Достоверен ли санад хадиса «я — город знаний, а Али — его врата» в источниках «ахлу сунна»?

Данный хадис приводится во многих суннитских источниках с цепочкой передатчиков от Али ибн Аби Талиба, Ибн Аббаса и Джабира ибн Абдуллаха Ансари, и некоторые из цепочек передатчиков являются сахих, некоторые — хасан, некоторые — заиф (слабые).

Ваххабиты намеренно приводят те источники, в которых санад этого хадиса является слабым и утверждают, что данный хадис В ЦЕЛОМ слабый, из чего следует, что шииты якобы опираются на слабые хадисы, когда хотят доказать свои убеждения по суннитским источникам. 

В данной статье мы разберем мнения ученых «ахлу сунна» по поводу этого хадиса.

Первое

Абу Тахир Салафи приводит данный хадис по санаду, признанному всеми суннитскими авторами «сахих» в форме «я — город мудрости, а Али — его ворота»:

حَدَّثَنَا إِبْرَاهِيمُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الْكَشِّيُّ، نَا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الدَّوْسِيُّ، نَا شَرِيكٌ، عَنْ سَلَمَةَ بْنِ كُهَيْلٍ، عَنِ الصُّنَابِحِيِّ، عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: » أَنَا دَارُ الْحِكْمَةِ وَعَلِيٌّ بَابُهَا »

(Абу Тахир Салафи, том третий «Машейхат багдадия», С. 16, хадис 48).

Разбор санада хадиса:

1. Ибрахим ибн Абдуллах ибн Муслим Кашши:

Захаби пишет о нем:

الشيخ الإمام الحافظ المعمر شيخ العصر أبو مسلم إبراهيم بن عبدالله بن مسلم بن ماعز بن مهاجر البصري الْكَشِّيُّ صاحب السننولد سنة نيف وتسعين ومئة وثقة

«Шейх, имам, хафиз, шейх своего времени Абу Муслим Ибрахим ибн Абдуллах ибн Муслим Кашши. Был рожден примерно 190 году и он — достоверный (сига)».

Источник: Захаби. Сейру аалями нубала, том 13, С. 423.

2. Мухаммад ибн Абдуллах ибн Зубейр Дайси:

Ибн Хаджар пишет о нем:

محمد بن عبد الله بن الزبير بن عمر بن درهم الأسدي أبو أحمد الزبيري الكوفي ثقة

«Мухаммад ибн Абдуллах ибн Зубейр ибн Умар ибн Дархам Асади Абу Ахмад Куфи — достоверный (сига).

Источник: «Тахзибу ттахзиб», том 1, С. 487.

3. Шарик ибн Абдуллах ибн Харис ибн Шарик ибн Абдуллах:

принадлежит к передатчикам Бухари, Муслима и других книг «Сахих» — соответственно, является достоверным (сига), согласно мнению всех суннитских ученых.

4. Салама ибн Кухейл:

سلمة بن كهيل أبو يحيى الحضرمي من علماء الكوفة رأى زيد بن أرقم وروى عن أبي جحيفة وعلقمة وعنه سفيان وشعبة ثقة له مائتا حديث وخمسون حديثا مات 121 ع

«Салама ибн Кухейл — достоверный (сига), и в книгах Сахих от него передано более 250 хадисов».

Источник: Кашиф, том 1, С. 454.

5. Абу Абдиллях Сунабихи:

Ибн Хаджар говорит о нем:

عبد الرحمن بن عسيلة بمهملتين مصغر المرادي أبو عبد الله الصنابحي ثقة من كبار التابعين قدم المدينة بعد موت النبي صلى الله عليه وسلم بخمسة أيام

«Абу Абдиллях Сунабихи — достоверный (сига), из великих табиинов, пришел в Медину 50 дней после смерти Пророка (ДБАР)».

Источник: «Тахрибу ттахзиб», том 1, с. 346.

6. Али ибн Аби Талиб (А) — не нуждается в комментариях.

Итак, санад этого хадиса является сахих, согласно мнениям ведущих суннитских хадисоведов.

Кто-то может сказать: мы не знаем, кто такой Абу Тахир Салафи, и не знаем его книгу. Заранее предусматривая это, приведем высказывания других суннитских ученых об этом ученом.

