на него хотели напасть многобожники, не зная при этом, останется он в живых наутро, или нет. Если бы Имам (А) заранее знал, что на следующий день будет живым и невредимым, не существовало бы испытания, и не было бы величия в этом подвиге, которому удивились Микаил и Джабраил.

Комментирование закрыто.