Захаби в книге «Сейру аалами нубала» на странице 30 говорит о нем:

السلفي . هو الإمام العلامة المحدث الحافظ المفتي شيخ الإسلام شرف المعمرين أبو طاهر أحمد بن محمد بن أحمد بن محمد بن إبراهيم الأصبهاني الجرواني

«Салафи — имам, аллама (самый знающий), хадисовед, хафиз, муфтий, шейх уль-ислам».

Второе

Абу Джафар Табари приводит в своей книге «Тахзибу ль-асар» на странице 104 этот хадис по трем различным санадам, и после одного из них говорит, что санад хадиса — сахих:

حَدَّثَنِي إِسْمَاعِيلُ بْنُ مُوسَى السُّدِّيُّ، قَالَ: أَخْبَرَنَا مُحَمَّدُ بْنُ عُمَرَ الرُّومِيُّ، عَنْ شَرِيكٍ، عَنْ سَلَمَةَ بْنِ كُهَيْلٍ، عَنْ سُوَيْدِ بْنِ غَفَلَةَ، عَنِ الصُّنَابِحِيِّ، عَنْ عَلِيٍّ، أَنّ النَّبِيَّ (ص) قَالَ: «أَنَا دَارُ الْحِكْمَةِ، وَعَلِيٌّ بَابُهَا وَهَذَا الْخَبَرُ صَحِيحٌ سَنَدُهُ

«Передал мне Исмаил ибн Муса Судди, что передал Мухаммад ибн Умар Румми от Шарика от Салама ибн Кухейла от Сувейда ибн Гуфаля от Сунабихи от Али от Пророка (ДБАР), что он сказал: я — город мудрости, а Али — его ворота. И этот хадис — сахих по санаду».

Третье

Ахмад ибн Ханбал в книге «Фазаилу ссахаба» («Достоинства сподвижников») в томе 2 на странице 634 приводит:

حَدَّثَنَا إِبْرَاهِيمُ، قَالَ: نا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ اللَّهِ الرُّومِيُّ، قَالَ: نا شَرِيكٌ، عَنْ سَلَمَةَ بْنِ كُهَيْلٍ، عَنِ الصُّنَابِحِيِّ، عَنْ عَلِيِّ بْنِ أَبِي طَالِبٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ (ص): » أَنَا دَارُ الْحِكْمَةِ، وَعَلِيٌّ بَابُهَا

«Передал мне Ибрахим от Мухаммада ибн Абдуллаха Румми от Шарика от Салама ибн Кухейла от Сунабихи от Али ибн Аби Талиба, что сказал Посланник Аллаха (ДБАР): я — город мудрости, а Али — его ворота».

Полный разбор этого санада был приведен выше, и этот хадис является сахих.

Четвертое

Ибн Асакир приводит этот хадис в форме «я — город знания, а Али — его ворота, и кто желает знания, пусть входит в город через ворота» с таким санадом:

أَخْبَرَنَا أَبُو الْمُظَفَّرِ عَبْدُ الْمُنْعِمِ بْنُ عَبْدِ الْكَرِيمِ، وَأَبُو الْقَاسِمِ زَاهِرُ بْنُ طَاهِرٍ، قَالا: أنا أَبُو سَعْدٍ مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ الرَّحْمَنِ، أنا أَبُو سَعِيدٍ مُحَمَّدُ بْنُ بِشْرِ بْنِ الْعَبَّاسِ، أنا أَبُو لَبِيدٍ مُحَمَّدُ بْنُ إِدْرِيسَ، نا سُوَيْدُ بْنُ سَعِيدٍ، نا شَرِيكٌ، عَنْ سَلَمَةَ بْنِ كُهَيْلٍ، عَنِ الصُّنَابِحِيِّ، عَنْ عَلِيٍّ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ (ص): «أنا مَدِينَةُ الْعِلْمِ، وَعَلِيٌّ بَابُهَا، فَمَنْ أَرَادَ الْعِلْمَ فَلْيَأْتِ بَابَ الْمَدِينَةِ»

Разберем санад:

1. Абдуль Муним ибн Абдуль Карим:

Захаби в «Сейру ль-аалами ннубала», том 19, С. 623 пишет:

ابن القشيري. عبدالمنعم الشيخ الإمام المسند المعمر أبو المظفر بن الأستاذ أبي القاسم عبدالكريم بن هوازن القشيري النيسابوري

«Абдуль Муним — шейх, имам, достоверный».

2.Захид ибн Тахир:

Там же, в томе 20, С. 9 Захаби пишет о нем:

زاهر بن طاهر. ابن محمد بن محمد بن أحمد بن محمد بن يوسف بن محمد بن مرزبان الشيخ العالم المحدث المفيد المعمر مسند خراسان

«Захид ибн Тахир — шейх, знающий, хадисовед, полезный, достоверный».

3. Мухаммад ибн Абдуррахман:

Там же, в томе 18, С. 101 Захаби пишет о нем:

الكنجروذي. الشيخ الفقيه الإمام الأديب النحوي الطبيب مسند خراسان أبو سعد محمد بن عبدالرحمن بن محمد بن أحمد بن محمد بن جعفر النيسابوري

«Шейх, имам, литературовед, знаток грамматики, врач, достоверный Мухаммад ибн Абдуррахман».

4. Мухаммад ибн Башар ибн Аббас:

Там же, в томе 16, С. 415 Захаби пишет о нем:

الكرابيسي. الشيخ الصالح المسند أبو سعيد محمد بن بشر بن العباس النيسابوري البصري الاصل الكرابيسي

«Шейх, праведный, достоверный Абу Саид Мухаммад ибн Башар ибн Аббас».

5. Мухаммад ибн Идрис:

Там же, в томе 14, С. 464 Захаби пишет о нем:

أبو لبيد. الإمام المحدث الرحال الصادق أبو لبيد محمد بن إدريس بن إياس السامي السرخسي… حدث عنه إمام الأئمة ابن خزيمة وأحمد بن سلمة الحافظ

«Имам, хадисовед, правдивый Мухаммад ибн Идрис».

6. Сувейд ибн Саид:

Там же, в томе 11, С. 410 Захаби пишет о нем:

سويد بن سعيد. ابن سهل بن شهريار الإمام المحدث الصدوق شيخ المحدثين ابو محمد الهروي

«Сувейд ибн Саид — имам, хадисовед, правдивый, шейх хадисоведов».

Итак, иснад этого хадиса является полностью достоверным (сахих).

Пятое

Хаким Нейшабури приводит этот хадис и называет его «сахих«:

حَدَّثَنَا أَبُو الْعَبَّاسِ مُحَمَّدُ بْنُ يَعْقُوبَ، ثنا مُحَمَّدُ بْنُ عَبْدِ الرَّحِيمِ الْهَرَوِيُّ بِالرَّمْلَةِ، ثنا أَبُو الصَّلْتِ عَبْدُ السَّلامِ بْنُ صَالِحٍ، ثنا أَبُو مُعَاوِيَةَ، عَنِ الأَعْمَشِ، عَنْ مُجَاهِدٍ، عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَآلِهِ وَسَلَّمَ: » أَنَا مَدِينَةُ الْعِلْمِ وَعَلِيٌّ بَابُهَا، فَمَنْ أَرَادَ الْمَدِينَةَ فَلْيَأْتِ الْبَابَ

«После санада: «я — город знаний, а Али — его ворота, и тот, кто хочет города, пусть входит в него через ворота».

После хадиса он пишет:

هَذَا حَدِيثٌ صَحِيحُ الإِسْنَادِ، وَلَمْ يُخَرِّجَاهُ

«Этот хадис — сахих по иснаду (по критериям Бухари и Муслима), однако Бухари и Муслим не привели его».

Источник: «Мустадрак» Хакима, том 3, С. 137.

Для любого, кто хотел бы установить достоверность данного хадиса, одного только подтверждения его достоверности со стороны Хакима было бы достаточно, потому что он считается одним из самых авторитетных ученых суннизма в области хадисоведения, и в своем «Мустадраке» привел хадисы, достоверные по критериям Бухари и Муслима, и среди суннитских ученых принято, что если хадис признан «сахих» Хакимом, то он как будто входит в «Сахихи» Бухари и Муслима.

Шестое

Признание достоверности данного хадиса другими суннитскими учеными:

Муттаки Хинди пишет:

وقد كنت أجيب بهذا الجواب دهرا إلى أن وقفت على تصحيح ابن جرير لحديث علي في تهذيب الآثار مع تصحيح (ك) لحديث ابن عباس فاستخرت الله وجزمت بارتقاء الحديث من مرتبة الحسن إلى مرتبة الصحة — والله أعلم

«И я ответил на это (сомнения в данном хадисе) этим ответом, и я остановился на том, что он является достоверным (сахих), как говорит Ибн Джарир Табари в книге Тахзибу ль-асар, с признанием подлинности этого хадиса от Ибн Аббаса (Хакимом Нейшабури). И я сделал истихару, и после этого полностью убедился в достоверности этого хадиса, и перестал считать его хасан и стал считать его сахих».

(«Канзу ль-уммаль», том 13, С. 65).

Хатиб Багдади пишет:

قال رسول الله e الله عليه وسلم أنا مدينة العلم وعلي بابها فمن أراد العلم فليأت بابه قال القاسم سألت يحيى بن معين عن هذا الحديث فقال هو صحيح

Сказал Посланник Аллаха: «Я — город знаний, а Али — его ворота, и кто хочет знаний, пусть входит через ворота. Сказал Касим: «Я спросил Йахью ибн Муина об этом хадисе, и он сказал, что он — сахих».

(Хатиб Багдади. «Тарих багдад», том 11, С. 50).

Ибн Хаджар Аскалани пишет:

وهذا الحديث له طرق كثيرة في مستدرك الحاكم أقل أحوالها أن يكون للحديث أصل فلا ينبغي أن يطلق القول عليه بالوضع

«И этот хадис передан по многочисленным иснадам в Мустадраке Хакима. И я говорю: этот хадис обладает достоверностью, и никто не может ставить его под сомнение».

(Ибн Хаджар Аскалани. «Лисану ль-мизан», том 2, С. 122).

Джалалуддин Суюти — один из самых крупных суннитских ученых — пишет:

وأما حديث أنا مدينة العلم وعلى بابها فهو حديث حسن بل قال الحاكم صحيح

«Что же касается хадиса «я — город знаний, а Али — его ворота», то он является хасан, однако согласно Хакиму — сахих».

(«Фатава ль-хадисия», том 1, С. 192).

Таким образом, для нас с полной очевидностью стало ясно, что хадис «я — город знаний, а Али — его ворота» является сахих по суннитским критериям.

Необходимо также отметить, что, не имея возможности отвергнуть этот хадис по цепочке передатчиков, ваххабиты пытаются сделать это под тем предлогом, что якобы его матн (текст) является «странным». Так, на одном из ваххабитских форумов мы нашли следующее: «Даже если мы согласимся с тем, что соблюдено больше условий, то этот хадис крайне отвергаем со стороны матна. Среди тех, кто придумал данный хадис есть люди не знающие арабский язык. В арабском языке для человека знаний не используют термин как «Город знаний», но используют например «Море знаний»».

Видимо, Табари, Ахмад ибн Ханбал, Хаким Нейшабури, Хатиб Багдади, Ибн Хаджар Аскалани, Суюти, Муттаки Хинди — все они не знали арабский язык и никак не могли догадаться, что в арабском языке «для человека знаний не используют термин как «Город знаний», но используют например «Море знаний»».

Очевидно, об этом не знал и Абу Наим Исфахани, который не только признавал этот хадис «сахих«, но и в своих работах постоянно использовал прозвище «врата в город знаний» для Али ибн Аби Талиба! Видимо, Абу Наим Исфахани совершенно не знал арабский язык, раз допустил такое невежество!

Он пишет:

علي بن أبي طالب. وسيد القوم محب المشهود ومحبوب المعبود باب مدينة العلم والعلوم

«Али ибн Аби Талиб и господин народа (арабов) — известный как врата в город знаний».

(Абу Наим Исфахани. «Хильяту ль-аулия», том 1, С. 61).

А также подобное потрясающее невежество в области арабского языка допускал Бадруддин Айни, автор «Шарха» к «Сахиху Бухари», когда написал:

ومن خواصه أي: خواص علي، رضي الله تعالى عنه، فيما ذكره أبو الشاء: أنه كان أقضى الصحابة، وأن رسول الله، صلى الله عليه وسلم، تخلف عن أصحابه لأجله، وأنه باب مدينة العلم،

«И из особенностей Али, да будет доволен им Аллах: что он был самым справедливым из сахабов, и что он — врата в город знаний».

(«Шарх Сахиха Бухари», том 16, С. 215).

А также не ведал тонкости арабского языка, доступные нашим ваххабитам, и Алуси, у которого мы читаем:

الصدر الأول الذي حوى من الأكابر ما حوى وتصدر فيه للخلافة الراشدة على المرتضى وهو باب مدينة العلم

«…В первом ранге, который аключал в себя многих великих, и в то время Али Муртаза принял на себя халифат, и он — врата в город знаний».

(«Руху ль-маани фи тафсири ль-куран», том 1, С. 23).

Комментариев (2) Добавить комментарий ↓